Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации учебной деятельности и индивидуально-психологических характеристик сознания
1.1. Мотивация учебной деятельности и ее роль в успешности
обучения 7
1.2. Познавательные процессы как индивидуально-психологические
характеристики сознания 14
1.3. Познавательные состояния. Особенности проявления познавательных
процессов и состояний в учебной деятельности студентов 20
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации учебной деятельности и индивидуально-психологических характеристик сознания у студентов разного пола
2.1.Организация исследования и методы сбора и обработки информации 26
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
2.2.1 Анализ степени выраженности показателей мотивации в учебной деятельности и индивидуально-психологических характеристик сознания с учётом t-критерия Стьюдента у студентов разного
пола 33
2.2.2 Анализ корреляционных связей в выборках студентов мужского и женского пола 39
2.2.3 Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц 51
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение 64
Повышения эффективности обучения студентов особенно остро встает в современном мире, где образование занимает одну из ведущих ролей в формировании профессиональных компетенций. В ХХ1 веке эта проблема приобретает особую практическую значимость ввиду большой конкуренции на рынке труда и высоким требованиям к будущему профессионалу. Этим и обусловлена актуальность данной работы.
Эффективность механизмов формирования учебной мотивации может зависеть не только от индивидуально - психологических характеристик, но и от половой принадлежности. Имеет так же значение и то, какие познавательные состояния актуализируются у студентов в ходе учебной деятельности. Проблема соотношения мотивационных структур, познавательных состояний и процессов на сегодняшний день требует дополнительных исследований, в частности с учётом половых различий.
Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязей между показателями мотивации учебной деятельности и познавательными процессами и состояниями студентов с учётом половых различий.
Объект исследования - характеристики мотивация учебной
деятельности.
Предмет исследования - особенности взаимосвязимежду показателями мотивации учебной деятельности и познавательными процессами и состояниями студентов с учётом половых различий.
Гипотеза: Предполагается наличие качественных и количественных различий во взаимосвязях между характеристиками мотивации учебной деятельности и познавательными процессами и состояниями у студентов разного пола.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к определению мотивации учебной деятельности, познавательных процессов и состояний, как индивидуально - психологических характеристик сознания.
2. Подобрать батарею методик для диагностики мотивационной сферы студентов и индивидуально-психологических характеристик сознания.
3. Провести эмпирическое исследование и проанализировать его результаты.
Теоретической основой исследования являются взгляды на мотивацию учебной деятельности зарубежных (Хекхаузен, Маккгрегор и др.) и отечественных ученых (Л.И. Божович, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, П.М. Якобсон), теоретические воззрения о познавательных процессах В.Д. Шадрикова, Е. П. Ильина, Дж. Брунера и др., авторские взгляды ученых А. О. Прохорова, М. Г. Юсупова на понимание познавательных состояний.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ общей и специальной литературы по заданной теме.
2. Тестирование студентов разного пола при помощи тест-опросников. Анкетирование.
3. Математические методы обработки полученных данных: корреляционный анализ, статистический анализ, попарное сравнение корреляционных матриц
Методики исследования :
1.Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунера.
2.Опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем Б. Кадырова.
3. Методика оценки уровня притязаний личности В.К.Гербачевского.
4. Анкета степени выраженности познавательных состояний в учёбе.
Выборка. В исследовании участвовали 45 испытуемых - студенты Казанского Федерального Университета в возрасте от 18 до 22 лет. Участники были поделены по половой принадлежности: юноши в количестве 21 человек (выборка №1) и 24 девушки (выборка №2).
Теоретическая значимость проводимого нами исследования заключается во внесении вклада в ту теоретическую базу, которая накоплена в психологической науке. Если вопросам мотивации учебной деятельности и познавательным процессам, играющим значимую роль в усвоении учебного материала уделено должное внимание, то познавательные состояния, влияющие на мотивацию обучения и связанные с ней, мало изучены. Наше исследование позволит выявить особенности мотивации, познавательных состояний и процессов в зависимости от пола.
Практическая значимость результатов исследования. На основе полученных в ходе теоретического анализа и эмпирического исследования данных, можно выработать рекомендации по повышению эффективности обучения студентов, разработать тренинговую программу повышения мотивации учебной деятельности для студентов.
