Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ президента Белоруссии в белорусской и российской прессе: сравнительный анализ

Работа №60128

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы научного исследования образа политика в средствах массовой информации 7
1.1 Образ и имидж как понятийная категория 7
1.2 Формирование образа в СМИ 18
Глава 2. Развитие образа Александра Лукашенко 25
2.1 Формирование образа Лукашенко в прессе 26
2.2. Различия и общие черты в подаче образа в СМИ 32
Заключение 45
Список литературы

Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, современной международной ситуацией. В последние годы средства массовой информации заметно увеличили своё влияние в политической сфере. Новые тенденции привели к большим возможностям для одних государств влиять на СМИ других государств. Журналистов воспринимают как активных участников политической жизни, они способны влиять на формирование имиджа политиков. Национальная журналистика отражает отношение страны к различным явлениям в целом, поэтому порой подача новостей в изданиях разных стран существенно различается.
Во-первых, сегодня Белоруссия - один из ближайших соратников России на мировой арене, поэтому представляется интересным рассмотреть, как развивало сь к первому лицу государства отношение российских СМИ и их отличия в отношении белорусских средств массовой информации к главе республики. Это неоднократно подчеркивал президент России Владимир Путин: «Белоруссия - особый партнёр. Белоруссия - наш самый ближайший родственник. Имею в виду не только культурные, этнические, исторические корни, но и день сегодняшний».
Это связано с тем, что, с одной стороны, Россия и Белоруссия - наиболее близкие по духу, истории и менталитету страны, с другой стороны — у них разнится социально-экономический путь. И при всем этом — они образуют Союзное государство, они являются стратегическими союзниками. В то же время они имеют и противоречия.
Роль Союзного государства неоднократно отмечал Владимир Путин: «Уверен, что дальнейшее наращивание всего комплекса взаимовыгодных связей в формате Союзного государства отвечает коренным интересам наших братских народов, идет в русле укрепления стабильности и безопасности на евразийском пространстве».
Во-вторых, Александр Лукашенко - действующий и единственный Президент Республики Беларусь. Эту должность он занимает уже более двадцати лет, и всё это время находится под вниманием мировых СМИ. Белорусские и российские журналисты освещают взаимоотношения двух стран, в том числе, их глав. Образ Александра Лукашенко в контексте белорусско-российских отношений формировался под влиянием СМИ обеих стран. В 1990-е Президент находился под пристальным вниманием журналистов во время создания Таможенного Союза и Единого государства, в 2000-е - во время молочной войны, решения газовых и нефтяных вопросов, в 2010-е о Лукашенко СМИ писали во время создания Евроазиатского экономического союза, украинского конфликта, проведения Чемпионата мира по хоккею.
Помимо всего прочего стоит отметить, что созданный образ президента влияет на общественное мнение в каждой из стран - и в Белоруссии, и в России. Оно, в свою очередь, влияет на отношения двух государств, а также сказывается на общей геополитической ситуации.
Различные заявления Александра Лукашенко способствуют его регулярному попаданию в российские медиарейтинги. Так, например, его персона неоднократно оказывалась в рейтинге "Медиалогии".
Научная новизна работы заключается в том, что ранее сравнительный анализ образа Александра Лукашенко, созданного в российских и белорусских СМИ, не проводился. Как правило, в контексте изучения образов президента Белоруссии исследователи рассматривают средства массовой информации одного государства либо расценивают сообщения о главе республики в белорусских и российских информационных и аналитических изданиях как равнозначные.
Цель данного исследования — провести сравнительный анализ процесса формирования образа политика средствами массовой информации России и Белоруссии на примере президента Александра Лукашенко на протяжении последних лет его президентской деятельности (2014-2017 гг.).
