Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Работа №60288

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы стиля научной прозы 8
1. Общая характеристика стиля научной прозы 8
2. Проникновение эмоционально-оценочных элементов в научную
литературу 11
3. История вопроса 15
4. Определение сущности понятия «синтаксический параллелизм» 20
5. Разновидности синтаксического параллелизма 22
5.1. Хиазм 22
5.2. Анафора 23
5.3 Эпифора 24
Выводы по Главе 1 25
Глава II. Синтаксический параллелизм как способ организации научного текста 27
1. Особенности синтаксического параллелизма научной прозы 29
1.1. Полный параллелизм 29
1.2. Частичный параллелизм 31
2. «Размеры» параллелизма научной прозы 32
2.1. Микропараллелизм 33
2.2. Макропараллелизм 33
3. Функции синтаксического параллелизма в научной прозе 36
3.1. Функция перечисления 36
3.2. Функция сопоставления и уточнения 38
3.3. Функция противопоставления 40
3.4. Функция выражения авторской оценки 41
3.5. Функция аргументации 43
3.6. Функция описания 44
Выводы по Главе II 46
Заключение 48
Библиография 51
Список использованных словарей 55
Список источников фактического материала 56
Приложение

Тема данного исследования посвящена проблемам функциональной стилистики. Объектом исследования является функциональный стиль научной прозы. Предметом исследования служит синтаксический параллелизм как один из способов организации научного текста.
Исследование стилистических особенностей научной прозы относится к одной из важных проблем адекватного понимания сущности языковых особенностей текстов научного характера.
Известно, что наука стремится выявить объективную природу предмета, показать, каким он является вне и независимо от человека, его эмоций, желаний. Поэтому «стилеобразующим началом всех научных работ является логическая последовательность изложения, ориентация не на эмоционально - чувственное, а прежде всего на логическое восприятие, стремление к максимальной объективности» (Кудасова 1975: 23). В связи с этим нередко высказывается мысль о том, что образные, стилистические средства, в которых, как известно, значителен элемент субъективного, индивидуального и, следовательно, эмоционально-оценочного, могут повредить ясности изложения, точному и систематическому освещению научных вопросов.
Но мышление и его языковое выражение даже на самом абстрактном уровне не может быть совершенно лишено оценочное™, воображения, интуиции и экспрессии. В силу единства языка и мышления это непременно находит выражение в стиле речи, в языке. Поэтому стилистические средства, как проявление оценочной деятельности сознания, не могут быть полностью устранены из научного изложения. Выясняя взаимосвязь материального мира, доказывая определенные положения, гипотезы, излагая научные вопросы в целях определения и объяснения явлений природы и общественной жизни, оценивая работу своих коллег, ученый привносит, наряду с логической констатацией факта, свою собственную субъектно-чувственную оценку, неразрывно связанную с эмотивностью, образностью, экспрессией, что обусловлено представлением человеческого мышления как единства логического и чувственного познания действительности.
Помимо внесения в научный текст эмоциональных элементов, использование некоторых стилистических приемов имеет также существенную семантическую нагрузку, раскрывая, дополняя и уточняя существующие понятия. Использование стилистических приемов помогает передать определенную информацию, является действенным средством возбуждения мыслительной деятельности и воображения читателя.
Синтаксический параллелизм - лишь один из ряда синтаксически характерных способов организации научной прозы, но его выбор для анализа стилистических характеристик научной прозы не является случайным: общая синтаксически спаянная система синтаксиса научной прозы, сведение в одну систему нескольких предложений как грамматически самостоятельных единиц, способность к автономной актуализации, логическая спаянность синтактико-семантических элементов - все эти черты получают четкое выражение в синтаксической организации параллелизма.
Несмотря на то, что сфера функционирования синтаксического параллелизма в английском языке весьма обширна (поэтическая речь, художественная литература, разговорная речь, научная проза), синтаксический параллелизм изучен в основном на материале поэтических и художественных произведений. Это неудивительно, так как художественная речь использует параллелизм шире, разностороннее и разнообразнее, чем научная проза.
На материале же английской научной прозы синтаксический параллелизм, особенности его функционирования еще недостаточно изучены. Интерес к данной проблеме и обусловил тему данного исследования «Синтаксический параллелизм как способ организации научного текста».
Целью данного исследования является изучение особенностей синтаксического параллелизма и его функций в научной прозе.
Цель диктует решение следующих задач:
1. Изучение лингвистической литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотрение истории вопроса.
3. Выявление сущности понятия «синтаксический параллелизм».
4. Определение характерных особенностей синтаксического
параллелизма.
5. Раскрытие функций, выполняемых синтаксическим параллелизмом в научной прозе.
В процессе исследования использовались следующие методы:
1. Описание.
