Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ВОСПРИЯТИЕ И ОБРАБОТКУ ИНФОРМАЦИИ. НА ПРИМЕРЕ 7-9Х КЛАССОВ

Работа №60029

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
319
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы исследования психофизиологических особенностей школьников на восприятия и обработке информации 6
1.1 Психофизиологические особенности восприятия и обработки учебной
информации 6
1.2 Психофизиологические особенности подростка 19
2. Эмпирическое исследование особенностей школьников на восприятие и обработку информации 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 32
2.3 Рекомендации по развитию у школьников процессов восприятия и
обработки информации 41
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение А Методика диагностики объема восприятия 55
Приложение Б Узнавание фигур 56
Приложение В Диагностика доминирующей перцептивной модальности


Многие исследователи отмечают снижение и / или нарушение способности ребенка к обучению, что обусловлено несоответствием условий и требований учебного процесса в психофизиологических и физических возможностей учащихся, их функционального состояния. Развитие учебных программ современной школы характеризуется их осложнением. Кроме того, возросла частота появления новых дисциплин, связанных с применением информационных технологий обучения, а рост объема нагрузки не всегда учитывает особенности физического и психофизиологического развития детей школьного возраста. Вследствие нерационального увеличение учебной нагрузки у подростков наблюдается повышенная утомляемость, ухудшение психофизиологических и нейродинамических функций их организма.
Как свидетельствует ряд научных трудов, многие исследователи уделяли внимание изучению психофизиологических особенностей и функционального состояния организма ученической и студенческой молодежи. Результаты исследования психофизиологических функций у растущего организма представлены в работах Базарного В.А., Гуревича П.С., Кривощекова С.Г., Лукьяновой, Т.В., Лучинина, А. С., Манделя Б.Р., Марютиной Т.М., Самко Ю.Н., Суховой Е.В., Щербаковой Л. И. и других исследователей и ме Рапопорт Л.А., исследуя показатели свойств психофизиологических функций, уделяет внимание взаимосвязи между успешностью обучения, характером спортивной деятельности и индивидуальными психофизиологическими свойствами.
В исследовании Каменской В.Г. изучалось формирование психофизиологических функций лиц младшего школьного возраста; в труде В.П. Симонова - психофизиологическое состояние студенческой молодежи и психофизиологические факторы адаптации студентов высших учебных заведений. Достаточное количество работ посвящено изучению психофизиологического состояния (ПФС) детей младшего школьного возраста (Базарный В.А., Каменская В.Г., Кравченко А.И. и другие), студенческой молодежи (Кроль В.М., Мандель Б.Р., Ходусов А.Н. и другие).
Анализ психологической и психофизиологической литературы по проблеме свидетельствует, что, несмотря на достаточно весомые результаты научных изысканий по психофизиологическому состоянию организма людей разного возраста, полученные результаты не получили целостного обобщения. Вне поля зрения исследователей остались особенности психофизиологического состояния подростков в условиях общеобразовательного учебного заведения, что подтверждается выявленными противоречиями между:
- учебными требованиями и состоянием здоровья подростков;
- современной организацией учебно-воспитательного процесса и изменениями психофизиологического состояния учащихся во время пребывания в общеобразовательном учебном заведении;
- необходимостью оптимизации психофизиологического состояния подростков в условиях общеобразовательного учебного заведения для эффективной умственной деятельности и отсутствием практических разработок.
Цель исследования: Исследовать психофизиологические особенности подростков на восприятие и обработку учебной информации.
В связи с целью были поставлены следующие задачи:
1. Освоить психофизиологические диагностические методики для
проведения экспериментального исследования.
2. Рассмотреть психофизиологические особенности подростков, связанные с восприятием и обработкой учебной информации.
3. Экспериментально определить психофизиологические восприятия и обработки учебной информации у подростков 7-9 классов.
Объект исследования: психофизиологические особенности школьников.
