ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 7
1.1 Развитие творческих способностей школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Особенности развития творческих способностей в процессе
кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству 14
1.3 Педагогические условия развития творческих способностей
школьников в процессе кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству 18
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 21
2.1 Содержание кружковых занятий по декоративно-прикладному
искусству 21
2.2 Методические рекомендации по развитию творческих способностей
школьников в процессе кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству 29
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие творческих способностей является одной из актуальных проблем образования. Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия "творческие способности". Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое и целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Для занятий декоративно-прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными приемами того или иного народного промысла, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приёмами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль.
Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, стремления к самореализации и самоопределению реализуют не только школы, но и учреждений дополнительного образования детей, которые имеют богатый опыт и разработаны программы для удовлетворения постоянно меняющихся индивидуальных образовательных потребностей ребенка.
Главная особенность педагогического процесса в дополнительном образовании, не передача готовых знаний, форм и методов деятельности, и совместный поиск новых решений. Развитие каждого учащегося рассматривается и считается по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими. Каждый ребенок может строить собственные "границы", но для этого он должен иметь возможность исследовать себя как "безграничное пространство". Именно поэтому дополнительное образование является обучение одаренных детей.
«Каждый ребёнок по-своему уникален и способен добиться успехов, поэтому в рамках образовательного процесса детям должно уделяться равное внимание», -подчеркнул глава правительства Дмитрий Медведев, на одном из заседаний правительства. Однако есть дети, которые уже с самого раннего возраста начинают проявлять способности и «особые» качества. В таких случаях, по мнению Медведева, задача государства - «научиться как можно раньше распознавать их потенциал» и создать необходимые условия для их развития и самореализации. Иными словами, работа с одарёнными детьми требует особого внимания государства. Работу с одаренными можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии.
Поэтому тема нашей выпускной квалификационной работы видится актуальной, так как развитие творческих способностей детей очень важно для нашего общества и человечества в целом.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по ДПИ.
Предмет исследования: особенности формирования творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по ДПИ.
Цель исследования: разработать методику развития творческих способностей школьников на кружковых занятиях по ДПИ.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей учащихся; выявить сущность понятий «способности», «творческие способности».
Раскрыть основные особенности организации современной кружковой работы в школе.
Определить педагогические условия развития творческих способностей школьников в процессе кружковых занятиях по ДПИ.
Разработать содержание кружковых занятий по ДПИ для учащихся 5-6 классов и методические рекомендации для их организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются ведущие положения теории познания, педагогики, психологии; положения эстетической и художественной культуры как составной части общечеловеческой духовной культуры; теоретические основы воспитания эстетической культуры учащихся, включающие: особенности
взаимодействия принципов и законов развития эстетической культуры с практикой эстетического воспитания и образования, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; история и теория обучения декоративно-прикладному искусству; современные искусствоведческие, педагогические и психологические аспекты развития личности.
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, психологической,
искусствоведческой, педагогической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы;
- изучение учебных программ и методической литературы по трудовому обучению;
- изучение передового педагогического опыта;
- наблюдение за процессом трудового обучения вкружке.
Практическая значимость:разработанное нами содержание занятий кружка декоративно-прикладного искусства может быть положено в основу совершенствования технологического образования, а также развитие одаренности детей в области ДПИ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения и списка использованных источников.
При написании дипломной работы мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу. Раскрыта сущность понятий "способности", "творчество". Выявлены главные особенности современной групповой работы в школе. Также были выявлены педагогические условия развития творческих способностей школьников в процессе групповых занятий в декоративно-прикладном искусстве. Разработана программа кружка по ДПИ для учащихся 5-6 классов.
Внеклассная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. "Занятия не только вооружить детей навыками, но и помогают понять силу творца. Они пробуждают творческие способности, и научаться вносить изменения в технологию изготовления изделия, осуществляя собственные замыслы. В результате, каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость.
Кружковые занятия по ДПИ ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.
Небольшое количество детей в кружке позволяет руководителю использовать индивидуальную работу с детьми.
Хорошо организованная, продуманная деятельность в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
Главные особенности современной групповой работы в школе является научить учащихся наблюдать, самостоятельно мыслить и действовать. Необходимо учить обращать с используемыми инструментами и материалами на занятие. Вся система кружковой деятельности учащихся на начальном этапе должно быть направлена на результат творческой деятельности, чтобы занятия кружка помогли в познании мира и улучшения жизни.
Для успешного развития творческих способностей в общеобразовательных школах учителя ДПИ проводит с детьми большую внеклассную и внешкольную работу.
Основным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается учащимися на основе собственных интересов и потребностей.
Мы разработали содержание программы кружка ремесел и методическое обеспечение. Поставили цели и задачи кружковой работы, определены сроки реализации программы, а также контроль за деятельностью учащихся. Разработали тематическое планирование кружка.
При этом методическими средствами являются такие средства, которые в первую очередь направлены на управление деятельностью участников воспитательного процесса. К ним относятся методические средства, регулирующие содержание деятельности работы кружка: методы, формы работы, а также деятельность преподавателей и обучающихся.
