Особенности современной музыкальной журналистики (на примере изданий Америки, Великобритании и России)
|
Введение 3
Глава 1: Музыкальная журналистика: формирование, развитие и трансформация в условиях современной медиадействительности 8
1.1. Исторический контекст и развитие литературы о музыке 8
1.2. Музыкальная журналистика и музыкально-критическая мысль: их функции, задачи и роль в освоении художественной действительности^
1.3. Музыкальная журналистика и музыкальная критика как часть
литературного творчества 31
1.4. Музыкальная журналистика и критика в условиях развития сети Интернет 37
Глава 2: Особенности репрезентации музыкальной тематики в современном журналистском тексте 45
1.1. Взаимодействие музыкальной критики и журналистики с
аудиторией и воздействие на неё 46
1.2. Жанровое своеобразие современной музыкальной журналистики и критики 52
1.3. Трансформация музыкальной журналистики и критики в поле
функционирования социальных сетей 65
Заключение 71
Список использованной литературы:
Глава 1: Музыкальная журналистика: формирование, развитие и трансформация в условиях современной медиадействительности 8
1.1. Исторический контекст и развитие литературы о музыке 8
1.2. Музыкальная журналистика и музыкально-критическая мысль: их функции, задачи и роль в освоении художественной действительности^
1.3. Музыкальная журналистика и музыкальная критика как часть
литературного творчества 31
1.4. Музыкальная журналистика и критика в условиях развития сети Интернет 37
Глава 2: Особенности репрезентации музыкальной тематики в современном журналистском тексте 45
1.1. Взаимодействие музыкальной критики и журналистики с
аудиторией и воздействие на неё 46
1.2. Жанровое своеобразие современной музыкальной журналистики и критики 52
1.3. Трансформация музыкальной журналистики и критики в поле
функционирования социальных сетей 65
Заключение 71
Список использованной литературы:
С развитием новых технологий и жанров у аудитории изменилось отношение к музыкальному искусству. Сейчас музыка доступна и понятна каждому (например, поп-музыка) и часто нет необходимости объяснять
слушателям значение тех или иных инструментов, аккордов и текстов, использованных в композиции. Часто нет даже необходимости критиковать подобные произведения из-за их небольшой эстетической ценности. Но значит ли это, что музыкальная журналистика уже не существует?
Ответ на этот вопрос пытаются найти многие исследователи и музыковеды. Музыкальные произведения, достойные анализа, несомненно, существуют. Но одни эксперты считают, что грамотных критиков, способных на уровне музыканта вникнуть в суть произведения и рассказать о нём на уровне своей аудитории, не существует. Причин несколько. Во-первых, не хватает образовательных программ для того, чтобы научить журналиста быть грамотным музыкантов или музыканта - хорошим журналистом. Во-вторых, часто в музыкальную журналистику, которая кажется простой и занимательной, идут журналисты, желающие быстро и незатейливо подзаработать. Об этом ещё в 1894 году писал Бернард Шоу, который помимо писательской и общественной деятельности серьёзно занимался музыкальной критикой: «...случается, что пост музыкального критика занимают журналисты в поисках временного заработка и принимаются за дело, прикрывая свои недочеты множеством чисто описательных репортажей и лоскутками новостей о музыке и музыкантах» .
Наряду с поисками настоящих музыкальных журналистов другие исследователи считают, что проблем с экспертами в данной сфере нет. Их, возможно, меньше на фоне обозревателей произведений, например, кинематографа, театрального и изобразительного искусство потому, что все эти виды легче вербально определить, чем музыку, на которую нельзя посмотреть, которую нельзя потрогать. «Нет ничего идеальнее этого искусства, - пишет писатель и мыслитель А. Камю в своём эссе «Искусство через приобщение». - «Оно обходится без каких-либо осязаемых форм, в отличие от живописи и скульптуры».
