Образ лидера зарубежного государства в американских средствах массовой информации: на примере Президента Российской Федерации В.В. Путина
|
Введение 3
1. Образ политического лидера 10
1.1 Понятие образа и имиджа 10
1.2 Основные подходы к изучению политического имиджа 14
1.3 Основные компоненты политического имиджа 18
1.4 СМИ как инструмент формирования политического имиджа 22
2. Контент-аналитическое исследование образа Президента РФ В.В. Путина в
американских СМИ 26
2.1 Образ Президента РФ В.В. Путина в CNN 26
2.2 Образ Президента РФ В.В. Путина в The Fox News 28
2.3 Образ Президента РФ В.В. Путина в The New York Times 32
2.4 Образ Президента РФ В.В. Путина в The Washington Post 34
Заключение 38
Список литературы и источников 42
Приложение
1. Образ политического лидера 10
1.1 Понятие образа и имиджа 10
1.2 Основные подходы к изучению политического имиджа 14
1.3 Основные компоненты политического имиджа 18
1.4 СМИ как инструмент формирования политического имиджа 22
2. Контент-аналитическое исследование образа Президента РФ В.В. Путина в
американских СМИ 26
2.1 Образ Президента РФ В.В. Путина в CNN 26
2.2 Образ Президента РФ В.В. Путина в The Fox News 28
2.3 Образ Президента РФ В.В. Путина в The New York Times 32
2.4 Образ Президента РФ В.В. Путина в The Washington Post 34
Заключение 38
Список литературы и источников 42
Приложение
Сегодня вместе с развитием информационных технологий уровень влияния медиапотока на общественное мнение в формировании международного образа стремительно возрастает. СМИ не только отражают действительность, они стали площадкой для международной политической деятельности. Сложно представить себе сегодняшнюю политическую жизнь без журналистики.
Позитивный образ страны в целом и ее лидера в частности, подкрепленный реальной деятельностью, выступает эффективным инструментом для формирования условий, благоприятных для успешного внутреннего развития и увеличения влияния на мировой арене. Отрицательный образ, в свою очередь, может стать причиной появления затруднений.
По мнению специалистов в области политической лингвистики Будаева Э. В. и Чудинова А. П., «интенсивное развитие информационных технологий, возрастающая роль средств массовой информации, все большая театрализация политической деятельности способствуют повышению внимания общества к политическому дискурсу». Принимая во внимание связь между журналистикой и политикой, можно предположить, что имидж лидера государства будет подвергаться влиянию информации, которая представлена в СМИ. Новости, статьи и другие медийные материалы обращают внимание аудитории на те или иные проблемы с разных углов зрения. Возникает вопрос о том, имеет ли место активная попытка сконструировать определенный образ у аудитории и с какой целью.
Именно политический лидер, занимая ведущую позицию в государстве, является главным представителем своего народа в мире. И его образ в отдельности имеет значительное влияние на образ государства в целом.
Особый интерес для исследования представляет образ Президента Российской Федерации, а именно В.В. Путина, в американских СМИ. Сегодня именно они обладают наиболее развитыми информационными технологиями международного вещания. Примерами могут послужить такие новостные сети международного вещания как CNN, FOX News, Voice of America; печатные издания USA today, The New York Times, Foreign Affairs. А развитие сети Интернет позволило традиционным СМИ расширить своё вещание при помощи сайтов, контент которых обычно находится в открытом доступе для пользователей. Глобальная сеть также служит платформой для создания новых изданий, например, Vox Media.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - обозначить общую характеристику образа Президента РФ В.В. Путина в американских средствах массовой информации.
Для достижения настоящей цели необходимо решить следующие задачи:
• Обобщить научные представлений о понятиях образ и имидж;
• Классифицировать основные подходы к изучению политического имиджа;
• Выделить основные компоненты политического имиджа;
• Выявить место СМИ в процессе формирования политического образа;
• Охарактеризовать образ В.В. Путина в текстах американских СМИ.
Методология исследования.
Одним из основных методов исследования содержания коммуникаций является анализ содержания или контент-анализ. Он заключается в переводе вербальной информации в более объективную количественную форму, и последующей статистической обработке. Квантификация элементов содержания текста позволяет говорить о строгости и систематичности данного метода.
Контент-анализ позволяет не только работать с характеристиками источников, но и изучить особенности коммуникационного процесса: тиражируемые взгляды и интересы автора текста. Фиксация количественных признаков содержания текстов позволяет более объективно оценить позицию автора, а также выявлять различия в текстах, принадлежащих разным авторам, изданиям, общественным объединениям и т.д.
В отечественной литературе существует ряд научных работ, освещающих основные теоретические принципы данного метода, историю его появления и развития. Например, работы А.Н. Алексеева, И.В. Дмитриева, В.М. Соловнина, В.И. Шалака, И.А. Пашинян. Интерес к контент-анализу присущ и иностранным исследователям - М. Ломбард, Дж. Шнайдер-Датч, Ч. Кампанелла Бракен, Г.Ф. Шей и С. И. Шенон.
В то же время, по мнению некоторых авторов теоретических работ, наблюдается определённая нехватка литературы, содержащей примеры практического использования контент-анализа с подробным описанием всех процедур.
Степень разработанности.
Среди основных проблем политологии стоит выделить проблему политического лидерства. Специалисты утверждают, что данный феномен возникает только при наличии определенных политических условий и свобод, а именно: «политический плюрализм, многопартийность, внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность, интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим социальные интересы и устремления тех или иных групп людей.» Так получается, что политическое лидерство - относительно новый феномен политической жизни России.
