Введение 3
Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика в контексте государственного регулирования 9
1.1. Внешнеэкономическая деятельность как объект государственного
воздействия 9
1.2. Правовая сущность внешнеэкономической политики Российской
Федерации 13
Глава 2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации на современном этапе 18
2.1. Источники правового регулирования воздействия государства на
внешнеэкономическую деятельность 18
2.2. Механизм государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности 23
2.3. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности в рамках Евразийского экономического союза 28
Глава 3. Принципы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности 40
3.1. Понятие и классификация принципов государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности 40
3.2. Правовая характеристика отдельных принципов государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности 49
Заключение 66
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из наиболее важных направлений проводимых в России реформ являются преобразования во внешнем секторе российской экономики. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности должно стать эффективным инструментом решения важнейших социально-экономических задач, стоящих перед Российской Федерацией, обеспечить взаимодействие «внутренней» и «внешней» составляющих ее экономической политики.
В современных условиях экономического кризиса, осложнения международных экономических связей в связи с политической составляющей, России необходимо инвертировать единую внешнеэкономическую политику в сторону демократизации экономических связей в ходе практической реализации механизма функционирования Евразийского экономического союза. Поэтому экономическое сближение с партнерами по интеграции неизбежно, целесообразно и своевременно. А это, в свою очередь, невозможно сделать без должного правового фундамента, включающего и внутригосударственные и международные нормы. Поэтому в настоящее время актуальным будет исследование любых составляющих вопросов внешнеэкономических отношений, в том числе и проблем государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В связи с данными положениями заявленная тема диссертационного исследования представляется актуальной и интересной.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления внешнеэкономической (в том числе внешнеторговой) деятельности в контексте государственного воздействия на них.
Предметом исследования в магистерской диссертации являются нормы российского законодательства регламентирующие порядок, способы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Цель диссертационного исследования: комплексный анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, определение его закономерностей и значения для экономики на основе анализа российского законодательства, международных актов, практики их применения. С учетом обозначенной цели в работе поставлен ряд задач:
- рассмотреть объекты государственного регулирования:
внешнеэкономическую деятельность и внешнеторговую политику на предмет формулирования данных понятий и выявления морфологических признаков;
- проанализировать источники, механизм и особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- сформулировать понятие принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, классифицировать их по различным основаниям, охарактеризовать отдельные принципы;
- выявить проблемные аспекты в современном состоянии государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, предложить пути их устранения.
Теоретическая основа диссертационного исследования представлена трудами российских и зарубежных ученых-юристов, так или иначе затрагивающих в своих работах вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: П. Жюйар, Д. Карро, А.Н. Козырина, С.Н. Овчинникова, Т.Н. Трошкиной, других.
Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее российское законодательство РФ: Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном
контроле» и т.д. Кроме того, в работе используются международные договоры и акты международных органов (ВТО, Евразийской экономической комиссии и других).
Методологическая основа исследования магистерской диссертации основана на общенаучных и частных методах познания: диалектическом методе, историко-правовом, сравнительного правоведения, формально-юридическом, логическом, системном методах, а также на методе анализа и синтеза. Эти методы позволили всесторонне исследовать данную тематику.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в том, что в работе представлено комплексное рассмотрение государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, сформирован авторский взгляд на механизм данного регулирования, сформулированы конкретные концептуальные выводы о современном состоянии государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России (с учетом интеграции в Евразийский экономический союз).
Теоретическая и практическая значимость исследования включает возможность использовать результаты данного исследования в нормотворческой деятельности по совершенствованию законодательства, регламентирующего внешнеэкономические отношения; в сфере правовой науки для дальнейших исследований обозначенной проблематики; в процессе преподавания юридических дисциплин; в правоприменительной области, включая судебную деятельность и деятельность иных правоприменительных органов.
Положения, выносимые на защиту:
1. С позиций избранной темы исследования объектом государственного воздействия следует считать внешнеэкономическую деятельностью, под которой предлагается понимать внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность (включая производственную кооперацию) в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Анализ международной экономической деятельности позволяет выделить три основных направления этой деятельности:
1) обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
2) технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
3) научно-технического сотрудничество, представляющее собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.
2. Несмотря на нормативное употребление, в российском законодательстве отсутствует легальное определение внешнеэкономической и торговой политики. Учитывая статическую и динамическую сторону политики, внешнеэкономическую политику можно определить как совокупность организационных, правовых, экономических и иных мер по регулированию обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, а также целенаправленную деятельность государства по реализации указанных мер. Соответственно торговая политика представляет собой совокупность тех же мер по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки, а также целенаправленную деятельность государства по реализации указанных мер.
