Введение 3
Глава I. Американо-иранский политический конфликт после исламской революции в Иране 10
1.1 Разрыв политических отношений после революции 10
1.2 Эволюция конфликта с 1979 по 1989 годы 16
1.3 Американо-иранские отношения после смерти имама Хомейни.
1989-2005 24
1.4 Американский план «Большой Ближний Восток» и отношение к
нему со стороны Ирана 30
Глава II Иранская ядерная программа в контексте отношений между
США и ИРИ 34
2.1 Зарождение ядерной проблемы Ирана 34
2.2 Иранская ядерная проблема в отношениях между США и ИРИ
период с 1979 по 2005 37
2.3 Ядерная программа ИРИ и стратегические интересы США в
Средней Азии и на Ближнем Востоке 41
Глава III. Экономические санкции США против ИРИ 44
3.1 Санкции против иранского правительства, государственных и
частных компаний Ирана и американских государственных структур и
частных корпораций 46
3.2 Санкции против правительств, государственных и частных
компаний третьих стран 49
3.3 Санкции в отношении России и других стран СНГ 51
3.3 Санкции в отношении КНР, Индии и других азиатских государств 54
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Отношения между США и Исламской республикой Иран, крайне дружелюбные и плодотворные до свержения шахского режима в Иране в 1979 году, в последующие три декады превратились в серию спорадических контактов. Обе стороны с явным недоверием относились друг к другу.
Отношения между двумя государствами развивались не лучшим образом. Каждая из стран преследовала свои цели. США выбрали наступательный метод, Иран вынужден был защищаться.
Ярко отражают реалии тех времен события, происходящие в отношениях между США и Ираном. Это и продолжительная ирано-иракская война с опосредованным участием США, явная «танкерная война» с уничтожением транспортировочных танкеров в Персидском заливе, и скандал с крушением пассажирского авиалайнера. Долгосрочной проблемой явилась иранская ядерная программа, которая помимо «мирного» атома предполагала обладание ядерным оружием.
Начиная с исламской революции, отношения между данными странами являлись угрозой не только региональной, но и международной безопасности и стабильности.
Однако периодически Иран и США предпринимали попытки наладить отношения. И в 2005 году существовали предпосылки для налаживания сотрудничества.
Актуальность данной работы обусловлена высокой степенью напряженности между двумя государствами США и ИРИ и необходимости ретроспективного анализа и выявления проблем между данными участниками международных отношений для их разрешения. Несмотря на недавнее снятие с ИРИ экономических санкций со стороны США и ЕС, коренных изменений во взаимоотношениях двух стран не произошло, что говорит о необходимости исследования противоречий, возникших после исламской революции в ИРИ.
Источниковой базой исследования являются Резолюции Совета Безопасности ООН, Стратегия национальной безопасности США, Внешнеполитическая доктрина президента Дж. Картера директивы Президента США, речи выступлений государственных лидеров, акты Конгресса США, протокол заседания Комиссии по Правам Человека ООН, двухсторонние договоры.
Степень разработанности проблемы. В качестве научной основы для изучения поставленной задачи используются работы ведущих российский специалистов в области отношений США и Ирана, среди которых Р.Ю. Кортоев, А.М. Вартанян, С. Агаев, И.П. Беляев, А. Богуславский, А.В. Гольцев, М.Н. Мамедова, В.И. Сажин.
С учетом специфики объекта исследования также детально изучены работы исследователей, занимающихся экономическим, политическим и конфликтологическим аспектами в отношениях между США и Ираном, а так же специализирующихся на изучении проблем Средней Азии и Ближнего Востока. В числе ведущих отечественных иранистов, теоретические положения и выводы которых являются ценными для данной работы, следует отметить И.М. Мурадян, С. Алиев, А. Арабаджян, В. Гусейнов, С.Б. Дружиловский, Е.А., И.Е. Федорова и других.
Из зарубежных специалистов особый интерес для темы дипломной работы представляют труды А. Ансари, Э. Бланш, П. Клоусон, Э.-О. Цемпиель, С. Фаязнамеш и некоторых других авторов.
