ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Сущность, формы и виды международных финансово-кредитных 6
отношений
1.2. Деятельность международных финансово-кредитных учреждений в 12 экономике государств
2. АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО¬
КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МИРЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ
2.1. Анализ и особенности развития международных финансово-кредитных
отношений в мире на современном этапе 28
2.2. Анализ влияния сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями на её экономическое развитие 36
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 54
3.1. Проблемы и пути развития сотрудничества России с международными
финансово-кредитными организациями 54
3.2 Прогнозирование направлений развития международных
финансово- кредитных отношений на основе экономико-математического моделирования 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
Международные финансово-кредитные отношения это составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономик, развитие которых исторически идет параллельно, и тесно переплетаясь. По мере интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличились международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов. Под влиянием многих факторов функционирование международных финансово - кредитных и валютных отношений усложнились и характеризуются частыми изменениями.
Международные валютно-финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Среди этих задачами можно выделить:
-операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
-межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;
-инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты);
-инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.);
-благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.
В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Европейский инвестиционный банк, Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация.
Эффективность деятельности этих организаций в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц. Так инвестиционная деятельность валютно-финансовых организаций зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам.
На данном этапе экономика сталкивается с серьезными препятствиями, обусловленными неопределенным характером восстановления мировой экономики. По мере того как российская экономика постепенно адаптируется к неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре с более низкими ценами на нефть и сохраняющимися экономическими санкциями, основной акцент в ходе адаптации экономики смещается в сторону реструктуризации бюджета и финансового сектора.
Объектом исследования являются международные финансово-кредитные отношения.
Предмет исследования - особенности сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями.
Цель выпускной квалификационной работы - обоснование форм и поиск путей развития и решения проблем совершенствования международных финансово-кредитных отношений на современном этапе.
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
- изучение международных финансово-кредитных организаций, как фактора, влияющего на развитие экономики России;
- исследование роли основных международных финансово-кредитных отношений;
- изучение путей и проблем совершенствования международных финансово-кредитных отношений на современном этапе.
Для решения поставленных задач в работе применялись диалектический метод, методы статистических исследований, методы классификаций, системного и структурного анализа, а также экономико-математический анализа в виде оптимизационной модели. Также использовались методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
Теоретические и практические вопросы исследуемой темы нашли своё отражение в трудах российских экономистов, изучающих проблемы мировой экономики. При написании использовались труды зарубежных исследователей, занимающихся проблемами функционирования международных финансовых центров.
Среди них можно выделить публикации С.А. Григорян, Р.А. Гулейнова, Д. Гаврикова, Н.Г. Доронина, Л.П. Бородуллиной, В.К. Сенчагова, В.М. Кудрова, А.А. Суэтина и др., посвященные возникновению и развитию МФЦ, а также механизму их функционирования. В качестве информационной базы в работе использовались нормативные правовые акты России, статистические материалы, публикуемые на сайте Банка России и Минфина России, а также другие интернет-ресурсы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Российские хозяйствующие субъекты в мировой экономике представлены различными формами международного предпринимательства, а именно, кооперацией, ассоциацией, торговым домом, совместным предприятием и т.п. Все эти формы международного предпринимательства можно объединить одним понятием - «международная организация».
Эффективное управление международными организациями
предполагает их научную классификацию по определенным признакам для достижения поставленных целей. В основу такой классификации могут быть положены два признака: сфера распространения и структурный признак.
По сфере распространения различают мировые международные институты и международные организации одного государства. К мировым международным институтам относятся Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Лондонский клуб кредиторов, Парижский клуб кредиторов, Генеральное соглашение по тарифам торговли и др.
Структурный признак классификации международных организаций определяет виды международной деятельности. По этому признаку международные организации подразделяют на внешнеторговые, производственные, финансовые и пр.
К финансовым международным организациям относятся банки, страховые и другие финансовые компании, созданные резидентами разных стран и выполняющие функции финансовых посредников. Международная банковская деятельность называется банкингом и включает в себя иностранные организационные единицы банка, международные корреспондентские отношения, валютные переводы, кредиты и другие международные банковские операции и услуги.
Особенности функционирования финансов международных
организаций обусловлены:
-порядком ценообразования на продукты внешнеэкономической деятельности;
-контрольными и регулирующими функциями государства и
управляющей компании;
-определяющей ролью мировых международных институтов и
стандартов.
