ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика в контексте государственного регулирования 9
1.1. Внешнеэкономическая деятельность как объект государственного
воздействия 9
1.2. Правовая сущность внешнеэкономической политики Российской
Федерации 13
Глава 2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации на современном этапе 18
2.1. Источники правового регулирования воздействия государства на
внешнеэкономическую деятельность 18
2.2. Механизм государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности 23
2.3. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности в рамках Евразийского экономического союза 28
Глава 3. Принципы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности 40
3.1. Понятие и классификация принципов государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности 40
3.2. Правовая характеристика отдельных принципов государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности 49
Заключение 66
Список использованной литературы
Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика в контексте государственного регулирования 9
1.1. Внешнеэкономическая деятельность как объект государственного
воздействия 9
1.2. Правовая сущность внешнеэкономической политики Российской
Федерации 13
Глава 2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации на современном этапе 18
2.1. Источники правового регулирования воздействия государства на
внешнеэкономическую деятельность 18
2.2. Механизм государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности 23
2.3. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности в рамках Евразийского экономического союза 28
Глава 3. Принципы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности 40
3.1. Понятие и классификация принципов государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности 40
3.2. Правовая характеристика отдельных принципов государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности 49
Заключение 66
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из наиболее важных направлений проводимых в России реформ являются преобразования во внешнем секторе российской экономики. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности должно стать эффективным инструментом решения важнейших социально-экономических задач, стоящих перед Российской Федерацией, обеспечить взаимодействие «внутренней» и «внешней» составляющих ее экономической политики.
В современных условиях экономического кризиса, осложнения международных экономических связей в связи с политической составляющей, России необходимо инвертировать единую внешнеэкономическую политику в сторону демократизации экономических связей в ходе практической реализации механизма функционирования Евразийского экономического союза. Поэтому экономическое сближение с партнерами по интеграции неизбежно, целесообразно и своевременно. А это, в свою очередь, невозможно сделать без должного правового фундамента, включающего и внутригосударственные и международные нормы. Поэтому в настоящее время актуальным будет исследование любых составляющих вопросов внешнеэкономических отношений, в том числе и проблем государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В связи с данными положениями заявленная тема диссертационного исследования представляется актуальной и интересной.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления внешнеэкономической (в том числе внешнеторговой) деятельности в контексте государственного воздействия на них.
Предметом исследования в магистерской диссертации являются нормы российского законодательства регламентирующие порядок, способы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Цель диссертационного исследования: комплексный анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, определение его закономерностей и значения для экономики на основе анализа российского законодательства, международных актов, практики их применения. С учетом обозначенной цели в работе поставлен ряд задач:
- рассмотреть объекты государственного регулирования:
внешнеэкономическую деятельность и внешнеторговую политику на предмет формулирования данных понятий и выявления морфологических признаков;
- проанализировать источники, механизм и особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- сформулировать понятие принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, классифицировать их по различным основаниям, охарактеризовать отдельные принципы;
- выявить проблемные аспекты в современном состоянии государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, предложить пути их устранения.
Теоретическая основа диссертационного исследования представлена трудами российских и зарубежных ученых-юристов, так или иначе затрагивающих в своих работах вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: П. Жюйар, Д. Карро, А.Н. Козырина, С.Н. Овчинникова, Т.Н. Трошкиной, других.
Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее российское законодательство РФ: Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном
контроле» и т.д. Кроме того, в работе используются международные договоры и акты международных органов (ВТО, Евразийской экономической комиссии и других).
Методологическая основа исследования магистерской диссертации основана на общенаучных и частных методах познания: диалектическом методе, историко-правовом, сравнительного правоведения, формально-юридическом, логическом, системном методах, а также на методе анализа и синтеза. Эти методы позволили всесторонне исследовать данную тематику.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в том, что в работе представлено комплексное рассмотрение государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, сформирован авторский взгляд на механизм данного регулирования, сформулированы конкретные концептуальные выводы о современном состоянии государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России (с учетом интеграции в Евразийский экономический союз).
Теоретическая и практическая значимость исследования включает возможность использовать результаты данного исследования в нормотворческой деятельности по совершенствованию законодательства, регламентирующего внешнеэкономические отношения; в сфере правовой науки для дальнейших исследований обозначенной проблематики; в процессе преподавания юридических дисциплин; в правоприменительной области, включая судебную деятельность и деятельность иных правоприменительных органов.
Положения, выносимые на защиту:
1. С позиций избранной темы исследования объектом государственного воздействия следует считать внешнеэкономическую деятельностью, под которой предлагается понимать внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность (включая производственную кооперацию) в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Анализ международной экономической деятельности позволяет выделить три основных направления этой деятельности:
1) обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
2) технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
3) научно-технического сотрудничество, представляющее собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.