В соответствии с поставленной целью в ВКР решаются следующие задачи:
1. Выявить различие содержания понятий «образ» и «имидж» в массовых коммуникациях, определить их составляющие;
2. Изучить механизм и особенности формирования образа в СМИ;
3. Проанализировать развитие образа А. Лукашенко в белорусской и российской прессе;
4. Выявить сходства и различия, сформированные в процессе создания образов Александра Лукашенко, в отдельных СМИ;
Объектами данного исследования являются национальные газеты Республики Беларусь и Российской Федерации в период 2014—2017.
Предмет исследования - различия в способах и приемах создания образа Александра Лукашенко в прессе.
Методологическая база. В процессе работы применены сравнительный и содержательный анализ, системно-структурный метод, а также методы лингвистического и контент-анализа.
Теоретическая база исследования включает в себя работы российских и зарубежных авторов, таких как М.В. Гаврилова (Языковая личность президента: теоретические и прикладные аспекты изучения), Д. А. Леонтьев (От образа к имиджу. Психосемантический брендинг; Психолингвистические особенности языка СМИ), И.А. Стернин, Т.В. Харламова (Политический дискурс как отражение общественных процессов), И.Ю. Черпанова.
Эмпирическую базу исследования составляют статьи газет «СБ. Беларусь Сегодня», «Наша Н1ва», «Российская газета», «Новая газета».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе рассматривались термины «образ» и «имидж», их отличия и общие черты, а также способы формирования политического образа в СМИ. Также были изучены образы президента Белоруссии Александра Лукашенко в четырех средствах массовой информации - в двух российских и двух белорусских газетах. По итогам проделанной работы можно сделать несколько выводов.
В обозначении понятия «образ» имеются существенные различия. При этом использование терминов «образ» и «имидж» в качестве синонимичных не всегда являются корректными. Имидж означает результат целенаправленных действий со стороны воспринимаемого объекта, а также со стороны, создающей представление о нем. Отметим, что имидж является результатом целенаправленной работы определенного круга лиц, специализирующегося на создании представлений о политической персоне.
При этом образ создается без определенной цели, спонтанно и под воздействием целого ряда различных факторов. Для современных СМИ характерно формирование виртуального образа политика.
Феномен образа близко связан с классификациями и описаниями образа политического лидера, которые есть в различной научной литературе, относящейся к политической психологии. Стоит отметить, что все составляющие образа политика (внешность, речевые особенности, характер) присутствуют в материалах всех рассматриваемых в данной работе изданий. Однако они различны по своему объему и функциональному назначению в связи с различной характеристикой изданий и их интересами.
Стоит отметить, что журналисты каждого издания выдвигали на передний план черты Александра Лукашенко как политического лидера. Его личные характеристики служили фоновой информацией, создающей у читателя определенное впечатление.
Каждое издание создало собственный образ Лукашенко, однако его составляющие перекликаются между собой. Наиболее ярким образ Лукашенко создала «Новая газета». При упоминании президента в материалах этого издания используются различные художественные приемы, которые, как правило, характеризуют белорусского лидера с негативной стороны. Схожей позиции придерживается «Наша Н1ва», в материалах которой практически нет художественных приемов, однако используются отдельные цитаты президента.
«Российская газета» правительства РФ и «СБ. Беларусь сегодня», принадлежащая администрации президента Лукашенко, формируют положительный образ белорусского лидера. При этом «Российская газета» акцентирует внимание на отношении Лукашенко к России, а «СБ. Беларусь сегодня» - на отношении президента к своей стране.
Учитывая территориальную близость Белоруссии и России, а также их социальные и экономические отношения, нельзя не отметить роль СМИ в формировании политических образов на общественное мнение. Оно, в свою очередь, влияет не только на отношения двух государств, но и на общую геополитическую ситуацию.



1. Д.Г. Балуев, А.А, Новоселов. Роль «новых СМИ» в современных политических процессах. Нижний Новгород, 2012.
2. Т.А. Барадзей. Трансляция имиджа политика через СМИ: на примере белорусской прессы. Минск, 2009
3. Е. Г. Борисова. Имплицитность в языке и речи. М., 1999.
4. Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.
5. Н.М. Боровчук. СМИ как средство популяризации инноваций в республике Беларусь. Минск, 2016.
6. Э.В. Будаев, А.П. Чудинов. Метафора в политическом интердискурсе. Екатеринбург, 2006.
7. Э.В. Грабарова. Умение жить // Антология концептов. Под ред. В.И. Карасика. М., 2007.
8. П. Грайс. Логика и речевое мышление. М., 1985.
9. Т А. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
10. Т. Ф. Ефремова. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. М., 2006.
11. Имидж лидера / под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. М., 1994.
12. Ю.Н. Какулов. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса. М., 1989.
13. С. В. Ковалёв. НЛП эффективного руководителя. Ростов-на-Дону, 2010.
14. А.С. Ковальчук. Основы имиджелогии. М., 2002.
15. М.Ю. Кондратьев. Социальная психология: словарь. М., 2006.
16. Д. А. Леонтьев. От образа к имиджу. Психосемантический брендинг. М., 2000.
17. А.А. Леонтьев. Психолингвистические особенности языка СМИ М, 2003.
18. И.А. Мельчук. Опыт теории лингвистически моделей «Смысл - текст». - М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.
19. А. А. Мурашов. Личность и речь: эпоха кризисов: учеб. пособие. М., 2005.
20. Р.И. Павилёнис. Проблема смысла: современный логико- философский анализ языка. М., 1983.
21. Ю. К. Пирогова. Проблемы прикладной лингвистики. М., 2002.
22. Ю. К. Пирогова. Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. М., 2000.
23. Б.Ф. Поршнев. Контрсуггестия и история. М., 1972.
24. А. А. Реформатский. Введение в языковедение. М., 1996.
25. Е. В. Ромат. Реклама. Киев-Харьков, 2000.
26. Д. Рэндалл. Универсальный журналист. СПб., 1999.
27. Социальная психология: словарь / Кондратьев М.Ю. М., 2006.
28. Т.И. Стексова. Образ политика в СМИ и обыденном языковом сознании. Новосибирск, 2012.
29. И. А. Стернин. Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. начн. ст. М., 2000.
30. О.А. Феофанов. Реклама и общество. М., 1974.
31. Р.М. Фрумкина. Самосознание лингвистики - вчера и завтра. М.,
1999.
32. Т.Г Хазагеров, Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1999.
33. Т.В. Харламова. Политический дискурс как отражение общественных процессов. Саратов, 2004.
34. И.Ю. Черпанова. Заговор народа. Как создать сильный политический текст. М., 2002.
35. К. Шеннон. Работы по теории информации и кибернетики. М., 1963.
36. И. А. Щирова. Психологический текст: деталь и образ. СПб., 2003.
37. Е.Г. Юданова. Перспективные направления современной лингвистики. СПб, 2003.
Научные статьи:
38. М.В. Гаврилова. Дискурсивные особенности выступлений действующего президента России // Политический дискурс в России: Святые без житий. Материалы постоянно действующего семинара. Вып. 8. - М., 2005.
39. М.В. Гаврилова. Языковая личность президента: теоретические и прикладные аспекты изучения // Русский язык и литература во времени и пространстве. XII конгресс МАПРЯЛ. Труды и материалы. // Под ред. Вербицкой Л.А., Лю Лимине, Юркова. - Е.СЯйапбйац 2011.
40. А. А. Дедюхин. Модели организации вербальной и визуальной информации в тексте рекламы: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Краснодар. - 2006.
41. Н.В. Зайчикова, В.А. Третьякова. Роль паралингвистических средств в создании имиджа политика // Современные проблемы взаимодействия языков и культур // Материалы международной научно-практической конференции (Благовещенск, 25-26 апреля 2008 г.). Благовещенск, 2008.