3. Понятие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является системным, комплексным, научным, поэтому представление о его содержании формируется в юридической науке на основе анализа всего комплекса законодательства. В этом аспекте его можно представить как систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение целей обеспечения благоприятных условий для такой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
4. Суть государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно раскрыть через его функции, которые представляют собой основные направления воздействия государства на внешнеэкономическую сферу, и институты, включающие уполномоченные государственные органы. При этом функциональная составляющая охватывает формы, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Формы регулирования можно разделить на прямые и косвенные, соответственно осуществляемые с преобладанием административных и экономических методов. Совокупность, комбинация, применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые для достижения целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.
5. Взяв за основу теоретические разработки категории «принципы права»,
можно сформулировать подход к понятию принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Наиболее приемлемым пониманием принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности видится их рассмотрение в качестве закономерностей, точнее форм выражения закономерностей, отражающих результат, конечную цель государственного регулирования. Принципы занимают особое место в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и в концентрированном виде выражают его содержание. Они гарантируют последовательность внешнеэкономического курса, обеспечивают взаимосвязь внешнеэкономической политики и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
6. Основными среди специфических принципов, присущих исключительно государственному регулированию внешнеэкономической деятельности являются, например:
- протекционизм и защита экономических интересов российских производителей;
- единство системы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности;
- единство применения методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- гармонизация внешнеэкономических процедур и правил с общепризнанными международными нормами и практикой;
- принцип недискриминации и наибольшего благоприятствования.
В то же время в отдельных направлениях внешнеэкономической деятельности могут формулироваться иные, отличные от вышеназванных принципов. В частности, в сфере военно-технического сотрудничества действует принцип государственной монополии на деятельность в этой области.
7. Классификация принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности может быть проведена по различным основаниям, например, по способу их закрепления. В этом случае можно говорить о доктринальных принципах и принципах, закрепленных в действующем законодательстве. К первым относится, например, принцип протекционизма.
Структура магистерской диссертации обусловлена теми целью и задачами, которые ставились при ее написании, и представляет собой введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
В заключении сформулируем основные выводы, сделанные нами по результатам проводимого исследования.
1. С позиций избранной темы исследования объектом государственного воздействия следует считать внешнеэкономическую деятельностью, под которой предлагается понимать внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность (включая производственную кооперацию) в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Анализ международной экономической деятельности позволяет выделить три основных направления этой деятельности:
1) обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
2) технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
3) научно-технического сотрудничество, представляющее собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.
2. Несмотря на нормативное употребление, в российском законодательстве отсутствует легальное определение внешнеэкономической и торговой политики. Учитывая статическую и динамическую сторону политики, внешнеэкономическую политику можно определить как совокупность организационных, правовых, экономических и иных мер по регулированию обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, а также целенаправленную деятельность государства по реализации указанных мер. Соответственно торговая политика представляет собой совокупность тех же мер по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки, а также целенаправленную деятельность государства по реализации указанных мер.
3. Понятие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является системным, комплексным, научным, поэтому представление о его содержании формируется в юридической науке на основе анализа всего комплекса законодательства. В этом аспекте его можно представить как систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение целей обеспечения благоприятных условий для такой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
4. Суть государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно раскрыть через его функции, которые представляют собой основные направления воздействия государства на внешнеэкономическую сферу, и институты, включающие уполномоченные государственные органы. При этом функциональная составляющая охватывает формы, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Формы регулирования можно разделить на прямые и косвенные, соответственно осуществляемые с преобладанием административных и экономических методов. Совокупность, комбинация, применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые для достижения целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.
5. Взяв за основу теоретические разработки категории «принципы права», можно сформулировать подход к понятию принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Наиболее приемлемым пониманием принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности видится их рассмотрение в качестве закономерностей, точнее форм выражения закономерностей, отражающих результат, конечную цель государственного регулирования. Принципы занимают особое место в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и в концентрированном виде выражают его содержание. Они гарантируют последовательность внешнеэкономического курса, обеспечивают взаимосвязь внешнеэкономической политики и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
6. Основными среди специфических принципов, присущих исключительно государственному регулированию внешнеэкономической деятельности являются, например:
- протекционизм и защита экономических интересов российских производителей;
- единство системы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности;
- единство применения методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- гармонизация внешнеэкономических процедур и правил с общепризнанными международными нормами и практикой;
- принцип недискриминации и наибольшего благоприятствования.