Означенные функции Российской Федерации в международных финансовых отношениях осуществляются на основании федеральных законов, постановлений Правительства РФ и нормативных актов Центрального банка РФ (Банка России).
После теоретического изучения был проведен анализ развития международных финансово-кредитных отношений в мире и их влияние на экономические процессы в России.
Официальные затраты России, связанные с вступлением в МБРР, составили 33,3 млн. дол. в обратимой валюте и 299,9 млн. дол. в рублевом эквиваленте, т.е. всего 333,2 млн. дол.
Доля России в кредитах Всемирного банка в Европе и Центральной Азии составляет 35,6%, а в кредитах государствам СНГ - 69,3%. По состоянию на 1996 г. для России вступили в силу соглашения по займам: реабилитационным, непосредственно связанным с коррекцией платежного баланса (1992 г. и 1995 г. по 600 млн. дол.); приватизационному (90 млн. дол.), нефтяному (610 млн. дол.), развитию служб занятости и социальной защиты (70 млн. дол.).
За 2002-2015 г. годовой объем новых операций оставался стабильным - от €1,1 до €1,2 млрд., пик его роста в €1,4 млрд. пришелся на 2008 г. В 2008 - 20015 г. доля инфраструктурных проектов в годовом объеме новых операций оставалась крайне низкой - от 3 до 4%, доля энергетики возросла с 5 до 21%, а доля корпоративного сектора снизилась с 55 до 37%.
Прямые операции в банковском секторе увеличились с 35 до 41% годового объема обязательств.
Для развития кредитования малого и среднего бизнеса в России ЕБРР активно развивает сотрудничество с банковским сектором.
В 2014 г. ЕБРР вошел в состав акционеров ЗАО «Коммерческий банк «Кедр» (25% +1 акция) в Красноярске. В 2014 г. завершилась сделка по приобретению 10% акций страховой компании ОСАО «РЕСО Гарантия».
Сейчас Банку принадлежат 15% российского филиала Hansabank, банка «Квест», блок-пакет СКБ-банка, Ханты-Мансийского банка, Сибакадембанка, Уралтрансбанка, Транскапиталбанка, Центр-инвест банка (Ростов), УРСА Банк (Новосибирск), Нижегородского Банкирского Дома (НБД - Банк), КМБ банка и др.
Важно отметить то, что несмотря на долгое сотрудничество России и МФО, за последние несколько лет объемы сотрудничества России с МБРР и финансовыми институтами, входящими в группу Всемирного Банка, заметно снизились, происходит постепенное сокращение числа их новых проектов на нашей территории. Более того, в настоящее время представители стран «Группы семи» в рамках «антироссийских санкций» блокируют вынесение на рассмотрение Совета Директоров Всемирного банка российских проектов, полностью готовых к утверждению.
По итогам закрытой сессии Совета директоров банк было принято решение о приостановке финансирования новых проектов в России по линии ЕБРР и ЕИБ. В результате этого российский портфель проектов в 2014 г. сократился до 608 млн. евро.
Можно сделать вывод о том, что неучастие нашей страны в экономических организациях влечет не только финансовые, но и политические риски, связанные с невыполнением принятых обязательств. К примеру, участие России в международных финансовых организациях, таких как Всемирный банк и МВФ, является крайне деликатным вопросом в условиях внутриэкономического и внешнеполитического кризиса. С одной стороны, финансовые институты требуют предоставления ресурсов. С другой - именно эти структуры помогают Российской Федерации получать эффект экономии от масштаба в рамках участия в международных проектах.
Так, реализация проектов по линии содействия международному развитию через трастовые фонды международных экономических организаций позволяет России работать в тех странах, в которых наша страна не имеет представительств или имеет ограниченное присутствие, привлекать дополнительные средства для усиления эффективности, а также снижать свои затраты за счет использования имеющихся у организаций ресурсов и инфраструктуры на местах.
Так же нужно отметить, что рост экономики в США и еврозоне оказался ниже ожиданий, а экономика Японии сократилась.
Всемирный банк так же ухудшил прогноз по динамике ВВП России в 2016 году. Международная организация ждет, что экономика сократится на 1,9 процента вместо 0,7 процента.
В 2015 году российская экономика сократилась на 3,7 процента. Согласно прогнозу Альфа-банка, в 2016-м ВВП России упадет на 1,5 процента.