36. Е. Кара-Мурза. Имплицитная информация как средство рекламного воздействия / Елена Кара-Мурза // Медиальманах. - 2005. - № 3
37. Краснов М. А. Глава государства: рецепция идеи «отцовства» // Гражданское общество и правовое государства. 2008. № 6. - С. 33
38. А. А. Леонтьев. На экране - человек. / А. А. Леонтьев // Человек в кадре: Материалы научно-практической конференции. М., 1990.
39. А. А. Леонтьев. Некоторые психические особенности воздействия на личность / А. Н. Леонтьев // Проблемы научного коммунизма. № 2. М., 1968.
40. Б. Макаренко. Феномен политического лидерства в восприятии общественного мнения // Вестник РОПЦб. № 26. М., 1996.
41. М. Молчанова. Метажурналистика и авторская модальность / М. Молчанова // Экономика. Право. Печать. - 2000. - №1-3
42. Р. Ф. Ромашкина. Формирование и функционирование имиджа политического лидера: авторефер. дис.. канд. психолог, наук. М, 2001.
43.О. Савельева. Концепт «еда» как фрагмент языковой картины мира: лексико-семантический и когнитивно-прагматический аспекты: дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / О. Савельева; Краснодар, 2006.
44. Г.М. Соловьёв. Некоторые аспекты когнитивных пропозиций факта / Г. М. Соловьёв // Экономика. Право . Печать. № 1-3. Краснодар,
2000.
45. А.М. Шестерина. Об ошибках, уловках и провокационных конструкциях в структуре полемики. / Алла Шестерина Вестник Моск. ун¬та. 2004.
Электронные ресурсы:
46. Большая советская энциклопедия. 3-е издание. М., 1970-1977. URL: http:// slovari .yandex.ru
47. Гордеева М. Н. Речевой портрет и способы его описания. URL: http://www.hqlib.ru/st.php?n=101
48. Договор о создании Союзного государства. М., 1996. URL: http:// www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/
38. О. С. Иссерс. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий. URL: http://www.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a074/ article.html
39. О.С. Иссерс. Что говорят политики, чтобы нравится народу. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/issers-96.htm
40. А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. URL:http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt
41. Ф. Лукьянов. Речевые особенности президентов. URL: http://www.gazeta.ru/column/lukyanov/3264487.shtml
42. С.Е. Майкова, А.Б. Федоров, Л.П. Шевякова. Средства массовой информации в предвыборной кампании: применение методов психологического воздействия. URL: http://sociologi.narod.ru/pr/3Zhtm
43. Политология // Дискуссия «Политический режим в современной России» // под ред. А. С. Тургаева, А.Е. Хренова, Спб., 2005.
44. Толковый словарь Вебстера. URL: http://www.school.edu.ru/catalog
45. Хочешь привлечь внимание — показывай. Иллюстрирование газеты // Журналистика и медиарынок. URL: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=689&c_id=8909
46. Е.В. Шелестюк. Речевое воздействие: онтология и методология исследования. URL: http://shelestiuk.narod.ru/publications/Shelestiuk_Rechevoye_Vozdeistvie_1-1.pdf
47. Who is the shortest world leader? URL: http://www.guardian.co.uk/world/2008/mar/04/shortestworldleader
48. Е. Е. Шикарева. Имидж политиче ской деятельности: основные характеристики, классификации, этапы формирования. URL: http://academicon.ru/publ/psihologic/shikareva_e_e_imidzh_politicheskogo_dejatelja_osnovnye_kharakteristiki_klassifikacii_ehtapy_formirovanija/1-1-0-104
Эмпирические материалы:
49. «Беларусь-1» паказау гнеуны сюжэт пра журнашста Tut.by, як засумнявауся у дасягненнях Лукашэнк у хаке! // Наша Шва. 2016. № 2 (935)
