ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЛЕНОВ НЕФОРМАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ПАРКУРА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования смысло-жизненных ориентаций в рамках неформальных молодежных сообществ 7
1.1. Основные направления исследования социальных групп в психологии и
социологии 7
1.2. Понятие неформальных молодежных сообществ в социальной
психологии 14
1.3. Паркур как современное молодежное сообществою 17
Глава 2. Проблема формирования образа мира и смысложизненных ориентаций в отдельных психологических традициях 20
2.1. Идеи социального конструирования образа мира в социальном конструкционизме 20
2.2. Основные отечественные и зарубежные психологические исследования
смысложизненных ориентаций и жизненные ценности личности 21
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей смысложизненных ориентаций юношей, длительное время занимающихся паркуром 25
3.1. Организация и проведение эмпирического исследования 25
3.2. Описание методик эмпирического исследования 26
3.3. Анализ результатов эмпирического исследования 34
3.3.1. Анализ результатов исследования с применением количественных
методик 34
3.3.2. Анализ результатов исследования с использованием качественных методик 41
Выводы 47
Заключение 48
Список литературы 49
Приложения
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования смысло-жизненных ориентаций в рамках неформальных молодежных сообществ 7
1.1. Основные направления исследования социальных групп в психологии и
социологии 7
1.2. Понятие неформальных молодежных сообществ в социальной
психологии 14
1.3. Паркур как современное молодежное сообществою 17
Глава 2. Проблема формирования образа мира и смысложизненных ориентаций в отдельных психологических традициях 20
2.1. Идеи социального конструирования образа мира в социальном конструкционизме 20
2.2. Основные отечественные и зарубежные психологические исследования
смысложизненных ориентаций и жизненные ценности личности 21
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей смысложизненных ориентаций юношей, длительное время занимающихся паркуром 25
3.1. Организация и проведение эмпирического исследования 25
3.2. Описание методик эмпирического исследования 26
3.3. Анализ результатов эмпирического исследования 34
3.3.1. Анализ результатов исследования с применением количественных
методик 34
3.3.2. Анализ результатов исследования с использованием качественных методик 41
Выводы 47
Заключение 48
Список литературы 49
Приложения
Актуальность исследования. Паркур - это крупное неформальное молодежное сообщество, возникшее относительно недавно, а значит малоизученное, но при этом пользующееся огромным интересом, как среди молодежи (непосредственные члены сообщества), так и среди взрослой части населения (с посылом больше узнать, чем занимаются их дети). Важность данной работы заключается в том, что паркур, как и любая другая социальная группа, а тем более неформальная группа, в которой личный контакт и взаимоотношения людей между собой превалирует, в отличие от других видов социальных групп, имеет огромное влияние, на расстановку жизненных приоритетов, определение жизненных ценностей и соответственно на смысложизненные ориентации, являющиеся вектором направления развития и выбора жизненного пути человека. Проблема исследования определяется тем, что паркур является активно развивающимся сообществом во всем мире, вместе с тем, недостаточное количество исследований проводится в области влияния паркура на смысло-жизненные ценности молодежи, занимающейся паркуром (трейсеров).
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования: особенности смысложизненных ориентаций юношей занимающихся паркуром на протяжении длительного времени.
Цель исследования состоит в изучении влияния занятий паркуром на становление смысложизненных ориентаций и определения жизненных ценностей личности трейсеров.
Задачи исследования:
1. теоретически определить содержание понятий «социальная группа», «неформальное молодежное сообщество»,
«смысложизненные ориентации», «жизненные ценности» согласно современным психологическим исследованиям;
2. теоретически раскрыть особенности паркура как неформального молодежного сообщества;
3. эмпирически исследовать особенности смысложизненных ориентаций юношей, длительное время занимающихся паркуром (трейсеров) с использованием количественных и качественных (в конструктивистской парадигме) методы исследования.
