Введение 3
Глава 1. Научное знание и его критерии 9
1.1 Понятие науки и научного знания 9
1.2 Критерии научного знания 14
1.3 Анализ применимости понятия «научное знание»
к концепциям античному периоду 18
1.3.1 Состояние отдельных наук 19
1.3.2 Научные идеи античного периода 25
Глава 2. Научное знание и античная философия 31
2.1 Научный характер учений античных мыслителей 31
2.1.1 Научные идеи милетской школы 33
2.1.2 Научные идеи элейской школы 37
2.1.3 Научные идеи Пифагора и пифагорейцев 39
2.1.4 Научные идеи атомистов 41
2.2 Научное знание в античности аргументы «за» и «против» 43
Заключение 49
Список литературы
Современный мир сложно представить без научных достижений. Научное знание сегодня становится необходимым компонентом любой человеческой деятельности, а критерии научности знания являются ключевыми положениями на пути понимания сути науки как явления. Понимание сущности научного знания, его истоков и форм, позволяет противостоять противоречащим установленным научным фактам построениям, являющимся разрушительными не только для научной мысли, но и общества в целом. Так в целях противодействия лженаучным теориям и деятельности в структуре РАН существует комиссия по борьбе с лженаукой, которая осуществляет работу по анализу распространения лженаучных концепций, разработке практических рекомендаций по противодействию антинауке, а также содействует предотвращению распространения лженауки, на основании следующих принципов: «объективность, гласность, соблюдение норм профессиональной этики» [24].
Актуальность данного исследования продиктована в первую очередь острой необходимостью уточнения того, что такое научное знание, ведь определение данного понятия варьируется в зависимости от контекста нашего к нему обращения, его эволюционного развития и историчности. А также прояснения того, с чем связано его появление, и какой момент является точкой отсчета его актуального возникновения как специфической формы освоения человеком мира, так как существует несколько вариантов понимания того, когда возникло научное знание и каким критериям оно соответствует. Все это необходимо в целях повышения общей эффективности борьбы с вненаучными построениями.
Согласно одной из устоявшихся концепций, научное знание возникает в рамках древнегреческой философии, так как в античный период развилось критическое мышление, а знание стало не только практическим, но и теоретическим, что способствовало формированию рационального подхода к познанию мира. Согласно другой - научное знание возникает лишь в Новое время, когда начинало происходить систематическое накопление знаний и сформировались основные принципы науки, а эксперимент был признан необходимым условием для создания научного знания. Две столь несводимых друг к другу позиции возможны по причине отсутствия в исследовательской традиции общепринятой концепции возникновения и развития научного знания, а также отсутствия установленных критериев научности знания. Исходя из вышесказанного, становится понятно, что проблема генезиса научного знания, а также его возможная связь с античной философией, является фундаментальной для современной традиции исследования науки.
Античная философия, по причине зарождения в ней нового, рационального уровня постижения мира, видится нам возможной точкой зарождения научного знания. Данная работа направлена на расширение представлений о ходе современной дискуссии по проблеме возникновения научного знания и уточнение связи данного явления с античной философией.
Вопрос о наличии в античной эпохе научного знания является предметом острой полемики среди ученых уже около ста лет. Чтобы в эту полемику вклиниться, необходимо понять, что такое научное знание и каковы критерии применимости данного понятия к тому или иному явлению. В отечественной литературе есть продолжительная традиция исследования вопроса возникновения научного знания и его связи с античной философией, возникающая в советский период и существующая по сегодняшний день, Структура, особенности и содержание научного знания наиболее полно представлены в работах таких авторов как: И.Д. Рожанский, П.П. Гайденко, М.К. Петров, Ф.Х. Кессиди, Л.Я. Жмудь, В.С. Степин, В.П. Кохановский, В.М. Розин и А.С. Надточаев.
