Развитие связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности 7
1.1 Содержание понятия связной речи 7
1.2 Особенности развития связной речи дошкольников 12
1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи
дошкольников 22
Вывод по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности 31
2.1. Диагностика уровня развития связной речи у дошкольников 31
2.2. Комплекс театрально-игровой деятельности по развитию связной
речи дошкольников 41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 45
Вывод по второй главе 52
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности 7
1.1 Содержание понятия связной речи 7
1.2 Особенности развития связной речи дошкольников 12
1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи
дошкольников 22
Вывод по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности 31
2.1. Диагностика уровня развития связной речи у дошкольников 31
2.2. Комплекс театрально-игровой деятельности по развитию связной
речи дошкольников 41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 45
Вывод по второй главе 52
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложение
Одно из важнейших условий развития дошкольников — полноценное развитие связной речи. В связи с этим, существенно повышаются требования к уровню развития связной речи, к разработке содержания и методики развития связной речи дошкольников. Среди задач современной дошкольной образовательной организации одной из главных, имеющей, большое социальное значение, является повышение речевой культуры дошкольников. В контексте ФГОС ДО приобретает особую актуальность поиск новых направлений совершенствования работы по развитию связной речи, рассматривающие вопросы освоения системы родного языка, формирования речевой деятельности, развития творческих возможностей детей, а также поиск новых методов и приемов обучения их связной речи.
Основным в образовании дошкольника признается не только организация его собственного опыта, но и возможности его дальнейшего творческого развития. В процессе развивающего взаимодействия творчество реализуется при направляющей помощи взрослого в различных видах деятельности: игровой, практической, предметной и речевой, а затем посредством самостоятельного поиска новых решений, что активизирует творческие способности ребенка.
Театрально-игровая деятельность обладает высоким потенциалом в развитии связной речи дошкольников, создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей.
Степень разработанности проблемы. Проблема развития связной речи дошкольников отражена в исследованиях таких ученых как: О. А. Бизикова [7], Т.Г. Винокур [10], В.В. Гербова [13], А.А. Зрожевская [8], Е.О. Смирнова [26, 27], Т. А. Ткаченко [44], О.С. Ушакова [32-35], Е.М Струнина [30] и других. Значение театрально-игровой деятельности высоко оценивали такие яркие представители дошкольной педагогики, как в исследованиях: Е.А. Антипина [3], Л.В. Артемова [4], С.Л. Гончарова [14], Т.И. Петрова [19] и других.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить значение театрально-игровой деятельности в процессе развития связной речи дошкольников.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи дошкольников.
Гипотеза: развитие связной речи дошкольников будет более
эффективным при использовании в воспитательно-образовательном процессе театрально-игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические основы развития связной речи
дошкольников средствами театрально-игровой деятельности;
2. дать понятие связной речи;
3. выделить особенности развития связной речи дошкольников;
4. рассмотреть театрально-игровую деятельность как средство развития связной речи дошкольников;
5. исследовать на практике развитие связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности.
Методологической основой исследования послужили работы ученых исследовавших процесс развития связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности в отечественных исследованиях: .А. Зрожевская [16], Е.А. Смирнова [26], Н.Г. Смольникова [29] и других.
Методами исследования в работе выступают: анализ психолого-педагогической и методической литературы, беседа, психолого -
педагогический эксперимент, анализ и обобщение полученных данных.
Методики исследования:
1. Методика исследования уровня диалогической речи: методика А.В. Чулковой «Изучение формирование диалога у дошкольников» (Приложение 1).
2. Методика исследования монологической речи «Составление рассказа-повествования по картинке или серии сюжетных картинок» (Глухов В.П.) (Приложение 2).
Практическая значимость работы: данные материалы исследования могут использованы методистами, воспитателями и логопедами в процессе развития речи дошкольников.
База исследования: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» г. Елабуга.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Основным в образовании дошкольника признается не только организация его собственного опыта, но и возможности его дальнейшего творческого развития. В процессе развивающего взаимодействия творчество реализуется при направляющей помощи взрослого в различных видах деятельности: игровой, практической, предметной и речевой, а затем посредством самостоятельного поиска новых решений, что активизирует творческие способности ребенка.
Театрально-игровая деятельность обладает высоким потенциалом в развитии связной речи дошкольников, создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей.
Степень разработанности проблемы. Проблема развития связной речи дошкольников отражена в исследованиях таких ученых как: О. А. Бизикова [7], Т.Г. Винокур [10], В.В. Гербова [13], А.А. Зрожевская [8], Е.О. Смирнова [26, 27], Т. А. Ткаченко [44], О.С. Ушакова [32-35], Е.М Струнина [30] и других. Значение театрально-игровой деятельности высоко оценивали такие яркие представители дошкольной педагогики, как в исследованиях: Е.А. Антипина [3], Л.В. Артемова [4], С.Л. Гончарова [14], Т.И. Петрова [19] и других.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить значение театрально-игровой деятельности в процессе развития связной речи дошкольников.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи дошкольников.