Более того, музыкальная журналистика, её каноны, жанры и традиции под натиском современной действительности изменились в принципе. А, значит, творчество писателей, работающих в данной сфере, и требования к ним тоже изменились. С одной стороны, проблема невысокой заработной платы журналистов, которая приводит специалистов в крупные рекорд- компании, где они вынуждены быть ангажированными и необъективными. С другой стороны, эпоха интерактивности и Интернета, когда критиком может стать каждый, оставив комментарий о творчестве музыканта. Несмотря на то, насколько адекватным и грамотным будет замечание, часть аудитории отреагирует на запись. «Людей можно поделить на две категории: первые — это те, кто способен сформулировать первоначальное мнение, которое будет будоражить остальных, а вторые — те, кто на это не способен, им приходится от чьего-то мнения отталкиваться», - считает музыкальный обозреватель Денис Бояринов. - «...Процентное соотношение этих двух категорий, я думаю, никак не поменялось, просто комментарии стали видны, и на них все обращают внимание.».
Выше затронуто состояние музыкальной журналистики в целом. Но, пока мировая индустрия популярной музыки всё-таки освещается многими авторитетными СМИ (Billboard, Pitchfork, Rolling Stone, рубриками во многих известных изданиях - The Guardian, The Times и так далее), в России, по мнению специалистов, и музыки интересной меньше и интересных критиков. Денис Бояринов считает: «... Количество авторитетных критиков в прессе не меняется из поколения в поколение. У нас и раньше их было 5-10 человек, и сейчас столько же осталось. Да, меньше чем в Англии — так у нас в России всего меньше, чем в Англии». И далее: «В России хорошее медиа тоже возможно — возможен свой «Пичфорк», главное понимать, что он не может быть основан исключительно на западном контенте».
В связи с вышесказанным актуальность нашей работы заключается в осмыслении накопленного опыта в сфере популярной музыкальной журналистики и попытки сформулировать новейшие принципы освещения индустрии музыки за рубежом и в нашей стране.
Музыкальной журналистике посвящено немного научных исследований. Наша работа будет отличаться от существующих тем, что в ходе анализа эмпирического материала мы попытаемся сравнить англоязычный и русскоязычный контент СМИ. Кроме того, мы исследуем наполнение официальных аккаунтов музыкальных изданий, выбранных для анализа, в социальных сетях. В этом заключается новизна нашего исследования.
Объектом нашей работы стала музыкальная журналистика как одно из ответвлений художественной журналистики.
Предмет исследования: зарубежные и отечественные издания о популярной музыке и музыкальной индустрии, а также контент данных СМИ в социальных сетях.
В связи с обозначенными объектом и предметом цель настоящей работы заключается в выделении принципов освещения современной зарубежной журналистикой мировой музыкальной индустрии и сравнение данных принципов с деятельностью российской художественной журналистики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определение современной музыкальной журналистики Европы, США и России, рассмотреть становление музыкальной журналистики в системе художественной журналистики;
• изучить понятие музыкальной критики как части музыкальной журналистики;
• проанализировать основные зарубежные и российские издания, посвящённые популярной музыке;
• сравнить иностранный и отечественный контент, выделить основные принципы музыкальной журналистики в контексте двух традиций;
• проанализировать контент официальных аккаунтов выбранных музыкальных изданий в социальных сетях и сравнить наполнение с электронной версией издания.
В процессе работы мы определили теоретическую базу нашего исследования, которую составили труды российских и зарубежных исследователей в сфере музыкальной журналистики и критики, художественной журналистики, в том числе Т. А. Курышевой, Т. Д. Орловой, А. Э. Семёнова, Л. Р. Дускаевой, П. Л. Свердлова, А. В. Полонского А. Ф. Лосева В. П. Шестакова, С. Джонса, Р. Шукера, Г. Блумера и других.
В основу методологии работы был положен комплексный подход, в рамках которого мы использовали общенаучные (исторический метод, теоретический анализ) и культурологические методы (компаративный метод). В процессе работы с эмпирическим материалом мы обратились к таким методам как контент-анализ и сравнительно-типологический анализ.
Эмпирическую базу исследования составили материалы, опубликованные в крупных зарубежных изданиях, так или иначе освещающих музыкальную индустрию (таких как, Billboard, Pitchfork, Rolling Stone, NME, Q Magazine, The Guardian), а также в российских музыкальных СМИ (Rolling Stone Россия, ICON, Musical-Express.ru, Звуки.ру). Нами были рассмотрены также официальные аккаунты перечисленных музыкальных изданий. Хронологические рамки исследования охватывают материалы, вышедшие в соответствующих СМИ в период с 1.09.2015 по 30.04.2016.