2. Несмотря на нормативное употребление, в российском законодательстве отсутствует легальное определение внешнеэкономической и торговой политики. Учитывая статическую и динамическую сторону политики, внешнеэкономическую политику можно определить как совокупность организационных, правовых, экономических и иных мер по регулированию обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, а также целенаправленную деятельность государства по реализации указанных мер. Соответственно торговая политика представляет собой совокупность тех же мер по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки, а также целенаправленную деятельность государства по реализации указанных мер.
3. Понятие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является системным, комплексным, научным, поэтому представление о его содержании формируется в юридической науке на основе анализа всего комплекса законодательства. В этом аспекте его можно представить как систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение целей обеспечения благоприятных условий для такой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
4. Суть государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно раскрыть через его функции, которые представляют собой основные направления воздействия государства на внешнеэкономическую сферу, и институты, включающие уполномоченные государственные органы. При этом функциональная составляющая охватывает формы, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Формы регулирования можно разделить на прямые и косвенные, соответственно осуществляемые с преобладанием административных и экономических методов. Совокупность, комбинация, применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые для достижения целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.
5. Взяв за основу теоретические разработки категории «принципы права»,
можно сформулировать подход к понятию принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Наиболее приемлемым пониманием принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности видится их рассмотрение в качестве закономерностей, точнее форм выражения закономерностей, отражающих результат, конечную цель государственного регулирования. Принципы занимают особое место в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и в концентрированном виде выражают его содержание. Они гарантируют последовательность внешнеэкономического курса, обеспечивают взаимосвязь внешнеэкономической политики и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
6. Основными среди специфических принципов, присущих исключительно государственному регулированию внешнеэкономической деятельности являются, например:
- протекционизм и защита экономических интересов российских производителей;
- единство системы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности;
- единство применения методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- гармонизация внешнеэкономических процедур и правил с общепризнанными международными нормами и практикой;
- принцип недискриминации и наибольшего благоприятствования.
В то же время в отдельных направлениях внешнеэкономической деятельности могут формулироваться иные, отличные от вышеназванных принципов. В частности, в сфере военно-технического сотрудничества действует принцип государственной монополии на деятельность в этой области.
7. Классификация принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности может быть проведена по различным основаниям, например, по способу их закрепления. В этом случае можно говорить о доктринальных принципах и принципах, закрепленных в действующем законодательстве. К первым относится, например, принцип протекционизма.
Структура магистерской диссертации обусловлена теми целью и задачами, которые ставились при ее написании, и представляет собой введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
В современных условиях экономического кризиса, осложнения международных экономических связей в связи с политической составляющей, России необходимо инвертировать единую внешнеэкономическую политику в сторону демократизации экономических связей в ходе практической реализации механизма функционирования Евразийского экономического союза. Поэтому экономическое сближение с партнерами по интеграции неизбежно, целесообразно и своевременно. А это, в свою очередь, невозможно сделать без должного правового фундамента, включающего и внутригосударственные и международные нормы. Поэтому в настоящее время актуальным будет исследование любых составляющих вопросов внешнеэкономических отношений, в том числе и проблем государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В связи с данными положениями заявленная тема диссертационного исследования представляется актуальной и интересной.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления внешнеэкономической (в том числе внешнеторговой) деятельности в контексте государственного воздействия на них.
Предметом исследования в магистерской диссертации являются нормы российского законодательства регламентирующие порядок, способы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Цель диссертационного исследования: комплексный анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, определение его закономерностей и значения для экономики на основе анализа российского законодательства, международных актов, практики их применения. С учетом обозначенной цели в работе поставлен ряд задач:
- рассмотреть объекты государственного регулирования:
внешнеэкономическую деятельность и внешнеторговую политику на предмет формулирования данных понятий и выявления морфологических признаков;
- проанализировать источники, механизм и особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- сформулировать понятие принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, классифицировать их по различным основаниям, охарактеризовать отдельные принципы;
- выявить проблемные аспекты в современном состоянии государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, предложить пути их устранения.
Теоретическая основа диссертационного исследования представлена трудами российских и зарубежных ученых-юристов, так или иначе затрагивающих в своих работах вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: П. Жюйар, Д. Карро, А.Н. Козырина, С.Н. Овчинникова, Т.Н. Трошкиной, других.
Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее российское законодательство РФ: Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном
контроле» и т.д. Кроме того, в работе используются международные договоры и акты международных органов (ВТО, Евразийской экономической комиссии и других).
Методологическая основа исследования магистерской диссертации основана на общенаучных и частных методах познания: диалектическом методе, историко-правовом, сравнительного правоведения, формально-юридическом, логическом, системном методах, а также на методе анализа и синтеза. Эти методы позволили всесторонне исследовать данную тематику.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в том, что в работе представлено комплексное рассмотрение государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, сформирован авторский взгляд на механизм данного регулирования, сформулированы конкретные концептуальные выводы о современном состоянии государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России (с учетом интеграции в Евразийский экономический союз).
