ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ВЛИЯНИЕ МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ НА ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПИСКИ» 10
ГЛАВА 2.ЖУРНАЛ «ЧИСЛА»: АВТОРЫ, ТЕМАТИКА, ДИСКУССИИ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
После революции 1917 года множество людей из-за тяжелой обстановки, сложившейся в стране, были вынуждены покинуть родину. Крупнейшими центрами русской эмиграции стали Харбин, Париж, Берлин, Прага. В Париже был целый квартал, заселенный нашими соотечественниками и названный русским Монпарнасом.
Во Франции нашли приют многие знаменитые мастера русского слова: И.А. Бунин, А.И. Куприн, Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев, Д.С. Мережковский, А.М. Ремизов, М.А. Осоргин, М.А. Алданов, Е.И. Замятин. Также здесь обосновались бывшие сотрудники журнала «Сатирикон»: Н.А. Тэффи, Дон Аминадо, А.Черный. Поэзия была также широко представлена именами К.Д. Бальмонта, З.Н.Гиппиус, В.Ф. Ходасевича, М.И.Цветаевой, Г.В.Адамовича, Г.В.Иванова, И.В. Одоевцевой, Н.А.Оцупа и другими.
Здесь же открылся талант писателей и поэтов «незамеченного поколения». Среди них - Н.Н.Берберова, В.С.Варшавский, Г.И.Гадзанов, Г.Н.Кузнецова, Ю.В. Мандельштам, Б.Ю. Поплавский, Ю.К. Терапиано, Ю. Фельзен, Л.Д.Червинская, В.С. Яновский.
В Париже русские эмигранты выпускали большое количество периодических изданий. Наиболее известными среди них были «Последние новости», «Возрождение», «Современные записки» и «Числа». Однако до сих пор остается непроясненной роль молодого поколения русских писателей-эмигрантов в создании феномена литературы русского зарубежья. Наиболее яркие и талантливые из них печатались в основном в двух крупнейших литературных журналах «Современные записки» и «Числа».
Актуальность работы заключается в связи тематики и проблематики работы с одним из современных направлений отечественного литературоведения, изучающего феномен литературы русского зарубежья, в необходимости рассмотрения роли молодых писателей в творческом содержании журнала «Числа» и «Современные записки», в исследовании их влияния на литературную и культурно-общественную жизнь русской эмиграции 1930-х годов.
Современные записки» (1920-1939) стал самым известным литературно-художественным журналом эмиграции. В первом выпуске в рубрике редактора говорилось о цели выпуска издания: «Нашему журналу суждено выходить в особо тяжких для русской общественности условиях: в самой России свободному, независимому слову нет места, а здесь, на чужбине, сосредоточено большое количество культурных сил, насильственно оторванных от своего народа, от действенного служения ему. Это обстоятельство делает особенно ответственным положение единственного сейчас большого русского ежемесячника за границей. «Современные записки» открывают, поэтому широко свои страницы, - устраняя вопрос о принадлежности авторов к той или иной политической группировке, - для всего, что в области художественного ли творчества, научного исследования или искания общественного идеала представляет объективную ценность с точки зрения русской культуры. Редакция полагает, что границы свободы суждения авторов должны быть особенно широки теперь, когда нет ни одной идеологии, которая не нуждалась бы в критической проверке при свете совершающихся грозных событий» [1, с..26].
В журнале печатались стихотворения и мемуарные очерки, здесь были опубликованы произведения Г.В.Адамовича, К.Д.Бальмонта, Н.Н.Берберовой, И.А.Бунина. Статьи о литературе и искусстве, библиографические обзоры и рецензии принадлежали первым лицам русской эмигрантской литературы и критики: Г.В.Адамовичу, А.Л.Бему, З.А.Гиппиус, Б.К.Зайцеву, Н.А.Оцупу и др.
«Современные записки» - литературный журнал русской эмиграции, выходивший в Париже в 1920-1940 годах двадцатого века. Редакция журнала смогла привлечь к сотрудничеству всех известных писателей и поэтов.
В этом журнале были опубликованы главные произведения И.Бунина, Б.Зайцева, М.Алданова, В.Набокова, написанные в межвоенное двадцатилетие. Регулярно печатались Д.Мережковский, З.Гиппиус, А.Ремизов, М.Осоргин и И.Шмелев.