2. Анализ.
3. Классификация.
Теоретическую базу работы составили концепции, разработанные лингвистами Ильей Романовичем Гальпериным, Марией Дмитриевной Кузнец, Раисой Васильевной Скляренко, Ниной Марковной Разинкиной (Гальперин 1976; Кузнец 1960; Скляренко 1987; Разинкина 1978).
Материалом исследования послужили тексты как естественнонаучного, так и гуманитарного профиля. Естественнонаучные дисциплины представлены такими областями знания, как астрономия, генетика, экология, экономика, информатика; гуманитарные - психологией.
Дипломная работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Библиографии и Приложения.
Введение включает в себя обоснование выбора темы, цель и задачи исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические проблемы, связанные основами стиля научной прозы и определением сущности понятия «синтаксический параллелизм».
Вторая глава посвящена рассмотрению структурных особенностей параллелизма и специфики его функционирования в научной прозе.
Далее следуют Заключение, Библиография и Приложение.
В Приложение вынесены примеры, иллюстрирующие разновидности, структурные особенности и особенности функционирования параллелизма в научной прозе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей работе мы рассмотрели особенности синтаксического параллелизма и его функционирование в современной научной прозе.
Даже на самом абстрактном уровне мышление и его языковое выражение не может быть лишено оценочности. Этим и объясняется тот факт, что стилистические средства не могут быть совершенно устранены из языка научного изложения. Использование этих средств является допустимым фактом, а не обязательной чертой научных произведений. Помимо экспрессивных задач, употребление стилистических приемов имеет также существенную семантическую нагрузку, так как раскрывают, дополняют и уточняют существующие понятия.
В процессе своего развития синтаксис научной прозы претерпел значительные изменения. Характерной чертой синтаксиса научной прозы XVI в. является наличие в ней значительного количества сложносочиненных и сложноподчиненных предложений большой длины. Здесь мы впервые встречаемся с элементами экспрессивного синтаксиса. Позднее, в XVII в., эти громоздкие структуры становятся более упорядоченными за счет использования некоторых средств, в том числе параллелизма. В XVIII в. произошло становление абзаца как единицы синтаксической организации текста, и развернутый синтаксический параллелизм стал использоваться для объединения целого ряда абзацев. В дальнейшем, в XIX-XX вв., употребление параллелизма в научной прозе было несколько ограничено и приобрело специфические черты.
В определении синтаксического параллелизма мы придерживаемся мнения исследователей, которые рассматривают его как семантико-структурное единство, состоящее минимально из двух компонентов, которые характеризуются синтаксической тождественностью и логико-смысловой общностью.
Анализ синтаксического параллелизма позволил выделить три основные его разновидности: хиазм (воспроизведение структуры и лексического состава предыдущего предложения, сопровождающееся изменением синтаксических связей между повторяющимися членами предложения), анафору (употребление лексически тождественных членов в начале двух или нескольких относительно законченных отрезков речи), эпифору (употребление тождественных элементов в исходе).
Синтаксический параллелизм научной прозы может быть как частичным (основанным на повторе некоторых частей последовательных предложений), так и полным (характеризующимся идентичной синтаксической структурой последовательных предложений).
В современной научной прозе синтаксический параллелизм может организовывать малые формы, когда речь идет о параллелизме в рамках одного предложения - микропараллелизм -, и крупные формы, в которых параллелизм образует ряд самостоятельных или придаточных предложений - макропараллелизм.
В современной научной прозе усилилась тенденция использовать синтаксически параллельные конструкции для организации такого крупного речевого отрезка высказывания, каким является абзац. Параллельные конструкции сами по себе выделяются на общем фоне текста. Когда же речь идет о целом абзаце, построенном на параллелизмах, то такой абзац становится центром высказывания, приобретает интеллектуально-логический характер, чем подчеркивается его особая смысловая значимость.
Анализ примеров, взятых из научной литературы, позволил сделать вывод, что синтаксический параллелизм в научной прозе выполняет целый ряд стилистических функций: перечисления, сопоставления и уточнения, противопоставления, выражения авторской оценки, аргументации и описания. Параллелизм в функции выражения авторской оценки, как правило, сохраняет четкую ритмическую организацию, что является средством дополнительного эмоционального воздействия, вполне совместимого с выражением индивидуальной оценки, в то время, как параллелизм, выполняющий другие функции, оказывается, нарушенным (частичным).
Таким образом, в современной научной прозе мы наблюдаем две тенденции: одна связана со стремлением авторов научных работ нарушить повторяемость рисунка параллелизма, в то время как другая связана с намеренным внесением четкой ритмической организации в высказывание. Первая тенденция наблюдается в основном в монографиях, журнальных статьях, вторая - в рецензиях, статьях, имеющих публицистическую направленность. Данные две тенденции указывают на различное синтаксическое и лексическое оформление параллелизмов, обусловленное различными функциональными заданиями.