В рамках данного исследования предполагалось изучение особенностей мотивации учебной деятельности и индивидуально-психологических характеристик сознания, к которым мы относим познавательные процессы и состояния. Причем важным является исследование различий в зависимости от пола.
Мотивация учебной деятельности определяет успешность протекания познавательных процессов, способствует повышению работоспособности учащихся, облегчает запоминание и усвоение нового учебного материала. Мотивационные компоненты выявляются в познавательных процессах, которые играют важную роль в эффективности учебной деятельности.
Познавательные процессы являются важными аспектами жизнедеятельности человека и познания окружающих явлений. Они связаны как друг с другом, так и с мотивацией, сопровождающей процесс учебной деятельности человека. Отметим также, что познавательные (когнитивные) процессы играют важную роль в возникновении и протекании психических состояний, в частности, познавательных состояний, возникающих в ходе учебной деятельности.
На основе теоретического анализа была выдвинута гипотеза о наличии качественных и количественных различий в мотивационной сфере, особенностях проявления познавательных процессов и состояний у лиц женского и мужского пола.
Полученные данные были обработаны и сделаны общие выводы:
1. Обнаружено, что в группе девушек значительно в большей степени выражен мотив избегания, как нежелание возможных конфликтов в учебной деятельности. В группе юношей гораздо большее значение чем для девушек в процессе учебной деятельности имеет оценка достигнутых ими результатов.
2. Среди характеристик мотивационной структуры в учебной деятельности в обеих исследуемых группах наибольшее количество 56
взаимосвязей с другими показателями имеет показатель "мотив смены деятельности". Тем не менее, у юношей этот мотив связан напрямую не только с познавательным состоянием как у девушек, но и с качественными характеристиками мышления: предметное и аналитическое. У девушек и у юношей с показателем "мотив смены деятельности" связаны разные познавательные состояния. В то время как у девушек с этим показателем напрямую связаны состояниянедоумения, рассеянности и удивлённости. Так же существует обратная связь с показателем "любознательность".
3. Мотивация смены деятельности у юношей напрямую связано с такими познавательными состояниями, как сомнение и невосприимчивость к преподаваемым знаниям.
4. В группе девушек в целостную плеяду помимо показателя "мотив смены деятельности" входят так же "внутренний мотив" и "мотив избегания". При чём "внутренний мотив" связан с мотивом смены деятельности, а "мотив избегания" напрямую связан с познавательными состояниями "невосприимчивость" и "недоумение". Из 6 основных мотивов исследуемой нами учебной деятельности у юношей помимо "мотива смены деятельности" вошёл в целостную плеяду "мотив самоуважения".
5. В то время как у девушек существует явно выраженная тенденция между мотивом избегания в учёбе и переживанием состояния скуки, у юношей имеется достоверная прямая взаимосвязь между этими показателями.
Результаты эмпирического исследования позволили нам выявить взаимосвязь мотивации учебной деятельности с познавательными процессами и состояниями, возникающими в учебной деятельности, а также обнаружить качественные отличия в связях мотивационной сферы с познавательными процессами и состояниями у девушек и у юношей и позволили доказать выдвинутую нами гипотезу. Были обнаружены достоверные различия мотивации, познавательных процессов и состояний студентов мужского и женского пола.
Полученные в ходе исследования результаты позволят решить проблему повышения эффективности обучения в вузе с учетом индивидуально-психологических особенностей сознания и их связи с мотивацией учебной деятельности, например, в рамках разработки и проведения тренинговой программы для студентов и преподавателей с целью улучшения эффективности обучения.
1. Балин В. Д. Классификация - важнейшая функция индивидуального сознания //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2013 - Т. 5 - № 2. - C. 48-56
2. Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. - Харьков: Фортуна-Пресс, 1998. - 464 с.
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
4. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. - 413 с.
5. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - С.19—39.
6. Высоков, И. Е. Психология познания/ И. Е. Высоков. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 399 с.
7. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. - 176 с.
8. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Познавательные процессы. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2006. - 174 с.
9. Емалетдинов Б. М. Проблема мотивации учебной деятельности студентов //Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15. - №2. - С. 521-527
10. Зимняя И. А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. — М., 1970. - 31 с.
11. Зобнина Л. Ю. Исследование мотивации достижения // Вестник Санкт-Петербурского университета. 2009. - Серия 12. - С. 221-226
12. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежииой. - М., 1972, C.22-29
13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003 - 544 с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2006. - 508 с.
