Методика работы с несплошными текстами на уроках английского языка в старшей школе
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения методики работы с несплошными текстами.
1.1 Текст в обучении иностранному языку 7
1.2 Характеристика несплошных текстов 10
1.3 Этапы работы с несплошными текстами 17
2 Опытная работа по использованию несплошных тестов на уроках английского языка в старшей школе
2.1 Приемы работы с несплошным текстом на
примере американского учебника "Ready to read"
2.2 Методика работы с несплошным текстом на примере книги для чтения В. П. Кузовлева и Н. М. Лапы "English"для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений
2.3 Приемы работы по созданию сплошных текстов из несплошных на примере книги для чтения В. П. Кузовлева и Н. М. Лапы "English"для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений
Заключение 42
Список использованных источников
1 Теоретические аспекты изучения методики работы с несплошными текстами.
1.1 Текст в обучении иностранному языку 7
1.2 Характеристика несплошных текстов 10
1.3 Этапы работы с несплошными текстами 17
2 Опытная работа по использованию несплошных тестов на уроках английского языка в старшей школе
2.1 Приемы работы с несплошным текстом на
примере американского учебника "Ready to read"
2.2 Методика работы с несплошным текстом на примере книги для чтения В. П. Кузовлева и Н. М. Лапы "English"для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений
2.3 Приемы работы по созданию сплошных текстов из несплошных на примере книги для чтения В. П. Кузовлева и Н. М. Лапы "English"для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений
Заключение 42
Список использованных источников
Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что учащиеся испытывают ряд трудностей при работе с несплошными текстами, несмотря на то, что текст является основной единицей содержания при обучении любому иностранному языку. Часто письменный текст можно встретить в виде рисунков, диаграмм, карт, таблиц, анкет и пр. Любой профессионально успешный человек должен сегодня уметь эффективно работать с текстами разного вида. От специалиста требуется умение быстро и точно находить полезную для себя информацию, интерпретировать и обрабатывать ее, применять полученные знания на практике. Тексты сплошного типа по прежнему преобладают в школьных учебниках по иностранному языку, поэтому для учеников достаточно проблематично извлекать информацию из несплошных текстов.
Объект исследования - работа с текстами на уроках английского языка.
Предмет исследования - методика работы с несплошными текстами на уроках английского языка.
Целью данного исследования является выявление эффективности методики работы с несплошными текстами на уроках английского языка в средней школе.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
1. Установить роль текста в обучении иностранному языку.
2. Представить характеристику несплошного текста
3. Проанализировать имеющиеся
методики работы с несплошными текстами на уроке иностранного языка.
4. Рассмотреть приемы и методы работы с
несплошными текстами в зарубежных УМК.
5. Представить собственную опытную работу по использованию методики работы с несплошными текстами на уроках английского языка.
В дипломной работе используются такие методы исследования как: анализ психолого-педагогический методической литературы, анализ передового педагогического опыта, наблюдение, опытное обучение.
Теоретическую базу нашего исследования составили труды исследователей в области практики обучения анализу несплошных текстов на уроках английского языка и в области формирования навыков письма и говорения у учащихся старших классов таких как: Бубнова Галина Ильинична, Панфилова Елена Ильинична, Осипова Наталья Анатольевна, Миронова Снежана Юрьевна, Енгай Наталия Викторовна, Лих Ирина Владимировна и др.
Работа была апробирована на всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». («Использование несплошных текстов для формирования навыков говорения»)
Структура работы соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Объект исследования - работа с текстами на уроках английского языка.
Предмет исследования - методика работы с несплошными текстами на уроках английского языка.
Целью данного исследования является выявление эффективности методики работы с несплошными текстами на уроках английского языка в средней школе.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
1. Установить роль текста в обучении иностранному языку.
2. Представить характеристику несплошного текста
3. Проанализировать имеющиеся
методики работы с несплошными текстами на уроке иностранного языка.
4. Рассмотреть приемы и методы работы с
несплошными текстами в зарубежных УМК.
5. Представить собственную опытную работу по использованию методики работы с несплошными текстами на уроках английского языка.
В дипломной работе используются такие методы исследования как: анализ психолого-педагогический методической литературы, анализ передового педагогического опыта, наблюдение, опытное обучение.
Теоретическую базу нашего исследования составили труды исследователей в области практики обучения анализу несплошных текстов на уроках английского языка и в области формирования навыков письма и говорения у учащихся старших классов таких как: Бубнова Галина Ильинична, Панфилова Елена Ильинична, Осипова Наталья Анатольевна, Миронова Снежана Юрьевна, Енгай Наталия Викторовна, Лих Ирина Владимировна и др.