В IV квартале 2015 года, согласно оценкам, рост мировой экономики замедлился до 1,4% (квартальный рост к соответствующему периоду предыдущего года), достигнув самого низкого уровня с начала кризиса в еврозоне в 2012 году. Напротив, в отдельных странах Юго- Восточной Азии и Западной Европы в IV квартале рост ускорился.
Потоки международного капитала сократились, при этом капитализация мирового рынка акций остается на многолетних минимумах. В 2015 году в третий раз подряд был отмечен чистый отток капитала из фондов стран с формирующимся рынком.
В начале 2016 года валюты стран-основных экспортов сырья (в том числе ЮАР, России, Бразилии, Колумбии и Малайзии) обесценились до многолетних уровней в результате роста курса доллара США и низких цен на сырье.
В то время как обесценение национальной валюты может защитить страны от негативного шока, обусловленного ухудшением условий внешней торговли, оно может также усилить нагрузку на платежный баланс при наличии большого объема долларовых обязательств. В результате кредитного бума, возникшего после кризиса, предприятия в странах с формирующимся рынком накопили большой объем задолженности и остаются уязвимыми в условиях слабого экономической роста, растущей стоимости заемных средств и девальвации национальной валюты.
В заключение был проведен анализ участия России в МФО, позволяющий сформулировать ряд выводов, которые могут стать полезными с точки зрения совершенствования отношений с ними:
- сотрудничество с МФО должно осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой МФО в качестве ее члена или на договорной основе;
- фундаментом сотрудничества должны стать четкое определение роли каждой из сторон и контроль за использование заимствованных средств, нужно разграничить ответственность и функции МФО и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;
- концепция сотрудничества должна быть ориентирована на сокращение неэффективно используемых займов, а заемные ресурсы - сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;
- информация о характере и рамках соглашений о сотрудничестве должна быть доступной как для государственных ведомств, так и для широкой общественности; министерства и ведомства РФ, отвечающие за то или иное направление сотрудничества, должны, например, размещать соответствующую информацию на своих веб-сайтах;
- государственная политика сотрудничества России с МФО, на современном этапе должна быть ориентирована на минимизацию заимствований, а на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в МФО, ведь сотрудничество в них заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.
В целом каждое из рассмотренных направлений сотрудничества России с МФО призвано содействовать решению актуальных социально-экономических задач, в частности, стимулировать развитие отечественного несырьевого экспорта. С учетом этого встает задача поиска новых направлений участия России в МФО, которые способствовали расширению экспорта промышленной продукции и наукоемких услуг. Поиск путей решения этих задач предопределяет необходимость формирования нового направления сотрудничества - по линии взаимодействия России с международными региональными банками развития - Азиатским, Африканским, Межамериканским.
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25.12.93 г. , № 237
2. Гражданский кодекс РФ (Часть первая) от 30.11.94 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 05.12.94 , № 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс РФ (Часть вторая) от 26.01.96 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 29.01.96 , № 5, ст. 410.
4. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.07.15) «О банках и банковской деятельности» // Российская газета, № 27, 10.02.15
5. Федеральный закон от 10.07.02 № 86-ФЗ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 12.06.15) // Собрание
законодательства Российской Федерации от 15.07.15
6. Федеральный закон «О кредитных историях» от 30.12.04 № 218 ФЗ (ред. от 21.07.15) // Российская газета, №2, 13.01.15
7. Инструкция ЦБ РФ от 16.01.04 № 110-И (ред. от 20.03.06) «Об обязательных нормативах банка» // Вестник Банка России, № 11, 11.02.04
8. Инструкция ЦБ РФ от 25.08.03 № 105-И (ред. 16.12.04) «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации» // Вестник Банка России, № 67, 09.12.03
9. Положение ЦБ РФ от 29.03.04 № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (ред. от 27.09.06) // Вестник Банка России, № 25, 30.04.04
10. Положение ЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (ред. от 27.07.01) // Вестник Банка России, № 70-71, 08.10.98
11. Банковская система России. Настольная книга банкира.- М.: ТОО Инжиниринге - консалтинковая компания «ДеКа», 2012. - 452с.
12. Банковское дело: Учебник / Под. ред. С.М. Шкрябина - М., 2011. - 125с.
13. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2014. - 567с.
14. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Левина- М.: Финансы и статистика, 2014. - 356с.