Вместе с демократизацией страны появилось много научных трудов, направленных на постижение политического лидерства. Сегодня существует множество материалов, содержащих анализ11,12, типологии и теории относительно данного явления. Однако, ряд частных аспектов политического лидерства нуждается в более глубоком осмыслении. В случае с нашим исследованием это изучение политического имиджа.
Стоит отметить, что феномен образа политического лидера главным образом исследуется в контексте теории и практики электорального поведения. Эта проблематика представлена в работах политологов и политсоциологов, таких как В.Н. Амелин, Н.С.
Федоркин, А.И. Ковлер, М.Е. Кошелюк, Ш. Боулер, Д.М. Фарел, Д. Дж. Бурстин, Дж. Доуинг и др.
В изучении имиджа политического лидера выделить следует работы, посвященные разработке теории имиджа. Эта проблематика содержится в работах следующих авторов - С. Анхольт, А.А. Деркач, Д.М. Дурдин, Е.В. Егорова-Гатман, В.И. Карасев, Г.И. Марченко, Е.Б. Перелыгина, Г.Г. Почепцов, А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров, Б. Брюс, У Дюкан и др. В каждой отдельной работе данных авторов содержатся различные аспекты теории политического образа.
Из современных отечественных исследователей, в чьих работах уделяется место проблематике настоящего исследования, необходимо отметить таких авторов как: К.С. Гаджиев, Э.А. Галумов, Ю.Б. Кашлев, Д.В. Ольшанский и др.
Следует отметить вклад петербургской школы международных отношений в изучение политического имиджа. Работы следующих авторов посвящены данной тематике: И.С. Смирнова, С.С. Ширин, Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева, Е.Ю. Трещенков.
Характеристика использованных источников информации.
Американские СМИ - это сложная система ресурсов информации. Они представлены печатной прессой, теле- и радиовещанием. Это многообразие дополняется электронными ресурсами. Таким образом материалы, представленные в американских СМИ, представляют собой огромное количество материалов для исследования. Поэтому необходимо произвести отбор наиболее подходящих для исследования материалов.
В рамках данной работы целесообразно использовать материалы наиболее развитых сетей вещания США, работа которых производится не только на национальном, но также и на международном уровне. Для отбора на этом этапе мы опирались на данные сайта SimilarWeb.com, позволяющего отследить посещаемость вебсайтов.
Кроме того, важным аспектом является их политическая ангажированность. Под ангажированностью СМИ понимается приверженность СМИ конкретной политической силе. Для отбора был использован рейтинг американских СМИ, отражающих их симпатии в сторону одной из американских партий.
И третий фактор, имеющий значение, - это доступность ресурсов. В частности это возможность ознакомиться с материалами СМИ без оформления подписки на ресурс и удобный поиск информации.
Так для исследования были выбраны следующие СМИ: CNN, Fox News Channel, The New York Times и The Washington Post.
Нужно отметить, что для настоящего исследования интерес представляет изучение текстовой составляющей материалов американских СМИ. Обращение к видео- и фотоматериалам требует более глубокого погружения в исследование.
Научная и практическая значимость.
Настоящая работа может способствовать систематизации взглядов ученых на феномен политического имиджа, определению его конкретных признаков и выявлению места СМИ в конструировании этого образа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные путем контент-анализа, могут быть использованы для разработки теоретических основ применения этого метода для изучения образа конкретного человека и тем самым способствовать заполнению пробела в нехватки литературы, содержащей примеры практического использования контент-анализа с подробным описанием всех процедур.
Кроме того, данная работа может служить основой для разработки рекомендаций по конструированию политического образа в СМИ.
Предмет и объект исследования.
Предметом исследования выступает образ Президента РФ В.В. Путина в американских СМИ с 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года и с 7 мая 2012 года по март 2016 года.
Объект исследования - американские электронные СМИ.
Структура исследования.
Первая глава направлена на обобщение теоретических представлений по теме отражения политического образа в СМИ. Первый параграф главы направлен на то, чтобы обозначить, что в данной работе будет подразумеваться под понятием образ(имидж). Также необходимо обратить внимание на существующую тенденцию в отечественной науке разделения понятий «имидж» и «образ» и обозначить точку зрения, которая будет актуальна для настоящей работы.
Во втором параграфе описываются существующие концепции политического образа и описываются основные подходы к его изучению. А на основе уже существующих теорий выделяется подход, который будет использоваться в рамках настоящего исследования.
Из-за плюрализма представлений о политическом образе не существует единства в выделении компонентов данного явления. Третий параграф описывает критерии политического образа, предложенные отечественными и зарубежными исследователями. А в заключении выделены группы критериев, на которые в данной работе хотелось бы обратить внимание.
Исследованию взаимосвязи СМИ и политического образа посвящен четвертый параграф. Следует отметить, что большинство работ, рассматривающих вопросы взаимодействия политического образа и СМИ, затрагивают тематику использования прессы, радио и телевидения в ходе предвыборных компаний. Поэтому в настоящей работе мы обратились к исследованиям, нацеленным на связь образа и СМИ, в целом. Также, так как лидер государства является первым его лицом и официальным представителем, кажется рациональным обратиться к работам, освещающим феномен образа страны в медиапотоке. На основе этих работ выделены некоторые тенденции роли СМИ в процессе формирования политического образа.
