Введение
Глава I. Сказка как вид устного народного творчества
1.1. К вопросу определения понятия и классификации
1.2. Татарская фольклористика середины XIX - конец XX в
Глава II. Изучение татарских народных сказок
2.1. Характерные особенности сказок народов Среднего Поволжья
2.2. Сравнительно-сопоставительный анализ народных и авторских сказок
татар
Глава III. Сказки глазами детей: особенности восприятия и субъективная актуальность сказочных сюжетов
3.1. Сказка - как фактор формирования жизненной стратегии ребенка
3.2. Восприятие сказок детьми младшего и среднего школьного возраста (по результатам социологического исследования).
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Актуальность исследования. Возникновение сказки как вида творчества и духовного способа освоения мира уходит в глубокую древность и тесно переплетено с мифомышлением и народным творчеством. Однако исследовательский интерес к сказке проявляется достаточно поздно. Особый внимание вызывает изучение процессов систематизации и дальнейшего изучения. А так же сравнительно-сопоставительный анализ народных и авторских сказок. Поэтому изучение процесса эволюции способа составления сказки, важно и актуально. Актуальность темы исследования обусловлена острыми потребностями развития полноценной этнологии общества, а также этнологии как дисциплины, отражающей и вскрывающей тенденции развития человечества. Изучение сказки актуально и в силу того, что она содержит в себе дополнительные возможности формирования внутренне богатого духовного мира человека.
Степень изученности темы. Исследовательский интерес в России к сказке проявляется достаточно поздно. Как отмечают исследователи, слово «сказка» как название повествовательного жанра появилось не ранее XVII века, до этого широко распространено было слово баснь, а у татар байты. Научное изучение татарской сказки значительно активизировалось с появление интереса к народному творчеству. Дореволюционная историография сконцентрировала обширный фактический материал для будущих исследований в области сказок. Среди наиболее заметных трудов данного периода - работы Каюма Насыри.1
Структуралистский подход к жанру сказки был серьезной вехой и переломным моментом в изучении данной тематики в советской историографии. Он был положен работами Никифорова А.И. и Проппа В.Я. Изучением татарского фольклорного творчества в советский период занимались в своих работах Ярмухамметов Х.Х. .
Анализ работ по истории изучения татарской сказки выявил недостаток комплексных исследований, посвященных сравнительно¬сопоставительному анализу народных и авторских татарских сказок. Это делает тему перспективной для изучения.
Проблема взаимосвязи устной и письменной литератур всегда занимала важное место в литературоведении и фольклористике. Она прослеживается еще до революции в творчестве татарских писателей-классиков (Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова и др.), в последующий период к ней обращались видные ученые-филологи (М.Гайнуллин, Х.Усманов, Х.Ярмухаметов, Г.Халит и др.), в наши дни она также активно исследуется литературоведами и фольклористами (диссертации и монографии Т.Галиуллина, Ф.Ахметовой, Ф.Урманчеева, Н.Хисамова, А.Садековой). В настоящее время, когда тяга к истокам культуры, литературы и искусства значительно возросла, литературные критики и сами писатели (напр., Ф.Мусин, Г.Ахунов, Р.Батулла и др.) высказываются о необходимости глубокого изучений татарскими писателями фольклора своего народа в целях повышения художественного уровня произведений. Это, естественно, относится и к сказкам.
Цель и задачи исследования. Цель нашего исследования состоит в том, чтобы изучить и исследовать татарские сказки в многообразии ее представлений (волшебные, бытовые, сказки о животных), и в результате более точно определить их актуальность.
Реализация выбранной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть татарскую сказку как феномен культуры народа;
2. Провести сравнительно-сопоставительный анализ народных и
авторских сказок татар.
3. Рассмотреть актуальность татарской сказки среди школьников.
Объект исследования - народных и авторских сказки татар.
Предметом - сравнительный анализ народных и авторских сказок татар, в рамках современной культуры.
Хронологические рамки теоретического исследования включают в себя период с середины XIX по сегодняшний день. В 1850-е годы начинается научная и исследовательская деятельность Каюма Насыри.
Методологическая основа работы. Это теоретический анализ трудов литературоведов, историков, фольклористов, этнографов по вопросу определения термина сказки. В настоящей работе предпринята попытка сравнительно-сопоставительного анализа такой формы фольклорного сознания как сказка. Наряду с философскими принципами, методами и подходами исследования, такими как: принцип исторического анализа, принцип объективности, конкретности и системности рассмотрения, диалектический принцип единства противоположностей, а также метод структурного и функционального анализа. Исследовательским инструментарием являются процедуры сравнения, описания и компаративного сопоставления.
