Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОПЫТА: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №60232

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы45
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Эпистемологический анализ художественного опыта 6
1.1. Сущность восприятия художественного опыта 9
1.2. Символическая природа художественной реальности 14
1.3. Художественный опыт и традиция 20
ГЛАВА II. Лингвистический анализ художественного опыта 26
2.1. Индивидуальность лингвистической формы художественного опыта 30
2.2. О смысле и значении художественных образов 34
2.3. Лингвистические критерии эстетической всеобщности 38
Заключение 42
Список использованной литературы 44


В век массового производства, оптимизации процессов и рационализации человеческой деятельности в повседневной жизни все меньше пространства остается для свободной творческой деятельности человека, все меньше времени для того, чтобы просто взглянуть на мир, отрешиться от нужной, но утомительной суеты. И чем меньше этого становится, тем выше оно ценится. Свободу творчества и возможность отвлечься от повседневных дел дарит нам искусство. Искусство и творческая оригинальность вошли в моду, но художественное не может быть массовым, серийное производство обесценивает произведения, создает псевдоискусство. В связи с этим актуальной становится проблема определения искусства в связи с его художественной ценностью, решить которую средствами классической эстетики оказалось невозможно. Так в американской философии второй половины двадцатого века сформировалось и развивалось такое крупное направление как аналитическая философия искусства; характерной чертой которой ее было критическое отношение к этике за нестрогость ее терминологического аппарата, вплоть до полного отказа от нее как от «метакритики» художественных произведений, не решающей никаких философских вопросов в отношении искусства.
Другой причиной актуализации темы искусства и художественного опыта в философии стали изменения, произошедшие в самом искусстве. Искусство модерна и постмодерна настолько отличалась от классических образцов, что создание универсальной теории искусства стало настоящей проблемой. Оригинальным можно назвать решение Дж. Дики, предложившего институциональную теорию искусства, где впервые решение о присвоении предмету статуса произведения искусства полностью оставалось за осуществляемой художественной практикой. И хотя такой ответ является ничем иным, как уходом от вопроса, институциональная теория так же сыграла свою роль в развитии философии искусства.
Темой данной выпускной квалификационной работы является современный подход к изучению искусства и художественного опыта в рамках аналитической философии. Актуальность темы связана с тем фактом, что искусство в его эпистемологических, онтологических, лингвистических и этических аспектах является распространенным предметом для современных философских исследований, особенно в англоязычной традиции. Причем не выработано, в силу неисчерпанности темы и практически полного отсутствия фундаментальных исследований по ней, единых критериев и терминологии рассмотрения различных аспектов указанного предмета.
Как ясно из названия, объектом исследования станет художественный опыт. Предметом — его эпистемологические и лингвистические основания, особенности восприятия и выражения, а так же их соотношение. Целью работы является изучение вопроса о возможности гармонизации критериев эпистемологического и лингвистического анализа художественного опыта. В качестве промежуточных задач можно выделить следующие пункты:
1. исследовать вопрос о достоверности художественного опыта;
2. обосновать возможность рассмотрения такого явления как язык выражения художественного опыта;
3. проанализировать произведение искусства в качестве лингвистической формы художественного опыта;
4. выявить формальные критерии эстетической актуальности.
Среди используемых методов можно указать анализ литературы, и моделирование, а так же такие общие методы как синтез, аналогия, абстрагирование, конкретизация и некоторые другие.
Практической значимостью работы является то, что получение ответа на вопрос, рассмотрение которого указанно в качестве цели работы, будет доказана или отвергнута возможность комплексного изучения художественного опыта в различных его аспектах. Кроме того, в случае положительного ответа сама работа будет являться примером реализации этой возможность. И тогда по аналогии с данной работой в дальнейшем можно будет по строить более детальный и основательный проект по анализу различных исследований, предпринятых философами аналитической традиции в области художественного опыта, и дальнейшему синтезу единой теории художественного опыта. Так как возможность комплексного изучения художественного опыта путем гармонизации уже разработанных критериев исследования на данный момент практически не изучена, то любое исследование в этой области обладает теоретической новизной.
Структурно работа состоит из двух глав, в которых рассматриваются, соответственно, эпистемологические и лингвистические критерии анализа художественного опыта, а так же введения и заключения. Каждая глава состоит из краткого предисловия, вводящего в проблематику и трех разделов. Первые два раздела каждой главы логически тесно связаны между собой и в комплексах представляют реализацию 1 и 3 задачи. Раздел 1.3 решает задачу 2, а раздел 2.3 — задачу 4. В заключении подводится итоги работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


