Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика преподавания технологии как отрасль педагогической науки (Марийский государственный университет)

Работа №59914

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы37
Год сдачи2018
Стоимость300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
340
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Введение 3
Глава 1 Методические аспекты технологии как отрасли науки 5
1.1 Методологическая сущность функционирования системы технологического образования 5
1.2 Принципы обучения технологии 11
Глава 2 Теория и методика преподавания технологии 19
2.1 Методика обучения технологии как педагогическая наука 19
2.2 Проблемы и пути совершенствования технологического образования 27
Заключение 32
Список использованных источников 35

В современной системе образования предметная область «Технология» играет главенствующую роль в формировании технологической культуры личности обучающегося. Являясь важным компонентом в системе школьного образования, предмет «Технология» открывает перед школьниками возможность применять знания из разных научных областей на практике и использовать их в проектной, конструкторской и технологической деятельности.
Цель исследования – охарактеризовать методику преподавания технологии как отрасль педагогической науки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть методологическую сущность функционирования системы технологического образования.
2. Охарактеризовать принципы преподавания технологии.
3. Обосновать методику обучения технологии как педагогическую науку.
Объект исследования – технологическое образование.
Предмет исследования – методика преподавания технологии как отрасль педагогической науки.
Методы исследования: теоретический анализа научных источников, методы классификации и аналогии, синтез и обобщение.
Методологической основой исследования явились научно-методические труды Г.И. Батуриной, Н.И. Болдырева, Б.М. Игошина, В.В. Николаева, И.Т. Огородникова, С.А. Седова, Е.М. Штерингарц и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение. Список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Длительное отсутствие модернизации в предметной области «Технология» привело к тому, что современное содержание предмета не отвечает требованиям постиндустриального общества. Нынешнее содержание учебной дисциплины ориентировано на изучение таких традиционных материалов и технологий производства, как металлообработка, деревообработка, технология обработки пищевых продуктов, сельскохозяйственного производства. Такое содержание предмета не может отвечать потребностям современного общества, которое нуждается в применении новых технологий и техники. Меняются требования и к будущему специалисту, который будет управлять современными технологическими процессами. Прежде всего, от будущего специалиста требуется высокий уровень естественно-научной и математической подготовки, а также владение такими универсальными видами деятельности, как конструирование, моделирование, исследование и управление.
Под источниками содержания технологического образования понимаются факторы, влияющие на его формирование и в то же время являющиеся его источниками. К ним относятся современные технологии преобразования энергии, обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов и информатики, включая различные объекты и сооружения, примеры техники и технологии современного производства различного профиля. Несомненно, что интеграционные процессы в рамках данных факторов и источников не могут не оказать влияние на интеграционные процессы в самом содержании технологического образования.
Основным и глобальным источником формирования содержания технологического образования на уровне общего теоретического представления является обобщенный социально-нравственный опыт, в качестве наиболее существенных структурных элементов, которого выступают различные виды науки и деятельности. Для дифференциации их, в свою очередь, целесообразно рассматривать применительно к различным отраслям деятельности. К ним относятся различные отрасли науки и информатики, производства и экологии, экономики и предпринимательства, декоративно-прикладного творчества и проектной деятельности, сферы обслуживания, досуга и т. д. Источниками для обоснования и разработки перспективного содержания технологического образования являются также знания о закономерностях усвоения различных элементов содержания учебного материала, методы обучения, средства обучения, организационные формы обучения, учебно-методическая и материально-техническая база общеобразовательного учреждения.
Структурная интеграция технологического образования достигается синтезом знаний естественнонаучных и общественно-гуманитарных и других школьных дисциплин.
Функциональная интеграция технологического образования выражает и показывает способы практического применения научных знаний в процессе творческой преобразовательной деятельности человека.
Изучение технологии способствует формированию у учащихся таких интегральных качеств, как креативность, мобильность, предприимчивость, компетентность, и др. Эти качества позволяют личности осознанно осуществить выбор своей будущей профессии и успешно функционировать в изменяющихся условиях технологически насыщенного мира современной цивилизации.
Особенностью системы содержания технологического образования является то, что наряду с познавательными и доступными техническими знаниями она включает относительно самостоятельные, хотя и непосредственно связанные друг с другом естественнонаучные знания(математика, физика, химия, биология и др.) и знания о технологиях преобразования и применения материалов и энергии в интересах человека, общества с учётом экологии и охраны природы. Технологическое образование предусматривает изучение средств и методов этих преобразований на всех этапах непрерывного обучения учащихся основной школы и выпускников при изучении элективных курсов по выбору из трёх профилей технологической направленности. Технологическая подготовка является основой, на которой формируется база профессионального выбора учащихся.
