ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ 5
1.1 Исследования проблемы формирования гражданственных
представлений у детей дошкольного возраста 5
1.2 Роль формирования представлений о гражданственности у
дошкольников в становлении личности 11
1.3 Особенности формирования у детей дошкольного возраста
представлений о гражданственности 13
1.4 Знакомство с народной куклой, как средство формирования
представлений о гражданственности 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ 27
2.1 Выявление уровня представлений о гражданственности у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Использование народной куклы в формировании представлений о
гражданственности у детей старшего дошкольного
возраста 36
2.3 Анализ исследования 45
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы заключается в том, что становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о гражданском воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Это подчеркивается и в ФГОС ДО. В качестве принципа дошкольного образования там выделяется: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства», в образовательной области «познавательное развитие» одна из задач - «формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» [33].
Методологической основой исследования стали труды К.Д. Ушинского, который отмечал, что семейное воспитание нужно развивать до национального, государственно уровня. Большой вклад внес А.С. Макаренко [23], он говорил о воспитании человека-творца, человека-гражданина. По В.А. Сухомлинскому [39] гражданственность — это любовь к Родине, труд на ее пользу, это высокие духовные помыслы, идеалы, которым мы посвящаем свою жизнь. Также рассматривали проблему гражданского воспитания С.Т. Щацкий [12], С.А. Козлова [16], Т.А. Куликова [16] и др. О патриотическом воспитании, как составляющей гражданского, писали А.Н. Радищев [43], В.Г. Белинский [43], Н.И. Пирогов [31], Н.Г. Чернышевский [15], Л.Н. Толстой [15], Е.И. Водовозова [15] и др. Н.М. Карамзин [43] выделил 3 вида любви к Отечеству: физическую, нравственную,
политическую. О роли народной куклы в гражданском воспитании находим в трудах Е.А. Флериной [45], Л.Г. Дайн [6], Н.К. Крупской [20], Ю.М. Лотмана [22].
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически изучить и практически обосновать возможности использования народной куклы в формировании представлений о гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования
гражданственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - народная кукла как средство формирования представлений о гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования; провести исследование для выявления уровня гражданственных представлений у детей старшего дошкольного возраста; использовать народную куклу для повышения уровня сформированности представлений о гражданственности; описание результатов исследования.
Гипотеза: знакомство с народной куклой является эффективным
средством повышения уровня сформированности представлений о гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов. Практическая значимость: наши результаты исследования могут эффективно использоваться работниками ДОУ и родителями, чьи дети посещают детский сад.
База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33 «Аленький цветочек» Елабужского муниципального района РТ. Общая выборка составила 40 детей.
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе - теоретические обоснования проблемы формирования у детей представлений о гражданственности, во второй главе представлены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты по данной теме.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о гражданском воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [33].
Тема нашей ВКР «Формирование представлений о гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной куклой». Перед нами была поставлена цель - теоретически изучить и практически обосновать возможности народной куклы в формировании представлений о гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения этой цели:
1) была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования;
2) было проведено исследование для выявления уровня гражданственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3) была использована народная кукла для повышения уровня представлений о гражданственности.
Объектом исследования является процесс формирования гражданственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - народная кукла как средство формирования представлений о гражданственности у старших дошкольников.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы по проблеме формирования представлений о гражданственности у детей. Изучили труды исследователей данной проблемы (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.А. Козлова, Т.А. Куликова и др.). Рассмотрели значимость гражданственных представлений в формировании личности ребенка и изучили особенности формирования данных представлений у воспитанников старшей группы. Изучили роль народной куклы в гражданском воспитании находим в трудах Е.А. Флериной, Л.Г. Дайн, Н.К. Крупской, Ю.М. Лотмана.
Для реализации нашей цели мы организовали эмпирическое исследование с воспитанниками старшего дошкольного возраста, контрольной и экспериментальной группами (по 20 детей в каждой), состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
На первом этапе были проведены 2 методики: беседа «Что мы знаем о Родине?» (Е.И.Николаева, М.Л.Поведенок), методикаМ. Ю. Новицкой,
С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. Методики проводились в виде беседы, индивидуально с каждым ребёнком. Эти методики определяли уровень гражданственных представлений (низкий, средний, высокий). По первой диагностике высокий уровень характерен для 5% детей в экспериментальной и 15% в контрольной группе; средний - для 45% дошкольников в каждой группе; низкий - для 50% в экспериментальной и 40% - в контрольной группе.