Гипотеза исследования: имеются типичные особенности
смысложизненных ориентаций у юношей, длительное время занимающихся паркуром, основанные на аналогии с особенностями организации собственного движения при занятии паркуром.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных и западных психологов (Г.М.Андреева, Е.П. Ильин, С.С.Фролов), посвященные исследованию социальных групп и неформальных сообществ. Так же была изучена литература, определяющая категорию смысложизненные ориентации (Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь). Проведено изучение теоретических работ по конструктивизму и социальному конструкционизму (А.М.Улановский). Изучение
смысложизненных ориентаций опирается на общеметодологические и частные психологические и социологические теории, а так же теории социального конструкционизма.
Методы и методики исследования. Методы: анализ научных публикаций, сравнение, обобщение, тестирование, качественные методы исследования, качественно-количественный анализ полученных данных, долгосрочное включенное наблюдение за представителями субкультуры. Методики: методика «Смысложизненных ориентаций» по Д.А.Леонтьеву; методика «Уровень субъективного контроля» в модификации Е.Г.Ксенофонтовой; полуструктурированное интервью, модифицированное согласно задачам исследования на основе принципов социального конструкционизма.
Выборка исследования: Для проведения стандартизированного
исследования выборку составили 50 человек, наиболее соответствующих критериям на данный период изучения темы: возраст 18-27 лет, пол мужской, занимающихся паркуром не менее 3 лет. Для проведения качественного исследования выборку составили 8 человек, наиболее соответствующие критериям на данный период изучения темы: возраст 21 - 27 лет, пол мужской, занимающихся паркуром не менее 6 лет. Субкультура паркур изучалась через непосредственное общение с трейсерами, в первую очередь ставка делалась на ведущих трейсеров России, среди которых есть представители, известные сообществу паркура по всему миру.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования вносят вклад в исследования неформального молодежного сообщества «Паркур» с испоьзованием методологии социального конструкционизма, позволяет раскрыть влияние паркура не только как вида физического упражнения, но и как особую практику, оказывающую влияние на формирование смысложизненных ориентаций молодежи.
Практическая значимость: результаты исследования могут
использоваться практическими психологами для организации эффективного взаимодействия с подростками и молодыми людьми, занимающимися паркуром.
Структура работы: Введение, три главы, выводы, заключение, список литературы и приложения. Объем работы - 69страниц.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования: особенности смысложизненных ориентаций юношей занимающихся паркуром на протяжении длительного времени.
Цель исследования состоит в изучении влияния занятий паркуром на становление смысложизненных ориентаций и определения жизненных ценностей личности трейсеров.
Задачи исследования:
1. теоретически определить содержание понятий «социальная группа», «неформальное молодежное сообщество»,
«смысложизненные ориентации», «жизненные ценности» согласно современным психологическим исследованиям;
2. теоретически раскрыть особенности паркура как неформального молодежного сообщества;
3. эмпирически исследовать особенности смысложизненных ориентаций юношей, длительное время занимающихся паркуром (трейсеров) с использованием количественных и качественных (в конструктивистской парадигме) методы исследования.
Гипотеза исследования: имеются типичные особенности
смысложизненных ориентаций у юношей, длительное время занимающихся паркуром, основанные на аналогии с особенностями организации собственного движения при занятии паркуром.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных и западных психологов (Г.М.Андреева, Е.П. Ильин, С.С.Фролов), посвященные исследованию социальных групп и неформальных сообществ. Так же была изучена литература, определяющая категорию смысложизненные ориентации (Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь). Проведено изучение теоретических работ по конструктивизму и социальному конструкционизму (А.М.Улановский). Изучение
смысложизненных ориентаций опирается на общеметодологические и частные психологические и социологические теории, а так же теории социального конструкционизма.
Методы и методики исследования. Методы: анализ научных публикаций, сравнение, обобщение, тестирование, качественные методы исследования, качественно-количественный анализ полученных данных, долгосрочное включенное наблюдение за представителями субкультуры. Методики: методика «Смысложизненных ориентаций» по Д.А.Леонтьеву; методика «Уровень субъективного контроля» в модификации Е.Г.Ксенофонтовой; полуструктурированное интервью, модифицированное согласно задачам исследования на основе принципов социального конструкционизма.
