Введение 3
I глава. Теоретический анализ изучения проблемы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
1.1. Управленческие аспекты по созданию условий в ДОУ по реализации
образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО 8
1.2. Понятие общения в детской психологии 14
1.3. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста. Застенчивость как причина трудностей общения 22
I.4. Сказкотерапия как метод преодоления нарушений общения 29
Выводы по I главе 35
II глава. Влияние использования элементов сказкотерапии на преодоления нарушений общения у детей старшего дошкольного возраста
II.1. Выявление уровня развития общения со сверстниками у детей
5-6 лет 38
11.2. Использование на занятиях элементов сказкотерапии
для формирования позитивных качеств общения и преодоления застенчивости 44
11.3. Результат исследования 50
Выводы по II главе 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 63
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ развития человека и условие успешной самореализации. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность образовательных организаций. Так, в требованиях Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12 и 13) говорится о создании в учреждениях образования условий для адаптации личности к жизни в обществе и её актуализации
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Стандарт дошкольного образования, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.
К сожалению, современные дети с трудом усваивают те или иные нравственно-общественные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, что обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью) ребёнка. Родителями и педагогами замечено, что у большинства детей отсутствуют какие-либо отклонения от нормативного хода развития, но в то же время отмечаются определенные трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, возникающие в связи с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями. Например, жалобы на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды), неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», «лживость» (за которую нередко принимают так называемую псевдоложь, т. е. детское фантазирование), слабоволие (а точнее, непроизвольность поведения) и т.д. Эти и многие другие весьма различные по своей психологической природе особенности поведения дошкольников часто служат причиной недовольства родителей и педагогов, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно сделать вывод о том, что несмотря на изменения в обществе дошкольники остаются детьми и они продолжают любят играть. [1] Игра - не развлечение, а особый вид ведущей деятельности, метод стимулирования детской активности. Игра - это школа новых социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Наилучшим образом освоения ребенком правильных норм общества и умений позитивно взаимодействовать в детской субкультуре остаются те методы и приемы, которые создавались веками и передавались из поколения в поколения. Это - сказки. Именно они готовят ребенка к тому, что в жизни никогда не бывает все гладко. Часто мы сталкиваемся c проблемами и
трудностями, ведь это неизбежно. Сказки учат тому, что если преодолевать препятствия, а не бeжaть от них, то можно добиться cвoeй цели. [17] Однако, педагогами детских садов, сказка, как способ развития навыков общения со сверстника используется очень редко. Исходя из этого
противоречия, мы определили цель исследования: выявить влияние сказкотерапии на формирование навыков позитивного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста с трудностями общения.
Объект исследования -общение как механизм социально¬
коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования - сказкотерапия как метод развития навыков позитивного общения между детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что если для коррекции общения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать элементы сказкотерапии, то можно значительно расширить коммуникативные связи детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить эффективность использования элементов сказкотерапии для развития навыков общения
4. Разработать программу по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.
Методологической основой исследования явились положения классиков психологической и педагогической науки: А.А. Бодалева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. О влиянии сказки на развитие личности писали такие великие ученые такие как: Р. Гарднер, В. Пропп, Э. Фромм, Л. Н. Толстой, Д. К. Ушинский и др.
Методы исследования:
1. Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. экспериментальные - опытно-поисковая работа; эмпирические - наблюдение, беседа, социометрия, методы статистической и математической обработки результатов исследования.
Организационная база исследования: муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 300» Авиастроительного района г. Казани
В эксперименте принимали участие 54 ребенка старших групп детского сада.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе - теоретическом - изучалась и анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература, работы по истории создания метода сказкотерапии, на основе которых уточнялись теоретические положения исследования, его цели и задачи. Был изучен педагогический опыт педагогов по данному направлению.
На втором этапе исследования - практическом - были определены методики исследования, подобран диагностический пакет, методы развития навыков позитивного вербального общения в социально-коммуникативном развитии, разработаны диагностические критерии и показатели для выявления уровня развития общения детей 5 - 6 лет; проведена опытно-поисковая работа.
На третьем - контрольном - этапе обобщался и систематизировался накопленный материал, оценивались результаты исследовательской работы; формулировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Практическая значимость исследования.
Разработана и реализована программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию навыков позитивного общения посредством сказкотерапии «В гостях у сказки»
Выпускная квалификационная работа на тему «Применение методов сказкотерапии в коррекции нарушений общения» написана на актуальную в дошкольном образовании тему. Актуальность исходит из того, что общение - в современном мире является основным способом развития человека и условие успешной самореализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо значимой на современном этапе. Основные федеральные документы (Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция модернизации российского образования; ФГОС ДО) выдвигают требования к социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста и ставят задачи, направленные на формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и умению быть конкурентноспособным в стремительно изменяющемся мире.