Приведенный анализ особенностей синтаксического параллелизма, его функционирования в научной прозе дает основание считать его не только способом смыслового членения высказывания, позволяющим эффективно организовать стиль научной прозы, но и важным средством передачи эмоционально-оценочных характеристик.
Мы надеемся, что результаты нашего исследования смогут найти практическое применение в преподавании английского языка, при чтении лекционных курсов по стилистике и синтаксису английского языка.



1. Адмони, В.Г. Основы теории грамматики [Текст]: учебное пособие / В.Г. Адмони. - М.: Наука, 1964. - 104 с.
2. Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка [Текст]: учеб. пособие для студ. факультетов и институтов иностранных языков / И.В. Арнольд. - Л.: Просвещение, 2002. - 203 с.
3. Балли, Ш. Французская стилистика [Текст]: учебное пособие / Ш. Бали.
- М.: Просвещение, 2001. - 428 с.
4. Брандес, М.П. Стилистика немецкого языка [Текст]: учебное пособие / М.П. Брандес. - М.: Высшая школа, 2004. - 173 с.
5. Брандес, М.П. Стилистический анализ [Текст]: учебное пособие / М.П. Брандес. - М.: Высшая школа, 1971. - 190 с.
6. Вандриес, Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю [Текст]: учебное пособие / Ж. Вандриес. - М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 2004. - 410 с.
7. Гальперин, И.Р. Некоторые типологические особенности литературного английского языка [Текст]: учебное пособие / И.Р Гальперин.
- М.: Наука, 1976. - 249 с.
8. Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике английского языка [Текст]: учебное пособие / И.Р Гальперин. - М.: Просвещение, 1958. - 241 с.
9. Гальперин, И.Р. Стилистика [Текст]: учебное пособие / И.Р Гальперин. - М.: Высшая школа, 1981. - 336 с.
10. Данилова, Е.А. Лексико-грамматические средства выражения эмоционально-прагматической направленности научной прозы [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Данилова. - Пятигорск: [б.и.], 1988. -16 с.
11. Кожина, М.Н. О проблематике изучения научной речи в период научно-технического прогресса [Текст] / М.Н. Кожина // Язык научной литературы (лингвистические проблемы и методика преподавания): тезисы докладов и сообщений XX Научно-методической конференции 20 июня - 2 июля 1975 г. - М.: Наука, 1975. - С. 113-142.
12. Кожина, М.Н. Функциональные разновидности речи в
коммуникативном аспекте [Текст] / М.Н. Кожина // Межвуз. сб. науч. тр. Перм. гос. ун-т им. А.М. Горького. - Пермь: ПГУ, 1988. - 72 с.
13. Кудасова, О.К. Роль стилистического приема в организации научного оценочного текста (на материале английской научной рецензии) [Текст] / О.К. Кудасова // Язык и стиль научного изложения (Лингвометодические исследования). - М.: Наука, 1975. - С. 23-34.
14. Кузнец, М.Д. Стилистика английского языка [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. институтов / М.Д. Кузнец, Ю.М. Скребнев. - Л.: Просвещение, 1960. -174 с.
15. Кухаренко, В.А. Семинарий по стилистике английского языка [Текст]: учеб. пособие / В.А. Кухаренко. - М.: Высшая школа, 1971. - 242 с.
16. Медведева, С.Ю. О лингвистической природе и функциях стилистического приема нарастания (на материале английского языка) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.Ю. Медведева. - М.: [б.и.], 1972. - 17 с.
17. Митрофанова, О.Д. Язык научно-технической литературы как функционально-стилевое единство [Текст]: автореф. дисс. ... канд. филол. наук / О.Д. Митрофанова. - М.: Издательство МГУ, 1975. -18 с.
18. Мороховский, А.Н. Стилистика английского языка [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Мороховский. - Киев: Высшая школа, 1991. - 272 с.
19. Ольшки, Л. История научной литературы на новых языках. - Т. 1 / пер. с нем. Ф.А. Коган-Бернштейн и П.С. Кошкевича [Текст]: учеб. пособие / Л. Ольшки. - М., Л.: Гостехиздат, 1933. - 324 с.
20. Разинкина, Н.М. Об одном из способов синтаксической организации научной прозы. (Стилистический прием параллелизма) [Текст] / Н.М. Разинкина // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. - М.: Наука, 1976. - С. 59-90.
21. Разинкина, Н.М. Развитие языка английской научной литературы [Текст]: учеб. пособие / Н.М. Разинкина. - М.: Наука, 1978. - 211 с.
