Образ президента Белоруссии в белорусской и российской прессе: сравнительный анализ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы научного исследования образа политика в средствах массовой информации 7
1.1 Образ и имидж как понятийная категория 7
1.2 Формирование образа в СМИ 18
Глава 2. Развитие образа Александра Лукашенко 25
2.1 Формирование образа Лукашенко в прессе 26
2.2. Различия и общие черты в подаче образа в СМИ 32
Заключение 45
Список литературы
Глава 1. Теоретико-методологические основы научного исследования образа политика в средствах массовой информации 7
1.1 Образ и имидж как понятийная категория 7
1.2 Формирование образа в СМИ 18
Глава 2. Развитие образа Александра Лукашенко 25
2.1 Формирование образа Лукашенко в прессе 26
2.2. Различия и общие черты в подаче образа в СМИ 32
Заключение 45
Список литературы
Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, современной международной ситуацией. В последние годы средства массовой информации заметно увеличили своё влияние в политической сфере. Новые тенденции привели к большим возможностям для одних государств влиять на СМИ других государств. Журналистов воспринимают как активных участников политической жизни, они способны влиять на формирование имиджа политиков. Национальная журналистика отражает отношение страны к различным явлениям в целом, поэтому порой подача новостей в изданиях разных стран существенно различается.
Во-первых, сегодня Белоруссия - один из ближайших соратников России на мировой арене, поэтому представляется интересным рассмотреть, как развивало сь к первому лицу государства отношение российских СМИ и их отличия в отношении белорусских средств массовой информации к главе республики. Это неоднократно подчеркивал президент России Владимир Путин: «Белоруссия - особый партнёр. Белоруссия - наш самый ближайший родственник. Имею в виду не только культурные, этнические, исторические корни, но и день сегодняшний».
Это связано с тем, что, с одной стороны, Россия и Белоруссия - наиболее близкие по духу, истории и менталитету страны, с другой стороны — у них разнится социально-экономический путь. И при всем этом — они образуют Союзное государство, они являются стратегическими союзниками. В то же время они имеют и противоречия.
Роль Союзного государства неоднократно отмечал Владимир Путин: «Уверен, что дальнейшее наращивание всего комплекса взаимовыгодных связей в формате Союзного государства отвечает коренным интересам наших братских народов, идет в русле укрепления стабильности и безопасности на евразийском пространстве».
Во-вторых, Александр Лукашенко - действующий и единственный Президент Республики Беларусь. Эту должность он занимает уже более двадцати лет, и всё это время находится под вниманием мировых СМИ. Белорусские и российские журналисты освещают взаимоотношения двух стран, в том числе, их глав. Образ Александра Лукашенко в контексте белорусско-российских отношений формировался под влиянием СМИ обеих стран. В 1990-е Президент находился под пристальным вниманием журналистов во время создания Таможенного Союза и Единого государства, в 2000-е - во время молочной войны, решения газовых и нефтяных вопросов, в 2010-е о Лукашенко СМИ писали во время создания Евроазиатского экономического союза, украинского конфликта, проведения Чемпионата мира по хоккею.
Помимо всего прочего стоит отметить, что созданный образ президента влияет на общественное мнение в каждой из стран - и в Белоруссии, и в России. Оно, в свою очередь, влияет на отношения двух государств, а также сказывается на общей геополитической ситуации.
Различные заявления Александра Лукашенко способствуют его регулярному попаданию в российские медиарейтинги. Так, например, его персона неоднократно оказывалась в рейтинге "Медиалогии".
Научная новизна работы заключается в том, что ранее сравнительный анализ образа Александра Лукашенко, созданного в российских и белорусских СМИ, не проводился. Как правило, в контексте изучения образов президента Белоруссии исследователи рассматривают средства массовой информации одного государства либо расценивают сообщения о главе республики в белорусских и российских информационных и аналитических изданиях как равнозначные.
Цель данного исследования — провести сравнительный анализ процесса формирования образа политика средствами массовой информации России и Белоруссии на примере президента Александра Лукашенко на протяжении последних лет его президентской деятельности (2014-2017 гг.).
В соответствии с поставленной целью в ВКР решаются следующие задачи:
1. Выявить различие содержания понятий «образ» и «имидж» в массовых коммуникациях, определить их составляющие;
2. Изучить механизм и особенности формирования образа в СМИ;
3. Проанализировать развитие образа А. Лукашенко в белорусской и российской прессе;
4. Выявить сходства и различия, сформированные в процессе создания образов Александра Лукашенко, в отдельных СМИ;
Объектами данного исследования являются национальные газеты Республики Беларусь и Российской Федерации в период 2014—2017.
Предмет исследования - различия в способах и приемах создания образа Александра Лукашенко в прессе.
Методологическая база. В процессе работы применены сравнительный и содержательный анализ, системно-структурный метод, а также методы лингвистического и контент-анализа.