Предмет исследования: особенности развития психофизиологического состояния подростков в условиях общеобразовательного учебного заведения.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой теме; психодиагностический (тестирование, опрос); методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ Терновская ООШ Яковлевского района Белгородской области учащиеся 7-9 классов в количестве 20 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы были выявлены психофизиологические особенности восприятия и обработки учебной информации у подростков 7-9 классов.
Проанализированы типы личности в соответствии с восприятием (аудиалы, визуалы и кинестетики) и их особенности. Рассмотрен процесс самостоятельной работы, играющий важную роль в восприятии учениками информации. Самостоятельная работа - это определенный набор действий, который происходит в процессе обучения во внеурочное время.
Далее были изучены психофизиологические особенности подростков. Основные из них: угловатость, неуклюжесть, дисгармония в координации движений, развитие вторичных половых признаков, внешность становится одним из факторов самоутверждения личности, формирование нового физического образа «Я», застенчивость, тесно связанная с интроверсией, возникновение и проявление чувства взрослости, стремление казаться, быть и считаться взрослым, повышенная возбудимость, неустойчивость эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, развивается воображение и общий интеллект, сближается воображение с теоретическим мышлением, давая тем самым импульс к творчеству.
Для исследования особенностей школьников на восприятие и обработку информации были подобраны психодиагностические методики для исследования особенности восприятия и обработки учебной информации:
- методика диагностики объема восприятия;
- узнавание фигур;
- диагностика доминирующей перцептивной модальности.
Организовано и проведено эмпирическое исследование, осуществлена качественная и количественная обработка результатов эмпирического исследования, проведен их анализ, сформулирован вывод. Так, в ходе исследования у школьников были выявлены следующие проблемы: низкий уровень узнавания информации у 35% (7 из 20), средний уровень объема восприятия (5-6 единиц) более чем у половины респондентов, трудности в восприятии бессмысленного материала у 85% (17 из 20).
Рассмотрены стандартные приемы заучивания учебного материала: повторение, мнемоника (ассоциативное запоминание), внутреннее структурирование материала, разложение на семантические части, которые можно успешно применять в учебном процессе с учетом соответствия методик и технологий обучения возрастным, функциональным и психофизиологическим возможностям учащихся, что необходимо для рациональной организации учебного процесса.
Для решения выявленных проблем были разработаны следующие рекомендации: использование программы, направленные на развитие у школьников процессов восприятия и обработки информации, внимания и памяти, рекомендации педагогам по ее реализации c использование технологий, направленных на развитие восприятия и обработки информации эвристического характера, изучение нового материала с применением проблемно-эвристического метода.
Таким образом, в школьном возрасте процессы восприятия и узнавания информации играют огромную роль для полноценного развития у школьника процессов высшей нервной деятельности, связанных с процессом обучения. Нарушение этого процесса ограничивает развитие и становления личности школьника, его умственного потенциала. Именно поэтому не только школьные психологии, но и все учителя-предметники должны сами владеет технологиями развития восприятия и обработки учебной информации и обучать этому своих учеников.



• Базарный, В.А. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса / В.А. Базарный. - М.: Концептуал, 2015. - 432 c.
• Базылевич Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 340 с.
• Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности (психоакмеология): Монография / Базылевич Т. Ф. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 330 с.
• Гуревич П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с.
• Гуревич П.С. Психология личности: Учебное пособие для
студентов вузов / Гуревич П.С. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 559 с.
• Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н. Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 368 с.
• Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебник / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
• Иашвили М.В. Физиологические основы здоровья: Учеб. пос. / Н.П. Абаскалова и др.; Отв. ред. Р.И. Айзман. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 351 с.
• Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие / В.Г. Каменская. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
• Кон И.С. Бить или не бить? / И.С. Кон. - М.: Время, 2012. - 448 с.