Вторая глава имеет практический характер. Она представляет собой непосредственную работу с источниками - электронными версиями американских СМИ. Для анализа образа В.В. Путина в данной главе использован метод контент-анализа. Каждый отдельный параграф освещает отдельный источник информации (CNN, Fox News Channel, The New York Times и The Washington Post).
Анализ во второй главе проходил в несколько этапов:
1. Был ограничен временной интервал протяженностью с 2000 до 2008 года и 2012 до марта 2016 года. Данный интервал охватывает период пребывания В. В. Путина на посту президента. А некоторые из статей описывают образ президента в момент предвыборной гонки. Верхняя черта интервала обусловлена временем проведения настоящего исследования.
2. Следующий критерий отбора текстов - их востребованность у аудитории(«relevance»). Во-первых, это ограничение нужно так как исследование охватывает значительный временной интервал, а значит по сформированным запросам будет представлено значительное количество материалов в базе электронных СМИ. А во- вторых, это позволит выбрать для исследования те материалы, которые действительно пользуются популярностью у аудитории.
3. На третьем этапе мы непосредственно перешли к отбору текстов для исследования. Были изучены материалы, представленные на сайтах CNN, Fox News Channel, The New York Times и The Washington Post за обозначенный временной интервал по запросам «Putin», «Russian President». Использование словосочетания «Russian President» обусловлено тем, что поисковые запросы на сайта СМИ «Russian President» и «President of Russia» приводят к одним и тем же результатам.
4. После с каждого сайта СМИ были отобраны тексты для проведения самого контент-анализа на основании их заголовков, содержащие ключевые фразы: «Putin», «Russian President», и содержания, отражающего образ президента.
5. На основании теоретических выводов первой главы работы и изучения текстов, отобранных для анализа, были определены единицы анализа и выделены следующие переменные:
Единицы анализа: «Putin», «Russian President».
Переменные, характеризующие тексты:
a) год публикации;
b) объем текста;
c) затронутые темы;
d) критерии политического образа, к которым прибегает автор;
e) оценка образ В.В Путина.
Последняя характеристика оценивалась по пятибалльной шкале, где 1 присвоилось значение «отрицательный образ», 3 - «нейтральный», 5 - «положительный».
6. Далее последовала работа с материалами из отдельных источников, поэтому параграфы 2 главы посвящены каждому ресурсу в отдельности. После ознакомления с текстами, проводился анализ переменных, обозначенных в предыдущем пункте. И уже на основании результатов этого анализа происходило выявление общих тенденций в образе В.В. Путина.
Позитивный образ страны в целом и ее лидера в частности, подкрепленный реальной деятельностью, выступает эффективным инструментом для формирования условий, благоприятных для успешного внутреннего развития и увеличения влияния на мировой арене. Отрицательный образ, в свою очередь, может стать причиной появления затруднений.
По мнению специалистов в области политической лингвистики Будаева Э. В. и Чудинова А. П., «интенсивное развитие информационных технологий, возрастающая роль средств массовой информации, все большая театрализация политической деятельности способствуют повышению внимания общества к политическому дискурсу». Принимая во внимание связь между журналистикой и политикой, можно предположить, что имидж лидера государства будет подвергаться влиянию информации, которая представлена в СМИ. Новости, статьи и другие медийные материалы обращают внимание аудитории на те или иные проблемы с разных углов зрения. Возникает вопрос о том, имеет ли место активная попытка сконструировать определенный образ у аудитории и с какой целью.
Именно политический лидер, занимая ведущую позицию в государстве, является главным представителем своего народа в мире. И его образ в отдельности имеет значительное влияние на образ государства в целом.
Особый интерес для исследования представляет образ Президента Российской Федерации, а именно В.В. Путина, в американских СМИ. Сегодня именно они обладают наиболее развитыми информационными технологиями международного вещания. Примерами могут послужить такие новостные сети международного вещания как CNN, FOX News, Voice of America; печатные издания USA today, The New York Times, Foreign Affairs. А развитие сети Интернет позволило традиционным СМИ расширить своё вещание при помощи сайтов, контент которых обычно находится в открытом доступе для пользователей. Глобальная сеть также служит платформой для создания новых изданий, например, Vox Media.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - обозначить общую характеристику образа Президента РФ В.В. Путина в американских средствах массовой информации.
Для достижения настоящей цели необходимо решить следующие задачи:
• Обобщить научные представлений о понятиях образ и имидж;
• Классифицировать основные подходы к изучению политического имиджа;
• Выделить основные компоненты политического имиджа;
• Выявить место СМИ в процессе формирования политического образа;
• Охарактеризовать образ В.В. Путина в текстах американских СМИ.
Методология исследования.
Одним из основных методов исследования содержания коммуникаций является анализ содержания или контент-анализ. Он заключается в переводе вербальной информации в более объективную количественную форму, и последующей статистической обработке. Квантификация элементов содержания текста позволяет говорить о строгости и систематичности данного метода.
Контент-анализ позволяет не только работать с характеристиками источников, но и изучить особенности коммуникационного процесса: тиражируемые взгляды и интересы автора текста. Фиксация количественных признаков содержания текстов позволяет более объективно оценить позицию автора, а также выявлять различия в текстах, принадлежащих разным авторам, изданиям, общественным объединениям и т.д.
В отечественной литературе существует ряд научных работ, освещающих основные теоретические принципы данного метода, историю его появления и развития. Например, работы А.Н. Алексеева, И.В. Дмитриева, В.М. Соловнина, В.И. Шалака, И.А. Пашинян. Интерес к контент-анализу присущ и иностранным исследователям - М. Ломбард, Дж. Шнайдер-Датч, Ч. Кампанелла Бракен, Г.Ф. Шей и С. И. Шенон.
