Введение 3
1. Теоретические основы и сущность экономической и функциональной стратегия предприятия 6
1.1. Экономическая сущность и понятие стратегии предприятия 6
1.2. Экономическая стратегия предприятия 14
1.3. Функциональная стратегия предприятия 18
2. Анализ экономической и функциональной стратегии ПАО «Нэфис Косметикс» 24
2.1. Характеристика и вид деятельности ПАО «Нэфис Косметикс» 24
2.2. Анализ сложившейся модели стратегии на предприятии ПАО «Нэфис Косметикс», оценка её эффективности 27
2.3. Факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия 36
3. Рекомендации по разработке стратегии ПАО «Нэфис Косметикс» 44
3.1. Мировая практика по разработке экономической и функциональной стратегии 44
3.2. Предложения по развитию и совершенствованию стратегии ПАО
«Нэфис Косметикс» 51
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных направлений по выбору стратегии развития предприятия 56
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения
Понятие «стратегия» взято из военного искусства и означает теория и практика подготовки ведения войн. С экономической точки зрения стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, которое касается всех сфер, средств и форм её деятельности, организационной системы внутри организации, а также конкурентной позиции, приводящей организацию к ее целям. Главная задача стратегии - это необходимость перевести организацию из текущего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
Каждое предприятие следует собственной экономической стратегии, которая в свою очередь детализируется функциональными стратегиями хозяйственных подразделений. Любое функциональное подразделение предприятия является самостоятельно представленным структурным подразделением, специализирующимся на выполнении определенных функций и обеспечивающих эффективную деятельность предприятия.
Функциональные стратегии помогают предприятию создать ориентиры для достижения намеченных целей фирмы. Основной задачей функциональных стратегий является поддержка общей генеральной стратегии и конкурентоспособности предприятия.
Актуальность темы исследования заключается в том, что по мере экономического развития предприятия всё большую роль играет стратегическое управление. Вопросы выработки и реализации экономической и функциональной стратегии предприятия приобретают важное значение в современных рыночных условиях. Достоверно оценить экономические возможности своего развития и роста, сконцентрировать стратегические ресурсы на наиболее перспективных направлениях его деятельности позволяет грамотно сформированная стратегия. Правильно сформированная стратегия должна обеспечить устойчивое развитие
предприятия и экономический рост, повысить конкурентоспособность
производимой продукции и оказываемых услуг.
Практика показывает, что большинству российских предприятий необходима стабилизация экономического положения и переход на стратегию экономического роста. В условиях современной экономики, несмотря на специфицеские особенности каждого предприятия, существенно возрастает значение общих методологических принципов и положений планирования и реализации экономической и функциональной стратегии, а также потребность науки в новых новых эмпирических данных и в совершенствовании используемых методов и технологий.
Степень изученности проблемы относительно основной (экономической) стратегии предприятия является очень высокой (работы Ансоффа, Портера, Томпсона, Чандлер, Марковой, Фатхутдинова и др.), в отличии от разработанности вопросов функциональных подразделений, их структуры и зависимости от внешней среды. Причиной прежде всего является недооцененность значимости функциональных стратегий для предприятия, устоявшаяся культура управленчесской деятельности, а также слабая методологическая проработанность проблемы. Частая и глубокая изменчивость внешней среды активно влияет на функциональную структуру предприятия.
Целью данного исследования является изучение экономических и функциональных стратегий, проблем их разработки и реализации в рамках анализируемого предприятия.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы и сущность экономической и функциональной стратегии предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ПАО «Нэфис Косметикс»;
- предложить рекомендации по разработке стратегии развития ПАО «Нэфис Косметике».
Оъектом исследования является предприятие по производтву продукции бытовой химии ПАО «Нэфис Косметикс».
В качестве предмета исследования выбраны механизмы формирования и реализации экономической и функциональной стратегии предприятия, их взаимосвязь со внешней средой предприятия.
Методологическую основу исследования представляет совокупность научной и учебной литературы в области экономики предприятия, стратегического управления и экономической теории, представленной такими авторами как: И. Ансофф, В.Д. Маркова, В.Д. Грибов, Б.П. Воловиков, В.В. Портных, М.И. Круглов, Ю.Н. Лапыгин и др.
