Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты корпоративной культуры
1.1 Сущностная характеристика корпоративной культуры 7 1.2
Виды корпоративной культуры 11 1.3
История формирования корпоративной культуры 16 Глава 2. Совершенствование корпоративной культуры предприятия на примере Министерства экономики Республики Татарстан
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 20 2.2
Финансово-экономический анализ деятельности государственного
учреждения 25 2.3
Анализ корпоративной культуры Министерства экономики Республики Татарстан 31
Глава 3 Основные направления совершенствования корпоративной культуры предприятия
3.1 Предложения по совершенствованию корпоративной культуры в Министерстве экономики РТ 41 3.2.
Рекомендации по повышению роли корпоративной культуры в Министерстве 47
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения 73
Умелое управление корпоративной культурой является большим преимуществом организации. Совершенствование корпоративной культуры позволяет сделать коллектив более сплоченным и производительным, формирует имидж организации, создает ее внешний и внутренний «образ». Развитие корпоративной культуры неразрывно связано с потенциалом сотрудников, благодаря которому организация может достичь значительных успехов в своей деятельности.
Актуальность темы диплома обусловлена тем, что в настоящее время все чаще возникает потребность в изучении корпоративной культуры. Ведь с каждым годом в современном бизнесе появляется все больше конкурентов, сложностей в ведении бизнеса, растет динамика событий, поэтому чтобы достойно выдерживать конкуренцию на рынке, необходимо постоянно изучать и совершенствовать корпоративную культуру предприятия.
Степень разработанности темы. Термин «корпоративная культура» появился во второй половине ХХ века, однако несомненен тот факт, что само явление существовало давно. Многие ученые, исследовавшие управление и организацию, описывали те или иные стороны корпоративной культуры в своих работах, хотя и не использовали данный термин, например Макс Вебер, Элтон Мэйо, Анри Файоль.
Начало целенаправленного изучения именно корпоративной культуры приходится на 1970-1980-е годы. В это время появляются труды основоположников данного направления: Т. Дила и А. Кеннеди, Д. Мерсера, Дж. О’Шонесси, Т. Питерса и Р. Уотермена, Ф. Дж. Роджерса, Э. Шейна.
Как западные, так и отечественные специалисты отметили значимость корпоративной культуры, убедившись в том, что сплоченный коллектив с отсутствием иерархических прослоек, единый в своих целях и действиях способен вывести предприятие на принципиально новый уровень развития и обеспечить быстрый рост и финансовый успех. Соответственно, компания с развитой корпоративной культурой развивается гораздо быстрее, чем ..... 3 предприятие с ее отсутствием.
Корпоративная культура создает ощущение идентичности всех членов организации, обеспечивает гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов. Поэтому так важно для современных менеджеров изучать основные признаки, функции, элементы, принципы формирования и методы поддержания корпоративной культуры, и применять эти знания в практической деятельности для достижения целей в своей организации.
Лояльное отношение к организации предполагает верность сотрудника целям, интересам, ценностям, миссии организации, направленности
деятельности и сохранение собственности организации. Лояльность персонала как понятие является неотъемлемой частью комплекса корпоративной культуры предприятий по всему миру. Однако, только в последние годы российские специалисты начали изучать сущность данного понятия и его место в корпоративной культуре компании. Сегодня многие крупнейшие российские компании уделяют данному вопросу огромное значение, стараясь подбирать сотрудников с учетом данной характеристики.
Целью дипломной работы является разработка методических и практических рекомендаций по развитию корпоративной культуры
Министерства экономики Республики Татарстан для обеспечения
эффективности управления персоналом.
Задачами дипломной работы являются: изучение теоретических и практических аспектов корпоративной культуры; анализ основных
типологий, сущности, структуры, основных элементов, методики формирования корпоративной культуры; оценка влияния корпоративной культуры на организационную деятельность государственного учреждения; выявление показателей деятельности и стратегии развития Министерства экономики РТ; исследование организационной структуры и системы управления персоналом учреждения; описание системы корпоративных норм и правил, проведение диагностики системы корпоративной культуры Министерства и выявление проблемных зон в области развития корпоративной культуры; разработка развития корпоративной культуры Министерства Экономики РТ.