В то же время, по мнению некоторых авторов теоретических работ, наблюдается определённая нехватка литературы, содержащей примеры практического использования контент-анализа с подробным описанием всех процедур.
Степень разработанности.
Среди основных проблем политологии стоит выделить проблему политического лидерства. Специалисты утверждают, что данный феномен возникает только при наличии определенных политических условий и свобод, а именно: «политический плюрализм, многопартийность, внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность, интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим социальные интересы и устремления тех или иных групп людей.» Так получается, что политическое лидерство - относительно новый феномен политической жизни России.
Вместе с демократизацией страны появилось много научных трудов, направленных на постижение политического лидерства. Сегодня существует множество материалов, содержащих анализ11,12, типологии и теории относительно данного явления. Однако, ряд частных аспектов политического лидерства нуждается в более глубоком осмыслении. В случае с нашим исследованием это изучение политического имиджа.
Стоит отметить, что феномен образа политического лидера главным образом исследуется в контексте теории и практики электорального поведения. Эта проблематика представлена в работах политологов и политсоциологов, таких как В.Н. Амелин, Н.С.
Федоркин, А.И. Ковлер, М.Е. Кошелюк, Ш. Боулер, Д.М. Фарел, Д. Дж. Бурстин, Дж. Доуинг и др.
В изучении имиджа политического лидера выделить следует работы, посвященные разработке теории имиджа. Эта проблематика содержится в работах следующих авторов - С. Анхольт, А.А. Деркач, Д.М. Дурдин, Е.В. Егорова-Гатман, В.И. Карасев, Г.И. Марченко, Е.Б. Перелыгина, Г.Г. Почепцов, А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров, Б. Брюс, У Дюкан и др. В каждой отдельной работе данных авторов содержатся различные аспекты теории политического образа.
Из современных отечественных исследователей, в чьих работах уделяется место проблематике настоящего исследования, необходимо отметить таких авторов как: К.С. Гаджиев, Э.А. Галумов, Ю.Б. Кашлев, Д.В. Ольшанский и др.
Следует отметить вклад петербургской школы международных отношений в изучение политического имиджа. Работы следующих авторов посвящены данной тематике: И.С. Смирнова, С.С. Ширин, Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева, Е.Ю. Трещенков.
Характеристика использованных источников информации.
Американские СМИ - это сложная система ресурсов информации. Они представлены печатной прессой, теле- и радиовещанием. Это многообразие дополняется электронными ресурсами. Таким образом материалы, представленные в американских СМИ, представляют собой огромное количество материалов для исследования. Поэтому необходимо произвести отбор наиболее подходящих для исследования материалов.
В рамках данной работы целесообразно использовать материалы наиболее развитых сетей вещания США, работа которых производится не только на национальном, но также и на международном уровне. Для отбора на этом этапе мы опирались на данные сайта SimilarWeb.com, позволяющего отследить посещаемость вебсайтов.
Кроме того, важным аспектом является их политическая ангажированность. Под ангажированностью СМИ понимается приверженность СМИ конкретной политической силе. Для отбора был использован рейтинг американских СМИ, отражающих их симпатии в сторону одной из американских партий.
И третий фактор, имеющий значение, - это доступность ресурсов. В частности это возможность ознакомиться с материалами СМИ без оформления подписки на ресурс и удобный поиск информации.
Так для исследования были выбраны следующие СМИ: CNN, Fox News Channel, The New York Times и The Washington Post.
Нужно отметить, что для настоящего исследования интерес представляет изучение текстовой составляющей материалов американских СМИ. Обращение к видео- и фотоматериалам требует более глубокого погружения в исследование.
Научная и практическая значимость.
Настоящая работа может способствовать систематизации взглядов ученых на феномен политического имиджа, определению его конкретных признаков и выявлению места СМИ в конструировании этого образа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные путем контент-анализа, могут быть использованы для разработки теоретических основ применения этого метода для изучения образа конкретного человека и тем самым способствовать заполнению пробела в нехватки литературы, содержащей примеры практического использования контент-анализа с подробным описанием всех процедур.
Кроме того, данная работа может служить основой для разработки рекомендаций по конструированию политического образа в СМИ.
Предмет и объект исследования.
Предметом исследования выступает образ Президента РФ В.В. Путина в американских СМИ с 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года и с 7 мая 2012 года по март 2016 года.
Объект исследования - американские электронные СМИ.
Структура исследования.
Первая глава направлена на обобщение теоретических представлений по теме отражения политического образа в СМИ. Первый параграф главы направлен на то, чтобы обозначить, что в данной работе будет подразумеваться под понятием образ(имидж). Также необходимо обратить внимание на существующую тенденцию в отечественной науке разделения понятий «имидж» и «образ» и обозначить точку зрения, которая будет актуальна для настоящей работы.
Во втором параграфе описываются существующие концепции политического образа и описываются основные подходы к его изучению. А на основе уже существующих теорий выделяется подход, который будет использоваться в рамках настоящего исследования.
Из-за плюрализма представлений о политическом образе не существует единства в выделении компонентов данного явления. Третий параграф описывает критерии политического образа, предложенные отечественными и зарубежными исследователями. А в заключении выделены группы критериев, на которые в данной работе хотелось бы обратить внимание.