В работе использованы принципы системного подхода, моделирования. Проведен анализ сложившейся модели стратегии на предприятии ПАО «Нэфис Косметикс», обозначены факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия. Проведена оценка эффективности предприятия, рассчитаны экономческие показатели, использованы статистические данные о финансовых результатах.
По результатам исследования были предложены рекомендации по развитию и совершенствованию стратегии ПАО «Нэфис Косметикс». Произведена оценка экономической эффективности предложенных направлений по выбору стратегии развития.
В наше время в условиях рыночной экономики все больше отечественных предприятий обращают внимание на экономическую и функциональные стратегии развития своего предприятия. Достоверно оценить экономические возможности своего развития и роста, сконцентрировать стратегические ресурсы на наиболее перспективных направлениях развития предприятия сможет лишь правильно выработанная стратегия.
Экономическая стратегия предприятия формируется в зависимости от изменений внешней и внутренней среды, представляя собой общую концепцию поведения фирмы. Она должна содержать правила и примеры, которые обеспечат эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.
Функциональные стратегии разрабатываются соответствующими подразделениями предприятия (финансовый отдел, отдел маркетинга, НИОКР, отдел кадров и др.). Разрабатываемые ими стратегии не всегда стыкуются, а иногда и противоречат друг другу, так как в силу их предназначения и специфики деятельности различные службы предприятия имеют свое собственное видение достижения поставленных ориентиров.
Таким образом, на сегодняшней день существует большое количество стратегий. Главная задача для руководства предприятия - выбрать наиболее походящую стратегию, учитывая поставленные цели бизнеса и внешние условия экономики.
Процесс разработки и выбора стратегии невозможно уместить в готовые шаблонные рамки наборов и рекомендаций, так как это сложный и творческий процесс. Он не может быть стандартизован как выпуск технических изделий, только нестандартная инновационная стратегия делает возможным добиться лидеруюших позиций на рынке.
Более чем достаточно всевозможных вариантов стратегического развития, так как существует огромное количество различных комбинаций факторов рыночной среды. Основной задачей для руководства и менеджмента предприятия является разработка инновационной стратегии развития, которая будет удерживать устойчивое конкурентное преимущество ны рынке.
Цель работы состояла в изучении экономических и функциональных стратегий, проблем их разработки и реализации в рамках анализируемого предприятия.
В процессе исследования использованы принципы системного подхода, моделирования. Проведен анализ сложившейся модели стратегии на предприятии ПАО «Нэфис Косметикс», обозначены факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия. Проведена оценка эффективности предприятия, факторный анализ прибыли, рассчитаны экономческие показатели, использованы статистические данные о финансовых результатах.
По результатам исследования:
- стратегию ПАО «Нэфис Косметикс» можно обозначить как стратегия концентрированного роста - стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта;
- использована матрица General Electric & McKinsey для определения потенциала различных направлений бизнеса ПАО «Нэфис Косметикс», анализа потенциала рынка, выявления приоритетных направления деятельности, сокращения усилий и инвестиций на развитие неперспективных товаров, более детального взгляда на конкурентоспособность товаров на рынке бытовой химии. В результате построения матрицы были определены направления развития основных видов продукции бытовой химии - синтетических моющих средств (СМС), жидких моющих средств (ЖМС) и сухих моющих средств (СЧС);
- обозначены факторы, отрицательно сказывающиеся на деятельности ПАО «Нэфис Косметикс»;
- предложены рекомендации по развитию и совершенствованию стратегии ПАО «Нэфис Косметикс», в частности о необходимости сконцентрировать ключевые ресурсы компании на сегментах ЖМС, СМС и СЧС и укреплять имеющиеся позиции на рынке;
- произведена оценка экономической эффективности предложенных направлений с помощью регрессионного анализа. По результатам анализа получен положительный экономический эффект в виде чистой прибыли предприятия, которая составит 311 млн. руб., что значительно больше аналогичного показателя 2014 года (26 млн. руб.). Среднее значение чистой прибыли с 2014 по 2017 составит 209 млн. руб., что приближает этот показатель к докризисному значению.
