Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 6
1.1 Анатомо - физиологические особенности юношеского возраста 6
1.2 Особенности физической подготовленности занимающихся девушек
бегом на средние дистанции. 11
Вывод по I главе 21
ГЛАВА II. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ 22
2.1 Организация экспериментальной работы 22
2.2. Характеристика экспериментальной программы развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов 29
2.3. Динамика физической подготовки в процессе эксперимента 38
Выводы по II главе 52
Заключение 53
Список используемой литературы
В современном обществе все большее внимание уделяют красоте тела, все большее количество людей начинают посещать спортзалы, в том числе увеличивается количество детей, посещающие спортивные кружки и секции фитнес центры, появляются новые виды спорта. Одним из популярных направлений является королева спорта-легкая атлетика.
Легкая атлетика благоприятствует всестороннему развитию физических качеств-это гибкость, выносливость, сила, координация, быстрота и т.д.. Но для того, чтобы их максимально развить, необходимы на тренировках использовать специальные упражнения, учитывая как возрастные, так и физические, психологических особенности бегуна.
К отбору спортсменов необходимо подходить тщательно. В первую очередь рассматриваются многофункциональные показатели, в которые входят антропометрические признаки и биологический возраст, следует обратить внимание на уровень морально-волевых физических качеств: силы, быстроты, выносливости и тд., немаловажную роль играют и генетические, социальные факторы. Отбор хоть и является важным этапом становления спортсмена, но наиболее важным и самым проблематичным на данный момент является умение максимально развить качества спортсмена и удержать их на высоком уровне, при этом не навредив организму. Особенно это опасно для еще не сформировавшегося организма ребенка.
С развитием интернета, появлением различных исследований в физиологических, биологических сферах, способствующих увеличению доступности информации, работа выше названном аспекте увеличивается, но следует отметить, что очень медленно. Для тренеров наиболее трудоемким и затруднительным является формирование и развитие скоростно-силовые качеств у подростков. Несмотря на существенные исследования в этой области таких ученых как П.Ф.Лесгафта, Л.П.Матвеева, В.К.Бальсевича, В.И.Ляха, Ж.К.Холодова, информации недостаточно.
Из вышеназванной проблемы вытекает актуальность нашего исследования - развитие скоростно-силовых способностей школьников в беге на средние дистанции.
Для достижения наивысших результатов, тренеру помимо отбора спортсменов необходимо выбрать методы тренировок, а в идеале, разработать для каждого свой «пакет» упражнений, учитывая его физические и психические особенности.
Учеными доказано, что чередование упражнений способствуют лучшему развитию тех или иных качеств и рациональному использованию ресурсов, что благотворно влияет на общую переносимость физической нагрузки организмом. Среди упражнений развивающие силу и скорость самыми популярными и не требующими специальных средств являются бег и прыжковые упражнения. Также важную роль в тренировочном процессе играют психолого-педагогические, медико-биологические средства, которые создают положительные эмоциональные условия тренировки, способствуют быстрому восстановлению нервной системы [15,с.45].
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность программы в повышении уровня скоростно-силовой подготовки легкоатлетов .
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить исходный уровень скоростно-силовой подготовки
легкоатлетов.
3. Разработать программу для повышения уровня скоростно-силовой подготовки легкоатлетов в беге на средние дистанции и апробировать в условиях педагогического эксперимента.
4. Повторно исследовать уровень скоростно-силовой подготовки легкоатлетов в беге на средние дистанции по окончании эксперимента.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс легкоатлетов.
Предмет исследования - эффективность применения экспериментальной программы в повышение уровня скоростно-силовой подготовки легкоатлетов в беге на средние дистанции.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование физической подготовленности; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанная программа будет способствовать повышению уровня скоростно-силовой подготовки легкоатлетов в беге на средние дистанции.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в работе тренеров-преподавателей по легкой атлетике.
Структура работы. Работа состоит из введения отражающего актуальность исследования, литературного обзора по поставленной проблеме, цели, задач, методов, методики, организации исследования, результатов проведенного исследования и их обсуждения, выводов, практических рекомендаций и приложений.
В данной работе мы рассмотрели особенности и способы формирования скоростно-силовых качеств школьников.
Проанализированная методическая литература и результаты нашего эксперимента подтверждают мнение ученых о том, что упражнения на развитие вышеназванных качеств способствуют повышению результативности по многим показателям.
В ходе исследования выявлено следующее:
1. самыми эффективными средствами развития скоростно-силовых качеств у детей среднего возраста является работа в
преодолевающем режиме, чем больше мощность развиваемая мышцами, тем действеннее воздействие. В тренировочном процессе следует использовать такие дополнительные средства, например, мячи, амортизаторы, утяжелители, игры, беговые и прыжковые упражнения, бег на скорость из различных стартовых положений. Развитие скоростно-силовых качеств у детей следует осуществлять с применением скоростно-силовых упражнений, выполняя которые возрастает скорость сокращения мышц. Упражнения развивающие данные качества: бег на короткие отрезки, различные виды прыжков, упражнения с отягощением и без отягощения, упражнения выполняемые в быстром темпе и тд.
2. В результате эксперимента выделены наиболее эффективные методы формирования скоростно-силовых качеств:
• метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощений;
• метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.
1. Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков.-Киев,2005- 135с.
2. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.:Ф и С, 2008. - 222с.
3. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. - М: ФиС, 1994.-34с .
