Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Работа №60069

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
597
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Использование лабораторных работ как практического
метода обучения биологии в средней школе: теоретические аспекты 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего
школьного возраста 7
1.2. Лабораторная работа как метод обучения биологии 16
1.3. Принципы использования лабораторных работ как
практического метода на уроках биологии 26
Глава II. Место лабораторной работы по биологии в системе школьного образования 36
2.1. Констатирующий анализ познавательной деятельности школьников в ходе лабораторных работ на уроке биологии в 6-ом классе
37
2.2. Дидактические условия организации лабораторной работы по
биологии в школе: цели, задачи, формы, методы 43
Глава III. Планирование использования лабораторных работ по
биологии 53
3.1. Методические разработки учебных занятий по биологии с
использованием лабораторных работ 53
3.2. Контрольный анализ познавательной деятельности
школьников в ходе лабораторных работ на уроке биологии в 6-ом классе
60
Заключение 69
Литература 71
Приложения

Актуальность исследования: Современное состояние образовательной системы не вполне соответствует потребностям и запросам современного
общества. В настоящее время в социумен востребован разносторонне развиты человек, обладающий высоким профессионализмом в своей области и
способный гибко приспосабливаться к нестандартным ситуациям и изменяющимся условиям окружающей среды.
Такой уровень развития человека невозможно достичь, если обучать
детей на этапе общего образования по принципу единого среднего стандарта,
поскольку возможности, способности, склонности и творческий потенциал у
каждой личности индивидуален. Поэтому среди педагогов в настоящее время
так высок интерес к возможностям развития познавательной активности
учащихся и такой реорганизации учебно-познавательной деятельности, при
которой создаются наиболее эффективные условия для мотивации и развития
познавательного интереса ученика с учетом его индивидуальных интересов,
склонностей и способностей.
Психолого-педагогическая практика показала, что для повышения эффективности познавательной деятельности ученика, для того, чтобы повысить у него мотивацию и интерес к учебе, следует давать ученику больше
возможностей для проявления инициативы, возможности показать себя, свои
способности и интересы. Такую возможность предоставляет лабораторная
работа ученика – при самостоятельной работе в ходе выполнения лабораторной работы ученик опирается не на вербальную поддержку педагога, а на
свои суждения, умозаключения, опыт. Предоставление самостоятельности на
уроке лабораторной работы можно воплотить с помощью различных приемов и методов, эффективность и применимость которых мы осветим в данном исследовании.
Целью данного исследования являлось проведение анализа условий
эффективного применения лабораторных работ по биологии в МБОУ гимна6
зии №1 г. Агрыз Агрызского муниципального район Республики Татарстан
(на примере 6-ых классов) на уроках биологии при использовании приемов
активизации познавательного интереса и деятельности.
Задачи исследования:
1. Разработка тематики лабораторных работ по биологии для учащихся 6-
х классов Гимназии №1, г. Агрыз;
2. Создание методических разработок для проведения лабораторных работ по биологии;
3. Создание условий для творческой самореализации школьников во время проведения лабораторных работ;
4. Проверка степень усвоения учащимися учебного материала по биологии с использованием лабораторных работ.
Предмет исследования: лабораторные работы как один из методов
обучения биологии в современной общеобразовательной школе.
Объект исследования: условия эффективного применения лабораторных работ по биологии в средней образовательной школе.
Теоретические методы исследования: анализ и синтез, обобщение и
интерпретация психолого-педагогической, философской и методической литературы по проблеме исследования; анализ отечественного и зарубежного
педагогического опыта.
Гипотеза исследования. В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что формирование положительной познавательной активности будет эффективным при условии применения программы лабораторных работ как средства развития самостоятельности у школьников на уроке
биологии на основе мотивации к познавательной деятельности.