Залогом плодотворного функционирования любого предприятия в условиях рыночной экономики является правильно разработанная и успешно примененная стратегия. Тем не менее на сегодняшний день нельзя полагаться лишь на основную (экономическую) стратегию предприятия, важно учитывать стратегии функциональных подразделений. Разработка функциональных стратегий - одна из основополагающих ролей формирования деятельности предприятия, так как все изменения, происходящие на производственном рынке, в первую очередь отражаются на изменениях функциональных стратегий предприятия.
1. Ансофф И., Стратегическое управление / И. Ансофф; сокр. пер. с англ.; науч. ред. и автор предисл Л.И. Еленко. М.: Экономика, 1989. - 519 с.
2. Антонов Г.Д., Тумин В.М., Иванова О.П., Стратегическое управление организацией: Учебное пособие / Г.Д. Антонов, В.М. Тумин, О.П. Иванова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 239 с.
3. Антонов Г. Д., Тумин В.М., Иванова О.П. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие / Г.Д. Антонов, В.М. Тумин, О.П. Иванова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 300 с.
4. Баринов В.А., Харченко В.Л., Стратегический менеджмент: Учебник / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 237 с.
5. Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 с.
6. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: Учебник / Л.Е. Басовский.
- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.
7. Волков О. И., Скляренко В.К., Экономика предприятия: Учеб. пособие - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 264 с.
8. Воловиков Б.П., Формирование концепции стратегического развития предприятия на основе систем искусственного интеллекта / Б. П. Воловиков. - М.: Инфра-М, 2014. - 191 с. Монография
9. Горлач Б.А. Исследование операций: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2013. - 448 с.
10. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Экономика предприятия: Учебник. Практикум. 6 - е изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
11. Грушенко В.И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: Учебное пособие / В.И. Грушенко. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2014. - 336 с.
12. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.Л. Захаров, А.Л. Кузнецов. - 2-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 с.
13. Ивашкевич В.Б. Стратегический контроллинг: Учебное пособие / В.Б. Ивашкевич. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 216 с.
14. Кожевина О.В., Управление изменениями: Учебное пособие / О.В. Кожевина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 286 с.
15. Круглик В.М., Александров А.К., Неделькин А.Н., Савчук О.А. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): Уч.пос. / В.М.Круглик.; Под общ. ред. В.М. Круглик. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 285 с.
16. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией : Учебник для экон. и техн. спец. вузов / М. И. Круглов . - М. : Рус. Деловая Литература, 1998 . - 757 с.
17. Лапыгин Ю.Н, Стратегический менеджмент / М: Высшее образование, 2009 - 174 с.
18. Либерман И.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие / И.А. Либерман. - 3-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 205 с.
19. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: М 25 Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
20. Маслова Е.Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. — 336 с.
21. Наумов В.Н., Стратегический маркетинг: Учебник / В.Н. Наумов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
22. Портных В.В., Стратегия бизнеса / В. В. Портных. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 276 с.
23. Поташева Г.А. Синергетический подход к управлению: Монография/Поташева Г. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160 с.
24. Розин М. Успех без стратегии: Технологии гибкого менеджмента / Марк Розин. - М.: Альпина Паблишерз, 2014. - 332 с.
25. Сафиуллин М.Р. Применение рыночного (конкурентного) профиля в процессе стратегического выбора / М.Р. Сафиуллин, Д.Н. Сабирова. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 96 с. Монография
26. Селезнев В.А., Орехов С.А. Корпоративный менеджмент: Учебное пособие / С. А. Орехов, В. А. Селезнев, Н. В. Тихомирова; под общ. ред. д.э.н., проф. С. А. Орехова. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 440 с.
27. Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р. Стратегический менеджмент на предприятии: Учебное пособие / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская - М.: НИЦ ИНФРА-М; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 246 с.
28. Скляренко В.К., Прудников В.М., Экономитка предприятия: Учеб. пособие - 2-е. изд. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
29. Стерлигова А.Н., Фель А.В. Операционный (производственный) менеджмент: Учебное пособие / А.Н. Стерлигова, А.В. Фель. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 187 с.