В отличие от традиционного анализа сюжетов, функций, характера персонажей, поэтических воззрений и языка сказки в данной работе проанализирован ряд этнографических элементов, которые содержатся в татарской народной сказке.
Помимо этого было проведено исследование школьников средних общеобразовательных школ г. Казани для оценки знаний о татарской сказке.
Источниковая база исследования. В качестве источников были использованы сборники народных сказок. Для анализа были выбраны народные сказки татар. Выбор именно этих произведений был основан на схожести их сюжетных линий и отдельных особенностей.
Для анализа татарских сказок был использован сборник Татарские народные сказки: перевод с татарского, составленный Х. Х. Ярмухаметовым и сборник Татарское народное творчество: в 14-ти томах АН РТ; авт. вст. ст., авт. примеч. Л. Ш. Замалетдинов.— Казань: Раннур.
Еще одним источником по научной работе является социологическое исследование. Участниками опроса стали школьники, обучающиеся во 2 классе СОШ № 132 с углубленным изучением иностранных языков и в 5 классе Татарской Гимназии № 2. Вопросы в анкете позволили выявить и дать оценку восприятию сказок учащимися.
Научная новизна исследования. Был проведен сравнительно-сопоставительный анализ содержания каждого типа сказки: волшебной, бытовой и сказки о животных (народных и авторских сказок татар). Дана оценка уровню знаний школьников о татарских сказках.
Комплексный подход к изучению татарских сказок позволил нам не только тщательно проанализировать материал, но и на этой основе сделать следующие выводы.
1. Изучение народного творчества, тех его особенностей, которые оставались долгое время без должного внимания, их новая современная переоценка - это один из путей к самоутверждению татарского народа как передовой, развивающейся нации. Историю национальной литературы составляют, прежде всего, оригинальные произведения писателей и поэтов народа. Таким образом, исследования в области фольклора дают возможность раскрыть полную картину представлений о сказке и обозначить ее практическую значимость.
2. Народные сказки очень разнообразны, каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами. Чтение текстов народных сказок приносит много новых знаний об образе жизни людей. Сказки — это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов. Связи народных сказок с литературой уходят в глубь веков. Новый подход к этим связям был сделан Г. Тукаем. Поэт на основе древних мифов и сказок создавал свои первые в татарской литературе профессиональные сказки, называемые в наши дни «литературными». В литературной сказке некоторые поэтические средства могут использоваться активнее, и идейная направленность произведения по воле автора подвергаться изменению. И Тукай, не ограничиваясь лишь пассивной обработкой сюжетов и мотивов народного творчества, а напротив, сохраняя их народный дух и национальный колорит, органически связывал их с историей и бытом татарского народа, даже биографическими моментами, с реальной действительностью — «создавал произведения, отвечающие потребностям народа, чаяниям его души и идейно-эстетическим требованиям времени.
3. Проведенный опрос в рамках исследования позволил дать субъективную оценку уровню знаний школьников о татарской сказке. Сказка несет этно-педагогическую функцию. Татарские сказки имеют большое значение для воспитания и образования детей.
Сказка неизменно остается необходимым элементом социализации ребенка. Сказка учит добру, показывая насколько зло недопустимо. В вопросе о том, откуда дети узнают о сказках, есть вариант ответа - из мультфильмов. Но данный вариант ответа не выбрал ни один из респондентов. Что позволяет сделать вывод о том, что книга является неизменным источником, с помощью которого происходит знакомство со сказкой.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут служить методологическим основанием для дальнейшего культурологического анализа явлений татарского устного народного творчества, осмыслению его как своеобразного целостного феномена. Выводы научной работы могут быть также использованы при монографическом исследовании татарского фольклора, разработке курсов по татарскому фольклору и литературе, при составлении трудов по истории татарской литературы.
1. Народные русские сказки Афанасьева. /Сост.А.А. Горелов/. - Л.: Лениздат 1983, 446с.
2. Татарские народные сказки: [Перевод / Авт. вступ. ст. и коммент. Л. Замалетдинов; Худож. В. Булатов].—Казань: Татар. кн. изд-во, 1992.—287 с.
3. Татарское народное творчество // Татар халык ижаты: в 15 томах / Акад. наук Татарстана, Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Ибрагимова; [редкол.: К. М. Миннуллин (рук.) и др.]. — Казань: Магариф, 2008.
4. Татарское народное творчество: в 14-ти т. / АН РТ ; авт. вст. ст., авт. примеч. Л. Ш. Замалетдинов.—Казань: Раннур, Б.г. Т. 1: Сказки о животных и волшебные сказки.—1999.—352 с.