По второй методике высокий уровень гражданского воспитания характерен для 10% дошкольников в экспериментальной и 15% детей в контрольной группе; средний - для 45% в ЭГ и 50% - в КГ. Низкий уровень гражданского воспитания проявили 45% испытуемых в экспериментальной и 40% - в контрольной группе.
На формирующем эксперименте мы разработали план работы по формированию представлений о гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Он включал 7 мероприятий с использованием народной куклы. Данные мероприятия проводились с экспериментальной группой. Контрольная работала в своем режиме. К концу данного этапа у многих детей были заметны положительные сдвиги. В этом мы убедились после проведения контрольного этапа. Целью этого этапа стал анализ эффективности разработанной нами модели формирования представлений о гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной куклой. Здесь были снова проведены те же методики, которые проводились на констатирующем этапе. На контрольном этапе в результате проведения беседы «Что мы знаем о Родине?» в экспериментальной группе обнаружилось значительное повышения уровня гражданственности детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень характерен для 40% детей (прирост в 35%); средний - для 45% (значение не изменилось); низкий - для 15% (уменьшение на 35%) дошкольников.
Более высокие, по сравнению с констатирующим этапом, результаты были получены нами и по методике диагностики уровня гражданского воспитания: высокий уровень был характерен для 45% дошкольников (прирост в 35%); средний - для 50% (увеличение на 5%). Низкий уровень проявили всего 5% испытуемых (уменьшение на 40%). Исходя из этого, можно говорить о том, что наша гипотеза оказалась верна.
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по теме исследования мы выяснили важность формирования представлений о гражданственности в дошкольных учреждениях, многие труды говорят об их значимости в формировании личности детей. На основе проведенного исследования по определению уровня сформированности представлений о гражданственности следует отметить, что дети мало информированы по данной теме и имеют не глубокие представления. Для повышения этого уровня была эффективно использована народная кукла, как один из средств работы по формированию представлений о гражданственности. Так мы практически обосновали возможность народной куклы в формировании представлений о гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
1. Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре [Текст] / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. - С. 117-125.
2. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие [Текст] / О.Н. Баранникова. - М.: АРКТИ, 2007.
- 144 с.
3. Берстенева, Е.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками [Текст] / Е. В. Берстенева, Н.В. Догаева.- М.: Белый город, 2010. - 112 с.
4. Бойчук, И. А Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством [Текст] / И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина. - СПб: Детство-Пресс , 2013. - 352 с.
5. Газизова, Ф.С. Игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.С. Газизова. - Елабуга: ФГАОУ ВПО КФУ Елабужский институт, 2015. - 153 с.
6. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007.
- 120 с.
7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - М.: Цитадель, 1998. - 4472 с.
8. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д. В. Дмитриев. - М.: Астрель, 2003. - 1578 с.
9. Дорошук Л. А. Организация и результаты работы по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Дорошук, Е. А. Казаева // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 10. — С. 148-154.
10. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Граждански - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа). Пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: Скрипторий 2003, 2012. - 101 с.
11. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Актуальные задачи педагогики (II) : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Молодой ученый, 2012. - С. 48-50.
12. Казаева, Е. А. Основные направления развития гражданского воспитания [Текст] / Е. А. Казаева, Л. А. Дорошук // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 154-163.
13. Кей, Х. Куклы, игры и игрушки [Текст] / Х. Кей; пер. с англ. Н. Е. Юркевич. - М.: Астрель, 2003. - 79 с.
14. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина: практ. пособие для работников дошкол. образоват. учреждений [Текст] / Г.А. Ковалева. — М.: Аркти, 2003. — 79 с.
15. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина [Текст] / Г.А. Ковалева. - М.: АРКТИ, 2005. - 319 с
16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений сред.проф. образования [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
17. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256с.
18. Комратова, Н. О гражданском воспитании дошкольников [Текст] / Дошкольное воспитание //Н. Комратова, Л. Грибова. - 2005. - № 10. - С. 10 - 19
19. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Л.А. Кондрыкинская. - М.: Сфера, 2005. - 192 с.