Теоретическая и практическая значимость исследования включает возможность использовать результаты данного исследования в нормотворческой деятельности по совершенствованию законодательства, регламентирующего внешнеэкономические отношения; в сфере правовой науки для дальнейших исследований обозначенной проблематики; в процессе преподавания юридических дисциплин; в правоприменительной области, включая судебную деятельность и деятельность иных правоприменительных органов.
Положения, выносимые на защиту:
1. С позиций избранной темы исследования объектом государственного воздействия следует считать внешнеэкономическую деятельностью, под которой предлагается понимать внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность (включая производственную кооперацию) в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Анализ международной экономической деятельности позволяет выделить три основных направления этой деятельности:
1) обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
2) технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
3) научно-технического сотрудничество, представляющее собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.
2. Несмотря на нормативное употребление, в российском законодательстве отсутствует легальное определение внешнеэкономической и торговой политики. Учитывая статическую и динамическую сторону политики, внешнеэкономическую политику можно определить как совокупность организационных, правовых, экономических и иных мер по регулированию обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, а также целенаправленную деятельность государства по реализации указанных мер. Соответственно торговая политика представляет собой совокупность тех же мер по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки, а также целенаправленную деятельность государства по реализации указанных мер.
3. Понятие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является системным, комплексным, научным, поэтому представление о его содержании формируется в юридической науке на основе анализа всего комплекса законодательства. В этом аспекте его можно представить как систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение целей обеспечения благоприятных условий для такой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
4. Суть государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно раскрыть через его функции, которые представляют собой основные направления воздействия государства на внешнеэкономическую сферу, и институты, включающие уполномоченные государственные органы. При этом функциональная составляющая охватывает формы, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Формы регулирования можно разделить на прямые и косвенные, соответственно осуществляемые с преобладанием административных и экономических методов. Совокупность, комбинация, применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые для достижения целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.
5. Взяв за основу теоретические разработки категории «принципы права»,
можно сформулировать подход к понятию принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Наиболее приемлемым пониманием принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности видится их рассмотрение в качестве закономерностей, точнее форм выражения закономерностей, отражающих результат, конечную цель государственного регулирования. Принципы занимают особое место в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и в концентрированном виде выражают его содержание. Они гарантируют последовательность внешнеэкономического курса, обеспечивают взаимосвязь внешнеэкономической политики и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
6. Основными среди специфических принципов, присущих исключительно государственному регулированию внешнеэкономической деятельности являются, например:
- протекционизм и защита экономических интересов российских производителей;
- единство системы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности;
- единство применения методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- гармонизация внешнеэкономических процедур и правил с общепризнанными международными нормами и практикой;
- принцип недискриминации и наибольшего благоприятствования.
В то же время в отдельных направлениях внешнеэкономической деятельности могут формулироваться иные, отличные от вышеназванных принципов. В частности, в сфере военно-технического сотрудничества действует принцип государственной монополии на деятельность в этой области.
7. Классификация принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности может быть проведена по различным основаниям, например, по способу их закрепления. В этом случае можно говорить о доктринальных принципах и принципах, закрепленных в действующем законодательстве. К первым относится, например, принцип протекционизма.
Структура магистерской диссертации обусловлена теми целью и задачами, которые ставились при ее написании, и представляет собой введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
В заключении сформулируем основные выводы, сделанные нами по результатам проводимого исследования.
1. С позиций избранной темы исследования объектом государственного воздействия следует считать внешнеэкономическую деятельностью, под которой предлагается понимать внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность (включая производственную кооперацию) в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Анализ международной экономической деятельности позволяет выделить три основных направления этой деятельности:
1) обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
2) технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
3) научно-технического сотрудничество, представляющее собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.
2. Несмотря на нормативное употребление, в российском законодательстве отсутствует легальное определение внешнеэкономической и торговой политики. Учитывая статическую и динамическую сторону политики, внешнеэкономическую политику можно определить как совокупность организационных, правовых, экономических и иных мер по регулированию обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, а также целенаправленную деятельность государства по реализации указанных мер. Соответственно торговая политика представляет собой совокупность тех же мер по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки, а также целенаправленную деятельность государства по реализации указанных мер.
3. Понятие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является системным, комплексным, научным, поэтому представление о его содержании формируется в юридической науке на основе анализа всего комплекса законодательства. В этом аспекте его можно представить как систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение целей обеспечения благоприятных условий для такой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
4. Суть государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно раскрыть через его функции, которые представляют собой основные направления воздействия государства на внешнеэкономическую сферу, и институты, включающие уполномоченные государственные органы. При этом функциональная составляющая охватывает формы, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Формы регулирования можно разделить на прямые и косвенные, соответственно осуществляемые с преобладанием административных и экономических методов. Совокупность, комбинация, применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые для достижения целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.
