ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
|
Введение 3
I. Теоретические аспекты исследования проблемы виктимного поведения студенческой молодежи 8
1.1. Сущность понятий «виктимность», «виктимное поведение»,
«виктимная личность» 8
1.2. Особенности проявления виктимного поведения у студенческой
молодежи 13
1.3. Формы и методы профилактики виктимного поведения
студенческой молодежи 17
Выводы по первой главе 25
II. Опытно - экспериментальная работа по профилактики виктимного поведения студенческой молодежи 26
2.1. Организация и методики исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эксперимента 27
2.3. Описание формирующего эксперимента 35
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 40
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Литература 54
Приложения
I. Теоретические аспекты исследования проблемы виктимного поведения студенческой молодежи 8
1.1. Сущность понятий «виктимность», «виктимное поведение»,
«виктимная личность» 8
1.2. Особенности проявления виктимного поведения у студенческой
молодежи 13
1.3. Формы и методы профилактики виктимного поведения
студенческой молодежи 17
Выводы по первой главе 25
II. Опытно - экспериментальная работа по профилактики виктимного поведения студенческой молодежи 26
2.1. Организация и методики исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эксперимента 27
2.3. Описание формирующего эксперимента 35
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 40
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Литература 54
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Новое время ставит новые задачи перед педагогами, психологами, социальными работниками. Предотвращение виктимного поведения студенческой молодежи обусловлено социальной теоретической и практической значимостью вопросов демократизации и гуманизации общества, решением задач формирования физически и духовно здоровой, активно созидающей и социально адаптированной личности; возросшей потребностью виктимологической профилактики и коррекции.
Несмотря на то, что проблема виктимности достаточно широко изучена в зарубежной и отечественной криминальной психологии рядом авторов, такими, как В.П. Коновалов [14], Д.В. Ривман [23], В.Я. Рыбальская [27], А.В. Туляков [33], В.С. Устинов [23], Л.В Франк [34] и др., в российской психологии, социальной педагогике крайне мало экспериментальных исследований по проблеме виктимного поведения личности (в частности, среди студенческой молодежи). Имеются лишь единичные работы таких авторов, как В.И. Загвязинский [8], А.В. Мудрик [22], Л.В. Франк [34], М.В. Шакурова [39], П.И. Юнацкевич [40] и др., изучающие виктимное поведение личности, психологические особенности детей и подростков по профилактике виктимного поведения.
Учеными созданы теории, рассматривающие виктимное поведение как неправильное, неосторожное, аморальное, провоцирующее. А.В. Мудрик [22] Виктимной определяет личность, если она имеет такие черты, как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и раздражительность, агрессивность, а в поведении - склонность к авантюрным, наглым, несдержанным поступкам.
Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме виктимного поведения личности, малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение. Также отсутствует разработанная система превентивных (профилактических) мер, направленных на предотвращение виктимного поведения студенческой молодежи.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить ряд противоречий:
1) между неоднозначным воздействием различных обстоятельств, которые ставят молодого человека в затруднительное положение и отсутствием у него знаний и умений эффективного выхода из трудных жизненных ситуаций;
2) между увеличением числа подростков, склонных к виктимному поведению, и неразработанностью содержания, форм, методов, обеспечивающих эффективную профилактику виктимогенных ситуаций.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики виктимного поведения студенческой молодежи?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику виктимного поведения студенческой молодежи.
Объект: процесс профилактики виктимного поведения студенческой молодежи.
Предмет: содержание, формы и методы профилактики виктимного поведения студенческой молодежи.
Гипотеза исследования: основывается на том, что эффективность процесса профилактики виктимного поведения студенческой молодежи может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики виктимного поведения студенческой молодежи;
- учитывать характерные особенности проявления виктимного поведения студенческой молодежи;
- изучить формы и методы профилактики виктимного поведения студенческой молодежи;
- разработать и реализовывать программу профилактики виктимного поведения «Жизнь без опасности!», которая содержит эффективные формы и методы снижения уровня виктимности студенческой молодежи.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, целей и объекта, предмета исследования были сформированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «виктимность», «виктимная личность».
2. Изучить характерные особенности проявления виктимного
поведения студенческой молодежи.