Позиция Гайденко направлена на выявление глубокой и органичной связи между философией и наукой, она придерживается концепции исследования каждого этапа развития научного знания с учетом культурно- исторического контекста [5]. Согласно позиции Кессиди научное знание появилось в античности, в связи с развитием критического мышления и становлением теоретической формы знания [13]. В концепции Жмудя научное знание интерпретируется на основе понятия те/уц (технэ) и понимается как основанное на опыте и интеллектуальной деятельности [10]. Рожанский в знаниях древних греков выделял четыре признака научности: деятельность по производству определенных знаний, самоценность, рациональность и систематичность [28]. Петров писал, что основы традиционного представления о том, что такое наука заложили Платон и Аристотель, вводя так называемое субстанциональное понимание науки, а позднее было добавлено «понимание функциональное: производительная сила общества, определитель образа жизни, условие экономического развития» [22, с. 192].
Степин считает, что для научных знаний в любой момент времени должна быть характерна системная организация, обоснованность и доказанность, и в таком контексте понятие «научное знание» к античности не применимо [33]. Позиция Кохановского аналогична позиции Степина, дополняясь лишь тем, что в Древней Греции формировались предпосылки к возникновению научного знания [35]. Розин понимает научное знание как знание, отвечающее внутренним критериям научного мышления и требованиям мыслительной коммуникации в науке [36], а Надточаев как производное от частных наук специфическое знание, относящееся к соответствующим областям и явлениям [18].
На основании вышесказанного, мы приходим к следующему: Объектом данного исследования является научное знание как таковое, а также процесс его возникновения и развития. Предметом - связь генезиса научного знания с античным периодом в целом и антично философией в частности.
Цель работы - определение связи генезиса научного знания с античностью, путем выявления применимости понятия «научное знания» к содержательным частям концепций античных авторов, а также оценка взаимосвязи возникновения научного знания и античной философии.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- исследовать понятия «наука» и «научное знание», а также критерии его определяющие и подходы к вопросу о его возникновении;
- проанализировать критерии применимости понятия «научное знание» в рамках античного периода;
- вычленить те учения античных философов, к компонентам которых может быть применено понятие «научное знание»;
- рассмотреть научное знание в контексте античной философии;
- сформировать блоки аргументов «за» и «против» возникновения научного знания в античности и его связи с античной философией.
Методологической основой исследования послужили: методы описания и сравнения, анализ и синтез, а также историко-биографический метод. Используя описательный метод, мы излагаем теоретическую основу исследования. С помощью метода сравнения устанавливаем сходства и различия концепций. Анализ дает нам возможность исследовать основные свойства и признаки объекта исследования, а синтез позволяет установить общие связи между выделенными компонентами. Применение историко-биографического метода дает возможность выявление особенностей жизни, социокультурного контекста и результатов деятельности исследуемых античных авторов для последующего анализа содержания их работ по заданным в данном исследовании критериям.
Теоретической основой исследования послужил ряд монографий и учебных пособий, среди которых: «История греческой философии в ее связи с наукой» П.П. Гайденко [5], «Античная наука» И.Д. Рожанского [27], «Философия науки и техники» В.С. Степина [7], «От мифа к логосу: Становление греческой философии» Ф.Х. Кессиди [13], «Философия и наука в эпоху античности» А.С. Надточаева [18] и «Происхождение и эволюция научного знания» В.М. Розина [36].
Для первой главы базой послужили: книга В.С. Степина, Горохова В. Г. и Розова М. А. «Философия науки и техники» [7], где рассмотрены характеристики научного знания, на основе которых осуществляется поиск решения проблемы возникновения научного знания; статья В.М. Розина «Происхождение и эволюция научного знания» [36], где изложена теоретическая рефлексия научного знания и исследуется его контекстуальность.
