Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №60012

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
470
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения лексикологии 6
1.1. Понятие об исследовательских умениях в педагогической литературе 6
1.2. Проектная деятельность как средство формирования
исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка 11
1.3. Лексикология как раздел науки о языке 18
Глава 2. Методические основы формирования исследовательских
умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения лексикологии
2.1. Особенности организации проектной деятельности на уроках
русского языка в начальной школе
2.2. Анализ опыта учителей по исследуемой проблеме 31
2.3. Экспериментальная работа по формированию
исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения лексикологии 41
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложения

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных учёных (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 - 10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учеников в учении; развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В.В. Гузеев подчёркивал, что «...Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия» (Гузеев, 1995, 23).
Использование метода проекта на уроках позволяет активно развивать и формировать исследовательские умения у младших школьников.
В психолого-педагогической литературе необходимость развития исследовательских умений, интеллектуальных способностей и творчества учащихся рассматриваются в работах. Л.С. Выготского, Д.Г. Левитеса, A. Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Обозова, Ж. Пиаже, П.И. Пидкасистого, В. А. Сластенина, И.Д. Чечель, B. Д. Шадрикова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других ученых.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальных классах. По справедливому замечанию Черепановой, «хорошие перспективы для развития личности младших школьников и формирования активной позиции даёт проектная деятельность на уроках русского языка» (Черепанова, 2006, 46).
Вопросами применения проектного метода в образовательном процессе занимались такие методисты и учёные, как Гузеев В.В., Сергеев И.С., Землянская Е.Н., Чечель И.Д., Дж. Дьюи, Полат Е.С. и др.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место. Овладение им необходимо для полноценной деятельности во всех сферах. Одним из ведущих разделов в школьном курсе русского языка является раздел «Лексикология», а одним из направлений изучения этого раздела можно считать работу с такими лексическими темами, как «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы» и др.
Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, и т. д.
Однако следует отметить, что в работах данных учёных и методистов не отражается формирование исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения лексикологии. Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования исследовательских умений у младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения лексикологии и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций.
Исходя из актуальности проблемы и высказанного противоречия, мы избрали тему исследования «Формирование исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения лексикологии».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения лексикологии.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объектом исследования является процесс формирования исследовательских умений младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения лексикологии.
Гипотеза исследования: формирование исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения лексикологии будет эффективно, если:
1) осуществлять поэтапное знакомство учащихся с проектной деятельностью;
2) разработать и внедрить систему заданий по организации проектной деятельности на уроках русского языка;
3) учащиеся будут проявлять себя как субъекты учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность понятий «исследовательские умения», «проектная деятельность».
2. Охарактеризовать особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
3. Описать «Лексикологию» как раздел науки о языке.
4. Изучить опыт педагогов и методистов по формированию исследовательских умений средствами проектной деятельности.
5.Организовать и провести экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методы исследования: анализ литературных источников; изучение педагогического опыта; педагогический эксперимент; метод проектов.
Методическая база исследования: исследование осуществлялось на базе ЧОУ "Православная гимназия г. Белгорода" 3 «Б» класса.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения лексикологии» раскрываются понятия «исследовательские умения», «проектная деятельность», рассмотрена проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений, дана характеристика «Лексикологии» как раздела науки о языке.
Во второй главе «Методические основы формирования исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения лексикологии» представлен результат уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, описаны методы и приемы формирования исследовательских умений посредством проектной деятельности.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список содержит 40 наименований источников. Содержание работы изложено на 56 страницах.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проектная деятельность - это такая деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий
субъективной (иногда объективной) новизной.
Суть метода проектов - стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”: сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения; развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”; опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Обзор психолого-педагогической литературы показал, что в настоящий момент метод проектирования распространён недостаточно, ориентирован в основном на средние и старшие звенья школьного обучения и мало затрагивает начальную школу. Между тем, учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта.
Анализ педагогического опыта учителей начальных классов показал, что работая над проектами, школьники учатся планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат. Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу и т.п.
В ходе экспериментальной работы мы на констатирующем этапе выявили уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения лексикологии и сделали вывод о том, что нужно организовать проектную деятельность в экспериментальном классе. Выполнение проектов по лексикологии позволило организовать работу таким образом, что учащиеся были вовлечены в активную самостоятельную и совместную деятельность в процессе выполнения исследовательских заданий.
Как показали результаты контрольного этапа, учащихся с низким уровнем сформированности исследовательских умений стало на 15% меньше, 50% испытуемых имеют средний уровень и 35% - высокий. Это позволило нам подтвердить верность нашей гипотезы. Цель работы была достигнута. Задачи исследования были решены.