Журнал придерживался русских духовных и культурных традиций. Издатели поддерживали молодых писателей и поэтов, но резкие вещи, содержащие оценки людей или явлений не печатали. Например, при публикации романа В.В.Набокова «Дар» была опущена глава про Н.Г. Чернышевского.
В 1940 году при оккупации Парижа издание перестало существовать. Преемником «Современных записок» стал «Новый журнал» (Нью-Йорк).
Наряду с этим авторитетны изданием заметный след в истории русской литературы и литературном процесс Русского Зарубежья оставил журнал «Числа» (1930-1934), ставший лучшим довоенным литературно-художественным изданием и ярчайшим явлением в общественно-культурной жизни русской эмиграции 1930-х годов.
За пять лет существования «Чисел» вышло десять номеров. Сначала редакторами были Н.Г. Рейзини и И.В. де Манциарли, а затем - Н.А.Оцуп. В издании часто печатались произведения молодых талантливых авторов. Направление деятельности «Чисел» определяли «петербургские поэты». Вокруг них сложилась так называемая «парижская школа».
Это было великолепное издание с множеством гравюр и репродукций, с рисунками известных художников, а также статьями о живописи, музыке, театре и кинематографе. Тексты печатались с учетом старой орфографии, что было протестом против реформ в послереволюционной России.
Основной темой своего творчества авторы «Чисел» выбрали проблему самоценности человеческого бытия. Журнал не писал о политике. Писатели считали, что общественные новости будут отвлекать от других более важных вещей.
Материалом исследования послужил архив журнала «Числа» и «Современные записки», а также литературно-художественные и литературно-критические материалы журналов, в том числе стихотворения Н.А.Оцупа, В.А.Злобина, Н.Н. Берберовой, проза М.А.Алданова, В.В. Набокова, М. Агеева.
Цель работы состоит в рассмотрении творчества молодых писателей в авторитетных журналах русского зарубежья «Современные записки» и «Числа».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть тематику и проблематику произведений молодых писателей в журналах «Числа» и «Современные записки»;
- охарактеризовать отзывы современников о журнальных публикациях молодых поэтов и прозаиков;
- раскрыть характер полемики по поводу роли журналов в общественно-культурной жизни русского зарубежья;
- провести сравнительную характеристику изданий, выявить их сходства и различия в ракурсе творчества молодого поколения эмиграции;
- рассмотреть журналы как проявление стиля жизни русского зарубежья, как соавторство издателя, писателя, художника, мецената.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые осуществляется комплексное исследование творчества молодых писателей эмиграции, представленное в журналах «Современные записки» и «Числа», впервые дается подробная характеристика художественным, историко-литературным, критическим, публицистическим материалам изданий, проводится их сравнительный анализ, доказывается значительное влияние молодой эмигрантской литературы на культурную жизнь русского зарубежья.
Методика работы базируется на структурно-типологическом, сравнительном, текстологическом видах анализа.
Практическая значимость работы заключается в использовании ее материалов в практике вузовского и школьного преподавания русской литературы ХХ века, литературы русского зарубежья, в написании комментариев к изданиям произведений писателей молодого поколения русской эмиграции.
Апробация результатов исследования. Результаты настоящего исследования были опубликованы и получили положительную оценку на Всероссийской студенческой научной конференции «Державинские чтения (2016, 2017, 2018), на международной научной конференции «Славянский мир: духовные традиции и словесность» (Тамбов, 2016, 2017, 2018).
По результатам исследования опубликованы 3 научные статьи.
Структура работы включает в себя Введение, две главы («Влияние молодых писателей на литературно-художественное содержание журнала «Современные записки», «Журнал «Числа»: Авторы, тематика, дискуссии»), Заключение, Список использованных источников, состоящий из 60 наименований.
После революции 1917 года множество русских людей, в том числе писателей, не смирившихся с изменениями, произошедшими на Родине, покинули Россию. Крупнейшим центром русского рассеяния стал Париж, в котором была сосредоточена основная литературная жизнь эмиграции.
Одним из величайших достояний нашего культурного наследия является литература русского зарубежья. Многие десятилетия огромное количество ценных произведений находились вне зоны доступа граждан проживающих на родине писателей. Жизнь и творчество помогали людям выразить свою тоску по Родине и обрести новые силы.
