Введение 3
Глава I. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. 5
1.1 Требования к физической подготовленности футболистов в современном футболе 5
1.2 Физическая подготовка в футболе, ее особенности и виды 9
1.3 Характеристика и задачи начального этапа подготовки футболистов 17
1.4. Характерные черты ловкости футболистов 19
1.5. Возрастные особенности развития детей 8-10 лет 25
Глава II. Методы и организация исследования 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 30
2.3. Описание экспериментальной методики 31
Глава III. Анализ результатов педагогического эксперимента 36
3.1 Диагностика развития ловкости футболистов 8-9 лет 36
3.2. Влияние экспериментальной методики на развитие ловкости и
обсуждение результатов 37
Выводы 39
Практические рекомендации 40
Список литературы 41
Приложения 45
Актуальность. Двигательная ловкость — царица управления движениями (Н.А. Бернштейн). Ловкость - это сложное комплексное качество, которое характеризуется, во-первых, способностью быстро осваивать двигательные действия и, во-вторых, способностью быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки игры [12].
Ловкость футболиста проявляется, прежде всего, в действиях с мячом и без мяча, в постоянно меняющихся игровых ситуациях. Передвижения, связанные с ведением, обводкой, отбором и ударами по мячу, требуют от игроков самого широкого проявления ловкости [24].
От того, насколько хорошо игрок владеет собственным двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности; зависят быстрота, точность и своевременность выполнения приемов. Ловкость и координационные качества являются фундаментом, на котором легко строить здание арсенала технических приёмов. Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа [17].
Цель работы - повысить уровень ловкости футболистов 8 - 9 лет.
Объект исследования - процесс физической подготовки юных футболистов.
Предмет исследования - методика развития ловкости футболистов 8 - 9 лет.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной и методической литературы по теме исследования.
2. Разработать экспериментальную методику развития ловкости футболистов 8-9 лет.
3. Оценить эффективность экспериментальной методики по развитию ловкости юных футболистов.
Гипотеза исследования предполагалось, что развитие ловкости у футболистов 8-9 лет будет протекать наиболее эффективно, если в процессе тренировочной деятельности применять сформированные нами комплексы специальных упражнений, в сочетании с игровым методом.
Практическая значимость основывается на том, что разработанная нами экспериментальная методика повысит уровень развития ловкости юных футболистов 8-9 лет, что необходимо для дальнейшей специализации на тренировках в секции футбола.
1. В результате проведенного анализа литературных источников и личных наблюдений было выяснено, что достижение высоких спортивных результатов возможно путем достижения высокой физической подготовленности игроков в футболе. Ловкость является одним из важных физических качеств для футболистов. Особенно важно развивать это качество у начинающих, юных футболистов, что будет способствовать в дальнейшем повышению уровня технико-тактической подготовленности.
2. Разработана экспериментальная методика развития ловкости футболистов 8-9 лет, которая основывается на применении разработанных нами комплексы специальных упражнений для развития ловкости юных футболистов, в сочетании с игровым методом.
3. Результаты сравнительного анализа данных контрольных тестов, полученных до и после педагогического эксперимента, убеждают в правомерности выдвинутой гипотезы. Так, в тесте «Челночный бег 3х10метров» футболисты экспериментальной группы улучшили свои показатели на 0,7 секунды, футболисты контрольной - на 0,2 секунды, в тесте «Жонглирование» футболисты экспериментальной группы улучшили свои показатели на 6,1 раз, футболисты контрольной - на 2,7 раза, «Ведение мяча 30м с обводкой фишек» футболисты экспериментальной группы улучшили свои показатели на 7,2 секунды, футболисты контрольной - на 3,5 секунды, «Бег по периметру квадрата со стороной 10 м» футболисты экспериментальной группы улучшили свои показатели на 0,8 секунды, футболисты контрольной - на 0,4секуды.
1. Абдулкадыров А.Л. Соотношение физической и технической подготовки юных футболистов 11-14 лет на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ленинград, 1985. 18 с.
2. Аванесов В.У., Лукин Ю.К. Исследование влияния дозировки упражнений на эффективность развития скоростно-силовых качеств. Проблемы физического воспитания студентов. // Материалы III республиканской научной конференции. - Баку, 1963. - 190с.