20. Крупская, Н.К. Об игрушках для дошколят [Текст] / Н.К. Крупская // Дошкольное воспитание. - 1937. - №1. - С. 20-23.
21. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
22. Лотман, Ю. М. Куклы в системе культуры [Текст] / Ю.М. Лотман // Избранные статьи в трех томах. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн: Александра, 1992. - С. 377-380.
23. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст] / А.С.
Макаренко. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
24. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие [Текст] / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Дрофа, 2010. - 156 с.
25. Моргуновская, Ю. О. Обережные народные куклы: красиво и просто [Текст] / Ю. О. Моргуновская. - М.: Эксмо-Пресс, 2014. - 32 с.
26. Мухина, В. С. Психология детства и отрочества [Текст] / В. С. Мухина. - М.: ИПП, 1998. - 194 с.
27. Насырова, М.Б. Этнопедагогический словарь-справочник: учеб. Пособие [Текст] / М.Б. Насырова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 168 с.
28. Оконешникова, А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга [Текст]: автореферат дисс. докт. психол. наук /А. П. Оконешникова. - Якутск, 1998. - 23 с.
29. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
30. Педагогика [Текст]: учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М. : Школьная Пресса, 2002. - 512 с.
31. Пирогов, Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача [Текст] / Н.И. Пирогов. - Санкт-Петербург: «Северо-Запад», 2011. - 608 с.
32. Поляков, С.Д. Реалистическое воспитание [Текст] / С.Д. Поляков. - М. : Педагогический поиск, 2004. - 176 с.
33. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / под ред. М. Верховкиной, А. Атаровой. - М.: КАРО, 2014. - 112 с.
34. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике [Текст] / Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.
35. Рощин, С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня [Текст] / С. К. Рощин // Психологический журнал. - 1990. -.№5. - С. 52-64.
36. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6 - С.45-55.
37. Смирнов, В.Э Гражданственность и гражданское общество. Самоорганизация и социальный порядок [Текст] / В.Э. Смирнов. - Минск: Беларускаянавука, 2013. - 43 с.
38. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск : Современное слово, 2001. - 928 с.
39. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 336 с.
40. Тарасова, О. А. Куклы-мотанки. Обереги для вашего дома, приносящие удачу, богатство, изобилие и счастье [Текст] / О.А. Тарасова. - Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга» , 2014. - 128 с.
41. Титова, М.А. Патриотическое воспитание в детском саду: опыт работы [Текст] / М.А.Титова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №5. - С. 18¬24.
42. Ушинский, К. Д. Воспитание человека: Избранное [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: Карапуз, 2000. - 256 с.
43. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский; под ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. - 160 с.
44. Философский словарь [Текст] / ред. И.Т Фролова. - М.: Республика, 2001. - 720 с.
45. Флерина, Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.А. Флерина; под ред. Д. В. Менджерицкой. - М.: Просвещение, 1973. - 109 с.
46. Цыгвинцева, О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления [Текст] / О.А. Цыгвинцева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 80 с.
47. Шишова, Т.Л. Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии [Текст] / Т.Л. Шишова, И.Я. Медведева. - Рязань: Зерна-Книга , 2014. - 352 с.
Электронные ресурсы:
48. Влияние традиционной народной куклы на развитие ребенка.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.womanews.ru/2011/08/vliyanie-
tradicionnoj-narodnoj-kukly-na-razvitie-rebenka/ (дата обращения 6.10.2015 г.).
49. Гражданином быть обязан. Методический портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolpedagog.ru/article%2012.html (дата обращения: 2.11. 2015 г.)
50. Михайлова, Е.Н. Гражданско-патриотическое воспитание:
понятие и сущность [Электронный ресурс]. URL:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya- rabota/2012/02/18/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-ponyatie-i (дата
обращения 2.11. 2015 г.)
51. Мячина, Л.К. Гражданское воспитание в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolpedagog.ru/article%2014.html (дата обращения: 8.11. 2015 г.)
52. Нечаенко, О.А. Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению патриотического воспитания в дошкольном учреждении [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/79/190/55296.php (дата обращения 4.11. 2015 г.