База исследования. МБОУ гимназия №1 г. Агрыза Агрызского района
Республики Татарстан. Испытуемые – учащиеся 6-х классов. Общее количество респондентов исследования составило 40 школьников (с согласия их родителей). Респонденты были разделены на две группы: 20 школьников вошли
в экспериментальную группу, с которой проводились занятия по программе с
использованием лабораторных работ, 20 школьников вошли в контрольную
группу, которая училась обычным способом.
В ходе работы были использованы следующие эмпирические методы исследования:
1. Адаптированный опросник Ч.Д. Спилбергера по определению уровня
познавательной активности [Немов, 2013, с.169];
2. Анализ боязни неудачи/мотивации к успеху в обучении, по методике
А.А. Реана [Немов, 2013, с.178];
3. Анализ самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации
А. М. Прихожан [Немов, 2013, с.134].
Методологические основы исследования. В процессе работы мы будем пользоваться широкой теоретической базой отечественной и зарубежной
литературы по проблеме активизации познавательной деятельности у обучающихся. Это исследования таких ученых, как Е. Бережнова, А. Вербицкий,
В. Пидкасистый и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке
модели программы методических приемов по активизации самостоятельной
работы школьников при выполнении лабораторных работ на уроках биологии в средней общеобразовательной школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования была выполнена его цель: проведен анализ условий эффективного применения лабораторных работ по биологии в средней
образовательной школе (6-й класс) на уроках биологии при применении
приемов активизации познавательного интереса и деятельности.
Также были решены задачи исследования:
 Разработка тематики лабораторных работ по биологии для учащихся 6-х классов МБОУ гимназия №1 г. Агрыз Агрызский муниципальный район Республики Татарстан;
 Создание методических разработок лабораторных работ по биологии;
 Создание условий для творческой самореализации школьников
во время проведения лабораторных работ;
 Проверка степени усвоения учащимися учебного материала по
биологии с использованием лабораторных работ.
В ходе работы были сделаны следующие выводы.
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) – особенный период детства ребенка, который характеризуется постепенным переходом от
детства к юности. Он совпадает с обучением в школе в 5-9-х классах и характеризуется глубокой перестройкой организма и психики
В этом возрасте учащимся нравится разрешать нестандартные ситуации, которые требуют от них напряжения внимания, сил, интеллекта. Они с
удовольствием ищут закономерности, вычленяют сходство и различие между
предметами и явлениями, учатся логически разделять причину и следствие.
Познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении, которое направлено на овладение
знаниями, умениями и навыками.70
Задача педагога – искать и применять новые эффективные виды познавательной деятельности на занятиях, которые будут способствовать развитию познавательной активности и способностей учащихся.
В практике педагогике принято разделять учебно-познавательную деятельность по источнику получения знаний, так же можно разделить и методы
обучения на: текстовые и вербальные – лекция, беседа, рассказ, чтение литературы; наглядные (образные) – презентации, графики, схемы, наблюдения;
практические – эксперименты, опыты, практические работы.
Каждый из них в той или иной степени сочетает активные и пассивные
методы управления и организации учебного процесса и познавательной активности учеников.
Лабораторная работа – эффективное средство активизации самостоятельной познавательной активности детей, и может широко использоваться в
теории и методике изучения биологии.
Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно, однако на начальных этапах, а также при проведении сравнительно новых типов
самостоятельных работ (например, определение растений) рекомендуется работу разбить на части. Перед началом каждой из них учитель дает пояснения,
и работа выполняется фронтально. Целесообразно также активно проработать карточки-инструкции всем классом. Особое внимание следует уделить
окончанию работы. За несколько минут до завершения работы учащихся следует предупредить, что время, отведенное на нее, заканчивается. Необходимо
закончить оформление и привести в порядок рабочее место. Обязательно
следует обсудить выполнение работы, сделать выводы.
Самостоятельная работа на уроке биологии при выполнении лабораторной работы может способствовать активизации познавательной деятельности учеников и повышению интереса к обучению при рациональном подборе и сочетании различных методов обучения и организации учебнопознавательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей и спо71
собностей каждого ученикам и дифференциации обучения при необходимости.