3. Разработать содержание программы, которая включает различные формы и методы профилактики виктимного поведения студенческой молодежи.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Жизнь без опасности!», целью которой является - снижение уровня виктимного поведения студенческой молодежи.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, таких авторов, как В.И. Загвязинский, К. Миядзава, О.А. Селиванова, Л.В. Франк и др., раскрывающие общенаучные категории «виктимное поведение», «виктимная личность»; концептуальные положения А.В. Мудрик, М.В. Шакуровой, объясняющие и раскрывающие типичные «опасности» на этапе социализации, столкновение с которыми для студенческой молодежи наиболее вероятно.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по проблемы исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, диагностическое
тестирование на выявление склонности к виктимному поведению (О.О. Андронникова), методы качественной интерпретации и обработки данных (параметрический критерий 1>Стьюдента для зависимых выборок).
Опытно - экспериментальной базой стал ЧПОУ Казанский социально-гуманитарный техникум Республики Татарстан. Выборку составили 57 студентов в возрасте 17 - 18 лет.
Этапы исследования. Исследование проводились в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытного - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия со студенческой молодежью с целью снижения уровня виктимного поведения.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики виктимного поведения студенческой молодежи, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Жизнь без опасности!».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Жизнь без опасности!» может использоваться педагогами - психологами в своей профессиональной деятельности с целью профилактики виктимного поведения студенческой молодежи, а так же преподавателями вузов в ходе преподавания дисциплин «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Девиантология».
Результаты исследования представлены в РИНЦ, в сборнике: «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО КАК ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ»
Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Ответственный за выпуск М.Ю. Литвина; ФГБОУ ВПО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет". 2015
Издательство: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" (Пермь).
Несмотря на то, что проблема виктимности достаточно широко изучена в зарубежной и отечественной криминальной психологии рядом авторов, такими, как В.П. Коновалов [14], Д.В. Ривман [23], В.Я. Рыбальская [27], А.В. Туляков [33], В.С. Устинов [23], Л.В Франк [34] и др., в российской психологии, социальной педагогике крайне мало экспериментальных исследований по проблеме виктимного поведения личности (в частности, среди студенческой молодежи). Имеются лишь единичные работы таких авторов, как В.И. Загвязинский [8], А.В. Мудрик [22], Л.В. Франк [34], М.В. Шакурова [39], П.И. Юнацкевич [40] и др., изучающие виктимное поведение личности, психологические особенности детей и подростков по профилактике виктимного поведения.
Учеными созданы теории, рассматривающие виктимное поведение как неправильное, неосторожное, аморальное, провоцирующее. А.В. Мудрик [22] Виктимной определяет личность, если она имеет такие черты, как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и раздражительность, агрессивность, а в поведении - склонность к авантюрным, наглым, несдержанным поступкам.
Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме виктимного поведения личности, малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение. Также отсутствует разработанная система превентивных (профилактических) мер, направленных на предотвращение виктимного поведения студенческой молодежи.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить ряд противоречий:
1) между неоднозначным воздействием различных обстоятельств, которые ставят молодого человека в затруднительное положение и отсутствием у него знаний и умений эффективного выхода из трудных жизненных ситуаций;
2) между увеличением числа подростков, склонных к виктимному поведению, и неразработанностью содержания, форм, методов, обеспечивающих эффективную профилактику виктимогенных ситуаций.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики виктимного поведения студенческой молодежи?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику виктимного поведения студенческой молодежи.
Объект: процесс профилактики виктимного поведения студенческой молодежи.
Предмет: содержание, формы и методы профилактики виктимного поведения студенческой молодежи.
Гипотеза исследования: основывается на том, что эффективность процесса профилактики виктимного поведения студенческой молодежи может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики виктимного поведения студенческой молодежи;
- учитывать характерные особенности проявления виктимного поведения студенческой молодежи;
- изучить формы и методы профилактики виктимного поведения студенческой молодежи;
- разработать и реализовывать программу профилактики виктимного поведения «Жизнь без опасности!», которая содержит эффективные формы и методы снижения уровня виктимности студенческой молодежи.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, целей и объекта, предмета исследования были сформированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «виктимность», «виктимная личность».