Теоретическая база исследования включает в себя работы российских и зарубежных авторов, таких как М.В. Гаврилова (Языковая личность президента: теоретические и прикладные аспекты изучения), Д. А. Леонтьев (От образа к имиджу. Психосемантический брендинг; Психолингвистические особенности языка СМИ), И.А. Стернин, Т.В. Харламова (Политический дискурс как отражение общественных процессов), И.Ю. Черпанова.
Эмпирическую базу исследования составляют статьи газет «СБ. Беларусь Сегодня», «Наша Н1ва», «Российская газета», «Новая газета».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во-первых, сегодня Белоруссия - один из ближайших соратников России на мировой арене, поэтому представляется интересным рассмотреть, как развивало сь к первому лицу государства отношение российских СМИ и их отличия в отношении белорусских средств массовой информации к главе республики. Это неоднократно подчеркивал президент России Владимир Путин: «Белоруссия - особый партнёр. Белоруссия - наш самый ближайший родственник. Имею в виду не только культурные, этнические, исторические корни, но и день сегодняшний».
Это связано с тем, что, с одной стороны, Россия и Белоруссия - наиболее близкие по духу, истории и менталитету страны, с другой стороны — у них разнится социально-экономический путь. И при всем этом — они образуют Союзное государство, они являются стратегическими союзниками. В то же время они имеют и противоречия.
Роль Союзного государства неоднократно отмечал Владимир Путин: «Уверен, что дальнейшее наращивание всего комплекса взаимовыгодных связей в формате Союзного государства отвечает коренным интересам наших братских народов, идет в русле укрепления стабильности и безопасности на евразийском пространстве».
Во-вторых, Александр Лукашенко - действующий и единственный Президент Республики Беларусь. Эту должность он занимает уже более двадцати лет, и всё это время находится под вниманием мировых СМИ. Белорусские и российские журналисты освещают взаимоотношения двух стран, в том числе, их глав. Образ Александра Лукашенко в контексте белорусско-российских отношений формировался под влиянием СМИ обеих стран. В 1990-е Президент находился под пристальным вниманием журналистов во время создания Таможенного Союза и Единого государства, в 2000-е - во время молочной войны, решения газовых и нефтяных вопросов, в 2010-е о Лукашенко СМИ писали во время создания Евроазиатского экономического союза, украинского конфликта, проведения Чемпионата мира по хоккею.
Помимо всего прочего стоит отметить, что созданный образ президента влияет на общественное мнение в каждой из стран - и в Белоруссии, и в России. Оно, в свою очередь, влияет на отношения двух государств, а также сказывается на общей геополитической ситуации.
Различные заявления Александра Лукашенко способствуют его регулярному попаданию в российские медиарейтинги. Так, например, его персона неоднократно оказывалась в рейтинге "Медиалогии".
Научная новизна работы заключается в том, что ранее сравнительный анализ образа Александра Лукашенко, созданного в российских и белорусских СМИ, не проводился. Как правило, в контексте изучения образов президента Белоруссии исследователи рассматривают средства массовой информации одного государства либо расценивают сообщения о главе республики в белорусских и российских информационных и аналитических изданиях как равнозначные.
Цель данного исследования — провести сравнительный анализ процесса формирования образа политика средствами массовой информации России и Белоруссии на примере президента Александра Лукашенко на протяжении последних лет его президентской деятельности (2014-2017 гг.).
В соответствии с поставленной целью в ВКР решаются следующие задачи:
1. Выявить различие содержания понятий «образ» и «имидж» в массовых коммуникациях, определить их составляющие;
2. Изучить механизм и особенности формирования образа в СМИ;
3. Проанализировать развитие образа А. Лукашенко в белорусской и российской прессе;
4. Выявить сходства и различия, сформированные в процессе создания образов Александра Лукашенко, в отдельных СМИ;
Объектами данного исследования являются национальные газеты Республики Беларусь и Российской Федерации в период 2014—2017.
Предмет исследования - различия в способах и приемах создания образа Александра Лукашенко в прессе.
Методологическая база. В процессе работы применены сравнительный и содержательный анализ, системно-структурный метод, а также методы лингвистического и контент-анализа.
Теоретическая база исследования включает в себя работы российских и зарубежных авторов, таких как М.В. Гаврилова (Языковая личность президента: теоретические и прикладные аспекты изучения), Д. А. Леонтьев (От образа к имиджу. Психосемантический брендинг; Психолингвистические особенности языка СМИ), И.А. Стернин, Т.В. Харламова (Политический дискурс как отражение общественных процессов), И.Ю. Черпанова.
Эмпирическую базу исследования составляют статьи газет «СБ. Беларусь Сегодня», «Наша Н1ва», «Российская газета», «Новая газета».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В данной работе рассматривались термины «образ» и «имидж», их отличия и общие черты, а также способы формирования политического образа в СМИ. Также были изучены образы президента Белоруссии Александра Лукашенко в четырех средствах массовой информации - в двух российских и двух белорусских газетах. По итогам проделанной работы можно сделать несколько выводов.
