Особенности взаимосвязи самооценки и самоотношения у детей подросткового возраста (Социальная психология, Российский университет дружбы народов)
|
В эмпирическом исследовании приняло участие 100 подростков в возрасте от 13 до 14,5 лет: из них 55 девочек, 45 мальчиков.
Есть приложения с результатами исследования.
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, можно поставить нужную и работа подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРСОТКОВ 6
1.1. Сущность понятия и природа самооценки и самоотношения 6
1.2. Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте 14
1.3. Формирование самоотношения у детей подросткового возраста 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ С САМООТНОШЕНИЕМ 25
2.1. Программа исследования 25
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 28
2.3. Рекомендации по формированию адекватной самооценки у подростков с разным уровнем самоотношения 38
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Есть приложения с результатами исследования.
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, можно поставить нужную и работа подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРСОТКОВ 6
1.1. Сущность понятия и природа самооценки и самоотношения 6
1.2. Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте 14
1.3. Формирование самоотношения у детей подросткового возраста 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ С САМООТНОШЕНИЕМ 25
2.1. Программа исследования 25
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 28
2.3. Рекомендации по формированию адекватной самооценки у подростков с разным уровнем самоотношения 38
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Цель исследования – изучить особенности взаимосвязи самооценки и самоотношения у детей подросткового возраста.
Объект исследования – самооценка и самоотношение.
Предмет исследования – особенности взаимосвязи самооценки и самоотношения у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют значимые взаимосвязи между самооценкой и самоотношением у подростков. Подросткам с завышенной и заниженной самооценкой свойствен низкий уровень самоотношения, подросткам с адекватной самооценкой – положительное самоотношение.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «самооценка», «самоотношение».
2. Определить особенности формирования самооценки и самоотношения в подростковом возрасте.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование по определению взаимосвязи самооценки и самоотношения у детей подросткового возраста.
4. Разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки у подростков с разным уровнем самоотношения.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа) математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1. Методика косвенного измерения системы самооценок Е.О. Федотовой.
2. «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо-Рубинштейн» В.А. Иванникова, Е.В. Эйдмана.
3. Методике ОРО В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.
Теоретическая и методологическая основа исследования представлена научными трудами Р. Бернса, Л.С. Выготского, У. Джеймса, А.Н. Леонтьева, К. Роджерса и др. Понятие «самооценка» раскрыта в научных трудах Г.С. Беляева, Р. Бернса, Ш. Бюллера, Л.С. Выготского, У. Джеймса и др. М.И. Лисина, О.В. Пекина и др. дали характеристику понятию «самооценка» относительно детей подросткового возраста. Сущность понятия «самоотношение» раскрыто в научных трудах С.Р. Пантилеева, В.В. Столина и др. Проблема формирования самооценки у детей подросткового возраста представлена в научных исследованиях О.В. Захаровой, И. Кон, Д.А. Леонтьева, Е.В. Сараевой и др. Проблемы саморазвития личности подростков раскрыта в трудах В.Г. Маралова, В.С. Мухиной и др. Особенности формирования самоотношения у детей подросткового возраста проанализированы В.М. Козубовским, Г.А. Цукерман и др.
Экспериментальная база и характеристика выборки: Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 10 подростков в возрасте от 13 до 14,5 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, а также рекомендации, разработанные на основе результатов эмпирического исследования могут быть использованы в работе школьных психологов по формированию адекватной самооценки у детей подросткового возраста с разным уровнем самоотношения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Объект исследования – самооценка и самоотношение.
Предмет исследования – особенности взаимосвязи самооценки и самоотношения у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют значимые взаимосвязи между самооценкой и самоотношением у подростков. Подросткам с завышенной и заниженной самооценкой свойствен низкий уровень самоотношения, подросткам с адекватной самооценкой – положительное самоотношение.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «самооценка», «самоотношение».
2. Определить особенности формирования самооценки и самоотношения в подростковом возрасте.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование по определению взаимосвязи самооценки и самоотношения у детей подросткового возраста.
4. Разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки у подростков с разным уровнем самоотношения.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа) математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1. Методика косвенного измерения системы самооценок Е.О. Федотовой.
2. «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо-Рубинштейн» В.А. Иванникова, Е.В. Эйдмана.
3. Методике ОРО В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.