"Сказать, что делает искусство, еще не значит сказать, чем искусство является; но я утверждаю, что первое — вопрос, заслуживающий основного и особого внимания» , — так Н. Гудмен формулирует основной интерес аналитической философии искусства. Вопрос «Что делает искусство?» можно понимать двояко: как вопрос о природе искусства и как вопрос о его функции. Однако для современной аналитической традиции ответ будет один: искусство делает (в обоих смыслах этого слова) восприятие художественного опыта.
Эпистемологический анализ художественного опыта позволил раскрыть вопросы о природе художественных образов, а так же о значимости преемственности в искусстве. Однако такое рассмотрение оказалось не полным. Для большей завершенности был проведен так же лингвистический анализ художественного опыта, в процессе которого были подробно рассмотрены особенности лингвистической формы художественного образа (элемента художественного опыта), а так же вопросы о его смысле и значении.
Проводя эпистемологический анализ художественного опыта, мы опирались на тот факт, что опыт возможен только в рамках определенной системы, что он ограничен языком как сферой возможного понимания. Кроме того ходе работы над второй главой выяснилось, что лингвистический анализ художественного опыта невозможно в полной мере осуществить, не имея предварительно представления об его, художественного опыта, эпистемологических основаниях. Таким образом, можно заключить, что гармонизация критериев эпистемологического и лингвистического анализа художественного опыта возможна, и более того, два этих подхода представляют собой два различных аспекта единого по сути анализа. Подобное единство укоренено в методе современной аналитической философии. Наследуя традицию логического эмпиризма, аналитическая философия пересмотрела его представления о языке и реальности, но сохранила характерную обращенность к опыту и к языку как к упорядочивающей и структуре.
Помимо того в ходе работы были выявлены и определены такие ключевые для понимания художественного опыта и искусства понятия как стиль, метафора, художественный образ и его лингвистическая форма, художественная реальность, художественная традиция, смысл и значение произведения искусства, экземплификация, символическая природа искусства и некоторые другие.
Данная работа носит предварительный характер, так как ее целью было не проведение комплексного анализа художественного опыта, а выявление такой возможности. Таким образом, тема нуждается в дальнейшей разработке. Привлечение большего количества теоретических источников и систематическое исследование искусствоведческого материала могут составить основу для более органичного и детального анализа художественного опыта в духе современной аналитической философии искусства.


1. Абушенко В. Л. Традиция // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — М.: Изд-во «Книжный Дом», 2003. — С. 1074-1075.
2. Анкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. — М.: Изд-во «Европа»,
2007.
3. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. — М.: Изд-во «Прогресс-Традиция», 2003.
4. Блум Х. Страх влияния // Страх Влияния. Карта перечитывания. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. — С. 7-132.
5. Витгенштейн Л. Философские исследования. — М.: Изд-во «Астрель», 2010.
6. Витгенштейн Л.Tractatus Logico-Philosophicus // Философские работы (часть 1). — М.: Изд-во «Гнозис», 1994. — С. 1-74.
7. Гудмен Н. Способы создания миров. — М.: Изд-во «Идея-Пресс», «Логос», «Праксис», 2001.
8. Дики Дж. Определяя искусство // Американская Философия Искусства. — Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», Бишкек: Изд-во «Одиссей», 1997. — С. 243—252.
9. Кант И. Аналитика эстетической способности суждения. // Сочинения в шести томах. Том 5. — М.: Изд-во «Мысль», 1966. — С. 203-245.
10. Кошут Дж. Искусство после философии / Пер. с англ.
А. А. Курбановского // vcsi.ru, URL: http://vcsi.ru/files/art after philosophy.pdf(дата обращения: 24.04.2016)
11. Никоненко С. В. Реальность, символы и анализ. — СПб.: Изд-во РХГА, 2012.
12.Оукшотт М. Голос поэзии в беседе человечества. // Рационализм в политике и другие статьи. — М.: Изд-во «Идея-Пресс», 2002. — С. 245-285.
13. Рассел Б. Факты и пропозиции. // Философия логического атомизма. — Томск: Изд-во «Водолей», 1999. — С. 3-15.
14. Уайльд О. Упадок лжи // Истина о масках. Эссе. — М.: Изд-во «Азбука», 2015. С. 5-48.
15. Фреге Г. О смысле и значении. // Логика и логическая семантика: сборник трудов. — М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2000. — С. 230-246.
16.Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. — СПб.: Академический проект, 2004.
17.,Lamarque P. The Uselessness of Art. // Journal of Aesthetics and Art Criticism 2010, 68(3). — С. 205-214.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