ведение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования особенностей темперамента у
подростков в процессе изучения иностранного языка 6
1.1 Состояние научной разработанности исследования проблемы в психолого¬педагогической литературе 6
1.2 Темперамент: понятие, типы, свойства 10
1.3 Изучение особенностей проявления темперамента у подростков в процессе
изучения иностранного языка 15
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей темперамента у подростков при изучении иностранного языка 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей проявления
темперамента у подростков в процессе изучения иностранного языка 33
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения
Важнейшим условием для достижения современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация. По мнению О.В. Агаевой проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных в психологии. От ее решения зависит судьба, успешное развитие каждого ученика, так как каждый ребенок индивидуален и уникален. Основная задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть индивидуальность обучающихся, помочь ей развиться, устояться, проявиться. Наиболее ценными являются обучение и воспитание, которое соответствует индивидуальности ребенка, его возможностям [2].
Раскрытию индивидуальных особенностей личности способствует учет особенностей темперамента, в связи с чем изучение этих особенностей является актуальной проблемой. Особенности темперамента подростков в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах многих ученых: Е.П. Ересь,
Э.Кречмера, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова и многих других. Однако А.С. Обухова считает, что недостаточно исследованной является проблема влияния темперамента на успешность учебной деятельности подростков [22].
Интерес к проблеме темперамента тесно связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика у каждого человека своя по уникальности. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов.
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Как уже указывалось, проблема взаимосвязи коммуникативных способностей подростков и свойств темперамента является актуальной.
Проблема исследования: каковы особенности проявления темперамента на уроках английского языка.
Объект исследования: обучающиеся подросткового возраста 14-15 лет.
Предмет исследования: проявление темперамента подростков на уроках английского языка.
Цель работы заключается в исследовании особенностей проявления темперамента у подростков в процессе изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Изучить и анализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме свойств темперамента подростков.
2. Дать психологическую характеристику темпераменту, теории, свойствам темперамента.
3. Рассмотреть особенности проявления темперамента у подростков в процессе изучения иностранного языка.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: в результате исследования были выявлены различия в показателях проявления темперамента у подростков в зависимости от типа и уровня сложности заданий.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- теоретический анализ литературы;
- наблюдение, беседа, анкетирование учащихся.
-тестовые опросники
Исследование проводилось в три этапа:
1. этап (сентябрь - октябрь 2016 г.) включал изучение психолого - педагогической литературы по проблеме. Осуществлялся выбор темы, построение плана исследования, формулировка проблемы и гипотезы исследования, определены его методы, разрабатывался исследовательский инструментарий.
2. этап (октябрь - декабрь 2016 г.) был посвящен подбору методик, осуществлялся сбор и анализ эмпирического исследования.
3. этап (январь - май 2017г.) заключался в обобщении и анализе полученных данных эмпирического исследования, оформлении результатов и техническом оформлении работы.
База исследования: средняя общеобразовательная школа. Выборку составили 30 обучающихся в возрасте 14-15 лет.
Новизна работы заключается в проведении исследования особенностей проявления темперамента подростков на уроках английского языка впервые в средней общеобразовательной школе № 27 города Нижнекамск.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обобщены и систематизированы данные о проявлении темперамента учащихся на уроках английского языка, изучена роль темперамента в усвоении знаний по английскому языку. Полученные результаты исследования особенностей проявления темперамента учащихся на уроках английского языка могут быть использованы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а также уровня готовности учителей к учету типа темперамента при подготовке к уроку.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы насчитывающего 45 наименований и четырех приложений
Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме диплома. Определен понятийный аппарат. Первая глава «Теоретический анализ изучения преобладающих свойств темперамента» подростков на уроках английского языка. Вторая глава «Эмпирическое исследование особенностей темперамента у подростков при изучении иностранного языка» посвящена исследованию типов темперамента с разным индивидуальным стилем деятельности подростков. В заключении подведены общие итоги дипломного исследования, изложены основные выводы.
Данная работа была посвящена изучению влияния типов темперамента подростков на особенности выполнения заданий на уроках английского языка. Нами была предпринята попытка провести наблюдение за особенностями выполнения различных заданий учащимися с различными типами темперамента на уроках английского языка. Проведенный теоретический анализ проблем свойств темперамента подростков показал, что в подростковом возрасте дети начинают осознавать, что детство закончилось и они стали взрослыми. Важным новообразованием подросткового возраста является появление представления о себе как о взрослом человеке. Появляется потребность в новом образе жизни. В этом возрасте решается вопрос самоопределения. И это психологи связывают с тем, что подростки привлекаются к жизнедеятельности взрослых, характер общения меняется, появляется потребность в обособлении и уединении. Система жизненных ценностей в подростковом возрасте еще не сформирована и они не могут реально оценивать происходящие события, они часто конфликтуют со старшими людьми. Под структурой темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Проявление структуры темперамента многообразны. Они заметны в деятельности человека, во внешней манере его поведения. Свойства темперамента не являются чем-то внешним в характере человека, а органически входят в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента, типе высшей нервной деятельности, постепенно ткут узоры. Канва и узор в конечном итоге представляют собой единство - характер, о котором И.П. Павлов говорит как о сплаве типа нервной системы и жизненных влияний, обучения и воспитания, закрепившихся в виде тех или иных способов реагирования.