5. Татарское народное творчество: в 14-ти т. / АН РТ ; авт. вст. ст., авт. примеч. Л. Ш. Замалетдинов.—Казань: Раннур, Б.г. Т. 2: Волшебные сказки.—2001.—400 с.
Историография:
6. Абелюк Е.Г. Миф или сказка?: Экспериментальное учебное пособие/ Е.Г. Абелюк. - М.: Мирос, 1995. - 224с.
7. Адоньева С. Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры/ С.Б. Адоньев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 321 с.
8. Андреев Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне / Гос. рус. геогр. об-во. Отд-ние этнографии. Сказоч. Комис/ Н.П. Андреев. — Л.: Гос. рус. геогр. об-во, 1929. — 118с.
9. Аникин А.П. Русская народная сказка/ А.П. Аникин. — М.: Худож. лит. 1984.—176с.
10. Благова Г.Ф. Вариантные заимствования турок-тюрк и их лексическое обособление в русском языке (К становлению обобщающего имени тюркоязычных народов) //Тюркологический сборник, 1972. — М., 1973. — С. 104— 105.
11. Васильев М.А. Памятники татарской народной словесности// Сказки и легенды. - Казань: Издание Комбината Издат. и печати ТССР/М.А. Васильев, 1924.-182 с.
12. Веселовский А. Н. Статьи о сказке, 1868—1890/ А.Н. Веселовский — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. — 376 с.
13. Воронцов. В.А. Генезис языка, сказки и мифа в контексте антропо- социо-культурогенеза / В. А. Воронцов; Ин-т истории АН РТ, Казан. (Приволж.) федер. ун-т, Ин-т евразийских и междунар. исслед. .—Казань: Яз, 2012.—414 с.
14. Давлетшин К.Д. Из мудрости веков / К. Д. Давлетшин.— Казань: Татар. кн. изд-во, 1991.—127 с.
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 Т. Т. 4, С-У/В.И. Даль - М.: Прогресс. Изд. фирма «Универс», 1994. - 1619 стб., 13с..
16. Закиев, М. З. Татары:проблемы истории и языка: Сб.ст.по проблемам лингвоэтноистории,возрождения и развития татарской нации / М.З.Закиев; АН Респ.Татарстан,Отд-ние гуманитар.наук;Под общ.ред.К.Р.Галиуллина. — Казань: Б.и., 1995.—464с.
17. Калимуллина Л.К. Стереотипы добра и зла в татарских и русских народных сказках// Республиканский конкурс научных работ студентов и аспирантов на соискание премии им. Н.И. Лобачевского: Сборник материалов. - Казань, 2011. - С.39-40.
18. Калимуллина Л.К. Стереотипы добра и зла в татарских и русских народных сказках// Единство. Творчество. Звезды. Труды 45-я научная студенческая конференция ЧГУ им. И.Н. Ульянова - Чебоксары, 2011. - С. 110 - 111.
19. Калимуллина Л.К. Понятие добра и зла на основе сравнения татарских и русских народных сказок// Сборник статей Международной научно¬практической конференции молодых ученых и специалистов «МОЛОДЕЖЬ. НАУКА. БУДУЩЕЕ: ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТЫ. - Казань, Познание, 2012. -С. 45 - 47.
20. Калимуллина Л.К. Понятие добра и зла на основе татарских и русских
народных сказок// «Studia humanitatis: от источника к исследованию в социокультурном измерении». Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда. - Екатеринбург: издательство Уральского университета,
2012. С.23-25.
21. Калимуллина Л.К. Бытовые сказки поволжских народов: сравнительно¬сопоставительный анализ// 46-я научная студенческая конференция ЧГУ им. И.Н. Ульянова, апрель 2012. - Чебоксары, 2012. С. 114-115.
22. Калимуллина Л.К. Бытовые сказки поволжских народов: сравнительно¬сопоставительный анализ// Республиканский конкурс научных работ студентов и аспирантов на соискание премии им. Н.И. Лобачевского: Сборник материалов. - Казань, 2012. С. 24.
23. Калимуллина Л.К. Народные сказки русских и татар: сравнительный анализ// Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2012 года. Сборник тезисов. - Казань, 2012. С. 20 - 21.
24. Калимуллина Л.К. Образы животных в этнических представлениях народов Волго-Уралья (на примере татарских и русских сказок) // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2012 года. Сборник тезисов. - Казань, 2013. С. 61 - 62.
25. Краткая татарская грамматика, изложенная в примерах / составлена К. Насыровым.—Казань: Б.и., 1860.— 80 с.
26. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки: Происхождение образа / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Ин-т востоковедения. — М.: Изд-во вост. лит, 1958. — 264 с.
21. Мухамедова Р.Г. Татары // Народы Поволжья и Приуралья. Историко¬этнографические очерки. — М., 1985. — С.200.
28. Насыров А.К. и Поляков П.А. Сказки казанских татар и сопоставление их со сказками других народов // Известия Общества археологии, истории и этнографии. — Т. XVI. —Казань, 1900.
29. Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. — 255 с.
30. Пропп В. Я. Русская сказка / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова; Отв. ред. К. В. Чистов, В. И. Еремина. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 335 с.
31. Пропп В. Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп.—Издание 2-е, исправленное.—Москва: Госполитиздат, 1958.—603с.
32. Пропп В. Я. Собрание трудов. Морфология "волшебной" сказки. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп; Сост., науч. ред. И. В. Пешкова. — Москва: Лабиринт, 1998.—512 с.
33. Сказки народов мира. Литературные сказки зарубежных писателей. Т.
8, М.: Детская литература, 1983. 442 с.
34. Словарь литературоведческих терминов / Ред.- составители Л.Тимофеев и С.Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 512с.
35. Структура волшебной сказки: Сб. ст. / Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик и др.; Рос. гос. гуманит. ун-т; Ин-т высш. гуманит. исслед..—М.: Рос. гос гуманит. ун-т, 2001.—234с.
36. Татарская хрестоматия, составленная Мартинианом Ивановым. — Казань: Типография Императорского Казанского ун-та, 1842. - 342 с.
37. Хайруллин, М.Б. Проблемы развития лексической системы татарского литературного языка / М.Б.Хайруллин; Науч. ред. М.З.Закиев. — Казань: Б.и., 2000.—202с.
38. Шастина Е. И. Сказки, сказочники, современность / Е.И. Шастина. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. — 318 с.
39. Энциклопедия сверхъестественных существ: Иллюстрированный
путеводиталь по мифам, преданиям и сказкам.—2-е изд., испр. и доп..—М.; СПб.: Эксмо: Terra Fantastica, 2002.—446с.
40. Энциклопедический социологический словарь. / Рос. АН, Ин-т соц.- полит.исслед.; общ.ред. Г.В. Осипова; ред.-сост. А.В. Кабыща.—М.: Б.и., 1995.—939с.
41. Юдин Ю.И. Русская бытовая сказка / Ю.И. Юдин. — М.:
Академия, 1998. — 256 с.
42. Гинзбург М. Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками //Психологическая наука и образование. - 1997. - №1. - с 66-75.
43. Корниенко Е.Р. Об опыте лингвокультурологического исследования русской народной сказки // Вестник Московского университета. Серия 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2005. - №4. - С. 148 -154.
44. Каюм Насыйри, 1825-1945 : тууына 120 ел тулуга багышланган
гыйльми сессия материаллары / СССР ФА, Казан филиалы, Тел, эдэбият йэм тарих ин-ты .— Казан : Татарстан китап нэшрияты, 1948 .— 146 б.
45. Мэхмугов Х. Ш.Изге китаплар кайтавазы : аятьлэр йэм хэдислэр жирлегендэ туган тэгъбирлэр / Хужиэхмэт Мэхмутов ; Татарстан Респ. ФА, Г. Ибрайимов исм. Тел, эд. йэм сэнгать ин-ты . — Казан : [н. к.], 2012 .— 223 б.
46. Татар халык экиятлэре. Тылсымлы экиятлэр. Тезуче, кереш мэкалэ авторы йэм искэрмэлэр эзерлэуче Ленар Жамалетдин. — Казан, 1994. - 253 б.
47. Татар халык экиятлэре: Беренче китап / Тезучелэре Г. Разин [Г. Бэширов] йэм Х. Ярми. — Казан, 1946, Татар халык экиятлэре: Икенче китап/ Тезучелэре Г. Бэширов йэм X. Ярми. — Казан, 1956. - 345 б.
48. Татар халык ижаты. Экиятлэр (беренче китап) / Томны тезучелэр, искэрмэлэрне эзерлэучелэр Гатина Х.Х., Ярми Х.Х. — Казан, 1977; Татар халык ижаты. Экиятлэр (икенче китап) / Томны тезучелэр, искэрмэлэрне эзерлэучелэр Гатина Х.Х., Ярми Х.Х. — Казан, 1978; Татар халык иж;аты. Окиятлэр (еченче китап) / Томны тезуче, кереш мэкалэ язучы, искэрмэлэр эзерлэуче Камалетдинов Л.Ш. — Казан, 1981. - 511 б.