В обозначении понятия «образ» имеются существенные различия. При этом использование терминов «образ» и «имидж» в качестве синонимичных не всегда являются корректными. Имидж означает результат целенаправленных действий со стороны воспринимаемого объекта, а также со стороны, создающей представление о нем. Отметим, что имидж является результатом целенаправленной работы определенного круга лиц, специализирующегося на создании представлений о политической персоне.
При этом образ создается без определенной цели, спонтанно и под воздействием целого ряда различных факторов. Для современных СМИ характерно формирование виртуального образа политика.
Феномен образа близко связан с классификациями и описаниями образа политического лидера, которые есть в различной научной литературе, относящейся к политической психологии. Стоит отметить, что все составляющие образа политика (внешность, речевые особенности, характер) присутствуют в материалах всех рассматриваемых в данной работе изданий. Однако они различны по своему объему и функциональному назначению в связи с различной характеристикой изданий и их интересами.
Стоит отметить, что журналисты каждого издания выдвигали на передний план черты Александра Лукашенко как политического лидера. Его личные характеристики служили фоновой информацией, создающей у читателя определенное впечатление.
Каждое издание создало собственный образ Лукашенко, однако его составляющие перекликаются между собой. Наиболее ярким образ Лукашенко создала «Новая газета». При упоминании президента в материалах этого издания используются различные художественные приемы, которые, как правило, характеризуют белорусского лидера с негативной стороны. Схожей позиции придерживается «Наша Н1ва», в материалах которой практически нет художественных приемов, однако используются отдельные цитаты президента.
«Российская газета» правительства РФ и «СБ. Беларусь сегодня», принадлежащая администрации президента Лукашенко, формируют положительный образ белорусского лидера. При этом «Российская газета» акцентирует внимание на отношении Лукашенко к России, а «СБ. Беларусь сегодня» - на отношении президента к своей стране.
Учитывая территориальную близость Белоруссии и России, а также их социальные и экономические отношения, нельзя не отметить роль СМИ в формировании политических образов на общественное мнение. Оно, в свою очередь, влияет не только на отношения двух государств, но и на общую геополитическую ситуацию.
В обозначении понятия «образ» имеются существенные различия. При этом использование терминов «образ» и «имидж» в качестве синонимичных не всегда являются корректными. Имидж означает результат целенаправленных действий со стороны воспринимаемого объекта, а также со стороны, создающей представление о нем. Отметим, что имидж является результатом целенаправленной работы определенного круга лиц, специализирующегося на создании представлений о политической персоне.
При этом образ создается без определенной цели, спонтанно и под воздействием целого ряда различных факторов. Для современных СМИ характерно формирование виртуального образа политика.
Феномен образа близко связан с классификациями и описаниями образа политического лидера, которые есть в различной научной литературе, относящейся к политической психологии. Стоит отметить, что все составляющие образа политика (внешность, речевые особенности, характер) присутствуют в материалах всех рассматриваемых в данной работе изданий. Однако они различны по своему объему и функциональному назначению в связи с различной характеристикой изданий и их интересами.
Стоит отметить, что журналисты каждого издания выдвигали на передний план черты Александра Лукашенко как политического лидера. Его личные характеристики служили фоновой информацией, создающей у читателя определенное впечатление.
Каждое издание создало собственный образ Лукашенко, однако его составляющие перекликаются между собой. Наиболее ярким образ Лукашенко создала «Новая газета». При упоминании президента в материалах этого издания используются различные художественные приемы, которые, как правило, характеризуют белорусского лидера с негативной стороны. Схожей позиции придерживается «Наша Н1ва», в материалах которой практически нет художественных приемов, однако используются отдельные цитаты президента.
«Российская газета» правительства РФ и «СБ. Беларусь сегодня», принадлежащая администрации президента Лукашенко, формируют положительный образ белорусского лидера. При этом «Российская газета» акцентирует внимание на отношении Лукашенко к России, а «СБ. Беларусь сегодня» - на отношении президента к своей стране.
Учитывая территориальную близость Белоруссии и России, а также их социальные и экономические отношения, нельзя не отметить роль СМИ в формировании политических образов на общественное мнение. Оно, в свою очередь, влияет не только на отношения двух государств, но и на общую геополитическую ситуацию.
Подобные работы
- Образ президента Белоруссии в белорусской и российской прессе: сравнительный анализ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО БЕЛОРУССИЯ - РОССИЯ В НАЧ. XXI В.: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ОСВЕЩЕНИЕ БЕЛОРУССКИХ СОБЫТИЙ 2020 ГОДА В РЕСПУБЛИКАНСКИХ ИНТЕРНЕТ-СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА РЕЧЕЙ ПОЛИТИКОВ
(НА НЕМЕЦКОМ И РУССКОМ МАТЕРИАЛЕ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ФАКТОРЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СНГ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - История советско-польских отношений в период 1919-1939 гг. в отечественной и зарубежной историографии
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