3. Аванесов В.У., Лунин Ю.К. К вопросам совершенствования методики развития физических качеств футболистов высокого класса. Проблемы физического воспитания студентов. // Материалы II республиканской научной конференции. - Баку, 1981. - 174с.
4. Адамбеков К.И., Адамбеков М.И. Динамика физической подготовки юных футболистов в годичном цикле тренировки. Сборник научных статей, Алма- Ата, 1985г.- с 75-80.
5. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дисс. - Омск, 1983. - 31с.
6. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1983. 22 с.
7. Алексеев В.А. Физиологические аспекты футбола. М, ФиС, 1986г.- 86 с.
8. Бизанц Г. Основные положения предсезонной подготовки юных футболистов // Зарубежные научные исследования. Вып. I. - М.: ФиС, 1992. - 177с.
9. Бойченко Б.Ф.Методика комплексного контроля в процессе отбора юных футболистов: Методические рекомендации. М., 1984. 29 с.
10. Выжгин В А. Исследование эффективности методики обучения детей 1111 лет технике футбола: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. 18 с.
12. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх: Учебно-методическое пособие М.: ОАО Издательство Советский спорт, 2010. 333 с.
13. Голомазов С, Чирва Б.Футбол. Анализ игр чемпионата мира по футболу 1998 г. Метод, разраб. М.: РГАФК, 1999. 55 с.
14. Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства футболистов. - М.: ФиС, 2000. - 220с.
15. Горащук В.П. Дозирование физических нагрузок при развитии основных двигательных качеств у школьников: Автореф. дис. канд. пед. Наук. М., 1985г. - 22 с.
16. Золотарев А.П. Возрастная динамика ловкости и техники владения мячом в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9-17 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. 22 с.
17. Казаков П.Н., Футбол - М.: ФиС, 1978.-256 с.
18. Кардосо А.М.У. Средства и методы скоростной и скоростно-силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет: Автореф. Дисс. пер. с исп. Т. - М.,
1985. - 37с.
19. Козловский В.И. Подготовка футболистов. М.: ФиС , 1974.-96 с.
20. Кудрявцев В.Д. Исследование физических качеств мальчиков 11-14 лет и их прогностическое значение для отбора в группы подготовки юных футболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1978. 24 с.
21. Лалаков Г.Е. Структура и содержание тренировочных нагрузок футболистов разных возрастов и квалификаций. - Омск, 2000. - 198с.
22. Лукин Ю.К. Методика тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности в системе годичной и многолетней подготовки футболистов: Автореф. дисс - М., 1990. - 32с.
23. Люкшинов Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов: Научно-методическое пособие. - 2еизд., - М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006г.- 432с.
24. Максименко И.Г. Структура тренировочных нагрузок, физической, технической и игровой подготовленности юных футболистов на этапе специализированной базовой подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. 19 с.
25. Маркосян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. - М.: Медицина, 1969. - 322с.
26. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.-248 с.
27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС, 1991.345 с.
28. Морозов Ю.А. Оценка состояния физической подготовленности спортсменов в системе управления тренировочным процессом. М.: ФиС, 1978г.-175 с.
29. Новокщенов И.Н. Особенности воспитания физических качеств у юных футболистов. Учебно-методическре пособие. - Волглград, 1996г. - 24с.
47. Осташев П.А. Прогнозирование способностей футболистов. М.: ФиС,
1982. -82 с.
30. Осташев П.В. Прогнозирование способностей футболиста. М.: ФиС, 1982. 96 с.
31. Петухов А.В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. 162 с.
32. Полишкис М.С., Выжгин В.А. Футбол: учебник для ИФК. - М.: Физкультура, образование и наука, 1999г. - 254с.
33. Рогачев А.Ф., Князев В.Д., Герасименко А.П. Оптимизация процесса подготовки юных футболистов в связи с динамикой развития физических качеств. Выбросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов. Волгоград, 1998.- с 3-11.
34. Рымащевский Т.А. Отбор мяча в процессе соревновательной деятельности футболистов. Вопросы теории и практики ФК и спорта. 1990.-с. 128-132.
35. Савин С.А. Футболист в игре и тренировке. М.: ФиС, 1975.-108 с.
36. Терентьев В.Ф. Структура скоростных качеств юных футболистов и методика их формирования: Автореф. дисс - СПб., 1995. - 37с.
37. Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных качеств у детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дисс - М., 1970. - 34с.
38. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980. - 285 с.