Объектом исследования дипломной работы является корпоративная культура Министерства экономики Республики Татарстан.
Предмет исследования - социально-экономические отношения, которые формируются в процессе совершенствования корпоративной культуры организации.
Методология исследования - труды специалистов в области изучения и совершенствования корпоративной культуры, управления проектами, управления персоналом и управления человеческими ресурсами.
Структура дипломной работы - диплом состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении диплома обосновывается актуальность темы исследования и сформулированы конкретные задачи, которые должны быть решены в выпускной квалификационной работе.
В главе 1 диплома изложена сущностная характеристика корпоративной культуры, ее виды и история формирования.
В главе 2 диплома дана краткая характеристика деятельности Министерства экономики Республики Татарстан, его финансово-экономический анализ, анализ сложившейся корпоративной культуры.
В главе 3 диплома описаны предложения по совершенствованию корпоративной культуры в Министерстве, даны рекомендации по повышению роли корпоративной культуры организации.
В заключении дипломной работы сформулированы общие выводы по проделанной работе, а также определены направления дальнейшей работы по совершенствованию корпоративной культуры организации.
Проблема повышения эффективности управления и деятельности организаций постоянно возникает перед руководством любой компании. Особенно актуальны эти проблемы для российских корпораций. И несомненно, что решающим фактором в повышении эффективности является корпоративная культура компании.
Корпоративная культура все еще слишком зыбкий термин для описания всего, что лежит под рациональной, измеряемой поверхностью организации. Однако большинство теоретиков соглашаются с тем или иным вариантом базового определения: корпоративная культура - это воплощение отношения работника компании к ключевым ценностям, убеждениям и традициям в характерных моделях. Культура материализуется в корпоративных преданиях, церемониях, праздновании успехов, обычаях. А также - в целях, стратегии, процессе управления, структуре, методах распределения ресурсов компании.
.Эффективная корпоративная культура - самый действенный способ разгрузить руководителя. Она, лучше при участии коллектива, задает долговременную цель существования организации, создает корпоративные стандарты, которых необходимо придерживаться для эффективного достижения этой цели, убеждает в правильности этих целей и стандартов сотрудников организации и, наконец, внедряет механизм передачи (транслирования) этих корпоративных ценностей неофитам.
Проведенная исследовательская работа по формированию
корпоративной культуры как фактора повышения лояльности сотрудников к компании позволила сделать следующие выводы.
По мере развития рыночной экономики и глобальных конкурентных процессов конкурентоспособность становится одной из центральных проблем не только экономической, но и социальной жизни. В свою очередь в условиях развития информационных и процессов все более важную роль в конкуренции начинают играть так называемые мягкие факторы конкурентоспособности, факторы институционального характера, связанные с отношениями между людьми. Эти факторы концентрируются в понятии корпоративной культуры, которая является важным институтом современных социально-экономических отношений, элементом социального капитала экономических систем. Конкурентоспособность организации во многом зависит от складывающейся в ней корпоративной культуры и лояльности сотрудников к ней в целом.
Центральным звеном лояльности персонала к компании называют доверие, которое позволяет снизить издержки и получить доступ к ресурсам других индивидов и организаций. Корпоративная культура, развивающая доверие между сотрудниками, получает дополнительный экономический и социальный ресурс. Выделяются два вида лояльности персонала к фирме - социальный капитал внутреннего и внешнего типа. Внутренний социальный капитал упрощает отношения отдельно взятого индивида внутри организации и создается нормами внутренней корпоративной культуры. Социальный капитал внешнего типа упрощает отношения между организациями и формируется нормами взаимодействия с контрагентами фирмы, в центре которых находится взаимное доверие, а также через участие в сетях добровольных ассоциаций.
Комплексный анализ деятельности Министерства экономики
Республики Татарстан показал, что организация построена на основе принципов полной иерархии и строгой ответственности за выполнение принятых обязательств.