Теоретическая и методологическая основа исследования представлена научными трудами Р. Бернса, Л.С. Выготского, У. Джеймса, А.Н. Леонтьева, К. Роджерса и др. Понятие «самооценка» раскрыта в научных трудах Г.С. Беляева, Р. Бернса, Ш. Бюллера, Л.С. Выготского, У. Джеймса и др. М.И. Лисина, О.В. Пекина и др. дали характеристику понятию «самооценка» относительно детей подросткового возраста. Сущность понятия «самоотношение» раскрыто в научных трудах С.Р. Пантилеева, В.В. Столина и др. Проблема формирования самооценки у детей подросткового возраста представлена в научных исследованиях О.В. Захаровой, И. Кон, Д.А. Леонтьева, Е.В. Сараевой и др. Проблемы саморазвития личности подростков раскрыта в трудах В.Г. Маралова, В.С. Мухиной и др. Особенности формирования самоотношения у детей подросткового возраста проанализированы В.М. Козубовским, Г.А. Цукерман и др.
Экспериментальная база и характеристика выборки: Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 10 подростков в возрасте от 13 до 14,5 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, а также рекомендации, разработанные на основе результатов эмпирического исследования могут быть использованы в работе школьных психологов по формированию адекватной самооценки у детей подросткового возраста с разным уровнем самоотношения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Проведенный теоретический анализ подходов к проблеме самооценки показал, что в развитии личности самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня развития личности. Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Потребность в формировании самооценки у детей подросткового возраста возникает в жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность в самооценке для того, чтобы найти свое место в коллективе сверстников.
Самооценка подростков формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания личности о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания подростком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.
Самоотношение – это специфика отношения личности к собственному «Я». Самосознание старшеклассника развивается в следующих аспектах: формирование самооценки (включая оценивание своей внешности, качества психических процессов, характера и конституции); анализ уровня притязаний (высокий, низкий, адекватный); анализ и формирование самоотношения (положительного, нейтрального, отрицательного); анализ и формирование совокупности вероятных личных целей и предпочтений в системе межличностных отношений.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Результаты эмпирического исследования позволяют заключить, что существуют значимые взаимосвязи между самооценкой и самоотношением у подростков. Подросткам с завышенной и заниженной самооценкой свойствен низкий уровень самоотношения, подросткам с адекватной самооценкой – положительное самоотношение. Следовательно, для того чтобы сформировать положительное самоотношение у подростков необходимо повышать их самооценку.
По результатам проведенного исследования была разработана программа «Путь к себе» по формированию адекватной самооценки у подростков с разным уровнем самоотношения, в ходе которой задействуются когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Развитие каждой из этих составляющих может быть поставлено в качестве частной задачи психологического тренинга для подростков с заниженной или завышенной самооценкой и с низким уровнем самоотношения.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Потребность в формировании самооценки у детей подросткового возраста возникает в жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность в самооценке для того, чтобы найти свое место в коллективе сверстников.
Самооценка подростков формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания личности о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания подростком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.
Самоотношение – это специфика отношения личности к собственному «Я». Самосознание старшеклассника развивается в следующих аспектах: формирование самооценки (включая оценивание своей внешности, качества психических процессов, характера и конституции); анализ уровня притязаний (высокий, низкий, адекватный); анализ и формирование самоотношения (положительного, нейтрального, отрицательного); анализ и формирование совокупности вероятных личных целей и предпочтений в системе межличностных отношений.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Результаты эмпирического исследования позволяют заключить, что существуют значимые взаимосвязи между самооценкой и самоотношением у подростков. Подросткам с завышенной и заниженной самооценкой свойствен низкий уровень самоотношения, подросткам с адекватной самооценкой – положительное самоотношение. Следовательно, для того чтобы сформировать положительное самоотношение у подростков необходимо повышать их самооценку.
По результатам проведенного исследования была разработана программа «Путь к себе» по формированию адекватной самооценки у подростков с разным уровнем самоотношения, в ходе которой задействуются когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Развитие каждой из этих составляющих может быть поставлено в качестве частной задачи психологического тренинга для подростков с заниженной или завышенной самооценкой и с низким уровнем самоотношения.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Определение взаимосвязи уровня социального интеллекта и акцентуаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2024 - КОНЦЕПЦИЯ «ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ» В.Н. МЯСИЩЕВА И ЕЁ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ, НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - КОНЦЕПЦИЯ «ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ» В.Н. МЯСИЩЕВА И ЕЁ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ, НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИКО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Исследование отношения к себе и к моде у молодежи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ И ДЕСТРУКТИВНОСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Развитие мотивации достижения успеха у подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019