Несмотря на наличие достаточного количества исследований, посвященных американо-иранским отношениям в период c 1979 года до прихода к власти президента Ахмадинежада в 2005 году, ряд теоретических и практических вопросов оставляют необходимость к дальнейшему анализу, обобщению и уточнению. К тому же быстроизменяющаяся картина геополитической и экономической ситуации в мире и на Ближнем Востоке в частности, заставляет постоянно вносить необходимые дополнения в области знаний, касающиеся отношений между США и Ираном. Актуальность и недостаточная мера исследованности указанных вопросов предопределили выбор темы, цели и основные задачи исследования.
Целью исследовательской работы является раскрытые американо-иранских взаимоотношений в период после исламской
революции и до прихода к власти в ИРИ президента Махмуда
Ахмадинежада.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть взаимодействие и конфликт между США и Ираном в период с 1979 по 2005 годы;
• Изучить экономическое влияние США на ИРИ в данный период;
• Исследовать точки столкновения интересов двух государств;
• Проанализировать интересы государств в Средней Азии;
• Рассмотреть ядерную программу ИРИ как камень преткновения в отношениях с США;
Хронологические рамки исследования связи с поставленной целью охватывают период с 1979 по 2005 год. После свершения исламской революции, США разрывают дипломатические отношения с ИРИ в 1979 году после захвата американского посольства США в Тегеране. Отношения между данными государствами продолжают накаляться в течение всех 80х годов XX столетия, затем следует более «теплый период» развития отношений, связанный с президентством Хатами, который продлился вплоть до прихода к власти президента Ахмадинежада в 2005, который свел на нет все усилия Хатами по налаживанию отношений с США. Крайний предел хронологических рамок связан именно с этим событием.
Методы исследования. По своей концептуальной организации структура и алгоритм исследования основаны на комбинации широкого спектра научных подходов и методов. В ходе исследования поставлена задача комбинировать принципы и инструменты системного и институционального подходов, а также некоторые возможности комплексного анализа. Были применены различные методы анализа сравнительный и проблемно-хронологический. Также применялся ретроспективный метод для выявления причинно-следственных связей во внешней политике США и Исламской республики Иран.
Объектом исследования являются отношения между США и Исламской республикой Иран.
Предметом исследования является совокупность методов, применяемых обеими сторонами для достижения стратегических целей государства или сохранения статус-кво в регионе Персидского залива.
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что в результате проведенного исследования выявлены и обобщены сформированные на обозначенном этапе развития ирано-американских отношений тенденции и их специфические черты. Также показаны существующие проблемы и попытки их разрешения.
Теоретическая значимость исследования обусловлена ее научной новизной и определяется тем, что изученные в настоящей работе закономерности деятельности и политика двух государств, а также положение, которое Иран и США занимают в мире, позволяют углубить и дополнить представления о характере интересов, которые США и ИРИ имеют в своих двусторонних отношениях.
Практическая значимость исследования. Одной из основных причин проблем в отношениях между США и Ираном являются углеводородные ресурсы Ирана, а именно нефть, сосредоточенная в Персидском заливе. Также географическое расположение ИРИ является стратегически выгодным в плане геополитического влияния в регионе, и, ввиду этого США всячески пытаются оказать на нее экономическое и политическое влияние. Более того, в связи с частичным снятием с Ирана санкций в 2016 году, он может выйти на новый уровень взаимодействия с мировым сообществом. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что отношения США и Ирана в обозначенный период являлись очагом нестабильности и угрозой безопасности в мире. Ввиду этого необходимо учитывать весь процесс взаимоотношений между данными двумя государствами для предотвращения глобальной катастрофы и налаживания диалога и сотрудничества. Кроме этого, результаты исследования могут быть полезны при осуществлении стратегических целей РФ во внешней политике и экономике.
Приведенные выше результаты исследования обосновывают целесообразность и необходимость фокусирования внимания на исследуемых отношениях и рассмотрения возможностей к разрешению текущих и потенциальных проблем ввиду необходимости установления и поддержания стабильности в мире.
Подводя итог данной работе, необходимо кратко пройтись по рассматриваемым разделам. Касательно политического конфликта между США и ИРИ, после свершения Исламской революции в Иране отношения, прежде являвшиеся эталоном двустороннего сотрудничества, превратились в ярко выраженное столкновение двух диаметрально противоположных точек зрения на двусторонние отношения. В 1979 после свержение шахского режима в Иране и захвата американского посольства в Тегеране администрация президента США Джимми Картера разорвала дипломатические отношения с Исламской республикой Иран. Можно сказать, что данный демарш явно отражал существующую тогда действительность - несоответствие ценностей иранского народа с ценностями Запада. Вплоть до смерти имама Хомейни и прихода рахбара Хаменеи и президента Расфанджани в 1989 году в Иране данная линия в отношениях между ИРИ и США имела место быть. Весь период с 1979 по 1989 годы характеризуется рядом событий, указывающий на всю острону отношений между двумя государствами. Это и захват американского польства, и «танкерная война», и ирано-иракская война, где США открыто поддерживали Ирак, но тайно поставляли оружие в Иран, пытаясь управлять конфликтом в своих интересах.