В то же время в отдельных направлениях внешнеэкономической деятельности могут формулироваться иные, отличные от вышеназванных принципов. В частности, в сфере военно-технического сотрудничества действует принцип государственной монополии на деятельность в этой области.
7. Классификация принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности может быть проведена по различным основаниям, например, по способу их закрепления. В этом случае можно говорить о доктринальных принципах и принципах, закрепленных в действующем законодательстве. К первым относится, например, принцип протекционизма.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // http://www.pravo.gov.ru
2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 11 «О вступлении в силу Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года» // http://www.tsouz.ru
3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) // Закон и бизнес. Серия: Международные документы. СПб., 1994.
1.2. Нормативные правовые акты федерального уровня
4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от
31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
10. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 3. Ст. 280.
11. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.
12. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
13. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
14. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
15. Федеральный закон от 15.07.2000 N 99-ФЗ «О карантине растений» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 29. Ст. 3008.
16. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 150.
17. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.
18. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
19. Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 23. Ст. 2807.
20. Федеральный закон от 19.07.1998 N 114-Ф «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.
21. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
22. Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.
23. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 219.
24. Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ «О семеноводстве» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5715.
25. Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 29. Ст. 3510.
26. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
27. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.
28. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.
29. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 18.
30. Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.
31. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821.
32. Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 24. Ст. 857.
33. Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
34. Протокол от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // http://www.pravo.gov.ru
35. Указ Президента РФ от 12.02.2013 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // www.kremlin.ru
36. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2014. N 18 (часть IV). Ст. 2174.
37. Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».
1.3. Нормативные правовые акты зарубежных государств
38. Конституция Республики Беларусь (принята на республиканском референдуме) от 15 марта 1994 г. // http://www.pravo.by
39. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме) от 30 августа 1995 г. // http://www.akorda.kz
40. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. N 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // http: //www.pravo .by
41. Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 г. N 544 «О регулировании торговой деятельности» // http://www.akorda.kz
1.4. Правовые акты, утратившие силу
42. Конституция (Основной Закон) Союза Советских
Социалистических Республик. М., 1977 (документ утратил силу).
2. Научная и учебная литература
43. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Проспект, 2008.
44. Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. N 3.
45. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. Т. 2: И - О. М.: ТЕРРА, 1995.
46. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с фр. В.П. Серебренникова, В.М. Шумилова. М., 2001.
47. Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. N 1.
48. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. II. М., 1954.
49. Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М.: Юрид. лит., 1974.
50. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1964.
51. Лукашева Е.А. Принципы социалистического права // Советское государство и право. 1970. N 6.
52. Овчинников С.Н. Таможенная политика в посланиях Президента РФ // Таможенное дело. 2010. N 3.
53. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Чл.- корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988.
54. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997.
55. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики / Пер. с англ. М., 1996.
56. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» / под ред. А.Н. Козырина // СПС КонсультантПлюс. 2005.
57. Рабшович П.М. Основи загально! теорн права та держави. К.: Атака, 2001.
58. Румянцева В.Г., Ширяев Ю.Е. Понятие принципа права в контексте законотворческого процесса // История государства и права. 2006. N 8.
59. Словарь международного права. М., 1982.
60. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 1: Элементарный состав. 2-е изд., стер. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2004.
61. Терехов А., Филиппов Ф. Таможенный протекционизм при
капитализме // Вопросы экономики. 1987. N 12.
62. Толковый словарь русского языка: В 3-х т. Т. 2: Н - П / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. М.: Вече; Мир книги, 2001.
63. Увайсаев Б.З. Принципы налогового права в системе принципов российского права (теоретико-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
64. Унификация правовых основ экономических инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах - членах Таможенного союза ЕврАзЭС: монография / И.Л. Аверичева, А.В. Богданова, О.В. Гутарина и др.; под ред. Т.Н. Трошкиной. М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. 230 с.
65. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007.
66. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская
энциклопедия, 1989.
67. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль; Омега-Л, 2008.
68. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт-М, 2001.
69. Штурцев Ю.Ю. Принципы права: уточнение понятия // История государства и права. 2015. N 5.
3. Источники на иностранном языке
70. Classification of non-tariff measures (February 2012 version) / United Nations 2013. http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditctab20122_en.pdf
71. Classification of non-tariff measures (February 2012 version) / United Nations 2013. http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditctab20122_en.pdf