Цели и задачи исследования определили его структуру. ВКР состоит из введения, двух глав, состоящих первая - из 4 параграфов; вторая - из 3, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты выбранной темы: определение таких понятий как художественная и музыкальная журналистика, музыкальная критика, способы репрезентации основных принципов данных понятий на практике.
Вторая глава направлена на анализ эмпирического материала и работу с примерами из конкретных музыкальных СМИ.
В Заключении мы приходим к выводам, которые удалось сделать в ходе изучения теоретического и анализа эмпирического материалов.
слушателям значение тех или иных инструментов, аккордов и текстов, использованных в композиции. Часто нет даже необходимости критиковать подобные произведения из-за их небольшой эстетической ценности. Но значит ли это, что музыкальная журналистика уже не существует?
Ответ на этот вопрос пытаются найти многие исследователи и музыковеды. Музыкальные произведения, достойные анализа, несомненно, существуют. Но одни эксперты считают, что грамотных критиков, способных на уровне музыканта вникнуть в суть произведения и рассказать о нём на уровне своей аудитории, не существует. Причин несколько. Во-первых, не хватает образовательных программ для того, чтобы научить журналиста быть грамотным музыкантов или музыканта - хорошим журналистом. Во-вторых, часто в музыкальную журналистику, которая кажется простой и занимательной, идут журналисты, желающие быстро и незатейливо подзаработать. Об этом ещё в 1894 году писал Бернард Шоу, который помимо писательской и общественной деятельности серьёзно занимался музыкальной критикой: «...случается, что пост музыкального критика занимают журналисты в поисках временного заработка и принимаются за дело, прикрывая свои недочеты множеством чисто описательных репортажей и лоскутками новостей о музыке и музыкантах» .
Наряду с поисками настоящих музыкальных журналистов другие исследователи считают, что проблем с экспертами в данной сфере нет. Их, возможно, меньше на фоне обозревателей произведений, например, кинематографа, театрального и изобразительного искусство потому, что все эти виды легче вербально определить, чем музыку, на которую нельзя посмотреть, которую нельзя потрогать. «Нет ничего идеальнее этого искусства, - пишет писатель и мыслитель А. Камю в своём эссе «Искусство через приобщение». - «Оно обходится без каких-либо осязаемых форм, в отличие от живописи и скульптуры».
Более того, музыкальная журналистика, её каноны, жанры и традиции под натиском современной действительности изменились в принципе. А, значит, творчество писателей, работающих в данной сфере, и требования к ним тоже изменились. С одной стороны, проблема невысокой заработной платы журналистов, которая приводит специалистов в крупные рекорд- компании, где они вынуждены быть ангажированными и необъективными. С другой стороны, эпоха интерактивности и Интернета, когда критиком может стать каждый, оставив комментарий о творчестве музыканта. Несмотря на то, насколько адекватным и грамотным будет замечание, часть аудитории отреагирует на запись. «Людей можно поделить на две категории: первые — это те, кто способен сформулировать первоначальное мнение, которое будет будоражить остальных, а вторые — те, кто на это не способен, им приходится от чьего-то мнения отталкиваться», - считает музыкальный обозреватель Денис Бояринов. - «...Процентное соотношение этих двух категорий, я думаю, никак не поменялось, просто комментарии стали видны, и на них все обращают внимание.».
Выше затронуто состояние музыкальной журналистики в целом. Но, пока мировая индустрия популярной музыки всё-таки освещается многими авторитетными СМИ (Billboard, Pitchfork, Rolling Stone, рубриками во многих известных изданиях - The Guardian, The Times и так далее), в России, по мнению специалистов, и музыки интересной меньше и интересных критиков. Денис Бояринов считает: «... Количество авторитетных критиков в прессе не меняется из поколения в поколение. У нас и раньше их было 5-10 человек, и сейчас столько же осталось. Да, меньше чем в Англии — так у нас в России всего меньше, чем в Англии». И далее: «В России хорошее медиа тоже возможно — возможен свой «Пичфорк», главное понимать, что он не может быть основан исключительно на западном контенте».