В современных рыночных отношениях совокупные имидж, репутация и бренд превратились в уникальные некоммерческие активы организации, а также средство их позиционирования для общественности. Это позволяет организации получать в качестве выгоды преимущества
конкурентоспособности.
Корпоративная культура МЭРТ - это набор наиболее важных ценностей, задающих сотрудникам ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются сотрудниками компании через "символические" средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Для развития и совершенствования корпоративной культуры МЭРТ необходима особая стратегия управления культурой в компании. Она предполагает:
• анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении;
• разработку специальных предложений и мер;
• внедрение изменений.
Сейчас это делается не достаточно и вот примеры, иллюстрирующие невнимание руководства к корпоративной культуре компании:
• недостаточно современным остается рабочее окружение сотрудников;
• практически не используются возможности новых систем оценки и вознаграждения сотрудников;
• привычная система ценностей, жизненные ориентиры и модели поведения, наличие противоположных субкультур сопровождает противоречия между сотрудниками и направляет их усилия в разные стороны. Как правило, отсутствие внимания со стороны руководства превращает эти различия в противоречия и открытые конфликты, препятствующие эффективной работе и достижению корпоративных целей;
В качестве мероприятий, направленных на укрепление корпоративной культуры предложены:
• введение такой должности, как «корпоративный специалист»
• проведение тимбилдинга и многое другое.
Предложения по разработке корпоративных мероприятий для формирования лояльности сотрудников включают в себя:
• справедливое вознаграждение;
• удовлетворение важных потребностей: для большинства людей важно чувствовать себя необходимыми, постоянно самосовершенствоваться;
• честные взаимоотношения, выполнение условий контракта;
• благоприятная экологическая обстановка на рабочем месте, например: уровень излучения монитора, освещенность рабочего места, шумность, чистота воздуха, размер рабочего места, удобность расположения необходимых для работы предметов;
• удовлетворенность руководством.
Подводя итоги, необходимо еще раз отметить, что корпоративная культура это тонкий инструмент в руках руководителя, с помощью которого можно привести корпорацию к успеху, процветанию и стабильности, а при неумелом использовании возможны прямо противоположные результаты. Поэтому корпоративную культуру необходимо изучать, следить за ее формированием, совершенствовать и регулировать ее изменения. Она должна стать органичной частью всей корпорации, быть адекватной современным требованиям, продиктованными экономическим и
технологическим развитием, спецификой российского законодательства и менталитета, а также спецификой конкретной корпорации и содействовать достижению поставленных целей, а, следовательно, и повышению эффективности деятельности предприятия.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ
[Электронный ресурс]/ Консультант плюс. - Официальный сайт. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/,
свободный. Дата обращения:27.02.2016
2. Кодекс этики российского библиотекаря [Электронный ресурс]/
Актуальные документы. - Официальный сайт. Режим доступа:
http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=2401&o_sec=132 , свободный. Дата обращения: 12.12.2015
3. Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Татарстан [Электронный ресурс]/ Министерство экономики Республики Татарстан. - Официальный сайт. Режим доступа: http://mon.tatarstan.ru/kodekc_etiki_gs, свободный. Дата обращения: 09.03.2016
4. Приказ Минфина России от 01.12.2010 №157н [Электронный ресурс]/ Консультант плюс.- Официальный сайт. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/, свободный. Дата обращения:27.02.2016
5. Приказ Минфина России от 06.12.2010 №162н [Электронный ресурс]/ Консультант плюс.- Официальный сайт. Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=192716&fld =134&from=107678-0&rnd=211977.15466722966946933&, свободный. Дата обращения: 27.02.2016
6. Приказ Минфина России от 28.12.2010 №191н [Электронный ресурс]/ Консультант плюс.- Официальный сайт. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108797/, свободный. Дата обращения: 27.02.2016
7. Приказ Минфина России от 01.07.2013 №65н [Электронный ресурс]/
Консультант плюс.- Официальный сайт. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/, свободный. Дата обращения: 27.02.2016
8. Приказ Минфина России от 30.03.2015 №52н [Электронный ресурс]/
Консультант плюс.- Официальный сайт. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177766/, свободный. Дата обращения: 27.02.2016
9. Указ президента Республики Татарстан от 25 августа 2010 года № УП-569 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Татарстан и урегулированию конфликта интересов»
10. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ [Электронный ресурс]/
Консультант плюс.- Официальный сайт. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/, свободный. Дата обращения: 27.02.2016
Учебники и монографии
11. Асауд А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. Типы организационной культуры [Текст]/ А.Н. Асауд, М.А. Асауд, П.Ю. Ерофеев,М.П. Ерофеев.- СПб.:Гуманистика,2015. -291с.
12. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом [Текст]/ А.О.Блинов, О.В. Василевская.-М.: Гелан, 2012. -160с.
13. Бородин И.А. Основы психологии корпоративной безопасности предприятия [Текст]/ И.А. Бородин.- М.: Высшая школа психологии,2014. - 154с.
14. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст]/ О.С. Виханский, А.И.Наумов.-М.:
Издательство МГУ, 2015. -625с.
15. Демин.Д.И. Корпоративная культура. Десять самых
распространенных заблуждений [Текст]/ Д.И. Демин.-М.: Альпина Паблишер, 2016. -219с.
16. Иванова Т.Б., Журавлева Е.А. Корпоративная культура и
эффективность предприятия [Текст]/ Т.Б. Иванова, Е.А.Журавлена.-М.: Рудн,
2011. -119с.
17. Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. Организационная культура под редакцией Кулапова М.Н. [Текст]/ В.В.Козлов, Ю.Г.Одегов, В.Н.Сидорова. -М.: Кронус.2013. -94с.
18. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе [Текст]/ Р.Л.Кричевский.- М.: Дело,
2014. -612с.
19. Крылов А.Н. Коммуникационный менеджмент. Теория и практика взаимодействия бизнеса и общества [Текст]/ А.Н.Крылов.-М.: Юнити-Дана,
2015. -541с.
20. Куинн К.Р. Диагностика и измерение организационной культуры. [Текст]/ К.Р.Куинн.- СПб.: Питер. 201.-311с.
21. Лавриненко В.Н. Социальная психология и этика делового общения [Текст]/ В.Н. Лавриненко.-М.:Юнити-Дана.201.-126с.
22. Маркарян Э.С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук [Текст]/ Э.С.Маркарян.-М.:Кронус,
2012. -443с.
23. Мацумото Д.И. Психология и культура [Текст]/ Д.И. Мацумот.-СПб.: Прайм- Еврознак,2012.-412с.
24. Молл Е.Г. Организационное поведение [Текст]/ Е.Г. Молл.-М.: Финансы и статистика,2011.-139с.
25. Никифоров Г.С., Дмитриева М. А., Сметкова М.А. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст]/ Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, М.А. Сметкова.- СПб.: Речь,2011.-539с.
26. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика [Текст]/ В.А.Спивак.-СПб.:Питер.2011.-214с.
27. Тесакова Н.В. Миссия и корпоративный кодекс [Текст]/ Н.В. Тесакова.- М.:РИП-холдинг, 2015.-118с.
28. Шапиро С.А. Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации [Текст]/ С.А.Шапиро.-М.:РХТУ им. Д.И. Менделеева. 2011.-190с.
29. Шапиро С. А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании [Текст]/ С.А.Шапиро.-М.:Гросс Медиа,2015.-98с.