Работа была апробирована на всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». («Использование несплошных текстов для формирования навыков говорения»)
Структура работы соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Одной из компетенций, которой должен сегодня владеть любой профессионально успешный человек, является умение эффективно работать с текстами разного типа и формата. Обработка постоянно обновляющейся информации требует от специалиста умения быстро и правильно находить полезную для себя информацию, интерпретировать и обрабатывать ее, применять полученные знания на практике. На уроках английского языка сегодня учащиеся, как правило, получают знания по разновидностям сплошных текстов. Несплошной текст является, с одной стороны, одним из форматов все чаще используемых в современном коммуникативном пространстве, а с другой, остается «бедным родственником» текстов сплошного формата, все еще преобладающих в школьных учебниках по иностранному языку.
Работа с несплошными текстами требуют несколько иных читательских навыков, так как организованы эти тексты иначе, содержат особые связи единиц текста и особые формальные указатели на эти связи. Однако в работах современных исследователей можно найти материал по методике обучения чтению сплошных и несплошных текстов на уровне профессионального образования, которые не могут быть применены к школьной практике.
Таким образом, нами была выявлена эффективность методики работы с несплошными текстами на уроках английского языка в средней школе, поскольку работа с несплошными текстами позволяет научить ребенка не только критически мыслить, но и способствует развитию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
В процессе работы была установлена роль текста в обучении иностранному языку. Согласно В.П. Белянину, текст - это основная единица коммуникации, способ хранения и передачи информации, форма существования культуры, продукт определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида. Текст - это образец реального использования языковых единиц. Он оказывается единственным источником знаний обучаемых в области лексико-грамматической организации иностранного языка.
Также были рассмотрены теоретические работы, Бубновой Г. И., Основой Н. А., Мироновой С. Ю., Енгай Н.В., Лих И.В. и Тарасевич М. В., посвященные различным аспектам изучения работы с несплошными текстами на уроке иностранного языка.
В ходе работы были отмечены ряд трудностей, вызванные у учащихся работой с различными видами несплошных текстов. Выяснилось, что учащимся легче работать со сплошными текстами, потому что они к ним привыкли. Только для 7% задания связанные с несплошным текстами показались несложными. Кто-то из учеников не правильно понял задание, кто-то не мог разобраться с предоставленной информацией. Однако, было выявлено, что школьники вполне успешно умеют «сворачивать» те или иные сведения, демонстрируя репродуктивный уровень изложения материала.
В дипломной работе были проанализированы имеющиеся методики работы с подстановочными таблицами и рисунками, была проведена собственная опытная работа по использованию методики работы с несплошными текстами на уроках английского языка среди учеников 10 класса на примере книги для чтения В. П. Кузовлева и Н. М. Лапы "English"для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений, а также представлены приемы работы с несплошным текстом на примере американского учебника "Ready to read".
Работа с несплошными текстами требуют несколько иных читательских навыков, так как организованы эти тексты иначе, содержат особые связи единиц текста и особые формальные указатели на эти связи. Однако в работах современных исследователей можно найти материал по методике обучения чтению сплошных и несплошных текстов на уровне профессионального образования, которые не могут быть применены к школьной практике.
Таким образом, нами была выявлена эффективность методики работы с несплошными текстами на уроках английского языка в средней школе, поскольку работа с несплошными текстами позволяет научить ребенка не только критически мыслить, но и способствует развитию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
В процессе работы была установлена роль текста в обучении иностранному языку. Согласно В.П. Белянину, текст - это основная единица коммуникации, способ хранения и передачи информации, форма существования культуры, продукт определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида. Текст - это образец реального использования языковых единиц. Он оказывается единственным источником знаний обучаемых в области лексико-грамматической организации иностранного языка.
Также были рассмотрены теоретические работы, Бубновой Г. И., Основой Н. А., Мироновой С. Ю., Енгай Н.В., Лих И.В. и Тарасевич М. В., посвященные различным аспектам изучения работы с несплошными текстами на уроке иностранного языка.
В ходе работы были отмечены ряд трудностей, вызванные у учащихся работой с различными видами несплошных текстов. Выяснилось, что учащимся легче работать со сплошными текстами, потому что они к ним привыкли. Только для 7% задания связанные с несплошным текстами показались несложными. Кто-то из учеников не правильно понял задание, кто-то не мог разобраться с предоставленной информацией. Однако, было выявлено, что школьники вполне успешно умеют «сворачивать» те или иные сведения, демонстрируя репродуктивный уровень изложения материала.
В дипломной работе были проанализированы имеющиеся методики работы с подстановочными таблицами и рисунками, была проведена собственная опытная работа по использованию методики работы с несплошными текстами на уроках английского языка среди учеников 10 класса на примере книги для чтения В. П. Кузовлева и Н. М. Лапы "English"для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений, а также представлены приемы работы с несплошным текстом на примере американского учебника "Ready to read".