Выборка исследования: Для проведения стандартизированного
исследования выборку составили 50 человек, наиболее соответствующих критериям на данный период изучения темы: возраст 18-27 лет, пол мужской, занимающихся паркуром не менее 3 лет. Для проведения качественного исследования выборку составили 8 человек, наиболее соответствующие критериям на данный период изучения темы: возраст 21 - 27 лет, пол мужской, занимающихся паркуром не менее 6 лет. Субкультура паркур изучалась через непосредственное общение с трейсерами, в первую очередь ставка делалась на ведущих трейсеров России, среди которых есть представители, известные сообществу паркура по всему миру.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования вносят вклад в исследования неформального молодежного сообщества «Паркур» с испоьзованием методологии социального конструкционизма, позволяет раскрыть влияние паркура не только как вида физического упражнения, но и как особую практику, оказывающую влияние на формирование смысложизненных ориентаций молодежи.
Практическая значимость: результаты исследования могут
использоваться практическими психологами для организации эффективного взаимодействия с подростками и молодыми людьми, занимающимися паркуром.
Структура работы: Введение, три главы, выводы, заключение, список литературы и приложения. Объем работы - 69страниц.
Цель работы состояла в изучении влияния занятий паркуром на становление смысл-жизненных ориентаций и определения жизненных ценностей личности трейсеров.
Были проанализированы работы, современных отечественных и западных психологов (Г.М.Андреева, Е.П. Ильин, С.С.Фролов), посвященные исследованию социальных групп и неформальных сообществ. Так же была изучена литература, определяющая категорию смысложизненные ориентации (Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь). Проведено изучение теоретических работ по конструктивизму и социальному конструкционизму (А.М.Улановский).
Так же были раскрыты особенности паркура, как неформального молодежного движения.
На сегодняшний день представлено очень мало какой-либо литературы по паркуру, известно только, что так же проводятся исследования, тем или иным образом связанные с этой дисциплиной, в разных странах. Для изучения трейсеров и в принципе всей субкультуры паркура, поначалу использовался метод долгосрочного включенного наблюдения, в дальнейшем, для получения наиболее точных данных был проведен опрос, диагностика проводилась напрямую и посредством интернета через электронную почту и социальные сети. Помимо этого было проведено интервьюирование, как качественное исследование, наиболее полно раскрывающее суть дисциплины в целом, посредством скайпа.
Было выявлено, что влияние неформального молодежного движения на его последователей очень широко и должно дополнительно исследоваться в дальнейшем, так как количественные исследования уже не дают того объема информации, который мог бы раскрыть всю суть паркура.
Были проанализированы работы, современных отечественных и западных психологов (Г.М.Андреева, Е.П. Ильин, С.С.Фролов), посвященные исследованию социальных групп и неформальных сообществ. Так же была изучена литература, определяющая категорию смысложизненные ориентации (Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь). Проведено изучение теоретических работ по конструктивизму и социальному конструкционизму (А.М.Улановский).
Так же были раскрыты особенности паркура, как неформального молодежного движения.
На сегодняшний день представлено очень мало какой-либо литературы по паркуру, известно только, что так же проводятся исследования, тем или иным образом связанные с этой дисциплиной, в разных странах. Для изучения трейсеров и в принципе всей субкультуры паркура, поначалу использовался метод долгосрочного включенного наблюдения, в дальнейшем, для получения наиболее точных данных был проведен опрос, диагностика проводилась напрямую и посредством интернета через электронную почту и социальные сети. Помимо этого было проведено интервьюирование, как качественное исследование, наиболее полно раскрывающее суть дисциплины в целом, посредством скайпа.
Было выявлено, что влияние неформального молодежного движения на его последователей очень широко и должно дополнительно исследоваться в дальнейшем, так как количественные исследования уже не дают того объема информации, который мог бы раскрыть всю суть паркура.