Ресурсы локального доступа:
30. Автоматизация управления персоналом [Электронный ресурс]/
Категории систем. - Официальный сайт. Режим доступа:
http://www.neuch.ru/referat/111236.html, свободный. Дата
обращения: 03.04.2016
31. Виды корпоративной культуры по теории американских психологов
Дона Бэка и Криса Коуэна [Электронный ресурс]/ HR-portal.-Официальный сайт. Режим доступа: http://hr-portal.ru/varticle/vidy-korporativnoy-kultury-po- teorii-amerikanskih-psihologov-dona-beka-i-krisa-kouena, свободный. Дата
обращения: 19.02.2016
32. Документы, регламентирующие деятельность министерства
[Электронный ресурс]/Министерства Республики Татарстан.- Официальный сайт. Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/documents/reglament.htm,
свободный. Дата обращения: 05.03.2016
33. Затраты на замещение работника [Электронный ресурс]/ HR-portal.- Официальный сайт. Режим доступа: http://hr-portal.ru/doki/zatraty-na- zameshchenie-rabotnika, свободный. Дата обращения: 02.04.2016
34. История министерства [Электронный ресурс]/ Министерство экономики Республики Татарстан.- Официальный сайт. Режим доступа: http: //mert.tatarstan. ru/rus/about_the_ministry/history.html, свободный. Дата обращения:24.02.2016
35. Конспект книги Дона Бэка и Криса Коуэна. Спиральная динамика [Электронный ресурс]/ Публикации.- Официальный сайт. Режим доступа: http://elhais.ru/konspekt-knigi-dona-beka-i-krisa-kouena-spiralnaya-dinamika, свободный, свободный. Дата обращения: 05.03.2016
36. Концепция анализа компании [Электронный ресурс] Биржа проектов. Режим доступа: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=- 142333, свободный. Дата обращения: 27.03.2016
37. Корпоративная культура [Электронный ресурс] /Академик. -
Официальный сайт. Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/120306, свободный. Дата
обращения: 12.01.2016
38. Корпоративная культура как конкурентное преимущество
[Электронный ресурс]/ Павел Бармотов.- Официальный сайт. Режим доступа: http://www.businessman.su/archive/2008/3222008/korporativnajakulturakakkonku rentnoepreimushhestvo/, свободный. Дата обращения: 11.01.2016
39. Корпоративная культура - что это такое? [Электронный ресурс]/ Корреспонденток -Официальный сайт. Режим доступа:
http://copdoc.ru/articles/828/, свободный. Дата обращения: 23.02.2016
40. Корпоратиная культура: зачем и как ее развивать. [Электронный ресурс]/ Омскпресс. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://omskpress.ru/blogs/mess/718/, свободный. Дата обращения: 16.10.2016
41. Культура [Электронный ресурс] /Психология. - Официальный сайт.-
Режим доступа: http: //psychologiya.com.ua/korporativnaya-kultura. html,
свободный. Дата обращения: 12.12.2015
42. Мероприятия по улучшению социально-психологического климата в организации [Электронный ресурс]/ Managerlines. - Официальный сайт.- Режим доступа: http://www.managerlines.ru/linems-821-1.html, свободный. Дата обращения: 28.03.2016
43. Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный
ресурс]/ Региональные бизнес-справочники. Режим доступа:
http://kazan7m.ru/company/ministerstvo-ekonomiki-respubliki-tatarstan-2qhn8, свободный. Дата обращения: 24.02.2016
44. О министерстве [Электронный ресурс]/ Министерство экономики
Республики Татарстан.- Официальный сайт. Режим доступа:
http://mert.tatarstan.ru/rus/about_the_ministry/about_ministry.htm, свободный.