Также с именем Расфанджани связаны первые попытки официального Тегерана устранить разногласия и перейти к диалогу, однако консервативное крыло иранского меджлиса было непреклонно и блокировало подобные инициативы, Хаменеи в том числе. Дальнейшего развития отношений при Расфанджани не последовало, более того Иран сфокусировался на создании своей ракетной программы для контроля над регионом и отражения возможного нападения. Данный аспект вызвал в правящих кругах США недовольство и конфликт, пусть и не в такой острой форме, как в период 1979-1989гг., продолжился.
Новым этапом в отношениях между Вашингтоном и Тегераном можно 57
назвать эпоху президентства Хатами. С первых же дней правления он заявил, что поддерживает США в их стремлении наладить отношения с ИРИ и готов к межкультурному диалогу. Хатами возглавлял крыло реформаторов, и это ярко проявлялось в его политике по отношению к Западу и к США в частности. Хатами регулярно посещал западные страны, проводил переговоры о возможном сотрудничестве. При Хатами ядерная проблема Ирана не стояла так остро. Хатами пользовался поддержкой среди народа. Однако, несмотря на все усилия президента, высшую власть в стране осуществлял рахбар, и консервативное крыло во главе с Хаменеи не допускали какого либо тесного контакта с США. Несмотря на то, что политика Хатами в отношениях с Западом не имела успеха, были созданы предпосылки для дальнейшего диалога.
Касательно ядерной проблемы Ирана, которая являлась камнем преткновения в отношениях между США и ИРИ весь охватываемый период времени, можно сказать, что политика США в этом вопроса была слишком жесткой и односторонней, проводилась так называемая политика «двойных стандартов», когда Иран объявлялся «страной-изгоем», а Израилю оказывалась поддержка. В период сразу после исламской революции проблема ядерного потенциала не стояла так остро, так как первоначально атомная энергетика воспринималась исламским руководством необъективно и не считалась жизненно необходимой. Однако, после стабилизации ситуации в стране ядерная программа возобновилась и начались секретные несанкционированные разработки ядерного оружия. Для США это оказалось поводом для политического давления. Если судить объективно, вся ядерная программа ИРИ и ее осуждение со стороны являлась лишь предлогом для обретения контроля над нефтью Каспия и Персидского залива. И политика Рейгана, и Буша-старшего, и Клинтона относительно Ирана сводились именно к обретению стратегическому контролю над залежами нефти в регионе.
Экономические отношения в обозначенный период также складывались очень сложно. Весь период от Исламской революции до 2005 года на Иран были наложены экономические санкции, которые фактически изолировали страну от торговли с большинством стран мира. Иран не мог поставлять нефть и закупать необходимое оборудование за рубежом, что заставило ИРИ перейти на импортозамещение. Нельзя сказать, что ввиду санкций Иран впал в ступор, наоборот, экономика ИРИ мобилизировалась и достойно сопротивлялась внешней политической агрессии со стороны США. Вашингтону не удалось реализовать своих амбиций по захвату Ирана и смене режима в нем, США не заполучили контроль над иранской нефтедобывающей отраслью.
Таким образом, отношения между США и Исламской республикой Иран в период с 1979 по 2005 годы можно назвать ярко выраженным конфликтом с неудачными попытками нормализации отношений.
Учитывая частичную отмену санкций в январе 2016 года, можно предположить, что действия Расфанджани и Хатами заложили основу для будущего снятия экономической изоляции Ирана.
1. Внешнеполитическая доктрина президента США Дж. Картера. URL: http://www. grinchevskiy.ru/1945-1990/doktrina-kartera.php.
2. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Резолюция № 457 от 4 декабря 1979 года. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/1979/ res457.pdf.
3. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Резолюция № 461 от 31 декабря 1979 года. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/1979/ res461 .pdf.
4. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Резолюция 616 от 20 июля 1988 г. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/scres0l/l988/res616.pdf.
5. Хатами С. М. Текст выступления на заседании ООН, посвященный диалогу цивилизаций. М., 2001; Хатами С. М. Текст выступления на «Саммите тысячелетий» в ООН (06.09.2000). М.. 2001; Мамедова Н. Опыт исламского правления // ААС. 1999. № 2. С.11. 2
6. Хатами С. М. «Иранистика - это окно, открытое для того, чтобы слышать, знать и говорить. Это окно должно быть шире открыто перед миром» // Иран сегодня. 2003. № 1 С. 2-7; Вартаньян Э. Г. Эволюция исламского правления в Иране (конец ХХ - начало XXI в.) // Грани. Краснодар, 2006. С.10-14. 3
7. Algiers accords, Jan 19, 1981:
http: //www.parstimes.com/history/algiers_accords .pdf
8. Blocking Iranian government property. Executive order № 12170. 14 November
1979/ 44. Federal Register 65729. Presidential Documents. URL: http: //www.ustreas. gov/offices/enforcement/ofac/legal/eo/ 12170.pdf.
9. Foreign Assistance Act of 1962 -
http://www.jstor.org/stable/20689569?seq=1#page_scan_tab_contents
10. Further prohibitions on transactions with Iran - Executive Order 12211 http://www.archives.gov/federal-register/codification/executive- order/12211.html
11.Iran Nuclear Proliferation Prevention Act of 1998 (Engrossed as Agreed to or Passed by House) 1998 H.R. 4851 -[Электронный ресурс]: http://thomas.loc.gov/cgi-bin/query/z?c105:H.R.4851 .EH:
12.Islamic Republic of Iran. Memorial of the Islamic Republic of Iran in the Case Concerning the Aerial Incident of 3 July 1988 (Islamic Republic of Iran v. United States of America)
13. Presidential Decision Directive PDD/NSC 18, Dez.1993 - [Электронный ресурс]: http://www. fas.org/irp/offdocs/pdd 18.htm
14. Prohibiting Certain Transactions With Respect to Iran - Executive Order 12959 of May 6, 1995 https://www.treasury.gov/resource- center/sanctions/Documents/12959.pdf
15. Prohibiting Certain Transactions With Respect to the Development of Iranian Petroleum Resources - Executive Order 12957 of March 15, 1995 https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Documents/12957.pdf
16. PROHIBITING CERTAIN TRANSACTIONS WITH IRAN - EXECUTIVE ORDER NO. 12205 https: //www.treasury.gov/resource- center/sanctions/Programs/Documents/Executive%20Order%2012205.pdf
17. Record.- U.S. Senate.- Congress 108th.- Session 2nd.- Vol.150.- №43.- March 31.-Wash.: U.S. gov. print, off., 2004.- P.3511-3515.
18. The greatest danger: Iran's pursuit of nuclear weapons // Congressional Record.- U.S. House of Representatives.- Congress 108th.- Session 2nd.- Vol. 150.-№110.- September 15.- Wash.: U.S. gov. print, off., 2004.- P.7217-7218.
19. The National Security Strategy of the United States // The White House [Электронный ресурс] - http://www. whitehouse.gov/nsc/nss.php
20. The ILSA extension act of 2001. H.R. 1954 // Congressional Record.- U.S. House of Representatives.- Congress 107th.- Session 1st.- Vol.147.- №73.- May 24.- Wash.: U.S. gov. print, off., 2001.- P.2682-2683.g) Материалы слушаний в законодательных органах
21. UN Human Rights Commission: Item 12: Iranian Resolution on Use of Chemical Weapons by Iraq Department of State Cable from George P. Shultz to the Mission to the European Office of the United Nations and Other International Organizations.
Литература:
Список литературы:
1. Агаев С. Иранская революция, США и международная безопасность. - М.: Наука, 1984. - С. 102.
2. Алиев С. История Ирана. XX век. - М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004. - С. 316.
3. Анненков В.И., Баранов С.Н., Важнов О.Ю. и др. Безопасность России: геополитические и военно- политические аспекты: Учебное пособие. М.: РУ- САВИЯ, 2006. 432 с.; С. 217, 218, 236.
4. Арабаджян, А. Иранская революция: причины и уроки / А. Арабаджян // Азия и Африка сегодня.- 1986.- №3.- С.32-36; 59.