Все требования, знания, умения и навыки, заложенные в программе по ДПИ полностью оправдали себя в ходе кружковой работы, т.к. всё это необходимо для практики в повседневной жизни. На занятиях кружка педагог предлагает технологические карты по изготовлению изделий обучающим для работы.
Воспитание у детей интереса к изготовлению любого изделия, воспитание привычки обдумывать и делать своими руками разнообразные изделия, которые нужны в жизни, развитие творческого мышления, воображения, фантазии пробуждает и развивает чувство удовлетворения своей работой, подкреплённое уверенностью в том, что если хорошо подумать и поработать своими руками, то все стороны жизни можно устроить лучше, интереснее и красивее.
Также стоит отметить, что творческая деятельность у детей школьного возраста, является продуктивной если существует продукт труда и одновременно становится познавательной, если с творческими навыками развиваются ум, творчество и фантазия.
1. Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся / В.Е. Алексеев. - М.: ЮНВЕС, 2009. - 200 с.
2. Алешкина, Ю. Авторские зверюшки из флиса: мастер-классы и выкройки. - СПб.: Питер, 2015. - 128 с.
3. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных групп / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
4. Букина, С. Квиллинг как искусство. Пошаговое руководство для начинающих. Волшебство бумажных завитков / С. Букина. - СПб.: Питер, 2016. - 128 с.
5. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев. - М.:
Просвещение, 2011. - 96 с.
6. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства : книга для учителя / Н.А. Григорян. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
7. Гриднева, Е. Куклы из ткани: лучшие модели / Е. Гриднева. - СПб.: Питер, 2014. - 128 с.
8. Данилова, Л. Мастерилки и Поделки/ Л. Данилова. - М.: Клевер- Медиа - Групп, 2014 . - 96 с.
9. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. - М.: АСТ :Астрель, 2010. - 206 с.
10. Зайцева, А.А. Макраме: самый полный и понятный самоучитель / А.А. Зайцева. - М.: Эксмо, 2014. - 96 с.
11. Зайцева, А.А. Канзаши: цветочные очарование Японии своими руками / А.А. Зайцева. - М.: Эксмо, 2015. - 64 с.
12. Зайцева, А.А. Вышивка лентами: самый полный и понятный самоучитель / А.А. Зайцева. - М.: Эксмо, 2015. - 96 с.
13. Кожаринова, А.А. Использование интегративного подхода в организации занятий декоративно-прикладного искусства с детьми / А.А. Кожаринова // Педагогика искусства. - 2012. - № 1. - С. 104-114.
14. Крейн, Д. Б. Фантазии из бумажных лент: миниатюрныйквиллинг / Д. Б. Крейн. - М.: Контэнт, 2011. - 43 с.
15. Лаврентьева, Е. Авторская чулочная кукла: забавные человечки: скульптурно-текстильная техника / Е. Лаврентьева. - СПб.: Питер, 2015. - 64 с.
16. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2012. - 583 с.
17. Моргуновская, Ю.О. Точечная роспись: техника, идей,
орнаменты / Ю.О. Моргуновская. -М.: Эксмо, 2015. - 64 с.
18. Моргуновская, Ю.О. Красивый декупаж: пошаговые мастер- классы для начинающих / Ю.О. Моргуновская. - М.: Эксмо, 2015. - 64 с.
19. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - Казань: Магариф - Вакыт, 2016. - 423 с.
20. Маркелова, О.Н. Технология рукоделия / О.Н. Маркелова.- Волгоград: Учитель, 2012. - 127 с.
21. Маркелова, О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе / О.Н. Маркелова. - Волгоград: Учитель, 2012.- 184с.
22. Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений, в 3 кн. Кн. 2 Психология образования: - 3 изд. / Р. С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 608 с.
23. Петрунина, М.А. Самореализация школьника в эстетической деятельности / М.А. Петрунина // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2012. - № 2. С. 94-100.
24. Перевертень, Г.И. Самоделки из бумаги / Г.И. Перевертень. - М.: Просвещение, 2014. - 411 с.
25. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - 574 с.
26. Русецкая, И. Шьем игрушки - пушистики по технологии мишек Тедди. - СПб.: Питер, 2017. - 80 с.
27. Сапегина, С.С. Бисерная флористика / С.С. Сапегина. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО АДЕЛАНТ», 2014. - 96 с.
28. Смирнова, Е. Войлочные звери. Сухое валяние из шерсти / Е. Смирнова. - СПб.: Питер, 2015. - 128 с.
29. Ступницкий, В.П. Психология: Учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 550 с.
30. Цирулик, Н.А. Уроки творчества / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012. - 421 с.
31 .Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: пособие для учителей / А.С. Хворостов. -М.: Просвещение, 1981. - 175 с.
32. Чернобаева, Л.М. Цветы из фоамирана / Л.М. Чернобаева. - М.: АСТ, 2015. - 32 с.
33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: 0-13, М.: Проспект, 2015. - 160 с.
34. Васина, Д.М. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей / Д.М. Васина // Молодой ученный. - 2015. № 1.2. - С. 5-6.
35. Николаева, И.И. Международный студенческий научный вестник / И.И. Николаева // Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми в школе. - 2016. № 6. - С. 126.
36. Суднева, О.Ю. Современные исследования социальных проблем / О.Ю. Суднева // Психология. - 2012. - № 11. - С.19.