В ходе первичного исследования познавательной активности школьников 6 класса мы пришли к выводу о том, что у детей средний уровень развития познавательной активности, отсутствие ожидания успеха или неудачи, и
довольно высокий процент заниженной самооценки и притязаний. Следовательно, нам нужно развивать познавательный интерес и повышать ожидание
ситуации успеха, повышать самооценку и уровень притязаний, для чего была
разработана программа методических приемов по активизации самостоятельной работы школьников на уроке биологии в ходе выполнения лабораторных работ. После ее применения дети стали более реалистично относится
к себе: большинство детей стали иметь реалистичный уровень притязаний,
адекватную самооценку. Следовательно, поставленная гипотеза доказана.


1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебное пособие. - М.: Академия, 2013. - 128 с.
2. Богоявленская А.Г. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: МГУ, 2011. - 98 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение: контекстный подход: Метод. по-собие. - М.: Высш. школа, 2011. - 207 с.
4. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы акти-визации познания / Под ред. Л.Ю. Ганича. - М.: Академия, 2013. - 220 с.
5. Возгова З.В. Инновационный потенциал проблемы развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических ра-ботников // Фундаментальные исследования. - 2012. - №9. - С.84-90.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Избранные труды: в 6 т. - Т.4.: Детская психология. - М.: Книга по требованию, 2012. - 504 с.
7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: ПсихоЛогос, 2011. - 400 с.
8. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Откры-тость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учи-теля. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 88 с.
9. Горячев М.Д., Горячева Р.Н. Особенности учебных интересов и моти-вов учения школьников // Вестник Самарского государственного уни-верситета. - 2011. - №1. - С. 141-146.
10. Давыдов В.В. Учебная деятельность: Состояние и проблемы исследо-вания // Вопросы психологии. - 2011. - № 6. - С. 91-95.
11. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Высшая школа, 2012. - 339 с.
12. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Книга по требованию, 2013. - 240 с.
13. Зимняя И.А. Ключевые концепции - новая парадигма результата обра-зования // Высшее образование сегодня. - 2013. - №5. - С.55-59.
14. Иванкина Л.И. Педагогика творчества // Известия Томского политех-нического университета. - 2011. - №4. - С. 217-220.
15. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М.: Академия, 2009. - 216 с.
16. Китайгородская Г.А. Инновации в образовании: дань моде или требо-вание времени? // ИяШ. - 2009. - №4. - С.2-8.
17. Кукушин В. С. Дидактика (теория обучения): Учеб. пособие. - М.: МарТ, 2013. - 368 с.
18. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2014. - №5. - С. 8-10.
19. Лебедев Г.М. Формирование потребности в знаниях у учащихся. - М.: Книга по требованию, 2013. - 240 с.
20. Матюхина М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успевае-мости // Педагогика. - 2012. - №11. - С. 5-15.
21. Немов, Р.С. Психология.: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: ВЛА- ДОС, 2013. - 630 с.
22. Осанов А.А. Использование принципа интеграции при формировании целостного представления о мире // Интеграция образования. - 2008. - №2. - С. 24-25.
23. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учрежде-нии: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2014. - 112 с.
24. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве-дений. / Под ред. Т. В. Габай. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
25. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной. - М.: Педагогическое общество, 2011. - 256 с.
26. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: АСТ, 2014. - 240 с.
27. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, ин-тенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2013. - 180 с.
28. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
29. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: АСТ, 2014. - 320 с.
30. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образова-нии. - 2012 - №3. - С. 58-62.
31. Щедровицкий Г. П. Проблема рефлексии в теории деятельности и СМД методологии // Вопросы методологии. - 2011. - № 2. - С. 47-66.
32. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Академия, 2013. - С. 95-126.
ЗЗ.Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2014. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