5. Афера тысячелетия - Статья ИАС «Русская народная линия» 19.11.2013 http: //ruskline.ru/news rl/2013/11/19/afera tysyacheletiya/
6. Аэробус A-300 сбит крейсером США (из книги И. Муромова «100 великих авиакатастроф») - http://book- online.com.ua/read.php?book=8081
7. Бади Ш. Трудный путь «сбалансирования» экономики // ААС. 1996. №5. С.15
8. Барзегар Кайхан. Тегеран - союзник, а не противник в борьбе против терроризма // ААС. 2005. № 3. С. 39; Арунова М. 25 лет Исламской революции и российско-иранские отношения // ААС. 2004. № 6. С.
6; Фофанова М. Ирано-американские отношения: тупик или бег по кругу? // ААС. 2007. № 9. С.28-29. 6
9. Беляев, И.П. Узел американо-иранских проблем / И.П. Беляев // США: экономика, политика, идеология.- 1980.- №2.- С.48-58.
10. Богуславский А. «Внешняя политика Исламской Республики Иран на современном этапе» - 2003, Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс] http://www.iimes.ru/?p=383
11. Вартанян, A.M. Иран и американский план «Большого Ближнего Востока» / A.M. Вартанян // Ближний Восток и современность: сб. науч. ст.-М.: Институт востоковедения РАН, Институт Ближнего Востока, 2005.-Вып.26,- С.113-121.
12. Вартанян А.М. «Механизм санкционного режима в отношении Ирана» - Институт Ближнего Востока, 2005 [Электронный ресурс] http://www.iimes.ru/?p=3626
13. Вартанян, A.M. Иранская ядерная программа: правовой аспект Электронный ресурс. / A.M. Вартанян // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока.- 2005.- Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/ 15-10-05.htm
14. Вартанян А.М. Отношение Ирана к американскому плану «Большой Ближний Восток» - Институт Ближнего Востока, 2005 [Электронный ресурс] - http://www.iimes.ru/?p=3530
15. Вартанян, A.M. Трансформация внешнеполитической доктрины ИРИ в 1979-2005 гг. / A.M. Вартанян // Афганистан, Иран, Пакистан: время выборов и перемен: сб. науч. ст.- М.: Институт востоковедения РАН, 2006.- С.91-103.
16. Вашингтон вводит санкции против Молдавии, Армении и Китая 13.05.2002 https: //lenta.ru/world/2002/05/13/sanctions/
17. Гольцев А.В., Сухих Е.А. Сухих «Логика развития ядерной политики США в отношении исламской республики Иран» -
Международные отношения. Политология. Регионоведение.
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 3, с. 231-237
18. Гусейнов, В. Иран и ближневосточная стратегия США / В. Гусейнов // Вестник аналитики.- 2004.- №1.- С.51-102.
19. Дружиловский С.Б. США уже ведут войну против Ирана? // ААС.
2007. № 12. С. 10. 4
20.Задонский, С.М. Ядерная программа Ирана и российско- американские отношения / С.М. Задонский.- М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2002.- 176 с.
21. Катастрофа A300 над Персидским заливом - Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %80%D0%BE%D 1 %84%D0%B0 A300%D0%B D%D0%B0%D0%B4%D0%9F%D0%B5%D 1 %80%D 1 %81 %D0%B8 %D0%B4%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B7%D0%B0 %D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BC
22. Кислов, А.К. Ближний Восток и стратегия США / А.К. Кислов // США: экономика, политика, идеология.- 1980.- №6.- С.15-26.
23. Константинов, А.К. США Иран: о возможности нормализации государственных отношений / А.К. Константинов // Ближний Восток и современность: сб. науч. ст.- М/. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003.- Вып. 17.- С.248-251.
24. Кортоев Р. Ю. Иран во внешнеполитической стратегии США (1979
г. - начало XXI в.) - Автореферат. 2013, Майкоп
25. Кортоев Р. Ю. УХУДШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ США С ИРАНОМ
ПОСЛЕ ПОБЕДЫ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ПОПЫТКИ ПРЕЗИДЕНТА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ ДЖ. КАРТЕРА ОСВОБОДИТЬ АМЕРИКАНСКИХ ЗАЛОЖНИКОВ В ТЕГЕРАНЕ (1979-1981 ГГ.) // Вестник Адыгейского государственного
университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - №4. - С. 40.
26. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 62-71.