30. Тумин В.М., Антонов Г.Д., Иванова О.П. Стратегическое управление организацией: Учебное пособие / В.М. Тумин, Г.Д. Антонов, О.П. Иванова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 239 с.
31. Янковская В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 425 с.
32. Амадаев А. А. Основные направления стратегии развития региональных промышленных предприятий СКФО / Новые технологии, №3, 2014.- с. 28-36
33. Ашинова М.К., Чиназирова С.К., Хутыз Б.И. Повышение конкурентоспособности продукции предприятий региона / Новые технологии, №2, 2015.- с. 49-57
34. Баранов И.В., Шинкарева Л.И. Теоретические аспекты стратегического планирования развития промышленного предприятия / Вестник ОрелГИЭТ, №3, 2013.- с. 78-83
35. Башкатова Ю.И., Решетько Н.И. Разработка конкурентной стратегии развития на основе сбалансированной системы показателей и классических моделей стратегического предприятия / Науковедение, №2, 2014.- с. 1-9
36. Бодырева Р.Ю., Масякина Т.С. Научно-методический подход к обоснованию выбора стратегии развития предприятия / Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки, №2, 2013.- с. 173-180
37. Болатжанулы Т. Обзор современных подходов к управлению развитием компании / «Вестник КазЭУ/ КазЭУ Хабаршысы, №2, 2013.- с. 80-89
38. Гарнов А.П. Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. №1(2)/2013: Научно-практический журнал / Гл. ред. А.П. Гарнов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 64 с.
39. Звягинцева Ю.А., Мелехова Т.В. Стратегическая диагностика как метод эффективного управления предприятием / Экономическая среда, №1, 2013.- с. 89¬96
40. Кирьянова В.А., Крылова В.В., Жабер Г.И. Формирование стратегии технолого-экономического развития предприятий химической промышленности / Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки, №2, 2014.- с. 74-83
41. Ковалев М.Н. Стратегии предприятия в условиях кризиса / Проблемы современной науки и образования, №12, 2014.- с. 20-24
42. Конева О.И., Дорошенко Ю.А. Методологические аспекты выбора операционной стратегии промышленного предприятия / Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, №1, 2013.- с. 101-105
43. Кузнецова И.Д., Гуськова И.В. Стратегия конкурентоспособности торгового предприятия / Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством, №4, 2013.- с. 65-71
44. Лутченко Т.В. Подход к формированию стратегии предприятия, входящего в интегрированную структуру / Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий, №4, 2014.- с. 279-285
45. Натальина Т.В. Установление причинно-следственных связей между стратегией и бизнес-процессами предприяти / Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, №5, 2015.- с. 178-184
46. Пастухов В.В. Развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий / Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки, №1, 2013.- с. 276-279
47. Потапова А.Ф. Основные этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия / ЭГО: Экономика. Государство. Общество, №2, 2015. - с. 9-14
48. Саринова К.Н. Укрепление стратегической позиции и совершенствование системы сбыта на предприятии / Вестник Казахского университета экономики, финансов и международной торговли, №4, 2014.- с. 71-76
49. Слезина Е.А. Особенности реализации инновационных стратегий развития предприятий / Приволжский научный журнал, №2, 2015.- с. 174-179
50. Терновский Д.С., Кадацкая Д.В., Пьянкова М.Г. Потенциал предприятий розничной торговли в решении проблемы импортозамещения в современных условиях развития экономики России / Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, №1, 2015.- с. 66-73
51. Хорев А.И., Лутченко Т.В. Сущность стратегии развития предприятия, входящего в интегрированную структуру / Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий, №4, 2014. - с. 220-225
52. Шамков Ю.В., Маслов А.В. Особенности разработки и оценки социально ориентированной стратегии развития предприятия / Вестник Челябинского государственного университета, №8, 2013.- с. 119-122
53. Агенство прогнозирования экономики, 2010-2016. URL: http://apecon.ru/ (дата обращения 15.04.2016)
54. Годовой отчет ПАО «Нэфис Косметикс» за 2014 год, (протокол от 22.06.2015)
55. ПАО «Нэфис Косметикс», 2011. URL: http://www.nefco.ru/ (дата обращения 15.04.2016)
56. Федеральная служба государственной статистики, 1999-2016. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 15.04.2016)