4. Белякова Н.Т. , Юровский С.Ю. Дневник самоконтроля для юношей.М.: Наука 1989.-164с.
5. Баршай В.М., Бобкин А.И. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи., Р-н-Д, 1997. - 160с.
6. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания.// Теория и практика физической культуры -№ 4,1999.-121с..
7. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М., 2001.-35с.
8. Васильев Е.П. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 2003. - 47с.
9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1998.-265с.
10. Волков В. Тренеру о подростке.М., 2003.-29с.
11. Выдрин В.М. Спорт и личность. // Спорт в России№8,2001.-19с.
12. Высочина Ю.В. Л., Пути повышения эффективности подготовки юных и взрослых спортсменов.-М.: 2005.-54с.
13. Гончаров Н.Н. Физические качества спортсменов. Киров, 2002.-39с.
14. Гремецкий Б.С., Щербаков В.С. Физическое воспитание как предмет высшей школы.// Теория и практика физической культуры-№5, 1991. -93с.
15. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск., 1995. -45с.
16. Донской ДД. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 288 с.
17. Жилкин А И. ,Кузьмин В.С.Легкая атлетика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.М.:2009.-135с.
18. Зайцев Н.А. Бег на 400 метров .М.: 1955.-15-28.
19.Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М., 1994.-91с.
20. Зацировский В.М Осовы спортивной метрологии. М.:1979.-120с.
21. Зелинченок В. Б., Никитушкин В.Г.Критерии отбора в легкой атлетике М.:2000.-19с.
22. Зимкина Н.В.Физиология человека. Физкультура и спорт,-М., 1975.-94¬113.
23. Казлаускас В.А.Модель подготовки бегунов на сверхдлинные дистанции.М.:1986.-75-82с..
24. Кобринский М. Е. Учебник легкая атлетика .М.: 2005.-67с.
25. Колодий О.В., Лутковский Е.М. Ухова В.В. Оздоровительный бег. Легкая атлетика и методика преподавания.- М., 1985.-25.
26. Козловский Ю.И. Скоростно-силовая подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. - М., 1980.-98с.
27. Кайорова В.С. Книга учителя физической культуры М., 2008.-73с.
28. Кожин В.И. Методика исследований физичекого развития и физической подготовки молодежи. Р-н-Д., 2005.-205с.
29. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры №7,- 1996.-4с..
30. Кривенцов А.Л. Основы моделирования подготовленности спортсменов: Уч. пос. Алма-Ата, 1999.-97-103с.
31. Коца Я.М. Физиология мышечной деятельности. Физкультура и спорт. М., 1982.-65-74с.
32. Кривоносова М.П., Юшкевича Т.П.Методика обучения
легкоатлетическим упражнениям: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры и фак. физ. воспитания.М.:1986.-96с.
33. Курамшина Ю.Ф.Теория и методика физической культуры.- М., 2004.-205с.
34. Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов // Теория практика физической культуры №3,- 1993.¬93с.
35. Макарова А.Н., Сирис Т.Н.,Теннов В.П.Легкая атлетика: Физическое воспитание.М.:1987.-165с.
36. Масальгина Н. А. Физиологические особенности спортивных упражнений скоростно-силового характера: М., изд. С.Г. И. Ф.К.,1979.-75- 89с.
37. Михайлов В.А.Дыхание спортсмена.М.:1983.-91с.
38. Матвеев Л.П. ,Новиков А.Д.Теория и методика физического воспитании. М.Физкультура и спорт,1976.-34с.
39. Матвеев Л.П.Общая теория спорта. М.: 1997-.187с.
40. Матвеев Л.П.Основы общей теории спорта с системы подготовки спортсменов. К.:1999.-135с.
41. Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств// Теория и практика физической культуры, М. , 2001.-119с.
42. Новиков А.Д. Возрастные особенности развития физических
качеств.М.2002-112с.
43. Озолина Н.Г. ,. Маркова Д.П.Техника упражнений по легкой
атлетики.М.:2000.-55-125с.
44. Озолин Н.Г.Настольная книга тренера: Наука побеждать.М.:2002.-82с.
45. Попов В.Б. и др. Пособие для тренеров ДЮСШ .М.: 1984.-56с.
46. Попов В.Б.555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов.М.:2002.-7-130с.
47. Полунин А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова.М.:1967-99с.
48. Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва. К.: 1990-93с.
49. Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции. - М.:, 2001.-63с.
50. Селуянов В.Н., Сарсания С.К. Пути повышения спортивной
работоспособности .М.:1995.-24с.
51. Суслова Ф.П., Сыча В.Л., Шустина Б. Н.Современная система спортивной подготовки. М.,1995-44с.
52. Тер-Ованесян И. А.Подготовка легкоатлета: современный взгляд. М.:2000.-36с.
53. Фарфель В.В. Управление движением в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1975-45.
54 Федоров А.С., Федоров В.Н. Оздоровительный бег. - М: Наука, 1991.-137с.
55. Филин В.П. Актуальные проблемы теории и методики юношеского спорта.// Теория и практика физической культуры, №3,1990.-86с.
56. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Ф и С, 2000.¬94с.
57. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.:Ф и С, 1997.-79с.
58. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М .:2000.- 115с.
59. Хоменкова Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике. Ф и СМ.:2002.- 110с.
60. Шлык Н.И. Научные аспекты физического воспитания и спорта различных возрастных групп. Физкультура и спорт. Ижевск., 2007-145-170с.