• Коржуев А.В. Педагогика в зеркале научно-исследовательского педагогического поиска: Учебное пособие / Попков В.А., Коржуев А.В. - М.:Лаборатория знаний, 2017. - 217 с.
• Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
• Кривощеков С.Г. Психофизиология: Учебное пособие /
С.Г.Кривощеков, Р.И.Айзман - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 249 с.
• Кроль В.М. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
• Круглова Ю. Г. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / Под ред. Попов В.В., - 4-е изд. - М.:БИНОМ. ЛЗ, 2014. - 322 с.
• Кудряшева Л.А. Педагогика и психология/Кудряшева Л.А. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.
• Лукьянова, Т. В. Психофизиология профессиональной
деятельности и безопасность труда персонала. Учебно-практическое пособие / Т.В. Лукьянова, Т.В. Сувалова, С.И. Ярцева. - M.: Проспект, 2015. - 745 c.
• Лучинин, А. С. Психофизиология. Конспект лекций / А.С. Лучинин. - М.: Феникс, 2014. - 256 c.
• Лысова Н.Ф. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф.Лысова; Новосибирский Государственный Педагогический Университет. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.
• Ляксо, Е.Е. Психофизиология: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е.Е. Ляксо, А.Д. Ноздрачев. - М.: ИЦ Академия, 2014. - 336 c.
• Мандель Б.Р. Дифференциальная психология. Модульный курс: Учебное пособие для вузов/Мандель Б. Р. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 315 с.
• Мандель Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
• Мандель Б.Р. Практическая психология воспитательной деятельности / Мандель Б.Р. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 205 с.
• Марютина Т.М. Психофизиология: общая, возрастная,
дифференциальная, клиническая: Учебник / Марютина Т.М. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 436 с.
• Новикова Г. Актуальные вопросы психофизиологии подростков с пивной алкоголизацией / Г. Новикова, И. Новикова А. Соловьёв. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 741 c.
• Носачев Г.Н. Психология и психопатология познавательной деятельности (основные симптомы и синдромы): Учебное пособие / Носачев Г.Н., Носачев И.Г. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 240 с.
• Околелов О. П. Педагогика: Учебное пособие (ФГОС) / Околелов
О.П. - Рн/Д:Феникс, 2016. - 222 с.
• Плотникова М.В. Психофизиология: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 156 с.
• Попова В.И. Педагогика : учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко [и др.] ; под общ. ред. В.Г. Рындак. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 427 с.
• Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-e изд., перераб. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
• Самко Ю.Н. Психофизиология: Учебное пособие / Ю.Н. Самко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 154 с.
• Самойлов В.Д. Педагогическая антропология: Учебник для
студентов вузов, обучающихся по специальностям " Педагогика и психология девиантного поведения", "Социальная педагогика", "Психология служебной деятельности" Учебное пособие / Самойлов В.Д. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, Закон и право, 2015. - 271 с.
• Сикорская Л. Е. Социальная педагогика / Липский И.А., Сикорская Л.Е. - М.:Дашков и К, 2017. - 280 с.
• Симонов В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие/Симонов
В. П. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
• Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник для
студентов вузов / Столяренко А.М., - 3-е изд., доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,
2015. - 543 с.
• Ступницкий В.П. Психология: Учебник для бакалавров /
Ступницкий В.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 520 с.
• Сухова Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности: умственный труд : учеб. пособие / Е.В. Сухова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 155 с.
• Фетискин Н.П. Психология гендерных различий: Учебное пособие / Н.П. Фетискин. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
• Ходусов А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология,
технология, методика - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
• Шнейдер Л.Б. Социальная психология образования: Учебное пособие / О.Б. Крушельницкая и др.; Под ред. О.Б. Крушельницкой и др. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
• Щербакова Л. И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / Самыгин С.И., Щербакова Л.И. - Рн/Д:Феникс, 2017. - 220 с.
• Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. - М.: Academia, 2012. - 336 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