Исследованию взаимосвязи СМИ и политического образа посвящен четвертый параграф. Следует отметить, что большинство работ, рассматривающих вопросы взаимодействия политического образа и СМИ, затрагивают тематику использования прессы, радио и телевидения в ходе предвыборных компаний. Поэтому в настоящей работе мы обратились к исследованиям, нацеленным на связь образа и СМИ, в целом. Также, так как лидер государства является первым его лицом и официальным представителем, кажется рациональным обратиться к работам, освещающим феномен образа страны в медиапотоке. На основе этих работ выделены некоторые тенденции роли СМИ в процессе формирования политического образа.
Вторая глава имеет практический характер. Она представляет собой непосредственную работу с источниками - электронными версиями американских СМИ. Для анализа образа В.В. Путина в данной главе использован метод контент-анализа. Каждый отдельный параграф освещает отдельный источник информации (CNN, Fox News Channel, The New York Times и The Washington Post).
Анализ во второй главе проходил в несколько этапов:
1. Был ограничен временной интервал протяженностью с 2000 до 2008 года и 2012 до марта 2016 года. Данный интервал охватывает период пребывания В. В. Путина на посту президента. А некоторые из статей описывают образ президента в момент предвыборной гонки. Верхняя черта интервала обусловлена временем проведения настоящего исследования.
2. Следующий критерий отбора текстов - их востребованность у аудитории(«relevance»). Во-первых, это ограничение нужно так как исследование охватывает значительный временной интервал, а значит по сформированным запросам будет представлено значительное количество материалов в базе электронных СМИ. А во- вторых, это позволит выбрать для исследования те материалы, которые действительно пользуются популярностью у аудитории.
3. На третьем этапе мы непосредственно перешли к отбору текстов для исследования. Были изучены материалы, представленные на сайтах CNN, Fox News Channel, The New York Times и The Washington Post за обозначенный временной интервал по запросам «Putin», «Russian President». Использование словосочетания «Russian President» обусловлено тем, что поисковые запросы на сайта СМИ «Russian President» и «President of Russia» приводят к одним и тем же результатам.
4. После с каждого сайта СМИ были отобраны тексты для проведения самого контент-анализа на основании их заголовков, содержащие ключевые фразы: «Putin», «Russian President», и содержания, отражающего образ президента.
5. На основании теоретических выводов первой главы работы и изучения текстов, отобранных для анализа, были определены единицы анализа и выделены следующие переменные:
Единицы анализа: «Putin», «Russian President».
Переменные, характеризующие тексты:
a) год публикации;
b) объем текста;
c) затронутые темы;
d) критерии политического образа, к которым прибегает автор;
e) оценка образ В.В Путина.
Последняя характеристика оценивалась по пятибалльной шкале, где 1 присвоилось значение «отрицательный образ», 3 - «нейтральный», 5 - «положительный».
6. Далее последовала работа с материалами из отдельных источников, поэтому параграфы 2 главы посвящены каждому ресурсу в отдельности. После ознакомления с текстами, проводился анализ переменных, обозначенных в предыдущем пункте. И уже на основании результатов этого анализа происходило выявление общих тенденций в образе В.В. Путина.
Сегодня интерес к изучению феномена политического образа высок. Однако, следует отметить, что не существует единства мнений по ряду вопросов, связанных с данным явлением.
Во-первых, это вопрос дефиниций. «Образ» и «имидж»: являются ли эти категории взаимозаменяемыми или означают два различных явления?
Следует отметить, что будучи междисциплинарным феноменом, «имидж» или «образ» являются универсальной категорией. Эти понятия активно используются в политической, экономической, социальной и других областях. Эта универсальность «имиджа», «образа» приводит к тому, что данное понятие становится объектом исследования ученых и исследователей из различных сфер научного познания. Возможно, именно эта универсальность и является причиной существования несогласия о трактовке понятия и отсутствия единой дефиниции, и как следствие единой теории вопроса.
В настоящей работе понятия «имидж» и «образ» используются как взаимозаменяемые, так как оба термина означают отражение объективной реальности в сознании человека.
Во-вторых, это вопрос теоретического подхода к изучению феномена политического имиджа. В рамках настоящей работы было выявлено три подхода - психологический, социологический и политологический. Изучение этих подходов позволило разработать свой подход к политическому образу.
В настоящей работе под политическим имиджем подразумевается образ политика, формируемый в сознании как целенаправленно, так и под влиянием неконтролируемых процессов. Этот образ является отражением реальности, которая в свою очередь может являться конструктом специалистов в настоящей области (имиджмейкеров), а также представителей общества: как отдельных индивидов, так и представителей СМИ.
В-третьих, это вопрос о составляющих политического имиджа. Существует целый спектр научных работ по данному вопросу. Их изучение позволило выделить в данной работе следующие группы компонентов политического имиджа - основные и альтернативные. Первые - это политические взгляды, программа. Данная группа может быть средством манипуляции лишь самого политика и его команды. Да, на политические установки значительно влияют ожидания аудитории, деятельность СМИ и общественных организаций, но изменить их возможно лишь в долгосрочной перспективе. Вторая группа - альтернативные критерии политического имиджа - это, наоборот, те, характеристики, которые, во-первых, легко могут быть изменены, а, во-вторых, могут стать инструментом манипуляции третьих лиц: СМИ, представителей общественности и пр. Среди альтернативных критериев в данной работе выделяются биография, внешний вид, хобби, текущее поведение.
Надо помнить, что имидж может как формироваться при помощи особых средств, находящихся в распоряжении имиджмейкеров, так и возникать без усилий со стороны объекта. Сегодня, в информационный век, в реализации образа существенный вклад вносят информационные технологии - СМИ и Интернет.