Одним из периодических изданий, публикуемых в Париже, стал журнал «Современные записки». Он являлся духовным наследником «Отечественных записок». В нем было пять разделов: исторический, экономический, политический, критико-библиографический, литературный.
Журнал следовал традициям, поэтому предпочтение отдавалось литературным материалам. Писатели и поэты очень любили публиковаться в нем, несмотря на то, что часто приходилось это делать бесплатно из-за нерегулярного финансирования.
Известные имена здесь соседствовали с именами «младших» писателей и поэтов: М.А. Алданова, В.В. Набокова, Н.Н. Берберовой, В.А.Злобина.
В 1930 году вышел первый выпуск журнала «Числа». Название его вероятно связано с библейской книгой «Чисел» пророка Моисея. Первым редактором стала И.В. деМанциарли (доктор теософических наук) в соавторстве с Н.А.Оцупом. С пятого выпуска Н.А.Оцуп стал единственным редактором издания.
Н.А.Оцуп - поэт и редактор, являлся создателем «петербургского цеха» поэтов. Публиковал свои стихотворения в журнале, писал статьи. Именно благодаря ему термин «серебряный век» прочно вошел в историю литературы. В журнале было несколько разделов: прозаический,
поэтический, библиографический, статьи посвященные живописи и музыке. Тексты печатались, учитывая старую орфографию. Это был протест против реформ послереволюционной России. Писали на русском языке.
В издании печатались тексты молодых талантливых авторов. Они входили в состав «парижской» школы. Представителями ее были Д.М. Кнут, В. А.Мамченко, Г. О.Раевский, Ю.К. Терапиано и т.д.
Второе название группы молодых поэтов было «парижская нота». Термин принадлежит Б.Ю. Поплавскому, им он характеризует душевное состояние художников слова: торжественное, но то же время печальное и безнадежное. Молодые поэты черпали вдохновение в поэзии М.Ю. Лермонтова. Также на них оказывали влияние европейские писатели и поэты Ш.Бодлер, П.Верлен, Г.Аполлинер и т.д.
В первом номере журнала Г.Адамович поднял вопрос о Востоке и Западе, но молодым писателям уже непонятны были споры славянофилов и западников, они чувствовали лишь одиночество и страх перед будущим.
Старшее поколение литераторов скептически относилось к новому изданию из-за того, что И.В.деМанциарли пыталась продвигать теософические идеи в нем, но после ее ухода ситуация наладилась.
В «Числах» начали печататься многие молодые писатели - Г.И.Газданов, Ю.Фельзен, В.С.Варшавский, В.Я.Яновский и др., а также и молодые поэты, появившиеся позднее.
Анализируя творчество молодых писателей и поэтов, критики находили упоминания о А.С.Пушкине и М.Ю.Лермонтове. Творчество М.Ю. Лермонтова оказало большое влияние на Ю.Фельзена и отразилось в его романной трилогии «Обман», «Счастье», «Письма к Лермонтову». Романы построены в форме дневников главного героя, который всю жизнь любил одну женщину. Прототипом главного героя является персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Г.А.Печорин, прототипом Б.Ильичевского - юнкер Грушницкий.
Лермонтов был близок эмигрантам своим восприятием мира, творческими мотивами, поэтикой. Осмысление его произведений помогает понять произведения молодых писателей первой волны эмиграции.
Наследие А.С.Пушкина прослеживается в стихотворениях В.С.Булич.
Журнал откликался на все литературные события. Он печатает отчеты о собраниях литературных объединений: «Зеленой Лампы», «Союза молодых поэтов и писателей», «Перекрестка», «Кочевья», устраивает литературные вечера и творческие встречи писателей и поэтов.
Одним из самых интересных разделов в этом издании был раздел искусства. В нем было опубликовано множество статей о музыке, живописи, балете, театральных постановках. Печатались репродукции картин известных художников.
Из русских художников к работе в журнале были привлечены Н.С. Гончарова, Л.В. Зак, М. Ф.Ларионов, И.А. Пуни, Х.С. Сутин, К.А.Терешкович, М.З.Шагал, А.Е. Яковлев. Печатались копии картин Э.Делакруа, А.Дерена, Э.Мане, А.Модильяни, П. Пикассо, Ф. Писсарро, П. Ренуара, Ж. Руо.
Периодически редакция устраивала опросы на актуальные темы, которые обязательно были связаны с Россией и русскими людьми.