В связи с вышесказанным актуальность нашей работы заключается в осмыслении накопленного опыта в сфере популярной музыкальной журналистики и попытки сформулировать новейшие принципы освещения индустрии музыки за рубежом и в нашей стране.
Музыкальной журналистике посвящено немного научных исследований. Наша работа будет отличаться от существующих тем, что в ходе анализа эмпирического материала мы попытаемся сравнить англоязычный и русскоязычный контент СМИ. Кроме того, мы исследуем наполнение официальных аккаунтов музыкальных изданий, выбранных для анализа, в социальных сетях. В этом заключается новизна нашего исследования.
Объектом нашей работы стала музыкальная журналистика как одно из ответвлений художественной журналистики.
Предмет исследования: зарубежные и отечественные издания о популярной музыке и музыкальной индустрии, а также контент данных СМИ в социальных сетях.
В связи с обозначенными объектом и предметом цель настоящей работы заключается в выделении принципов освещения современной зарубежной журналистикой мировой музыкальной индустрии и сравнение данных принципов с деятельностью российской художественной журналистики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определение современной музыкальной журналистики Европы, США и России, рассмотреть становление музыкальной журналистики в системе художественной журналистики;
• изучить понятие музыкальной критики как части музыкальной журналистики;
• проанализировать основные зарубежные и российские издания, посвящённые популярной музыке;
• сравнить иностранный и отечественный контент, выделить основные принципы музыкальной журналистики в контексте двух традиций;
• проанализировать контент официальных аккаунтов выбранных музыкальных изданий в социальных сетях и сравнить наполнение с электронной версией издания.
В процессе работы мы определили теоретическую базу нашего исследования, которую составили труды российских и зарубежных исследователей в сфере музыкальной журналистики и критики, художественной журналистики, в том числе Т. А. Курышевой, Т. Д. Орловой, А. Э. Семёнова, Л. Р. Дускаевой, П. Л. Свердлова, А. В. Полонского А. Ф. Лосева В. П. Шестакова, С. Джонса, Р. Шукера, Г. Блумера и других.
В основу методологии работы был положен комплексный подход, в рамках которого мы использовали общенаучные (исторический метод, теоретический анализ) и культурологические методы (компаративный метод). В процессе работы с эмпирическим материалом мы обратились к таким методам как контент-анализ и сравнительно-типологический анализ.
Эмпирическую базу исследования составили материалы, опубликованные в крупных зарубежных изданиях, так или иначе освещающих музыкальную индустрию (таких как, Billboard, Pitchfork, Rolling Stone, NME, Q Magazine, The Guardian), а также в российских музыкальных СМИ (Rolling Stone Россия, ICON, Musical-Express.ru, Звуки.ру). Нами были рассмотрены также официальные аккаунты перечисленных музыкальных изданий. Хронологические рамки исследования охватывают материалы, вышедшие в соответствующих СМИ в период с 1.09.2015 по 30.04.2016.
Цели и задачи исследования определили его структуру. ВКР состоит из введения, двух глав, состоящих первая - из 4 параграфов; вторая - из 3, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты выбранной темы: определение таких понятий как художественная и музыкальная журналистика, музыкальная критика, способы репрезентации основных принципов данных понятий на практике.
Вторая глава направлена на анализ эмпирического материала и работу с примерами из конкретных музыкальных СМИ.
В Заключении мы приходим к выводам, которые удалось сделать в ходе изучения теоретического и анализа эмпирического материалов.
Музыкальная журналистика и критика, хоть и продолжают функционировать, находятся в упадке в связи со следующими факторами: кризис в музыкальной индустрии, который особенно заметен в нашей стране; нехватка квалифицированных кадров, способных грамотно освещать основы музыкального искусства; развитие массовой культуры и аудитории, а также потребительского отношения к музыкальным продуктам; развитие сети Интернет и, как следствие, свободное распространение музыки и неконтролируемое увеличение количества музыкального контента. В связи с этим журналистика о музыке трансформируется и приобретает новые черты:
• журналистика и критика, долгое время считавшиеся неделимым целым, отделяются друг от друга и становятся самостоятельными составляющими музыкально-литературного процесса;
• меняются задачи музыкальной критики (вместо оценки творчества, навигация в музыкальной сфере), в связи с чем меняется стиль повествования - от рассуждения к описанию;
• размывается субъект и объект музыкально-публицистического
творчества: каждый из участников коммуникации (журналист -аудитория) может выступать как объектом, так и субъектом.
