Развитие речи на занятиях по формированию продуктивных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Хорошо подойдет в качестве теоретической части курсовой или диплома.
Введение 3
1. Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 4
2. Формы и методы развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 10
3. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по формированию продуктивных видов деятельности 16
Заключение 21
Список использованных источников 23
Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи носит многоаспектный характер. В первую очередь дети с общим недоразвитием речи сталкиваются с нарушением всех компонентов речи – это звуковая культура речи и грамматический строй, пассивный и активный словарь, связная речь. Сложностью диагностики, полиморфностью этиологии и симптоматики общего недоразвития речи вызвана необходимость дальнейшего многостороннего исследования дефектов звукового анализа у детей с этой формой речевой патологии, организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений звукового анализа с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с общим недоразвитием речи. Проблемой развития речи при данной форме речевой патологии занимались такие исследователи, как В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и др.
Цель: изучить развитие речи на занятиях по формированию продуктивных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект: развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет: развитие речи на занятиях по формированию продуктивных видов деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение литературных источников.
В качестве теоретической базы исследования были использованы работы таких ученых как Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Н.А. Стародубова и др.
Хорошая речь является важным фактором полноценного и всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем свободнее он может высказывать свои мысли, тем больше открывается для него возможностей в познании находящейся вокруг действительности, содержательней и полноценнее становятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. По этой причине так важно уделять внимание своевременному формированию детской речи, заботиться о ее чистоте и правильности, предотвращая и исправляя различные дефекты. Раннее выявление нарушений речи и своевременная коррекция способствуют сохранению адаптивности ребенка и подготовке его к обучению в школе.
У детей с общим недоразвитием речи на том или ином уровне оказываются нарушенными артикуляция, распознавание звуков, недостаточно полно идет усвоение системы морфем, недостаточно хорошо ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования, словарный запас является недостаточным не только с точки зрения количества, но и качества.
Дети с общим недоразвитием речи, в отличие от нормально развивающихся детей, не могут самостоятельно стать на онтогенетический путь развития речи. Коррекция речи для них является достаточно длительным процессом, направленным на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Эта задача решается по-разному в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи.
Для достижения положительного эффекта при преодолении дефектов играет правильная организация логопедической работы. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий: нужно сделать занятия интересной игрой, вызвать интерес к заданиям, тем самым повышая мотивацию к обучению, чаще одобрять ребенка, хвалить, тогда ему будет легче и интересней, он надолго сохранит свою работоспособность и не потеряет охоты к занятиям.
Коррекционно-воспитательный процесс в группе детей с общим недоразвитием речи должен включать специфические коррекционные мероприятия, направленные на развитие речи и других высших психических функций в ходе продуктивной деятельности. Материал занятий, связанных с продуктивной деятельностью, целесообразно использовать для одновременного развития навыков по изобразительной деятельности и речи детей. На занятиях можно знакомить детей с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи.
В продуктивной деятельности существенно быстрее развиваются восприятие и осознание речи, так как она приобретает практическую ориентацию, а проблемные ситуации содействуют речевой активности. Дети опирается сразу на ряд анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает позитивное влияние на развитие речи. При этом слово оказывает помощь в осмыслении процесса изображения.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
2. Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 93 с.
3. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. -3-е изд. - М.: «Сфера», 2013. - 58 с.
4. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
5. Жукова, Н.С. Логопедия: основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; под ред. Кондрашовой Л.В. - М.: Эксмо, 2012. - 288 с.
6. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2012. - 320 с.
7. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя - 3-е изд. / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 191 с.
8. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи – 4-е изд. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: «Сфера», 2014. - 256 с.
9. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2012. – 680 с.
10. Лылова, Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста / Л.С. Лылова, С.Т. Васильева, Е.В. Лесных. - М.: Метода, 2015. - 176 с.
11. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. - 5-е изд. - СПб: Питер, 2013. - 420 с.
12. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие. - М.: Феникс, 2016. - 287 с.
13. Смирнова, И.А. Логопедия: иллюстрированный справочник. - М.: КАРО, 2014. - 232 с.
14. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5-е изд., стер. - М.: «Академия», 2012. - 256 с.
15. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др.; под ред. Карповой В.Н. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.