Проведенное эмпирическое исследование позволило подтвердить гипотезу: в процессе изучения английского языка каждый тип темперамента подростков в различных видах деятельности проявляет себя по-разному в зависимости от вида и уровня сложности заданий.
Исследование показало, что в процессе изучения английского языка каждый тип темперамента подростков может проявлять себя как в различных психологических чертах в зависимости от типа и уровня сложности заданий. Свойства темперамента, придают своеобразие стилю деятельности, при этом не являются единственным показателем умственных возможностей личности. Особенности проявления типа темперамента позволяют проследить пути и способы учебной деятельности обучающихся, а также установить их связь с уровнем достижения результата.
Результаты исследования могут быть использованы учителями английского языка в работе с детьми подросткового возраста, подбирая задания и упражнения в зависимости от их типа темперамента.
Таким образом, цель работы достигнута, решены задачи исследования, подтверждена гипотеза.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии - М.: Академия, 2009. - 256 с.
2. Агаева О.В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. Заоч. Науч. Конф. - Чита, 2011.- 302 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Аспект Пресс, 2009. - 378с.
4. Белинская Е.П. Социальная психология - М.: Аспект Пресс, 2009. - 248 с.
5. Благовещенская Т.А. Первые уроки - М.: Росмэн-пресс, 2008. - 103 с.
6. Бочарова Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения Языки в школе. - 2006. - № 3.- С. 12-16.
7. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков - М.: Изд. Центр «Академия», 2012. - 512 с.
8. Гамезо В.М. Возрастная и педагогическая психология - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.
10. Дубаков А.В. Методика обучения английскому языку: учеб.-метод. Пособие.- Шадринск.: ШГПИ, 2013. - 146 с.
11. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности - М.: «Дом педагогики», 2008. - 208 с.
12. Карабанова О.А. Возрастная психология - М.: Айрис-пресс, 2015. - 240 с.
13. Крайг Г. Психология развития - СПб.: Издательство «Питер», 2010. -
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология - М.: УРАО, 2010. - 176 с.
15. Майерс Д. Социальная психология - СПб.: Питер, 2009. - 688 с.
16. Мокшанцев Р.И. Механизмы социально-психологического воздействия - Новосибирск.: Речь, 2013. - 388 с.
17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: Изд-ий центр «Академия», 2014. - 432 с.
18. Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. В.Д. Небылицын. - М.: Научно- издательский центр «Ладомир», 2006. - С. 68-78.
19. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности - М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. - 424 с.
20. Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика - М.: Просвещение, 2005. - 507 с.
21. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка - СПб.: Питер, 2003. - 640 с.
22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 442 с.
23. Овчарова Р.В. Практическая психология образования - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.
24. Павлов Н.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности - М.: изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1950. - 326 с.
25. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории - СПб.: Питер, 2009. - 458 с.
26. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 528 с.
27. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие - М.: МПСИ: Флинта, 2005. - 384 с.
28. Реан А. А. Социальная педагогическая психология - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 2009. - 416 с.
29. Реан А.А. Психология подростка - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
30. Рейнвальд Н.И. Психология личности - М.: Изд-во УДН, 2007. - 200 с.
31. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов педагогических вузов - М.: Просвещение, 2010. - 163 с.
32. Руденский Е.В. Социальная психология - М.: Новосибирск, 2007. - 348 с.
33. Русалов В.М. О факторной структуре интегральных электроэнцефалографических параметров человека: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. - М.: Наука, 1980. - С. 94-113.
34. Селецкий А.И. Психопатология детского возраста - М.:
Просвещение, 2006. - 364 с.
35. Сластенина В.А. Социальная психология - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 426 с.
36. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет - М.: Школа - Пресс, 2007. - 380 с.
37. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам - М.: Просвещение, 2012. - 239 с.
38. Тейлор Ш. Социальная психология - СПб. : Питер, 2004. - 348 с.
39. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды - М.: Московский психолого-социальный институт; - Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003. - 319 с.
40. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка: Журн. Вопросы психологии, 2003. - № 1. - С. 33-42.
41. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 368 с.
42. Хухлаева О.В. Психология подростка - М.: Академия, 2005. - 320 с.
43. Шихирев П.Н. Современная социальная психология - М.: ИПРАН, КСП+, 2000. - 448 с.
44. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика - Москва.: Филоматис, 2007. - 478 с.
45. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: “Восемь возрастов человека”.
С. 379—386.