Основываясь на работах исследователей роли СМИ в процессе формирования образа, можно выделить следующие тенденции. Во-первых, специалисты подчеркивают огромную значимость СМИ, их способность влиять на аудиторию и тем самым вызывать какой-либо образ. Именно эффективная работа СМИ создает имидж, который впоследствии работает на или против политического представителя.
Во-вторых, многие специалисты, отталкиваясь от регулятивно-манипулятивной функции СМИ, подчеркивают способность медиапотока влиять и даже навязывать мнение социуму. Здесь мнения специалистов расходятся - либо СМИ насаждают определенный имидж, либо образ мышления. В рамках настоящего исследования в данном выводе главным является способность СМИ манипулировать аудиторией.
И в-третьих, представители разных подходов отмечают, что международный образ государства, его лидера неразрывно связан с ситуацией в мире в целом и отношениями между отдельными государствами в частности. К этому выводу следует добавить, что значимость в процессе формирования международного имиджа также имеют уже устоявшиеся стереотипы.
В ходе исследования удалось выделить ключевые черты образа В.В. Путина как лидера государства, формируемого американскими СМИ.
Во-первых, следует отметить, что на сайтах всех четырех СМИ, отобранных для исследования присутствуют материалы, содержащие образ В.В. Путина. На сайте CNN это 4200 текстов, The Fox News - 8000, The New York Times - 9500 и The Washington Post - 8500.
Все эти материалы имеют различный формат. Так тексты CNN и The Fox News обычно дополняются фото и видеоматериалами. В свою очередь, статьи The New York Times и The Washington Post представляют собой чистый текст без каких-либо визуальных дополнений.
Фигура В.В. Путина появляется в американских СМИ в статьях различного размера. В самой короткой статье содержится 93 слова, а самая длинная состоит из 2539. Необходимо отметить, что количество статей разного объема приблизительно равно. В общем массиве 29% материалов это тексты объемом до 500 слов, 40% - тексты объемом от 500 до 1000 слов и 31% - тексты объемом от 1000 слов. То есть, образ Президента РФ одинаково востребован как в коротких новостных сообщениях, так и в более развернутых аналитических статьях.
Во временном измерении, во-первых, внимание привлекает тот факт, что на сайтах C N N и The Washington Post все статьи, отобранные для исследования, относятся к третьему президентскому сроку. К тому же, в общем массиве материалов 75% текстов были опубликованы именно в данный период. Это говорит о том что, фигура В.В. Путина сейчас находится на пике своей популярности в американских СМИ.
Во-вторых, первый и второй президентские сроки В.В. Путина освещены в 25% материалов и представлены только в материалах двух из четырех СМИ, отобранных для исследования. То есть, спрос на образ Президента РФ в американских СМИ формировался постепенно и с 2000 года вырос в три раза.
В целом среди материалов CNN, The Fox News, The New York Times и The Washington Post можно выделить несколько общих тенденций по тематике.
Это, во-первых, тема российско-американских отношений в целом, и в частности по отдельным сюжетам. Например, совместные действия России и США по урегулированию сирийского кризиса либо позиция США относительно действий РФ по украинскому вопросу. В данном сюжете образ нашей страны персонализируется с образом В.В. Путина. Атрибуты государства переносятся на одного единственного человека. В этих сюжетах существует полемика образов В.В. Путина и конкретный образ зависит от состояния этих самых российско-американских отношений.
Во-вторых, это сюжеты, связанные с положением гражданского общества. В американских СМИ крайне популярны такие темы как «российская оппозиция», «положение НПО», «состояние демократии», «ЛГБТ движение» и пр. На наш взгляд, это является слабым местом образа В.В. Путина. Большинство статей по данному сюжету дают отрицательную оценку образа В.В. Путина.
Два выделенных выше блока тем являются наиболее популярными в исследуемых СМИ.
В-третьих, это статьи, освещающие борьбу с терроризмом. Такие материалы были особенно популярны во время первого президентского срока. И именно эти материалы в основном несут положительный образ В.В. Путина. Однако стоит отметить наметившуюся тенденцию, что материалы 2015-2016 годов, затрагивающие данную тематику, больше не конструируют образ В.В. Путина как отважного борца против терроризма, а лишь поверхностно описывают предпринимаемые им действия. Кроме того, в материалах The Washington Post интерес по данному сюжету отсутствует.
И четвертый блок тем - это экономика. Часто упоминаются санкции и экономический кризис в России. Реже можно прочитать о экономических реформах проведенных В.В. Путиным и развитие торговых связей России. Эта тематика остается не сильно востребованной американскими СМИ. Только треть материалов CNN освещает экономические вопросы, а в оставшихся СМИ в лучшем случае 10% материалов затрагивают вопросы экономики.
Логичным видится выделить альтернативные компоненты образа в отдельный блок тем. Во-первых, они не связаны с сюжетами упомянутыми раньше. А во-вторых, в статьях они обычно лишь дополняют основные компоненты образа.
Авторы статей обращаются к таким моментам как личная жизнь президента, подчеркивая то, что она скрыта от чужих глаз. Другой популярный сюжет это служба В.В. Путина в КГБ. И третий момент - это спортивные увлечения В.В. Путина.
Каждое вышеупомянутое СМИ обращается к альтернативным компонентам политического образа Президента РФ, а оттенок, который эти составляющие придают образу, дополняет настроения основного сюжета.