50. Беларусь призывают освободить узников совести, задержанных в связи с протестами после выборов. URL: https://amnesty.org.ru/node/1677
51. Вокруг шум: туфли Дмитрия Медведева за 700 долларов. URL: https://meduza.io/shapito/2016/07/06/vokrug-shum-tufli-dmttriya-medvedeva-za-700-dollarov
52. М. Гусман. Дружбой с Россией не торгую // Российская газета. 2016. №7073 (205)
53. Денег нет, но вы держитесь. Еще один универсальный ответ на все случаи жизни. URL:https://meduza.io/shapito/2016/05/24/deneg-net-no-vy-derzhites
54. Н. Ермолаева. Лукашенко в пятый раз вступил в должность // Российская газета. 2015. URL: https://rg.ru/2015/11/06/lukashenko-site.html
55. Е. Кононович. Выборы закончены. Надо работать дальше // СБ. Беларусь сегодня. 2015. №24830
56. Е. Кононович. Минск-Варшава. Пришли иные времена // СБ. Беларусь сегодня. 2006. №54 (24936)
57. К. Латухина, В. Петров. Беседы с глазу на газ // Российская газета. 2016. №6992 (124)
58. К. Лапухина. Умножение на три // Российская газета. 2014. №6393 (121)
59. Лукашенко: Буду служить народу до последних сил // Наша Н1ва. 2015. №42
60. Лукашенко заявил, что «будет вынужден реагировать» на ограничения по ставок продуктов из Белоруссии в Россию, и взлетел в рейтинге «Медиалогии». URL:https://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/lukashenko_zajavil_chto_budet_vynuzhden_reagirovat_na_ogranichenija_posta vok_produktov_iz_belorussii_v_rossiju_i_vzletel_v_rejtinge_medialogii-37870 7/
61. Лукашенко назвал Короткевич «человеком в юбке» // Наша Н1ва. 2015. №42
62. М. Макарычев. Лукашенко набрал 83,49% голосов избирателей // Российская газета. 2015. URL: https://rg.ru/2015/10/12/golosa-site-anons.html
63. Е. Никитин, Е. Кононович. Лукашенко вступил в должность президента Беларуси // СБ. Беларусь сегодня. 2015. URL: https://www.sb.by/ articles/lukashenko-vstupil-v-dolzhnost-prezidenta-belarusi.html
64. М. Осипов. Чужого нет, всё наше // СБ.Беларусь сегодня. 2017. №25204
65. В. Петров. За заслуги первой степени // Российская газета. 2016. №7133 (265)
66. Путин: "Белоруссия - наш самый близкий родственник". URL: https://regnum .ru/news/1537357.html
67. Путин прибыл в Астану // Новая газета. 2014. №59
68. Путин: России и Белоруссии выгодно укрепление связей в Союзном государстве. URL: https://ria.ru/politics/20170331/1491242106.html
69. Ю. Рак. Клюшка Президента ушла с молотка за Br77,5млн // СБ. Беларусь сегодня. 2016. URL: https://www.sb.by/articles/klyushka-prezidenta- ushla-s-molotka-za-br77-5mln.html
70. В. Рильский. Клюшку президента Белоруссии продали за 77 миллионов // Российская газета. 2016. URL: https://rg.ru/2016/02/03/ kliushku-prezidenta-belorussii-prodali-za-77-millionov.html
71. И. Халип. Газ пахнет ипритом // Новая газета. 2017. №10
72. И. Халип. Главный вопрос: «Можно выйти?» // «Новая газета». 04.02.2017. URL:https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/02/04/71402-glavnyy-vopros-mozhno-vyyti
73. И. Халип. Инаугурация с деноминацией // Новая газета. 2015 URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/11/10/66311-inauguratsiya-s- denominatsiey
74. И. Халип. Карнавальный день // Новая газета. 2015. №113
75. И. Халип. «Мы телепаемся!» // Новая газета. 2016. №106
76. И. Халип. Павел Первый // Новая газета. 2016. №79
77. И. Халип. Проброс через зоны // Новая газета. 2016. №3
78. И. Халип. Углеводороды раздора // «Новая газета». 2006. №111.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