Что касается музыкальной критики, то она присутствует во всех музыкальных журналах и вербализуется в первую очередь в форме рецензии. Объём рецензии зависит от задач автора и потребностей аудитории: рецензии большего объёма содержат больше конкретных сведений, интересующих, как правило, продвинутых любителей музыки. Такие материалы встречаются в изданиях Pitchfork, NME, Звуки.ру.
Мини-рецензии чаще встречаются в изданиях, ориентированных на освещение общей светской тематики (к событиям из жизни известных личностей музыкального искусства прибавляются звезды кино, телевидения и так далее). Как правило, такие издания по большей степени отражают принципы музыкальной журналистики, основным жанром которой становится небольшая оперативная новость. Особенное внимание новостям, как и жизни звезд, уделяет, например, издание Billboard.
Одним из главных отличий рецензии от небольшого обзора или новости является ярко выраженное авторское «Я». Основными средствами проявления авторской позиции в тексте становятся художественные приёмы (сравнения, эпитеты, ирония), лексика с отрицательной или положительной модальностью, большое количество прилагательных и наречий.
Основным объектом критического анализа становятся музыкальные песенные сборники - альбомы. Так как каждая отдельная песня является частью сборника (законченной музыкальной мысли), музыкальная деятельность исполнителя рассматривается именно в масштабах альбома как единицы творчества.
Что касается Интернет-среды, то основной формой контента в социальных сетях становится лонгрид (аналитическая статья, репортаж, обзор и так далее). Визуальный контент встречается не так часто, он характерен, скорее, для профильных ресурсов, таких как Instagram и Tumblr. Данные сети используются в основном крупными изданиями (например, Billboard, Rolling Stone, Pitchfork). Для российских изданий актуально создание аккаунтов в отечественной социальной сети VK.
Контент в социальных сетях, как правило, дублирует наполнение сайта издания. Редакцией выбирается одна из трёх стратегий в зависимости от аудитории сети и задач:
1. Полностью дублировать контент, размещая на всех ресурсах ссылки на опубликованные материалы (Pitchfork);
2. Частично дублировать контент, выборочно размещая ссылки в зависимости от формата социальной сети: например, в Twitter новости, в Facebook - лонгриды (Звуки.ру);
3. Использовать уникальный контент для размещения в социальных сетях (Billboard). При этом, как правило, ссылки на материалы издания всё равно выкладываются.
Российские издания, в отличие от иностранных, чаще используют уникальный контент, однако их присутствие в социальных сетях заметно меньше (небольшое количество подписчиков по сравнению с иностранными изданиями и неактивное использование не всех основных социальных сетей).
По охвату аудитории российские издания как в Интернете, так и вне киберпространства действительно отстают от иностранных. Тираж издания Rolling Stone Russia составляет 110 тысяч экземпляров, число подписчиков в Facebook - 82 тысячи, тогда как тираж оригинального издания - 1,5 миллиона с почти 5-ю миллионами подписчиков в Facebook. Поэтому отечественные издания во многом ориентируются (и даже копируют) на зарубежные материалы. Отсюда использование большого количества иноязычных вкраплений с целью оживления повествования и приобщения к мировой музыкальной культуре.
Таким образом, музыкальная журналистика претерпевает значительные изменения, подстраиваясь под нужды аудитории, которая с развитием Интернета получила обширные возможности участвовать в музыкально-публицистическом процессе. Российская журналистика менее активна, чем зарубежная: США и Англия задают тон не только в музыкальной индустрии, но и в сфере музыкальных изданий. Отечественные журналисты в большей степени обращены к освещению российской рок-музыки, хотя материалы про зарубежную и отечественную популярную музыку публикуются достаточно часто.
• журналистика и критика, долгое время считавшиеся неделимым целым, отделяются друг от друга и становятся самостоятельными составляющими музыкально-литературного процесса;
• меняются задачи музыкальной критики (вместо оценки творчества, навигация в музыкальной сфере), в связи с чем меняется стиль повествования - от рассуждения к описанию;
• размывается субъект и объект музыкально-публицистического
творчества: каждый из участников коммуникации (журналист -аудитория) может выступать как объектом, так и субъектом.