Оценку образа В.В. Путина в американских СМИ можно обобщить так. Во-первых, ни одно из изданий не создает образ В.В. Путина однозначно положительным, или наоборот однозначно отрицательным. Какие-то тексты обращаются к нейтральному образу, другие, например, к отрицательному.
Во-вторых, половина материалов содержит нейтральный образ В.В. Путина, 45% отрицательный. Лидером по количеству статей с негативной оценкой образа является CNN. Стоит добавить, что ни одна из статей, содержащих положительный образ, не принадлежит CNN.
В-третьих, количество статей с положительным образом крайне мало - всего 5% от общего массива. Главным образом эти статьи относятся к первым годам правления В.В. Путина.
В целом, во временной интервал протяженностью с 7 мая 2000 года до 7 мая 2008 года и с 7 мая 2012 года до марта 2016 года образ Президента РФ претерпел значительное изменение. Если в период первого президентского срока большинство материалов имели положительную оценку, а сам образ был связан с такими темами как борьба с терроризмом, развитие отношений новой России и США. То образ в период второго и третьего срока постепенно приобретает негативный характер. Такие сюжеты как отношение гражданского общества и власти, развитие института прав человека в России, украинский кризис встречаются все чаще и несут осуждающий посыл.
Во-первых, это вопрос дефиниций. «Образ» и «имидж»: являются ли эти категории взаимозаменяемыми или означают два различных явления?
Следует отметить, что будучи междисциплинарным феноменом, «имидж» или «образ» являются универсальной категорией. Эти понятия активно используются в политической, экономической, социальной и других областях. Эта универсальность «имиджа», «образа» приводит к тому, что данное понятие становится объектом исследования ученых и исследователей из различных сфер научного познания. Возможно, именно эта универсальность и является причиной существования несогласия о трактовке понятия и отсутствия единой дефиниции, и как следствие единой теории вопроса.
В настоящей работе понятия «имидж» и «образ» используются как взаимозаменяемые, так как оба термина означают отражение объективной реальности в сознании человека.
Во-вторых, это вопрос теоретического подхода к изучению феномена политического имиджа. В рамках настоящей работы было выявлено три подхода - психологический, социологический и политологический. Изучение этих подходов позволило разработать свой подход к политическому образу.
В настоящей работе под политическим имиджем подразумевается образ политика, формируемый в сознании как целенаправленно, так и под влиянием неконтролируемых процессов. Этот образ является отражением реальности, которая в свою очередь может являться конструктом специалистов в настоящей области (имиджмейкеров), а также представителей общества: как отдельных индивидов, так и представителей СМИ.
В-третьих, это вопрос о составляющих политического имиджа. Существует целый спектр научных работ по данному вопросу. Их изучение позволило выделить в данной работе следующие группы компонентов политического имиджа - основные и альтернативные. Первые - это политические взгляды, программа. Данная группа может быть средством манипуляции лишь самого политика и его команды. Да, на политические установки значительно влияют ожидания аудитории, деятельность СМИ и общественных организаций, но изменить их возможно лишь в долгосрочной перспективе. Вторая группа - альтернативные критерии политического имиджа - это, наоборот, те, характеристики, которые, во-первых, легко могут быть изменены, а, во-вторых, могут стать инструментом манипуляции третьих лиц: СМИ, представителей общественности и пр. Среди альтернативных критериев в данной работе выделяются биография, внешний вид, хобби, текущее поведение.
Надо помнить, что имидж может как формироваться при помощи особых средств, находящихся в распоряжении имиджмейкеров, так и возникать без усилий со стороны объекта. Сегодня, в информационный век, в реализации образа существенный вклад вносят информационные технологии - СМИ и Интернет.
Основываясь на работах исследователей роли СМИ в процессе формирования образа, можно выделить следующие тенденции. Во-первых, специалисты подчеркивают огромную значимость СМИ, их способность влиять на аудиторию и тем самым вызывать какой-либо образ. Именно эффективная работа СМИ создает имидж, который впоследствии работает на или против политического представителя.
Во-вторых, многие специалисты, отталкиваясь от регулятивно-манипулятивной функции СМИ, подчеркивают способность медиапотока влиять и даже навязывать мнение социуму. Здесь мнения специалистов расходятся - либо СМИ насаждают определенный имидж, либо образ мышления. В рамках настоящего исследования в данном выводе главным является способность СМИ манипулировать аудиторией.
И в-третьих, представители разных подходов отмечают, что международный образ государства, его лидера неразрывно связан с ситуацией в мире в целом и отношениями между отдельными государствами в частности. К этому выводу следует добавить, что значимость в процессе формирования международного имиджа также имеют уже устоявшиеся стереотипы.
В ходе исследования удалось выделить ключевые черты образа В.В. Путина как лидера государства, формируемого американскими СМИ.
Во-первых, следует отметить, что на сайтах всех четырех СМИ, отобранных для исследования присутствуют материалы, содержащие образ В.В. Путина. На сайте CNN это 4200 текстов, The Fox News - 8000, The New York Times - 9500 и The Washington Post - 8500.
Все эти материалы имеют различный формат. Так тексты CNN и The Fox News обычно дополняются фото и видеоматериалами. В свою очередь, статьи The New York Times и The Washington Post представляют собой чистый текст без каких-либо визуальных дополнений.
Фигура В.В. Путина появляется в американских СМИ в статьях различного размера. В самой короткой статье содержится 93 слова, а самая длинная состоит из 2539. Необходимо отметить, что количество статей разного объема приблизительно равно. В общем массиве 29% материалов это тексты объемом до 500 слов, 40% - тексты объемом от 500 до 1000 слов и 31% - тексты объемом от 1000 слов. То есть, образ Президента РФ одинаково востребован как в коротких новостных сообщениях, так и в более развернутых аналитических статьях.