1. Алексеева В.В. Проекты и исследования /В.В. Алексеева// Начальная школа. - 2008.-№ 5. С. 23-25.
2. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб.-метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009. - 58 с.
3. Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы /Е.В. Берестнева// Начальная школа. - 2011, -№ 6. С. 15-17.
4. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка/ Л.М. Вахрушева // Русский язык, -2007, -№14. С. 35-36.
5. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников. - М: Просвещение. -2007. -50 с.
6. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей / Е. А. Вохменцева// Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.
7. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В.В. Гузеев// Директор школы. М. - 1995, -№6. С. 23-25.
8. Гак В.Г. Языкознание / В. Г.Гак. - М: Просвещение.-2007. С. - 386.
9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/Н.В. Иванова // Начальная школа. -2004. -№2. С. 3437.
10. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе /Н.В. Иванова // Начальная школа. -
2008. - №8. С. 14-17.
11. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников/Е.Н. Землянская// Начальная школа. - 2005. - № 9. С. 21-24.
12. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И.А. Зимняя. - Ижевск: ИЦПКПС.-2001.
13. Игнатьева Т.В. Программы образовательных учреждений. Начальные классы: программы / Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. - М: Просвещение .-2007. С. - 386.
14. Кондаурова Е.В. Проектная деятельность на уроках русского языка/Е.В. Кондаурова // Начальная школа. -2013. - № 2. С. 12-17.
15. Кодухов В.И. Введение в языкознание / В.И. Кодухов. - М.: Просвещение .-1987. -288 с.
16. Лакоценина Т.П. Современный урок/Т.П.Лакоценина// Ростов на Дону: Учитель, -2007. - 201 с.
17. Ларских М.И. Метод проектов как средство формирования логических универсальных учебных /М.И. Ларских// Начальная школа. -2008. - №3. С. 14-17.
18. Матяш Н.В. Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников /Н.В. Матяш// М.: Вентана - Граф .-2004. - 112 с.
19. Маркачев А. Е. Применение метода проектов в школьной практике/ А. Е. Маркачев, Т. А. Боровских, Г. М. Чернобельская // Химия в школе. -
2007. - № 2. - С. 34-36.
20. Нефедова Л. А., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении /Л. А. Нефедова// Школьные технологии№ 4.- с.61 .
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат - М.,- 2000. - 272 с.
22. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. - сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. - Волгоград: Учитель, 2010. - 191 с.
23. ПавловМ.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Графф, 2003. -144 с.
24. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /М., 2005. - 112 с.
25. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности /Н.Ю.Пахомова //Учитель. - 2000, - №4. С. 15-18.
26. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Из опыта методической работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред.
Э.М.Никишин. - М.: АМК и ПРО, 2004.- 243 с.
27. 27.Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте/ А.Н.Поддьяков/М. -2001.- 350 с.
28. Прыткова М.Ю. Организация проектной деятельности на уроках /М.Ю. Прыткова// Начальная школа. - 2014. - № 6. С. 27-29.
29. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников / А.И. Савенков,Самара: Издательство «Учебная
литература», - 2005. - 233 с.
30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /Г.А. Селевко// Народное образование. - 1998. - 256 с.
31. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения /А.С.Сиденко //Завуч. - 2003. - №6. С. 16-19.
32. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев// 6- е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, - 2008. - 80 с.
33. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.
В.А. Сластенина.- 6-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, -
2007. - 576с.
34. Соколова Т.Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2008. - 96 с.
35. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010. - 124 с.
36. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга". 2006.- 203 с.
37. Терехова Г.В. От проекта к культуре проектирования// [Офиц. сайт]. URL: http://helborblog.blogspot.com/2010/01/blog-post_8685.html (дата обращения: 12.02.2016)
38. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико - ориентированные технологии / авт. - сост. М.В. Русинова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 175 с.
39. Черепанова Л.В. Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность/ Л.В. Черепанова. - 2006. - № 5. С. - 46-50.
40. Чечель И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель. // Директор школы. - 1998. -№3. - С. 11-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