Что касается музыкальной критики, то она присутствует во всех музыкальных журналах и вербализуется в первую очередь в форме рецензии. Объём рецензии зависит от задач автора и потребностей аудитории: рецензии большего объёма содержат больше конкретных сведений, интересующих, как правило, продвинутых любителей музыки. Такие материалы встречаются в изданиях Pitchfork, NME, Звуки.ру.
Мини-рецензии чаще встречаются в изданиях, ориентированных на освещение общей светской тематики (к событиям из жизни известных личностей музыкального искусства прибавляются звезды кино, телевидения и так далее). Как правило, такие издания по большей степени отражают принципы музыкальной журналистики, основным жанром которой становится небольшая оперативная новость. Особенное внимание новостям, как и жизни звезд, уделяет, например, издание Billboard.
Одним из главных отличий рецензии от небольшого обзора или новости является ярко выраженное авторское «Я». Основными средствами проявления авторской позиции в тексте становятся художественные приёмы (сравнения, эпитеты, ирония), лексика с отрицательной или положительной модальностью, большое количество прилагательных и наречий.
Основным объектом критического анализа становятся музыкальные песенные сборники - альбомы. Так как каждая отдельная песня является частью сборника (законченной музыкальной мысли), музыкальная деятельность исполнителя рассматривается именно в масштабах альбома как единицы творчества.
Что касается Интернет-среды, то основной формой контента в социальных сетях становится лонгрид (аналитическая статья, репортаж, обзор и так далее). Визуальный контент встречается не так часто, он характерен, скорее, для профильных ресурсов, таких как Instagram и Tumblr. Данные сети используются в основном крупными изданиями (например, Billboard, Rolling Stone, Pitchfork). Для российских изданий актуально создание аккаунтов в отечественной социальной сети VK.
Контент в социальных сетях, как правило, дублирует наполнение сайта издания. Редакцией выбирается одна из трёх стратегий в зависимости от аудитории сети и задач:
1. Полностью дублировать контент, размещая на всех ресурсах ссылки на опубликованные материалы (Pitchfork);
2. Частично дублировать контент, выборочно размещая ссылки в зависимости от формата социальной сети: например, в Twitter новости, в Facebook - лонгриды (Звуки.ру);
3. Использовать уникальный контент для размещения в социальных сетях (Billboard). При этом, как правило, ссылки на материалы издания всё равно выкладываются.
Российские издания, в отличие от иностранных, чаще используют уникальный контент, однако их присутствие в социальных сетях заметно меньше (небольшое количество подписчиков по сравнению с иностранными изданиями и неактивное использование не всех основных социальных сетей).
По охвату аудитории российские издания как в Интернете, так и вне киберпространства действительно отстают от иностранных. Тираж издания Rolling Stone Russia составляет 110 тысяч экземпляров, число подписчиков в Facebook - 82 тысячи, тогда как тираж оригинального издания - 1,5 миллиона с почти 5-ю миллионами подписчиков в Facebook. Поэтому отечественные издания во многом ориентируются (и даже копируют) на зарубежные материалы. Отсюда использование большого количества иноязычных вкраплений с целью оживления повествования и приобщения к мировой музыкальной культуре.
Таким образом, музыкальная журналистика претерпевает значительные изменения, подстраиваясь под нужды аудитории, которая с развитием Интернета получила обширные возможности участвовать в музыкально-публицистическом процессе. Российская журналистика менее активна, чем зарубежная: США и Англия задают тон не только в музыкальной индустрии, но и в сфере музыкальных изданий. Отечественные журналисты в большей степени обращены к освещению российской рок-музыки, хотя материалы про зарубежную и отечественную популярную музыку публикуются достаточно часто.
Подобные работы
- Этнокультурные стереотипы в российской журналистике: формирование и коррекция
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Этнокультурные стереотипы в российской журналистике: формирование и коррекция
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Американская массовая культура как инструмент «холодной войны» второй половины ХХ века (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США 1861-1865 ГГ. И РОССИЙСКОЕ
ОБЩЕСТВО
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