Во временном измерении, во-первых, внимание привлекает тот факт, что на сайтах C N N и The Washington Post все статьи, отобранные для исследования, относятся к третьему президентскому сроку. К тому же, в общем массиве материалов 75% текстов были опубликованы именно в данный период. Это говорит о том что, фигура В.В. Путина сейчас находится на пике своей популярности в американских СМИ.
Во-вторых, первый и второй президентские сроки В.В. Путина освещены в 25% материалов и представлены только в материалах двух из четырех СМИ, отобранных для исследования. То есть, спрос на образ Президента РФ в американских СМИ формировался постепенно и с 2000 года вырос в три раза.
В целом среди материалов CNN, The Fox News, The New York Times и The Washington Post можно выделить несколько общих тенденций по тематике.
Это, во-первых, тема российско-американских отношений в целом, и в частности по отдельным сюжетам. Например, совместные действия России и США по урегулированию сирийского кризиса либо позиция США относительно действий РФ по украинскому вопросу. В данном сюжете образ нашей страны персонализируется с образом В.В. Путина. Атрибуты государства переносятся на одного единственного человека. В этих сюжетах существует полемика образов В.В. Путина и конкретный образ зависит от состояния этих самых российско-американских отношений.
Во-вторых, это сюжеты, связанные с положением гражданского общества. В американских СМИ крайне популярны такие темы как «российская оппозиция», «положение НПО», «состояние демократии», «ЛГБТ движение» и пр. На наш взгляд, это является слабым местом образа В.В. Путина. Большинство статей по данному сюжету дают отрицательную оценку образа В.В. Путина.
Два выделенных выше блока тем являются наиболее популярными в исследуемых СМИ.
В-третьих, это статьи, освещающие борьбу с терроризмом. Такие материалы были особенно популярны во время первого президентского срока. И именно эти материалы в основном несут положительный образ В.В. Путина. Однако стоит отметить наметившуюся тенденцию, что материалы 2015-2016 годов, затрагивающие данную тематику, больше не конструируют образ В.В. Путина как отважного борца против терроризма, а лишь поверхностно описывают предпринимаемые им действия. Кроме того, в материалах The Washington Post интерес по данному сюжету отсутствует.
И четвертый блок тем - это экономика. Часто упоминаются санкции и экономический кризис в России. Реже можно прочитать о экономических реформах проведенных В.В. Путиным и развитие торговых связей России. Эта тематика остается не сильно востребованной американскими СМИ. Только треть материалов CNN освещает экономические вопросы, а в оставшихся СМИ в лучшем случае 10% материалов затрагивают вопросы экономики.
Логичным видится выделить альтернативные компоненты образа в отдельный блок тем. Во-первых, они не связаны с сюжетами упомянутыми раньше. А во-вторых, в статьях они обычно лишь дополняют основные компоненты образа.
Авторы статей обращаются к таким моментам как личная жизнь президента, подчеркивая то, что она скрыта от чужих глаз. Другой популярный сюжет это служба В.В. Путина в КГБ. И третий момент - это спортивные увлечения В.В. Путина.
Каждое вышеупомянутое СМИ обращается к альтернативным компонентам политического образа Президента РФ, а оттенок, который эти составляющие придают образу, дополняет настроения основного сюжета.
Оценку образа В.В. Путина в американских СМИ можно обобщить так. Во-первых, ни одно из изданий не создает образ В.В. Путина однозначно положительным, или наоборот однозначно отрицательным. Какие-то тексты обращаются к нейтральному образу, другие, например, к отрицательному.
Во-вторых, половина материалов содержит нейтральный образ В.В. Путина, 45% отрицательный. Лидером по количеству статей с негативной оценкой образа является CNN. Стоит добавить, что ни одна из статей, содержащих положительный образ, не принадлежит CNN.
В-третьих, количество статей с положительным образом крайне мало - всего 5% от общего массива. Главным образом эти статьи относятся к первым годам правления В.В. Путина.
В целом, во временной интервал протяженностью с 7 мая 2000 года до 7 мая 2008 года и с 7 мая 2012 года до марта 2016 года образ Президента РФ претерпел значительное изменение. Если в период первого президентского срока большинство материалов имели положительную оценку, а сам образ был связан с такими темами как борьба с терроризмом, развитие отношений новой России и США. То образ в период второго и третьего срока постепенно приобретает негативный характер. Такие сюжеты как отношение гражданского общества и власти, развитие института прав человека в России, украинский кризис встречаются все чаще и несут осуждающий посыл.
Подобные работы
- Образ лидера зарубежного государства в американских средствах массовой информации: на примере Президента Российской Федерации В.В. Путина
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ИСПАНСКИХ СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Особенности политической рекламы в избирательных кампаниях в РФ на примере выборов
президента РФ 2018
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Публичные коммуникации
президента Российский Федерации Владимира Владимировича Путина
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОБРАЗ РОССИИ И РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА
СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «ЖЭНЬМИНЬ ЖИБАО» КОНЕЦ XX - НАЧАЛО
XXI ВВ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Отражение украинского кризиса 2013-2015 гг. в средствах массовой
информации
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2019 - Отображение Сирийского кризиса 2015-2019 гг. в средствах массовой информации
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Эволюция внешнеполитического имиджа Российской Федерации (1991-2018)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ В СОВРЕМЕННОМ ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018