5. Взяв за основу теоретические разработки категории «принципы права», можно сформулировать подход к понятию принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Наиболее приемлемым пониманием принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности видится их рассмотрение в качестве закономерностей, точнее форм выражения закономерностей, отражающих результат, конечную цель государственного регулирования. Принципы занимают особое место в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и в концентрированном виде выражают его содержание. Они гарантируют последовательность внешнеэкономического курса, обеспечивают взаимосвязь внешнеэкономической политики и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
6. Основными среди специфических принципов, присущих исключительно государственному регулированию внешнеэкономической деятельности являются, например:
- протекционизм и защита экономических интересов российских производителей;
- единство системы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности;
- единство применения методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- гармонизация внешнеэкономических процедур и правил с общепризнанными международными нормами и практикой;
- принцип недискриминации и наибольшего благоприятствования.
В то же время в отдельных направлениях внешнеэкономической деятельности могут формулироваться иные, отличные от вышеназванных принципов. В частности, в сфере военно-технического сотрудничества действует принцип государственной монополии на деятельность в этой области.
7. Классификация принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности может быть проведена по различным основаниям, например, по способу их закрепления. В этом случае можно говорить о доктринальных принципах и принципах, закрепленных в действующем законодательстве. К первым относится, например, принцип протекционизма.
1. С позиций избранной темы исследования объектом государственного воздействия следует считать внешнеэкономическую деятельностью, под которой предлагается понимать внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность (включая производственную кооперацию) в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Анализ международной экономической деятельности позволяет выделить три основных направления этой деятельности:
1) обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
2) технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
3) научно-технического сотрудничество, представляющее собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.
2. Несмотря на нормативное употребление, в российском законодательстве отсутствует легальное определение внешнеэкономической и торговой политики. Учитывая статическую и динамическую сторону политики, внешнеэкономическую политику можно определить как совокупность организационных, правовых, экономических и иных мер по регулированию обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, а также целенаправленную деятельность государства по реализации указанных мер. Соответственно торговая политика представляет собой совокупность тех же мер по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки, а также целенаправленную деятельность государства по реализации указанных мер.
3. Понятие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является системным, комплексным, научным, поэтому представление о его содержании формируется в юридической науке на основе анализа всего комплекса законодательства. В этом аспекте его можно представить как систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение целей обеспечения благоприятных условий для такой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
4. Суть государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно раскрыть через его функции, которые представляют собой основные направления воздействия государства на внешнеэкономическую сферу, и институты, включающие уполномоченные государственные органы. При этом функциональная составляющая охватывает формы, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Формы регулирования можно разделить на прямые и косвенные, соответственно осуществляемые с преобладанием административных и экономических методов. Совокупность, комбинация, применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые для достижения целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.
5. Взяв за основу теоретические разработки категории «принципы права», можно сформулировать подход к понятию принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Наиболее приемлемым пониманием принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности видится их рассмотрение в качестве закономерностей, точнее форм выражения закономерностей, отражающих результат, конечную цель государственного регулирования. Принципы занимают особое место в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и в концентрированном виде выражают его содержание. Они гарантируют последовательность внешнеэкономического курса, обеспечивают взаимосвязь внешнеэкономической политики и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
6. Основными среди специфических принципов, присущих исключительно государственному регулированию внешнеэкономической деятельности являются, например:
- протекционизм и защита экономических интересов российских производителей;
- единство системы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности;
- единство применения методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- гармонизация внешнеэкономических процедур и правил с общепризнанными международными нормами и практикой;
- принцип недискриминации и наибольшего благоприятствования.
В то же время в отдельных направлениях внешнеэкономической деятельности могут формулироваться иные, отличные от вышеназванных принципов. В частности, в сфере военно-технического сотрудничества действует принцип государственной монополии на деятельность в этой области.
7. Классификация принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности может быть проведена по различным основаниям, например, по способу их закрепления. В этом случае можно говорить о доктринальных принципах и принципах, закрепленных в действующем законодательстве. К первым относится, например, принцип протекционизма.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Роль Федеральной таможенной службы Российской Федерации в регулировании
внешнеэкономической деятельности
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в ЮФО
Курсовые работы, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Методы государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности предприятий: мировой опыт и практика в России
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Внешнеэкономическая деятельность региона как объект государственного регулирования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - Государственное регулирование экспорта в практике зарубежных стран и в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России (Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, Омский государственный университет путей сообщения)
Курсовые работы, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