Дата обращения: 26.02.2016
45. Оценка затрат на реализацию отдельных стратегических мероприятий [Электронный ресурс]/ Стратегия консалдинг. -Официальный сайт. Режим доступа: http://beleader.com.ua/stati/strategija-ssp/ocenka-zatrat-na- realizaciyu-otdelnyh-strategicheskih-meroprijatii.html, свободный. Дата
обращения: 30.03.2016
46. Подведомственные организации [Электронный ресурс]/
Министерства Республики Татарстан.- Официальный сайт. Режим доступа: http: //mert.tatarstan. ru/rus/Podvedomstvennie_organizatcii, свободный. Дата обращения: 01.03.2016
47. Противодействие коррупции [Электронный ресурс]/ Министерсто
экономики Республики Татарстан. - Официальный сайт. Режим доступа: http: //mert.tatarstan. ru/rus/Corruption_counteraction.html, свободный. Дата
обращения: 07.03.2015
48. Роль корпоративной культуры в деятельности предприятия
[Электронный ресурс ]/ Корпоративная культура. - Официальный сайт. Режим доступа:
http: //www. blyo .ru/referaty_po_menedzhmentu/diplomnaya_rabota_rol_korporati vnoj.html, свободный. Дата обращения: 12.10.2016Роль культуры в
организации [Электронный ресурс]/ Kazedu/kz/- Официальный сайт. Режим доступа: , свободный. Дата обращения: 12.10.2015
49. Роль корпоративной культуры в достижении стратегических задач компании [Электронный ресурс]/ Большая библиотека.- Официальный сайт. Режим доступа: https://studsell.com/view/152468/, свободный. Дата
обращения: 02.04.2016
50. Роль культуры в организации [Электронный ресурс] / kazedu.kz. - Официальный сайт. - Режим доступа: https://www.kazedu.kz/referat/178396, свободный. Дата обращения: 12.10.2015
51. Совершенствование корпоративной культуры [Электронный ресурс]
/ Пятифан.- Официальный сайт.- Режим доступа:
http://5fan.ru/wievjob.php?id=39459, свободный. Дата обращения: 13.10.2015
52. Стратегическое управление фирмой [Электронный ресурс]/
Образовательная сеть «Знание»,- официальный сайт. Режим доступа: http://lib.sale/psihologiya-menedjmenta-knigi/strategicheskoe-upravlenie- turistskoy-60541.html, свободный. Дата обращения:14.03.2016
53. Структура министерства [Электронный ресурс]/ Министерство экономики Республики Татарстан.- Официальный сайт. Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/rus/struct_schema.htm, свободный. Дата обращения: 27.02.2016
54. Типы корпоративной культуры [Электронный ресурс]/ Express. -
Официальный сайт. Режим доступа:
http://uchebnikionline.com/menedgment/menedzhment_organizatsiy_- _shmorgun_lg/tipi_korporativnoyi_kulturi-1.htm, свободный. Дата обращения: 05.03.2016
55. Требования к внешнему виду сотрудников Министерства экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс]/ Министерства Республики Татарстан. Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/rus/trebovaniya-k-vneshnemu- vidu-sotrudnikov.htm, свободный. Дата обращения: 05.03.2016
Статья из сериального издания
56. Аверин А.В. Сущность современной корпоративной культуры [Текст]// Управление персоналом, 2012. №2. С.9
57. Баранова Т.Ключевые момент в адаптации персонала [Текст]// Справочник по управлению персоналом,2011.№4. С.62-65
58. Быкова Л. Модель адаптации [Текст]// Справочник по управлению персоналом,201.№4. С.32-36
59. Васильев И.В. Корпоративная культура [Текст]// Современные модели корпоративной культуры и их перспективы в российском обществе. 2012. №1. С.6
60. Ветчанова О.В. Корпоративная культура [Текст]// Управление персоналом. 2014.№3.С3
61. Капитанов А.Э. Корпоративная культура и PR [Текст]// Управление персоналом. 2013.№4.С.14
62. Колосова С. В. Корпоративный клуб и корпоративная культура [Текст]//АртМаркетинг,2011.№5.С.3
63. Павел Бармотов. Корпоративная культура как конкурентное преимущество [Текст]// инструменты корпоративной культуры. 2012.№5. С.12
64. Самарина Е.Н. Контроль собственных сотрудников-это норма [Текст]/ Управление персоналом. 2014.№1.С 19-20
65. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании [Текст]// Управление персоналом, 2013. №2. С. 10
66. Черновол Д.Д. Совершенствование корпоративной культуры
[Текст]// Психомедиа.2012. №1. С.2
67. Шинкаренко О.Н. Корпоративная культура: мифы и реальность [Текст]// Кадры предприятия.2011. №9. С.5
68. Шипилова О.В. Лояльность персонала. Оценка уровня лояльности [Текст]// Кадры предприятия. 2014. №4. С.50-58
69. Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции [Текст] М.: Социс.2011.№7. С.47¬55
70. Юрасов Е.И. Корпоративная культура на местах [Текст]// Журнал управления компанией,2011. №5. С. 53
71. Ярунина Н.В. Анализ состояния и пути улучшения корпоративной культуры на предприятии [Текст]// Менеджмент организации,2013.№3.С.6