Введение 2
Глава 1. Конфликт в организации 4
1.1. Основные характеристики конфликтов в организации 4
1.2 Факторы, обуславливающие возникновение напряженности и конфликтов в организации 14
Глава 2. Основы управления конфликтами в организации 23
2.1. Урегулирование и предупреждение как способы управления конфликтами
в организации 23
2.2. Наиболее эффективные методы урегулирования конфликтов в
организации 32
2.3. Основные методы предупреждения конфликтов в организации 41
Заключение 52
Список использованной литературы
Конфликт сложный феномен, являющийся неотъемлемой частью общества, поэтому весьма логично, что еще до нашей эры совершались попытки его осмысления, однако научное освещение конфликт получает лишь в двадцатом веке, в работах Карла Маркса, Георга Зиммеля, Толкотта Парсонса, Ральфа Дорендорфа, Льюиса Козера и других.
Активное развитие конфликтологии в России началось относительно недавно в 90-х годах двадцатого века. Соответственно высшее руководство российских компаний осознало необходимость комплексного и профессионального управления конфликтом всего лишь два десятилетия назад. Поэтому данная дипломная работа «методы урегулирования и предупреждения конфликтов в организации» представляет интерес и практическую ценность для руководителей и специалистов конфликтологов, занимающихся конфликтами на предприятии, поскольку содержит анализ методов управления конфликтом на предприятии.
В первой главе представлены основные характеристики и функции конфликта, необходимые для комплексного понимания, а также приведены характерные причины и факторы, обуславливающие возникновения напряженности и конфликтов в организации. Вторая глава содержит основы управления конфликтом, подробный анализ и выявление наиболее эффективных методов урегулирования и предупреждения конфликта в рамках организации.
Объект исследования: конфликт на предприятии.
Предмет исследования: методы урегулирования и предупреждения конфликтов в организации.
Цель работы: проанализировать методы урегулирования и предупреждения конфликтов в организации.
Для реализации цели потребовалась постановка и решение следующих задач:
1. Рассмотреть основные характеристики конфликтов в организации
2. Выявить факторы, обусловливающие возникновение напряженности в организации;
3.Описать основные принципы урегулирования и предупреждения как способов управления конфликтами;
4. Выявить наиболее эффективные методы урегулирования конфликтов в организации;
5. Рассмотреть основные методы предупреждения конфликтов в организации.
В ходе исследования была достигнута поставленная цель, а именно анализ методов управления конфликтом в организации, с помощью урегулирования и предупреждения. Для реализации цели потребовалось определение понятия конфликта в организации, его основных функций и характеристик, а также причин возникновения напряженности и конфликтов на предприятии, которые для удобства были разбиты на три блока: первый блок включает в себя причины, так или иначе связанные с уровнем удовлетворенности сотрудника, второй связан с ошибками организационно-управленческого плана, третий это социально -психологические причины.
Затем в соответствии с выявленными причинами были определены, методы предупреждения. Для первой группы причин наиболее подходящими методами предупреждения и профилактики являются: обеспечение достойного уровня заработной платы и справедливой системы распределения ресурсов, комфортного рабочего места, укрепление командного духа, создание атмосферы партнерства и доброжелательных отношений внутри коллектива и ощущения единства, профилактика профессионального стресса среди сотрудников. Для второго блока: Определение четкого круга обязанностей и полномочий, разработка процедур по урегулированию типичных конфликтов, принятие адекватных управленческих решений. Для третьего: учет психологической совместимости при формировании рабочих групп, приведение формальной и неформальной структур в соответствие, конструирование иллюзорной внешней угрозы, для укрепления внутригрупповых связей, использование методов согласия, практической эмпатии, сохранение репутации партнера, практика партнерских форм поведения.
Рассмотрены и проанализированы основные методы урегулирования конфликта на предприятии, в ходе работы было установлено, что самыми эффективными средствами урегулирования конфликта в организации является проведение переговоров и медиации.
Подводя итог можно сказать, что конфликты на предприятиях предоставляют информацию о проблемах позволяя выявить скрытые процессы, традиции и прочее. При этом необходимо грамотное управление конфликтом для предотвращения сбоев в функционировании предприятия.
1. Андреева. О.И, А.Д. Карпенко., С.В Сатикова. Интегративные переговоры в курсе обучения специалистов в области переговорного процесса. - СПБ: Роза мира, 2007. С.71- 82.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ. 2000. С.301 - 364.
3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.
- М.: ИНФРА-М,2004. С.271 - 280.
4. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. С. 280-327.
5. Дедов Я. П., Т. Ф. Суслова, А. В. Морозов Социальная конфликтология - М.: Академия, 2002. С.142 - 150с.
6. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000.С.220 - 228.
8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е изд., доп., перераб. - СПб.: Питер, 2001.С.231 - 270.
9. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 231-270.
10. Под редакцией А.Д. Карпенко, А.Д. Осиновского, Медиация // СПб. Редакция журн. “Третейский суд”/ - М.: Статут, 2016. С.309 - 400.
11. Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея-Пресс, 2000.С.83 -148.
12. КозыревГ.И. Политическая конфликтология: Учебное пособие - М.: Форум: инфра-м, 2008. С.205 - 218.
13. Мескон М., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е издание: Пер с англ. - М.: Форум, 2011.С.164-202.
14. Островская С.И. Управление конфликтами в организации: учеб. пособие.
- Хабаровск: ДВГУПС, 2002. С.201-226.
15. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР,2003.С. 545-564.
16. Пригожин, А. И. Современная социология организаций -
М.: Интерпракс, 1995.С. 185 - 202.
17. Под редакцией Е. И. Степанова М: Эдиториал УРСС, 2000. С.130 - 158.
18. Хрящева Н.Ю. Менеджмент и конфликты. Психология менеджмента. СПб, 2000.С.132 - 140.
19. Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов и 111 ответов - М. Книжный мир, 2007.С.84-87.
20. Аллахвердова О.В Медиация - новая коммуникативная практика в разрешении конфликтов// журнал Социологии и социальной антропологии/ - 2006. №4. С.31-49
21. Бессокирная Г.П., Темницкий А.Л. Рабочие в реформирующейся России как объект управления и субъект труда // Интернет журнал Мир России/ - 2013. № 3. С. 115-151.
URL https://mirros.hse.ru/2013-22-3/86713379.html
22. Калмыкова О.Ю., Г.П. Гагаринская Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников// Интернет журнал Науковеденье/ - Самара.: 2014. №5. С. 3-7.
URL http://naukovedenie.ru/PDF/32EVN514.pdf( дата обращения 20.03.17)
23. Пинкевич А.Г. Возможности изучения социальной напряженности в России на основе данных Европейского социального исследования//
Интернет журнал Мир России/ - 2015. №1. С.150-160.
URL https://mirros.hse.ru/2015-24-1.html ( дата обращения 27.02.17)
24. Степанов Е.И., Куконков П.И., Авксентьев В.А., Мониторинг социальных напряжений и конфликтов в крупных региональных центрах России// Интернет журнал Социс/ - М.:2007.№6.С.45-252.
URL http://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=1056 ( дата обращения 18.12.16)
25. Темницкий А .Л., Особенности трудового поведения наемных работников// Экономические субъекты в постсоветской России Часть 1. Домохозяйства современной России. Издание второе, исправленное, дополненное / Под ред. Р.М. Нуреева. - М.: МОНФ, 2003. URL http://www.isras.ru/publ.html?id=406 ( дата обращения 10.02.17)