15. Буренин А.Н. Рынки производных финансовых инструментов. - М: ИНФРА-М, 2013. - 112с.
16. Бородулина Л.П. Международные экономические организации: учеб. пособие / Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. - М.: Экономистъ,
2014. - 245с.
17. Булатов А.С. Мировая Экономика. М.: Изд-во «ЮРИСТЪ», 2014. -
89с.
18. Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки. - М.: КНОРУС, 2013. -
189с.
19. Власенко М.С. О работе банка с клиентами. - М: ИНФРА-М, 2013. - 112с.
20. Григорян С.А. Тенденции развития и регулирования российского рынка электронных банковских услуг. - М: ИНФРА-М, 2014. - 112с.
21. Деньги, кредит, банки: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Н.Д. Эриашвили; под ред. Е.Ф. Жукова - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 783 с.
22. Деньги, кредит, банки: учебник / колл. авт.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 560 с.
23. Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. проф. Кравцовой Г.М. — Минск: Меркованне, 2012; - 125с.
24. Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. проф. С.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ, 2014. - 96с.
25. Финансы / Под ред. В.В.Ковалева. - М.: ТК Велби, 2014. - 189с.
26. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 223с.
27. Сенчагов, В.К. Финансы, денежное обращение и кредит / Под редакцией проф., академика РАЕН В.К. Сенчагова, проф. А.И. Архипова. - М.: Проспект, 2014. - 247с
28. Богачева Е. ВТО на грани кризиса // Финанс. - 2015. - №25. - С.55
29. Бородулина Л.П. Международные экономические организации. // Финанс. 2014. №12. - С.78.
30. Гавриков Д. Европейский Союз как территория противоречий // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2015. №12. - С.63.
31. Глазьев С. МВФ и разрушение экономики России // Диалог. - 2014. - №1. - С.78.
32. Грушевцев П.Р. Финансовая политика государства в условиях мирового финансового кризиса.//Деньги и кредит, 2011. - №8. - С.12.
33. Гулейнов Р.А. Международный валютный фонд и глобальные кризисы // Сиб. финанс. школа. - 2015. - №4. - С.12.
34. Гутник В. Европейский экономический и валютный союз: предварительные итоги и перспективы развития // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2015. - №5. - С.12.
35. Денисов А. МВФ: как прожить бывшему кредитору? // Россия в глобальной политике. - 2014. №5. - С.44.
36. Доронина Н.Г. Всемирная торговая организация: история
становления и правовые аспекты вступления / Доронина Н.Г., Лавренов В.С. // Журн. рос. права. - 2015. - №11. - С.23.
37. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М. Изд-во «Финансы и статистика», 2012. - С. 27.
38. Кудров В.М. Экономика России в мировом контексте: Учебник/ ГУ ВШЭ; Институт Европы РАН.- СПб.: Алетейя, 2012. С. 96., С. 126
39. Суэтин А.А. Рынок кредитных капиталов и глобализация // Финансы и кредит, 2015. - №38, № 39. - С.14-23.
40. Хмыз О.В. Проблемы реформирования МВФ // Финансовый бизнес,
2015. - № 6. - С.89.
41. Шубкина Н.П. К новой модели евразийского сотрудничества // Государственная служба - 2013.- № 6. - С.78.
42. Сайт «Викепедия - свободная энциклопедия». Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 25.11.2015).
43. Сайт Словарь экономических терминов. Режим доступа: http://yas.yuna.ru/ (дата обращения 25.11.2015).
44. Официальный сайт банковской статистики. Методика оценки
качества банковских услуг. Режим доступа:
http://www.starservice.com.ua/posts/view/ (дата обращения 25.11.2015)
45. Официальный сайт Международного валютного фонда. Режим доступа: http://www.imf.org/external/np/exr/facts/rus/glancer. pdf (дата обращения 04.02.2016)
46. Официальный сайт Международного Банка Реконструкции и Развития. Режим доступа: http://www.mbrr. (дата обращения 25.11.2015)
47. Официальный сайт Всемирного Банка. Режим доступа: www.worldbank.org/eca/pubs/rer35_RUS.pdf. (дата обращения 04.02.2016)
48. Официальный сайт Министерства Иностранных Дел российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru (дата обращения 16.03.2016)
49. Официальный Европейского Банка Реконструкции и развития Режим доступа: http://www.ebrd.com (дата обращения 04.02.2016).
50. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.
Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs. (дата обращения
25.11.2015)