22. Разинкина, Н.М. Стилистика английской научной речи. Элементы эмоционально-субъективной оценки [Текст]: учеб. пособие / Н.М. Разинкина. - М.: Наука, 1972. - 167 с.
23. Разинкина, Н.М. Функциональная стилистика английского языка [Текст]: учеб. пособие / Н.М. Разинкина. - М.: Высшая школа, 1989. - 181 с.
24. Разинкина, Н.М. Элементы эмоционально-субъективной оценки в стиле английской научной прозы [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.М. Разинкина. - М.: [б.и.], 1965. - 17 с.
25. Сильман, Т.И. Синтаксические связи между предложениями и их значение для структуры отдельного предложения и структуры абзаца [Текст] / Т.И. Сильман // НДВШ Сер. «Филолог. науки». - 1965. - №2. - С. 43-52.
26. Скляренко, Р.В. Лингвостилистические особенности синтаксического параллелизма (на материале англо-американской художественной прозы XX в.) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Р.В. Скляренко. - М.: [б.и.], 1987. - 17 с.
27. Солганик, Г.Я. Синтаксическая стилистика [Текст]: учеб. пособие / Г.Я. Солганик. - М.: Высшая школа, 2012. - 214 с.
28. Сэвори, Т. Искусство перевода [Текст]: учеб. пособие / Т. Сэвори. -L., 1952. - 279 с
29. Тетерина, Т.С. Становление научного стиля английского языка (опыт статистического описания) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.С. Тетерина. - М.: [б.и.], 1973. - 23 с.
30. Троянская, Е.С. Некоторые особенности функционирования грамматических моделей в стиле научной речи [Текст] / Е.С. Троянская // Стилистико-грамматические черты языка научной литературы: сб. науч. тр. - М., 1970. -С. 47-65.
31. Троянская, Е.С. Стиль научной речи [Текст]: учеб. пособие / Е.С. Троянская. - М.: Наука, 1978. - 280 с.
32. Формановская, Н.И. Стилистика сложного предложения [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Формановская. - М.: Русский язык, 2007. - 342 с.
33. Чайковский, Р.Р. Состояние и перспективы изучения макропредложений как элементов структуры художественного текста [Текст] Р.Р. Чайковский // Лингвистика текста: сб. науч. тр. / МГПИИЯ им. Мориса Тореза. - М., 1974. - С. 130-145.
34. Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык [Текст] / Л.В. Щерба // Русский язык в школе. - 1939. - № 4. - С. 19-26.
35. Ярцева, В.Н. Развитие национального литературного английского языка [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Ярцева. - М.: Просвещение, 1969. - 472 с.
Список использованных словарей
1. Васильева, Н.В. Краткий словарь лингвистических терминов [Текст] / Н. В. Васильева, В. А. Виноградов, А. М. Шахнарович. - М.: Русский язык, 2003. - 176 с.
2. Квятковский, А.П. Поэтический словарь [Текст] / А.П. Квятковский. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 375 с.
3. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / гл.ред. В.Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
4. Розенталь, Д.Э Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 543 с.
5. Словарь лингвистических терминов [Текст] / под ред. О.С. Ахмановой.
- 2-е изд., стер. - М.: УРСС : Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
6. Тимофеев, Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов [Текст] / Л.И. Тимофеев, С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
Список источников фактического материала
1. Erickson, J. Greenhouse Earth. Tomorrow’s Disaster Today [Text] / J. Erickson. - L.:TAB Books Blue Ridge Summit, 1990. - 167 p.
2. Hetherington, E.M. Child Psychology: A Contemporary Viewpoint [Text] / E.M. Hetherington, R.D. Parke. - N.Y.: Mc. Graw - Hill Book Company, 2002. - 756 p.
3. Hyman 1: Hyman, D.N. Economics[Text] / D.N. Hyman. - N.Y.: Richard D. Irwin, Inc., 1989. -593 p.
4. Hyman 2: Hyman, D.N. Modern Microeconomics. Analysis and Applications [Text] / D.N. Hyman. - North Carolina State University, Raleigh: IRWIN, 1989. - 687 p.
5. Levine, L. Biology of the Gene [Text] / L. Levine. - Third edition. - St. Louis - Toronto - L.: The C.V. Mosby Company, 1980. - 542 p.
6. Seymour 1: Seymour, S. Mars [Text] / S. Seymour. - L.: A and C. Black, 1991. - 29 p.
7. Seymour 2: Seymour, S. Jupiter [Text] / S. Seymour. - L.: A and C. Black, 1991. - 27 p.
8. Wortman, C.B. Psychology [Text] / C.B. Wortman, E.F. Lottus, A.A.
Knopf. - Third Edition. - N.Y., 1988. - 622 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