2. Изучить характерные особенности проявления виктимного
поведения студенческой молодежи.
3. Разработать содержание программы, которая включает различные формы и методы профилактики виктимного поведения студенческой молодежи.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Жизнь без опасности!», целью которой является - снижение уровня виктимного поведения студенческой молодежи.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, таких авторов, как В.И. Загвязинский, К. Миядзава, О.А. Селиванова, Л.В. Франк и др., раскрывающие общенаучные категории «виктимное поведение», «виктимная личность»; концептуальные положения А.В. Мудрик, М.В. Шакуровой, объясняющие и раскрывающие типичные «опасности» на этапе социализации, столкновение с которыми для студенческой молодежи наиболее вероятно.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по проблемы исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, диагностическое
тестирование на выявление склонности к виктимному поведению (О.О. Андронникова), методы качественной интерпретации и обработки данных (параметрический критерий 1>Стьюдента для зависимых выборок).
Опытно - экспериментальной базой стал ЧПОУ Казанский социально-гуманитарный техникум Республики Татарстан. Выборку составили 57 студентов в возрасте 17 - 18 лет.
Этапы исследования. Исследование проводились в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытного - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия со студенческой молодежью с целью снижения уровня виктимного поведения.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики виктимного поведения студенческой молодежи, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Жизнь без опасности!».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Жизнь без опасности!» может использоваться педагогами - психологами в своей профессиональной деятельности с целью профилактики виктимного поведения студенческой молодежи, а так же преподавателями вузов в ходе преподавания дисциплин «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Девиантология».
Результаты исследования представлены в РИНЦ, в сборнике: «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО КАК ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ»
Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Ответственный за выпуск М.Ю. Литвина; ФГБОУ ВПО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет". 2015
Издательство: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" (Пермь).
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы раскрыли сущность и содержание понятий: «виктимное поведение», «виктимность», «виктимная личность». Под виктимным поведением мы понимаем провоцирующее, на критические или опасные для жизни ситуации, поведение.
В ходе исследования нами были изучены мотивы виктимного поведения студенческой молодежи. Перечислим некоторые из них:
К особенностям виктимного поведения в молодом возрасте можно отнести:
1. Недостаточно адекватная оценка последствий необдуманных действий. Также такие черты характера как демонстративность, легкомыслие, доверчивость, наивность, вспыльчивость, инфантильность.
2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов.
3. Отклоняющими формами поведения: побегами из дома, прогулами занятий, ранним курением или употреблением алкоголя.
Также нами были изучены ингибиторы виктимного поведения, к которым можно отнести: неприятие виктимнотсти, обусловленное
наследственностью, воспитанием, опытом, индивидуальные качества личности: глубокое осознание ценностей жизни, уверенность в собственных силах, коммуникативность, открытость, теплые и доверительные отношения, взаимная поддержка в семье, здоровый образ жизни, эффективная работа психолого-педагогических служб Центров и образовательных учреждений.
Для снижения виктимности необходима профилактическая работа. Российское государство и общество сегодня предлагает молодежи различные варианты психолого-педагогической помощи: консультативные службы и центры, программы с целью развития личности и содействия в решении трудностей в установлении взаимоотношений, эмоциональных срывов, предотвращения нейротичности, личностных проблем.
Под профилактикой в отечественной социальной психологии понимаются совокупность государственных, общественных, социально - медицинских, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных условий и причин, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении молодых людей.
Под педагогической профилактикой мы понимаем специфический социально-педагогический процесс воздействия и взаимодействия педагогов и студентов в образовательных учреждениях, направленный на предупреждение виктимности среди студенческой молодежи. Для снижения виктимности студенческой молодежи, нами была разработана программа «Жизнь - без опасности». Цель программы - организация групповой психотерапевтической работы со студенческой молодежью по содействию в восстановлении и стабилизации эмоциональных регуляторных характеристик и ресурсов личности.