15. Краткий психологический словарь / Под общ.ред. А.В
Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.- C.210
16. Кубышкина М. JI. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дис. ...канд. - СПб., 1997
17. Левитов Н.Д.О психических состояниях человека. - М.:
Просвещение, 1964. - 344 с.
18. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 40 с.
19. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006 - 320 с.
20. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: дис. ... канд. психол. наук / М.Ш. Магомед-Эминов - М., 1987. - 343 с.
21. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: 2007. - 672 с.
22. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться // Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - С. 44 - 49.
23. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу - СПб: Евразия, 1999. - 478 с.
24. Мешков Н. И., Мешков Д. Н. Мотивация личности как
ключеваяпроблема психологии // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19 - № 1. - С. 37-43
25. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы
эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: дисс. ...д-ра психол. н. - М., 1984. - 525 с.
26. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. - Серия 14. Психология. - 1984. - № 4. - С.13-20.
27. Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.1: Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Генезис, 2001. С. 554—559.
28. Познавательные процессы и способности в обучении / Под редакцией В. Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 140 с.
29. Познавательные состояния в контексте проблем человечности
/ А. О. Прохоров, М. Г. Юсупов // Бехтерев и современная психология человечности: сборник статей Международной научно-практической
конференции. - Казань: Отечество, 2015. - С. 567-572
30. Прохоров А.О., Чернов А. В., Юсупов М. Г.Влияние
напряжённости учебной ситуациинаструктурно-
функциональнуюорганизациюпознавательных состояний субъекта //Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. 2013, Т. 155, кн. 6 - С. 185-196
31. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов субъекта (на примере учебной деятельности) // Экспериментальная психология. - № 2. - 2010. - С. 33-45.
32. Прохоров А.О., ЮсуповМ.Г.Динамика познавательных состояний студентов в процессе решенияпроблемных задач // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. 2016, Т. 158, кн. 4 -С. 967-979
33. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Метакогнитивные основания психических состояний: ситуационный аспект структурно-функциональной организации // Психология психических состояний: Сб. ст. - Казань: Отечество, 2014. - Вып. 9. - С. 166-180
34. Прохоров А.О., Юсупов М.Г.Познавательные состояния в учебной деятельности студентов // Казан. соц.-гуманит. вестн. - 2014. - № 4.
- С. 98-109.
35. Прохоров, А.О. Психология неравновесных состояний - М.: ИП РАН, 1998. - 149 с.
36. Скобина Е. А. Мотивация учебной деятельности студентов
юридического факультета // Universum: Психология и образование: электрон.научн. журн. 2017. - №2(32).
URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4288
37. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966.
38. Соколков Е. А. Психология познания: методология и методика преподавания. М.: Логос, 2007. - 384 с.
39. СолодянкинаО.В.мотивация учебной деятельности студентов направления «Социальная работа»//Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - №11(19).
40. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М.: Изд-во
Моск.ун-та, 1984. — 272 с.
41. Усова А.В., Яшалова Н.Н., Ильясов А.А., Рубан Д.А.Прикладные аспекты развития учебной мотивации студентов //Вестник Череповецкого государственного университета, 2017. - №2. - С. 170-178
42. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х томах / Х. Хекхаузен. - М.: Педагогика, 1986. -Т. 1. - 408 с.
43. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен
- СПб: Речь, 2001. - 240 с.
44. Хрестоматия по вниманию/Под ред. А. Н. Леонтьева и др.—М., 1976.
45. Хрестоматия по ощущению и восприятию/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. — М., 1975.
46. Чернов А. В. Роль когнитивных процессов в рефлексивной регуляции психических состояний. - Казань - 17 с.
47. Чернов А. В., Юсупов М. Г. Психология метапознания: теоретические и прикладные аспекты: учебное пособие / А. В. Чернов, М. Г. Юсупов. - Казань: Отечество, 2015. - 108 с.
48. Шадриков В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. — Ярославль, 1981.
49. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека / - М.: Логос, 2006. — 392с.
50. Юсупов, М. Г. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / М.; КФУ.- Казань, 2009. - 201 с. (С. 14)
51. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. - Воронеж : МОДЭК ; Москва : Институт практической психологии, 1998.-304 с.