27. Кулагина Л. Внешнеполитический курс останется неизменным //ААС. 1999. № 2. С.26 4
28. Мамедова М.Н., Каменева М.С. Сборник «Санкции и их влияние на Иран» - М., 2012. Стр. 138
29. Мамедова М.Н., Каменева М.С. Сборник «Санкции и их влияние на Иран» - М., 2012. Стр. 70-81
30. Международные отношения: история и современные аспекты.
Теории и исследовательские практики. Вып. 2 : [сборник статей / М- во образования и науки РФ, Рос. гос. гуманитар. ун-т и др. редкол.: А. Б. Безбородов и др.]. - Москва ; Ставрополь : СГУ, 2011. - 353 с.; 20 см.; ISBN 978-5-88648-755-8
31. Миронов Л., Тураджев В. «Сильный человек» из Рафсанджана // ААС. 1994. № 8-9. С. 34-37; Уолдмен П. «Капитализм мулл?» // ААС. 1992. № 9. С. 25-26; Кулагина Л. Внешнеполитический курс остаётся неизменным // ААС. 1999. № 2. С. 26. 2
32. Мирский Г. Иран и США // Вестник аналитики. - 2008. - №4. - С. 82.
33. Мурадян, И.М. Проблемы безопасности в ближневосточной
политике США / И.М. Мурадян,- Ереван: Антарес, 2003.- 480 с.
34. Мурадян, И.М. Региональная политика США и Великобритании: Турция Иран - Южный Кавказ - Черное море / И.М. Мурадян.- Ереван; Антарес, 2008.- 742 с.
35. Ниязматов Ж.А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. — М.: Наука, 1989. — С. 101. — ISBN 5-02-016696-0, ББК 63.3(5).
36. Носов, М.Г. США и Иран: перспективы взаимоотношений / М.Г. Носов // США: экономика, политика, культура.- 2003.- №6.- С.17-29.
37. Орлов, Е.А. Исламская Республика Иран: возвращение к идее региональной державы / Е.А. Орлов // Исламская Республика Иран в 90-е годы (экономика, политика, культура): сб. науч. ст.- М.: Институт востоковедения РАН, 1998.- С.93-106.
38. Е М. Примаков. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX — начало XXI века). 2-е изд., пер. и доп. М., «Российская газета», 2012. стр.374-376
39. Сажин, В.И. Иранская «перестройка» и США (к постановке вопроса) / В.И. Сажин // Ближний Восток и современность: сб. науч. ст.- М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2000.- Вып.9.- С.214-222.
40. Снятся ли герилье аятоллы. История аферы «Иран-контрас», - 27 июня 2008, http://lenta.ru/articles/2008/06/27/contras/
41. Уткин, А.И. Американская империя / А.И. Уткин.- М.: Издательство Эксмо, 2003.- 736 с.
42. Ушаков, В.А. К вопросу о возможности восстановления отношений между Ираном и США / В.А. Ушаков // Ближний Восток и современность: сб. науч. ст.- М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1998.-Вып.6.- С.246-258.
43. Федорова И. Иран - США: диалог и противостояние. - М.: ин-т Востоковедения Ран, 2004. - С. 98.
44. Федорова, И.Е. Отношения Ирана и США в середине 90-х гг. / И.Е. Федорова // Исламская Республика Иран в 90-е годы (экономика, политика, культура): сб. науч. ст.- М.: Институт востоковедения РАН, 1998.- С.70-79.
45. Федорова, И.Е. Тупики политики санкций / И.Е. Федорова // Азия и Африка сегодня.- 1999.- №2.- С.40-42.
46. Шумилин, А.И. США против «стран-изгоев» на Ближнем Востоке: кто под прицелом? / А.И. Шумилин // Международная жизнь.- 2003.- №7.- С.58-73.
47. Юрченко, В.Н. Политика санкций Соединенных Штатов Америки в отношении Исламской Республики Иран / В.Н. Юрченко // Вестник Тюменского государственного университета.- 2009.- №7.- С. 189¬195.
Литература на иностранных языках:
1. Akbari S. Iran zwischen amerikanischem und innenpolitischem Druck. Ruckfall ins Mittelalter oder pragmatischer Aufbruchs // HSFK-Report 1/2. Frankfurt/M., 2004.
2. Ansari, A. Confronting Iran: The Failure of American Foreign Policy and the Next Great Crisis in the Middle East / A. Ansari. - New York: Basic Books, 2006.- 280 p.