В первом номере был опубликован опрос об отношении современных писателей и поэтов к творчеству М.Пруста. Ответы давались в основном положительные, только В.В.Набоков отказался отвечать, сославшись на некорректно составленные вопросы, хотя это был его любимый писатель. Не менее популярным был Дж. Джойс. Многие постоянные авторы «Чисел» были настолько восхищены им, что даже печатали заметки о случайных встречах с ним в библиотеке.
Но все-таки больше эмигранты предпочитали творчество М.Пруста. Их притягивали мотивы одиночества и «отсутствие» времени, ведь это были основные страхи людей, живших в эмиграции.
Также журналом проводились опросы об упадке современной эмигрантской литературы, месте В.И. Ленина в историческом процессе, отношении к живописи и т.д.
Основной темой своего творчества авторы «Чисел» выбрали проблему самоценности и человеческого бытия.
Редакция «Чисел» проводила литературные вечера, куда кроме молодежи приглашались писатели старшего поколения, чтобы передать свой опыт и сохранить преемственность поколений. Главной темой обсуждения была судьба эмигранта на чужбине и страх перед неизвестным будущим. Этот тип эмигранта прекрасно изображен в романах Б.Ю.Поплавского «Аполлон Безобразов» и «Домой с небес».
В каждом номере «Чисел» помещались заметки о произведениях зарубежной литературы. Г.Адамович писал о Ш.Бодлере, Б.Поплавский о Дж.Джойсе.
Одним из главных открытий журнала стало имя М. Агеева и его знаменитый «Роман с кокаином», с которым до сих пор связано немало загадок. В работе впервые собраны все имеющиеся на сегодняшний день сведения об истории публикации произведения и отклики современников.
В повести через внутренний мир героя М. Агеев пытался показать кризис человеческой личности в начале ХХ века. В течение всего произведения происходит становление личности подростка, формируется алчность, жажда наживы, распущенное поведение. Герой «Романа с кокаином» также любит деньги, при этом, даже не пытаясь заработать их, также для него характерно раздвоение чувственного и духовного начал.
В 1933 г. в Варшаве на вечере , посвящённом журналам эмиграции З.Н.Гиппиус произнесла речь, посвящённую журналам «Современные записки» и «Числа». В ней она пытается провести сравнительную характеристику этих двух изданий.
Оба журнала литературные издания, освещающие не только литературные новинки русской эмиграции, но и политические события , происходящие в мире.
Несмотря на то, что эти два журнала противопоставляют себя друг другу в них намного больше сходства, чем кажется на первый взгляд. «Современных записок» вышло пятьдесят номеров, а «Числа» сравнительно молодой журнал. Создатели этого журнала хотят отражать все новые веяния и давать дорогу молодым авторам, в то время как их соперники отдают предпочтения признанным литературным мастерам.
«Современные записки» широко освещают общественные события, а «Числа» освещают вопросы этики и искусства. Оба эти издания стремятся к одному и тому же. Они сохраняют литературные традиции «Русского Богатства», «Заветов», «Отечественных записок», «Миров Искусств», «Золотых Рун», «Аполлона» и т.д.
Молодые писатели и поэты стремятся показать, что они являются эмигрантами «нового поколения» , а опытные мастера с иронией относятся к этому и называют их «поэмигрантами»
Но всё-таки и те и другие делают одно большое доброе дело - сохраняют наше богатое культурное наследие и этим они очень похожи.
Таким образом, журналы «Современные записки» и «Числа» оказали большое влияние на развитие литературы русского зарубежья. Они помогли сохранению культурных традиций, осмыслению и пониманию эмигрантской жизни, проявиться талантам русских молодых авторов и продемонстрировать новые подходы к литературному творчеству.
1. Агеносов, В.В. Литература русского зарубежья / В.В. Агеносов. - М.: Терра, Спорт, 1998.— 543 с.
2. Алданов, М.А. Святая Елена, маленький остров (Окончание) [Роман:Гл. УП-ХУШ] // Современные записки. -1921. -Кн. IV. -С. 85-97.
3. Алданов, М.А. Письма А.П. Чехова к О.Л. Книппер-Чеховой. Берлин: Слово, 1924 / М. Алданов // Современные записки. -1924. -Кн. ХХ. Критика и библиография. -С. 423-427.