Опытно - экспериментальной базой стал Казанский социально-гуманитарный техникум. Выборку составили 57 студентов, возраст 17-18 лет. Диагностический инструментарий: «Тест-опросник, методика
«Склонность к виктимному поведению» автора О.О. Андронниковой» В ходе исследования была выявлена «группа риска» - в количестве 12 человек, с данными студентами велась целенаправленная работа. Основными методами в нашей работе выступили: беседа, дискуссия,
психокоррекционные упражнения; поло - ролевые игры, проективные методики, психологические задачи, пантомимы, рисуночные тесты. Предметом обсуждения на наших занятиях были чувства, эмоции, настроения, ощущения и переживания каждого их участников. По результатам вторичной диагностики по методике), 1(эмп.) находилось в зоне значимости по пяти шкалам из семи.
Таким образом, можно сделать вывод, что программа профилактики виктимногоповедения студенческой молодежи «Жизнь без опасности», содержит эффективные формы и методы снижения виктимности и может быть использована педагогами, психологами, социальными работниками в профессиональной деятельности по профилактике виктимного поведения студенческой молодежи.
В ходе исследования нами были изучены мотивы виктимного поведения студенческой молодежи. Перечислим некоторые из них:
К особенностям виктимного поведения в молодом возрасте можно отнести:
1. Недостаточно адекватная оценка последствий необдуманных действий. Также такие черты характера как демонстративность, легкомыслие, доверчивость, наивность, вспыльчивость, инфантильность.
2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов.
3. Отклоняющими формами поведения: побегами из дома, прогулами занятий, ранним курением или употреблением алкоголя.
Также нами были изучены ингибиторы виктимного поведения, к которым можно отнести: неприятие виктимнотсти, обусловленное
наследственностью, воспитанием, опытом, индивидуальные качества личности: глубокое осознание ценностей жизни, уверенность в собственных силах, коммуникативность, открытость, теплые и доверительные отношения, взаимная поддержка в семье, здоровый образ жизни, эффективная работа психолого-педагогических служб Центров и образовательных учреждений.
Для снижения виктимности необходима профилактическая работа. Российское государство и общество сегодня предлагает молодежи различные варианты психолого-педагогической помощи: консультативные службы и центры, программы с целью развития личности и содействия в решении трудностей в установлении взаимоотношений, эмоциональных срывов, предотвращения нейротичности, личностных проблем.
Под профилактикой в отечественной социальной психологии понимаются совокупность государственных, общественных, социально - медицинских, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных условий и причин, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении молодых людей.
Под педагогической профилактикой мы понимаем специфический социально-педагогический процесс воздействия и взаимодействия педагогов и студентов в образовательных учреждениях, направленный на предупреждение виктимности среди студенческой молодежи. Для снижения виктимности студенческой молодежи, нами была разработана программа «Жизнь - без опасности». Цель программы - организация групповой психотерапевтической работы со студенческой молодежью по содействию в восстановлении и стабилизации эмоциональных регуляторных характеристик и ресурсов личности.
Опытно - экспериментальной базой стал Казанский социально-гуманитарный техникум. Выборку составили 57 студентов, возраст 17-18 лет. Диагностический инструментарий: «Тест-опросник, методика
«Склонность к виктимному поведению» автора О.О. Андронниковой» В ходе исследования была выявлена «группа риска» - в количестве 12 человек, с данными студентами велась целенаправленная работа. Основными методами в нашей работе выступили: беседа, дискуссия,
психокоррекционные упражнения; поло - ролевые игры, проективные методики, психологические задачи, пантомимы, рисуночные тесты. Предметом обсуждения на наших занятиях были чувства, эмоции, настроения, ощущения и переживания каждого их участников. По результатам вторичной диагностики по методике), 1(эмп.) находилось в зоне значимости по пяти шкалам из семи.
Таким образом, можно сделать вывод, что программа профилактики виктимногоповедения студенческой молодежи «Жизнь без опасности», содержит эффективные формы и методы снижения виктимности и может быть использована педагогами, психологами, социальными работниками в профессиональной деятельности по профилактике виктимного поведения студенческой молодежи.
Подобные работы
- Коррекция виктимного
поведения коррекции студенческой молодежи в Глобальной сети
Интернет
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2020 - Склонность к виктимному поведению у студентов бакалавриата первого и выпускного курсов обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - Психологическое время юношей и девушек, склонных к виктимному поведению
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Толерантность молодежи, склонной к виктимному поведению.
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ КИБЕРБУЛЛИНГА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020