Вторая глава написана на основе: монографии П.П. Гайденко «История греческой философии в ее связи с наукой» [5], посвященной рассмотрению истории раннегреческой философии в связи с возникновением и развитием научного знания; книги Ф.Х. Кессиди «От мифа к логосу» [13], где не только раскрывается феномен перехода от мифа к логосу, но также отражается становление понятийного мышления, способствовавшего формированию научного знания; работы И.Д. Рожанского «Античная наука» [27], где характеризуются особенности античной науки «о природе» и прослеживается постепенное выделение из нее отдельных ветвей, таких как: математика, биология и астрономия; монографии А.С. Надточаева «Философия и наука в эпоху античности» [18], в которой исследуется проблемы возникновения и развития специально-научного знания, а также анализируются определенные исторические этапы его возникновения.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. Первая глава состоит из трех параграфов и посвящена детальному разбору понятий «наука» и «научное знание», подходов к вопросу его генезиса и критериев применимости, анализу применимости понятия «научное знание» в контексте античного периода. Вторая глава состоит из двух параграфов и включает представление научных идей античных натурфилософов и заключительные блоки аргументов «за» и «против» применимости понятия «научное знание» к античности и связи генезиса научного знания с философией.
Данная выпускная квалификационная работа была направлена на исследование проблемы возникновения научного знания, а также его связь с античной философией. Заявленная во введении цель - определение связи генезиса научного знания с античным периодом, путем выявления применимости понятия «научное знания» к содержательным частям концепций античных авторов, а также оценки взаимосвязи возникновения научного знания и античной философии, была достигнута, путем решения следующих задач:
- мы исследовали понятия «наука» и «научное знание», а также критерии его определяющие и подходы к вопросу о его возникновении;
- проанализировали критерии применимости понятия «научное знание» в рамках античного периода;
- вычленили те учения античных философов, к компонентам которых может быть применено понятие «научное знание»;
- рассмотрели научное знание в контексте античной философии;
- сформировали блоки аргументов «за» и «против» возникновения научного знания в античности и его связи с античной философией.
Наибольшее затруднение в ходе исследования вызывало отсутствие сформированного общезначимого списка критериев научности знания, из-за чего мы вынуждены были использовать наиболее общие на наш взгляд гносеологические представления. Такой метод является крайне контекстным и не позволяет достигнуть однозначных результатов. Однако путем обращения к научно-исследовательской литературе, в частности, авторским концепциям по вопросу возникновения научного знания и его связи с античной философией, а также проведения анализа отдельных античных наук и программ, мы пришли к однозначному выводу о том, что научное знание формируется и развивается в непрерывной связи с античной философией.
В заключение стоит отметить, что на сегодняшний день наука является одним из наиболее значимых компонентов современной культуры, а ее развитие - ключевым фактором обновления сфер человеческой деятельности. Представления о сущности науки не смогут быть полными, если оставить без внимания вопрос о причинах, которые способствовали ее зарождению, а его рассмотрение всегда неминуемо будет связано с дискуссией о времени возникновения науки.
1. Асмус В.Ф. Античная философия. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1976 г. 544 с.
2. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М.: Наука, 1988. 208 с.
3. Биргер П.А. Успехи и проблемы античного научного эксперимента
Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspehi-i-
problemy-antichnogo-nauchnogo-eksperimenta (дата обращения: 20.04.2017).
4. Булдаков С.К. Модели развития европейской науки: от античности до
Нового времени. Вестник КГУ. 2013. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-razvitiya-evropeyskoy-nauki-ot-antichnosti-do-novogo-vremeni(дата обращения: 29.05.2020).
5. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 319 с.
6. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М..: «Наука». 1980. 568 с.
7. Горохов В.Г., Розов М. А., Степин В.С. Философия науки и техники. М.: Гардарики. 1996 г. 372 с.
8. Гранин Ю.Д. Эволюция науки и ее философские осмысления. Монография. - Москва: Академия медиаиндустрии, 2017. 262 с.
9. Грушевицкая Т.Г. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учеб. пособие. М.: Высш. шк. 1998. 383 с.
10. Жмудь Л.Я. Зарождение истории науки в античности СПб.: РХГИ, 2002. 424 с.
11. Жмудь Л.Я., Куприянов А. В. Социологический анализ античной науки:
проблемы и перспективы. Социология науки и технологий. 2016. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsiologicheskiy-analiz-antichnoy-
nauki-problemy-i-perspektivy(дата обращения: 28.05.2020).