Гипотеза: развитие связной речи дошкольников будет более
эффективным при использовании в воспитательно-образовательном процессе театрально-игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические основы развития связной речи
дошкольников средствами театрально-игровой деятельности;
2. дать понятие связной речи;
3. выделить особенности развития связной речи дошкольников;
4. рассмотреть театрально-игровую деятельность как средство развития связной речи дошкольников;
5. исследовать на практике развитие связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности.
Методологической основой исследования послужили работы ученых исследовавших процесс развития связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности в отечественных исследованиях: .А. Зрожевская [16], Е.А. Смирнова [26], Н.Г. Смольникова [29] и других.
Методами исследования в работе выступают: анализ психолого-педагогической и методической литературы, беседа, психолого -
педагогический эксперимент, анализ и обобщение полученных данных.
Методики исследования:
1. Методика исследования уровня диалогической речи: методика А.В. Чулковой «Изучение формирование диалога у дошкольников» (Приложение 1).
2. Методика исследования монологической речи «Составление рассказа-повествования по картинке или серии сюжетных картинок» (Глухов В.П.) (Приложение 2).
Практическая значимость работы: данные материалы исследования могут использованы методистами, воспитателями и логопедами в процессе развития речи дошкольников.
База исследования: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» г. Елабуга.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Таким образом, связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи —
коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Связная речь дошкольника - итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры. Связная речь дошкольников оценивается по следующим показателям: смысловая ценность текста, связность (членимость).
Театрально-игровая деятельность - это игровая деятельность в процессе которой происходит придумывание сюжета и содержания игры, поиск путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В соответствии с возрастом дошкольников подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной речи.
В процессе театрально-игровой деятельности развивается умение обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Формируется навык познавательного общения. Формируется навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Формируется умение высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Развивается чувство языка, прививается чуткость к поэтическому слову, к образным средствам, любовь к родному языку.
Мы провели исследование развития связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности проводилось на базе МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» г. Елабуга.
Исследование проводилось в средних группах №3 и №6. Выборка составила 56 детей среднего дошкольного возраста.
Констатирующий эксперимент показал, что дошкольники экспериментальной и контрольной группы находятся на среднем уровне развития связной речи.
На этапе формирующего эксперимента, опираясь на результаты констатирующего эксперимента нами был разработан комплекс театрально-игровой деятельности по развитию связной речи дошкольников экспериментальной группы. I этап включил в себя 5 различных видов театрально-игровой деятельности по развитию диалогической речи, II этап включил в себя 4 театрально-игровые деятельности по развитию монологической речи. По окончанию формирующего этапа эксперимента нами была проведена повторная диагностика развития связной речи экспериментальной и контрольной группы.
Контрольный эксперимент показал, что дошкольники
экспериментальной группы достигли высокого уровня развития связной речи. Дети контрольной группы остались на среднем уровне развития связной речи.
Таким образом, разработанный и реализованный нами комплекс театрально-игровой деятельности способствует развитию речи дошкольников.
коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Связная речь дошкольника - итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры. Связная речь дошкольников оценивается по следующим показателям: смысловая ценность текста, связность (членимость).
Театрально-игровая деятельность - это игровая деятельность в процессе которой происходит придумывание сюжета и содержания игры, поиск путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В соответствии с возрастом дошкольников подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной речи.
В процессе театрально-игровой деятельности развивается умение обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Формируется навык познавательного общения. Формируется навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Формируется умение высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Развивается чувство языка, прививается чуткость к поэтическому слову, к образным средствам, любовь к родному языку.
Мы провели исследование развития связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности проводилось на базе МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» г. Елабуга.
Исследование проводилось в средних группах №3 и №6. Выборка составила 56 детей среднего дошкольного возраста.
Констатирующий эксперимент показал, что дошкольники экспериментальной и контрольной группы находятся на среднем уровне развития связной речи.
На этапе формирующего эксперимента, опираясь на результаты констатирующего эксперимента нами был разработан комплекс театрально-игровой деятельности по развитию связной речи дошкольников экспериментальной группы. I этап включил в себя 5 различных видов театрально-игровой деятельности по развитию диалогической речи, II этап включил в себя 4 театрально-игровые деятельности по развитию монологической речи. По окончанию формирующего этапа эксперимента нами была проведена повторная диагностика развития связной речи экспериментальной и контрольной группы.
Контрольный эксперимент показал, что дошкольники
экспериментальной группы достигли высокого уровня развития связной речи. Дети контрольной группы остались на среднем уровне развития связной речи.
Таким образом, разработанный и реализованный нами комплекс театрально-игровой деятельности способствует развитию речи дошкольников.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИСРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ
СКАЗОК
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Театрально-игровая деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020