Однако, данные статистики отмечают определенные трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, возникающие в связи с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями.
Таким образом, в нашем исследовании мы рассматривали подходы российских ученых, основоположников отечественной школы психологии, занимающихся проблемами общения и базовые понятия темы социально - коммуникативного развития дошкольников. Подробно описали те способы и приемы, которые оказывают эффективное влияние на стимулирования общения у детей дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость и ее симптомы . Далее была раскрыта особая форма освоения ребенком правильных норм общества и умений позитивно взаимодействовать в детской субкультуре- сказки.
В практической главе исследования, была проверена гипотеза о том, что если для коррекции общения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать элементы сказкотерапии, то можно значительно расширить коммуникативные связи детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость.
Целью практического исследования стало выявление влияния сказкотерапии на формирование навыков позитивного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста с трудностями общения.
На входящем этапе эксперимента мы выявили уровни развития общения детей и отобрали группу детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость. В течении двух месяцев с детьми старшей группы, имеющих такую трудность общения как застенчивость, была организована и проведена психолого - педагогическая работа в соответствии с программой «В гостях у сказки». Через восприятие сказок мы пытались воспитать ребёнка, развить его внутренний мир, привить навыки позитивного взаимодействия со сверстниками, снять напряжение в общении, устранить такие негативные качества как: замкнутость,
неуверенность, робость.
Мы провели 15 занятий. Данные занятия способствовали формированию у ребенка адекватной самооценки, частично сняли тревожность, застенчивость, робость, развили навыки позитивного общения.
При составлении программы использованы техники сказкотерапии Т.М. Грабенко, психогимнастики М.И. Чистяковой, игровой терапии, музыкальной терапии, арт-терапии.
В рамках программы реализовывались следующие задачи:
Повышение самоуверенности, развитие способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, снижение уровня тревожности, демонстративности, замкнутости, конфликтности, неуверенности, невнимательности, страхов;
развитие коммуникативных навыков.
По окончанию формирующего этапа нами была повторно проведена диагностика с использованием тех же методик, что и на входящем этапе. Результаты обобщения диагностического материала позволяют сделать вывод о том, что гипотеза исследования о том, что если для коррекции общения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать элементы сказкотерапии, то можно значительно расширить коммуникативные связи детей старшего дошкольного возраста с такими трудностями общения как застенчивость, подтвердилась.
1. Андреева Г.М. "Социальная психология" [М.: Асток-Пресс, 1998. С. 89-99]
2. Анцибор, Е. Ю. Ритуалы вхождения в сказку // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2017. - № 5. - С. 101-103
3. Баширова, Н. Н. Помощь детям младшего школьного возраста в решении личностных проблем средствами формируемого регуляторного опыта // Психология и школа. - 2005. - N 4. - С. 14-22
4. Богомолов В., Тестирование детей, М.: Издательский центр «Феликс»; 20015, С. 347
5. Белинская, Е.П. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475
6. Блинова Л.Ф. «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - 44 с.
7. Брежнева, М. В. Сказкотерапия - средство самопознания в раннем детстве // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 5. - С. 51-53
8. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии,2010.-№2.-С.149- 153.
9. Выготский, Л.С. Психология возрастного развития / Л. С. Выготский. - М.: Современное слово, 2007.- 506
10. Гавриченко, О. В. К проблеме применения метода сказкотерапии в
психолого-педагогической работе с детьми // Журнал прикладной
психологии. - 2013. - N 6. - С. 21-25
11. Галимова А.А., Шамухаметова Е.С. общение дошкольников со
сверстниками как школа социальных отношений // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.
12. Гончар, С. Б. Использование сказкотерапии в музыкальном воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2015. - № 3 (63). - С. 104-113
13. Грачева, И. А. Контаминация песочной методики и сказкотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста // Логопедия. - 2016. - № 4 (6) (октябрь-декабрь). - С. 30-33
14. Дуванова, С. П. Развитие эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии на основе сказок народов мира [Текст] // Логопед в детском саду. - 2015. - № 4 (73). - С. 46¬77
15. Запасной, Т. В. Коррекция познавательных процессов старших дошкольников средствами сказкотерапии [Текст] // Практический психолог и логопед. - 2013. - № 3. - С. 16-62
16.Захарченко Н.А., Ситдикова С.Н., Кулинцева Ю.С.//Формирование адекватного поведения дошкольников и младших школьников в ситуации общения. научный журнал "Современные исследования социальных проблем» - М., 2017. - № 2. - С. 56-59
17.Зинкевич-Евстигнеева, Т. Сказки для мальчиков и девочек // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2006. - N 6. - С. 13-16
18. Карелова И.И. «Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от 1 - 6 лет» - Волгоград: Учитель, 20013. - 141 с.
19. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 160
20. Козлова, С.А., Куликова, Т.А.. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для
студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
Издательский центр «Академия». - 416 с.. 2000
21. Корепанова, М. Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 1. - С. 53-58
22. Костромина, Е. А. Использование двигательной сказкотерапии на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата // Логопед в детском саду. - 2013. - № 4. - С. 82-84
23. Костюнина, О. В. Сказкотерапия в эмоционально-поведенческой
коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Школа здоровья. - 2006. - N 4. - С. 25-31
24. Крюк, Ю. П. Формирование у дошкольников мотивации к обучению посредством работы со сказками : [конспект развивающего занятия "В гостях у гномов"] // Современный детский сад. - 2015. - № 6. - С. 53-57
25. Кудряшова, А. Совместное размышление над сказкой. Сказкотерапия в работе с дошкольниками [Текст] // Искусство в школе. - 2010. - N 6. - С. 59¬61
26. Лаврова, Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / Г.Н. Лаврова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 90 с
27. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. — М.: Воронеж, 1997.
28. Ломакина, Г. Р. Сказкотерапия : воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. - Москва : Центрполиграф, 2010. - 157, [1] с. ; 20 см.
29. Максимова, С. Ю. Использование двигательной сказкотерапии в
физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 9. - С. 62¬65
30. Малкина, Л. Г. Сказкотерапия в ДОУ // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 6. - С. 95-101
31. Мальчикова, А. А. Личность и книга: сочинение сказки как один из методов сказкотерапии // Молодые в библиотечном деле. - 2005. - № 9-10. - С. 52-55
32. Мозгачева, Н. Сказкотерапия как средство формирования гендерной идентичности дошкольников // Коррекционно-развивающее образование. - 2012. - № 2. - С. 12-15
33. Орлова, О. Сказки быстрого реагирования // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 18-19
34. Осадчая, В. В. Использование метода сказкотерапии в речевом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2014. - № 4 (6) (октябрь-декабрь). - С. 52-57
35. Пермякова, М. Е. Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с высоким уровнем тревожности // Известия Уральского федерального университета Сер. 1 Проблемы образования, науки и культуры. - 2015. - № 2 (138). - С. 139-147
36. Подласый И.П.. Педагогика: 100 вопросов —100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. — 368 с.. 2004
37. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
38. Разеева, М. Развивающая сказкотерапия : [Сказка как метод физического развития детей. Программа занятий с дошкольниками] // Учитель. - 2003. - N 5. - С. 86-87
39. Разноцветное детство : игротерапия, сказкотерапия, изотерапия,
музыкотерапия. — Москва : Форум, 2012. - 190 с. ; 21 см.
40. Садовникова, Е. Н. "Димкины сказки" или о приемах элементарной логопсихотерапии // Коррекционная педагогика. - 2009. - N 1. - С. 65-68
41. Силаева, А. Путь к мудрости // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 20-22
42. Сказки и сказкотерапия для дошкольников : краткий список отечественной литературы по фондам ГНПБ имени К. Д. Ушинского // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 47
43. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
44. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем. - Санкт-Петербург. - Москва : Речь : Сфера, 2011. - 116, [1] с. ; 21 см.
45. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. «Конфликтные дети» - М.: Эксмо, 2010. - 176 с.: ил. - (Растим первоклашку).
46. Тренинг по сказкотерапии: сб. программ по сказкотерапии под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - Спб: Речь, 2002. -
47. Ульянова, О. В. Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками с ОНР [Текст] // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 9. - С. 44-47
48. Фурман, В. А. Использование сказкотерапии в коррекционной работе детьми дошкольного возраста [Текст] // Дошкольная педагогика. - 2010. - N
8. - С. 50-54
49.Чернега, Т. В. Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 2. - С. 56-59
50.Чижова, О. Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 9. - С. 57-59
51. Щербакова, Т. Н. Детская психология в сказках и играх (сказкотерапия) / Т. Н. Щербакова // Школьные технологии. - 1997. - №1. - С.107-116.
52. Ярушина, И. Путешествие в страну сказок и приключений: Конспекты коррекционно-развивающие занятия для детей пяти лет / И. Ярушина // Школьный психолог: прил. к газете «Первое сентября». - 2003. - №17. - С.15-17.
53. h'ttp://wWW.firO.ru/wphttp://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do- shkoiy.pdfcontentZuploadsZ2014Z02ZOt-rojdenia-do-shkoly.pdf
54. http: Z/sisp .nkras .ru
55. www. maam.ruZ...Zskazka-dlj a-detei-i-vzroslyh-konsultacij a-dlj a-pedagogov.html