4. Алданов,М.А. Сперанский и декабристы /Марк Алданов// Современные записки. -1924. -Кн. XXVI .- С. 224-315.
5. Берберова, Н.Н. «Наше сердце» /Нина Берберова// Современные записки. -1933.- Кн. LI. -С. 179-181.
6. Берберова, Н.Н. «Лирическая поэма» /Нина Берберова// Современные записки. -1927. -Кн. XXX .- С. 221-225.
7. Берберова, Н.Н. «Перед разлукой горестной и трудной...» / Нина Берберова // Современные записки. -1924. -Кн. ХХ. -С. 224-228.
8. Берберова, Н.Н. «Вечная память» /Нина Берберова// Современные записки. -1928. -Кн. XXX V .- С. 236-239.
9. Берберова, Н.Н.Курсив мой / Н.Н. Берберова. -М.:АСТ,2015. —720 с.
10. Бунин, И.А. Жизнь Арсеньева / И.А. Бунин. -М.,1989. —150 с.
11 Вишняк,М.В. "Современные записки". Воспоминания редактора. - СПб.: Logos; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. -678 с.
12. Вокруг редакционного архива «Современных записок» (Париж, 1920—1940) / под ред. О. Коростелева и М. Шрубы. -М.: Новое литературное обозрение, 2010. -С.215-230.
13. Дон-Аминадо. [Шполянский А.П.] Друзья «Современных записок» // Последние новости. -1932. -29 ноября. -№ 4269.-С.3-11.
14. Журналистика русского зарубежья XIX-XX веков / Н.Л. Волковский, Л. П. Громова и др.; под ред. Г. В. Жиркова. - СПб., 2003.- 975 с.
15.Злобин,В.А.«Ночью» /Владимир Злобин// Современные записки. - 1934.- Кн. XLVI . -С. 201-202.
16. Литература русского зарубежья. Антология: в 6 т. Т.1. Книга вторая 1920-1925. -М.: "Книга", 1990. —700 с.
17. Набоков, В.В. Россия («Под окном моим, ночью, на улице.») / В. Сирин // Современные записки. -1922. -Кн. XI. -С. 142-143.
18. Набоков, В.В. «Университетская поэма» /Владимир Набоков // Современные записки. -1927. -Кн. XXXIII . -С. 223-225.
19. Ларин, С. «Книги Алданова будут читать...»//Новый мир. —1989.— N 4.- С. 252-260.
20. От редакции // Современные записки. -1920. -Кн. 1. -С. 3-4.
21. Полетаева, Н.В. «Современные записки» // Литературная энциклопедия русского зарубежья: 1918-1940: в 2 т. Т. 2. Периодика и литературные центры. -М.: РОССПЭН, 2000.-653 с.
22. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века / под общ.ред. В.В. Шелохаева.—1698 с.
23. Рябцев, Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. Первая половина ХХ века. -М: Владос, 2003. — 384 с.
24. Словарь поэтов русского зарубежья / под ред. В. Крейда. - СПб.: РХГИ, 1999. -272 с.
25. «Современные записки». Сводный каталог периодики русского зарубежья // URL: http://www.emigrantica.ru/item/satirikon-1931.
26. Шмелёв, И.С. Собр. соч.. Т. 7 / И.С.Шмелёв. - М.: Изд-во «Русская книга»,1999.-723 с.
27. Адамович, Г.В. «Числа». Книга четвертая / Г. Адамович // Последние новости. - 1931. - 13 февраля. - № 3614.-С.5-15.
28. Адамович, Г.В. «Числа». Книга десятая / Г.Адамович // Последние новости. - 1934. - № 4844.-С.2-12.
29. Андреева, В. Время «Чисел» // Гнозис. -1979. -№ 5-6.-С. 3-15.
30. Бахрах, А. Н.Оцуп / А. Бахрах // Мосты. - № 9. - 1962.-С.35-37.
31. Варшавский, В.С. Незамеченное поколение / В.С. Варшавский. - М.: Русский путь, 2010. -544 с.
32. Вокруг «Чисел» [тематический выпуск журнала] // Литературное обозрение. -1996. -№ 2.-С. 325-354.
33. Гиппиус З.Н. Собр. соч. Т. 13 / З.Н.Гиппиус; сост., подг. текста, коммент., ук. имен А.Н.Николюкина и Т.Ф.Прокопова. - М.: Изд-во «Дмитрий Сечин», 2012.— 656 с.