12. Ильин В.В. Критерии научности знания. М.: Высшая школа. — 1989. 129 с.
13. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. Отв. ред. А. Е. Зимбули. 2-е изд., испр., доп. СПб.: Алетейя, 2003. 360 с.
14. Кожевников Н.Н., Данилова В.С. Влияние Аристотеля на формирование
научной и философской методологии. Педагогика. Психология. Философия. 2016. №4 (04). URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vliyanie-aristotelya-na-formirovanie-nauchnoy-i-filosofskoy-metodologii (дата
обращения: 11.06.2020).
15. Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. ч.1. М.: «Наука», 1989. 576 с.
16. Лебедев С.А. Философия науки: Терминологический словарь. — М.: Академический Проект, 2011. 180 с.
17. Масалова С.И. Исторические предпосылки становления
дифференциального и интегрального исчисления. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. 2006. № 8. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZistoricheskie-predposylki-stanovleniya-differentsialnogo-i-integralnogo-ischisleniya(дата обращения: 17.05.2020).
18. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности М: Издательство МГУ, 1990. 286 с.
19. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. Изд. 2¬е, перераб. и доп. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. 622 с.
20. Новая философская энциклопедия: в 4 т. ИФ РАН. Интернет -версия издания. М.: Мысль, 2000—2001. URL:https:ZZiphras.ru/page12557492.htm(дата обращения: 01.06.2020)
21. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. Под. Ред. А.Н. Шамина. М.: Наука. 1982. 279 с.
22. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета. 1992. 272 с.
23. Печенкин А.А. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. М.: Издательская корпорация "Логос", 1996. 400 с.
24. Положение о Комиссии РАН по борьбе с лженаукой. URL: http ://klnran .ru/ about/statute/(дата обращения: 13.06.2020).
25. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Фонд «Ленинградская галерея». 1993. 1628 с.
26. Рассел А.Б. История западной философии «Академический проект», 2009. 1008 с.
27. Рожанский И.Д. Античная наука. М.: Наука. 1980. 198 с.
28. Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М.: «Наука», 1988.
29. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов. М: Юнити-Дана. 2012. 287 с.
30. Светлов В.А. Пфаненштиль И.А. Философия и методология науки ч.1, К.: Сибирский федеральный университет, 2011. 768 с.
31. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада (хрестоматия). 2-е изд. М.: "Логос". 1996 г. 400с.
32. Солощенко В. В. Античная наука. Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2 018 г.). Краснодар: Новация, 2018. 72 с.
33. Степин В.С. Философия науки: Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики. 2006. 384 с.
34. Сулимов А. В. Критерии научности как принципы демаркации научного и
вненаучного знания: современное решение проблемы. ОНВ. 2000. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-nauchnosti-kak-printsipy-
demarkatsii-nauchnogo-i-vnenauchnogo-znaniya-sovremennoe-reshenie-problemy(дата обращения: 14.05.2020).
35. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 448 с.
36. Философия науки. Вып. 3.; Проблемы анализа знания. Розин В.М. Происхождение и эволюция научного знания. М.: ИФ РАН. 1997. 246 с.
37. Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.
38. Шалак В.И. «Против апорий». Противоположности и парадоксы. М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2008. 204 с.
39. Шарабчиев Ю. Т. Социальные функции науки и социально¬
психологические аспекты деятельности ученых. Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. 2014. №2 (8). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-funktsii-nauki-i-sotsialno-psihologicheskie-aspekty-deyatelnosti-uchenyh (дата обращения:
29.05.2020).
40. Ярославцева А.В. Парадигма Гиппократа и методологические,
аксиологические основания современной медицины. ИСОМ. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigma-gippokrata-i-
metodologicheskie-aksiologicheskie-osnovaniya-sovremennoy-meditsiny(дата обращения: 16.05.2020).
41. Яшин Б.Л. Пифагореизм и платонизм в математике: история и современность. Философская мысль. 2018. № 5. 47-61 с.
42. Alex Vilenkin. Many Worlds in One: The Search for Other Universes. NY. Hill and Wang. 2007. 246 p.