Технологическое образование в соответствии с современными дидактическими воззрениями включает в себя изучение таких модулей и учебных тем, как технология обработки материалов; графика и черчение, включающая элементы материаловедение и деталей машин; основы электротехника организация и экономика производства и предпринимательства, включающая основы научной организации труда, методы освоения культуры труда, планирования и организации трудового процесса, грамотного оснащения документации и рабочего места, выполнения проектов, основ творческой деятельности.
В результате технологической подготовки учащиеся получают сведения об основах технологии обработки материалов и пищевых продуктов, преобразование энергии, электротехники, промышленной электроники, общих принципах технологических процессов, основах предпринимательства. Таким образом, технологическая подготовка, является связующим звеном между общеобразовательными предметами, выполняет важную роль в профессиональном самоопределении и выбором будущей профессии учащихся.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Анохина, П. К. Основы педагогических знаний / П. К. Анохина. – Москва : Эксмо. 2015. – 541 с.
2. Баткина, Н. М. Инновационный подход к организа- ции уроков технологии в общеобразовательных учреждениях (на примере предмета технологии) / Н. М. Баткина // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 195-200.
3. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса / Г. И. Батурина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
4. Болдырев, Н. И. Основы педагогики / Н. И. Болдырев. – Москва : Академия. 2015. – 485 с.
5. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 74-76.
6. Вербицкий А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании / А. А. Вербицкий // Образование и наука. Известия УральскогоРАО. – 2012. – №6. – С. 5-19.
7. Вилданова, А. Р. Метод проектов в технологическом образовании школьников в условиях перехода на ФГОС общего образования / А. Р. Вилданова, Л. Н. Латипова // Успехи современного естествознания, 2013. – № 10. – С. 22-23.
8. Загвязинский, В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации / В. И. Загвязинский // Образование и наука. Известия Уральского РАО. – 2015. – № 4. – С. 3-16.
9. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета «Технология» / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
10. Игошев, Б. М. Современное образование: проблемы и решения / Б.М. Игошев // Альма Матер. – 2016. – № 10. – С. 6-11.
11. Лившиц, В. Две концепции современного образования: анализ в свете компетентностного подхода / В. Левшиц // Образование и наука. Известия Уральского РАО. – 2016. – №9. – С. 30-42.
12. Методика преподавания технологии: курс лекций: курс лекций / сост. Т.Н. Зотова; Алтайская гос. акад. образования. – Бийск: Алтайская гос. акад. образования, 2013. – 130 с.
13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. Режим дсотупа: минобрнауки.рф документы/1450 (дата обращения 27.04. 2018 г.).
14. Некоторые особенности уроков технологии (трудового обучения) в свете новых требований развивающего образования / Е. А. Лутцева. – Москва : Просвещение, 2013. – 225 с.
15. Николаев, В. В. Проектирование урока технологии на основе ФГОС / В. В. Николаев // Обучение и воспитание: методика и практика, 2013. –№7 – С. 132-137.
16. Огородников, И. Т. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов / И. Т. Огородников. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 374 с.
17. Разумовский, В. Г. Деятельность моделирования как фундаментальная учебная деятельность / В. Г. Разумовский, Ю. А. Сауров, В. Я. Синенко // Сибирский учитель. – 2013. – № 3. – С. 5–16.
18. Седов, С.А. Использование таксономии педагогических целей в организации проектной деятельности школьников / С.А. Седов // Школа и производство. – 2017. – № 1. – С. 18–23.
19. Седов, С.А. Организация урока технологии в современных условиях / С.А. Седов // Школа и производство. – 2017. – № 4. – С. 3−9.
20. Серебренников, Л. Н. Особенности технологической подготовки на современном этапе развития школы / Л. Н. Серебренников // Сборник трудов международной конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. – С. 201–206.
21. Серебренников, Л. Н. Проблемы технологического образования на современном этапе развития общества / Л. Н. Серебренников // Сборник трудов международной конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. – С. 189–193.
22. Скаткин, М. Н. Развивающая педагогика / М. Н. Скаткин. – Москва : АСТ, 2012. – 248 с.
23. Темняткина, О. В. Разработка конструкта урока по технологии в соответствии с компонентами деятельности / О. В. Темняткина // Школа и производство. – 2016. – №4. – С. 76-83.
24. Тенищева, В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: Дис. … д-ра пед. наук / В. Ф. Тенищева. – Москва : МГУ, 2014. – 399 с.
25. Тхоржевский, Д. А. Методика трудового обучении : учебное пособие / Д. А. Тхоржевский. – Москва : Просвещение, 2016. – 271 с.
26. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). – Москва : Просвещение, 2016. – 48 с.
27. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
28. Шкарапута, А. П. Повышение эффективности изучения предмета в школе / А. П. Шкарапута // Актуальная педагогика: теоретические и прикладные аспекты: материалы Междун. науч.-практ. конференции, 20 ноября 2014 г., г.Пермь / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2014 – С. 112-117.
29. Штерингарц, Е. М. Детский научный клуб. Организация развивающего обучения школьников в дополнительном образовании / Е. М. Штерингарц. – Москва : Авторский Клуб, 2015. – 495 c.
30. Хотунцев, Ю. Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся / Ю. Л. Хотунцев // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 10-15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