34. Калугина, О.В. Споры о новом искусстве в журнале символистов «Весы» / О.В. Калугина // Журнал РГУ. - 2001. - № 3.-С.1-3.
35. Костиков, В.В. Не будем проклинать изгнанье... / В.В. Костиков. - М.: Международные отношения,1990.-С.235.
36. Крейд, В. Что такое «парижская нота»? / В. Крейд // Слово^о^. - 2004. - № 43.-С.43-48.
37. Летаева, Н.В. Оппозиция «Пушкин-Лермонтов» на страницах журнала Русского Зарубежья «Числа» / // Вестник Новгородского государственного университета. - 2015.-№84. -С.35-40.
38. Литовцев, С.Л. «Числа» [№ 5] / С.Л. Литовцев // Последние новости. - 1931. - № 3753.-С.3-7.
39. Львов, Л. Беллетристика «Чисел» (кн. 2-3) / Л. Львов // Россия и славянство. - 1930. - № 97.-С.3-5.
40. Манциарли, И.В. Н.А.Оцуп. От редакции / И.В. Манциарали // Числа. - 1930. - № 1.-С.5-11.
41. Мельников, Н. «До последней капли чернил.». Владимир Набоков и «Числа» / Н. Мельников // Литературное обозрение. - 1996. - № 2.-С.73-78.
42. Менегальдо, Е. «Двуликий роман». Проза Бориса Поплавского / Е. Менегальдо // Новый журнал. - 2011. - № 262.-С.78-87.
43. Мекш, Э.Б. Двинский писатель Арсений Формаков в парижском журнале «Числа». Российская интеллигенция на родине и в зарубежье: Новые документы и материалы / Э.Б. Мекш. - М., 2001.-С.176-180.
44. Мережковский, Д.С. Около важного (О «Числах») / Д.С. Мережковский // Меч. - 1934. - № 13/14.-С.3-5.
45. Мокроусов, А. «Поклонение, столь мало похожее на любовь.» Марсель Пруст и «Числа» / А. Мокроусов // URL: https://docviewer.yandex.ru.
46. Набоков, В.В. Другие берега / В.В. Набоков. - М.: Азбука, 2014.— 424 с.
47. Н. З-ов. Числа IX. Париж / Н.А. Щеголев // Чураевка. - 1933. - № 4 (10).-С.4-8.
48. Одоевцева, И.В. На берегах Сены / И.В. Одоевцева. - М.: Худож.лит., 1989.- 332 с.
49. Осоргин, М. А. «Числа» [№ 6] / М.А. Осоргин // Последние новости. - 1932. - № 4117.-С.2-14.
50. Оцуп Н.А. Современники/ Н.А. Оцуп. Париж, 1961. - 237 с.
51. Седлер, А.А. «Числа» Центр русской молодой эмиграции / А.А. Седлер // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - №35. -С.93-100.
52. Серков, А. И. «Сорбоннисты» и «архивисты», или Ещё раз об авторстве «Романа с кокаином» / А.И. Серков // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 24.-С.45-53.
53. Сконечная, О. «Я» и «Он»: о присутствии Марселя Пруста в русской прозе Набокова / О. Сконечная // Старое литературное обозрение. - 2001. - №1.-С.45-56.
54. Слоним, М. Новый эмигрантский журнал («Числа» №1.Париж,1930) / М. Слоним // Воля России. - 1930. - № 3.-С.299-309.
55. Терапиано, Ю. Встречи. Воспоминания / Ю. Терапиано. - Нью- Йорк: Изд. им. Чехова, 1953.- 204 с.
56. Урбан, Т. Набоков в Берлине / Т. Урбан. - М.: Аграф, 2004.- 240 с.
57. Федотов, Г.П. О парижской поэзии / Г.П. Федотов // Ковчег. - 1942. - № 1.-С.232-238.
58. Ходасевич, В.Ф. Ф.Книги и люди: «Числа», № 7-8 / В.Ф. Ходасевич // Возрождение. - 1933. - № 2774.-С.3-7.
59. «Числа». Сводный каталог периодики русского зарубежья // URL: http://www.emigrantica.ru/item/satirikon-1931.
60..Яновский, В.С. Поля Елисейские: Книга памяти / В.С. Яновский. - М.: Астрель, 2012. -300 с.