3. Alan Friedman. Spider's Web: The Secret History of how the White House Illegally Armed Iraq. — New York, NY: Bantam Books, 1993. — 455 p. —
ISBN 0-553-09650-8.
4. Blanche, Е. Iran: Friend or Foe? / E. Blanche // Middle East.- 2003.-№336.- P.16-17.
5. Cams, S. Iranian Nuclear, Biological and Chemical Weapons: Implications and Responses / S. Carus // Middle East Review of International Affairs.- 1998.-Vol.2.- №1.- P.12-22.
6. Clawson, P. The Paradox of Anti-Americanism in Iran / P. Clawson // Middle East Review of International Affairs.- 2004,- Vol.8.- №1.- P. 16-24.
7. Czempiel, Ernst-Otto. Die Ausenpolitik der Regierung George W. Bush // Aus Politik und Zeitge- schichte, B 45/2004.
8. Czempiel Ernst-Otto Die stolpernde Weltmacht // Aus Politik und Zeitgeschichte, B 46/2003; und Fukuyama, Francis. The Neo-conservative Moment / Francis Fukuyama // National Interest, 76 (Sommer 2004).
9. Dabashi H. Iran: A people interrupted. - N.Y.; L.: New press, 2007. - Р 112.
10. Der Spiegel, 8 February 1975; in Anne Hessing Cahn, Determinants of the
Nuclear Option: The Case of Iran. Nuclear Proliferation in the Near-Nuclear Countries (Cambridge: Ballinger Publishing Co., 1975), Onkar Marwah and Ann Shulz, eds., p. 199.
11. Estelami, H. A Study of Iran's Responses to U.S. Economic Sanctions / H. Estelami // Middle East Review of International Affairs.- 1999.- Vol.3.- №3.-P.51-61.
12. Fayazmanesh, S. The Politics of the U.S. Economic Sanctions against Iran / S. Fayazmanesh // Review of radical political economics.- 2003.- Vol.35.- №3.-P.221-240.
13. Haass, R.N. Economic Sanctions and American Diplomacy / R.N. Haass.- New York: Council on foreign relations book, 1998.- 222 p.
14. Halliday, F. The Middle East in International Relations: Power, Politics and Ideology / F. Halliday.- Cambridge: Cambridge university press, 2005.- 388 p.
15. James Brian McPherson. Journalism at the end of the American century, 1965-present. — 1. — Westport, CT: Greenwood Publishing Group, 2006. — Vol. 7. — P. 125. — 241 p. — (The history of American journalism). — ISBN 0-313-31780-1.
16. Joyce Battle: Shaking Hands with Saddam Hussein: The U.S. Tilts toward Iraq, 1980 — 1984
17. Kenneth R. Timmerman. The Death Lobby: How the West Armed Iraq. —
1. — New York, NY: Houghton Mifflin Company, 1991. — 443 p.
18. Mehdi Parvizi Amineh: Konflikt und Zusammen- arbeit um die Kontrolle der Erdolressourcen im postsowjetischen Eurasien: Russland, Turkei und Iran, 1999. S. 5.
19. Milton R.B. Administration Will List 63 Countries Subject to Nuclear Export Restrictions // The Wash- ington Post. 9 September 1982
20. Readind Khamenei: The World View Of Iran's Most Powerful Leader" (с) 2008, Carnegie Endowment for International Peace
21. Rosler Hans-Christian. Israel furchtet iranische Atomwaffen // Frankfurter
Allgemeine Zeitung. 06.08. 2004.
22.Sources: U.S. sought a government dialogue with Iran - CNN [Электронный ресурс] // http: //edition.cnn.com/US/9801/09/us.iran/
23. Ted Koppel. The USS Vincennes: Public War, Secret
War, ABC Nightline (1 July 1992). — Стенограмма телепередачи.
24. Terence G. The Enduring Threat: A Brief History // Iranian Nuclear Ambitions and American Foreign Pol- icy, November 3, 2005.
25. Wright, R. The U.S. and Iran: An Offer They Can't Refuse? / R. Wright, Sh. Bakhash // Foreign Policy.- 1997.- №108.- P.124-137.
26. Yaphe, J. U.S.-Iran Relations: Normalization in the Future? / J. Yaphe // Strategic Forum.- 2002.- №188,- P.l-6.