Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Введение 3
Глава 1 Методические аспекты технологии как отрасли науки 5
1.1 Методологическая сущность функционирования системы технологического образования 5
1.2 Принципы обучения технологии 11
Глава 2 Теория и методика преподавания технологии 19
2.1 Методика обучения технологии как педагогическая наука 19
2.2 Проблемы и пути совершенствования технологического образования 27
Заключение 32
Список использованных источников 35
В современной системе образования предметная область «Технология» играет главенствующую роль в формировании технологической культуры личности обучающегося. Являясь важным компонентом в системе школьного образования, предмет «Технология» открывает перед школьниками возможность применять знания из разных научных областей на практике и использовать их в проектной, конструкторской и технологической деятельности.
Цель исследования – охарактеризовать методику преподавания технологии как отрасль педагогической науки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть методологическую сущность функционирования системы технологического образования.
2. Охарактеризовать принципы преподавания технологии.
3. Обосновать методику обучения технологии как педагогическую науку.
Объект исследования – технологическое образование.
Предмет исследования – методика преподавания технологии как отрасль педагогической науки.
Методы исследования: теоретический анализа научных источников, методы классификации и аналогии, синтез и обобщение.
Методологической основой исследования явились научно-методические труды Г.И. Батуриной, Н.И. Болдырева, Б.М. Игошина, В.В. Николаева, И.Т. Огородникова, С.А. Седова, Е.М. Штерингарц и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение. Список использованных источников.
Длительное отсутствие модернизации в предметной области «Технология» привело к тому, что современное содержание предмета не отвечает требованиям постиндустриального общества. Нынешнее содержание учебной дисциплины ориентировано на изучение таких традиционных материалов и технологий производства, как металлообработка, деревообработка, технология обработки пищевых продуктов, сельскохозяйственного производства. Такое содержание предмета не может отвечать потребностям современного общества, которое нуждается в применении новых технологий и техники. Меняются требования и к будущему специалисту, который будет управлять современными технологическими процессами. Прежде всего, от будущего специалиста требуется высокий уровень естественно-научной и математической подготовки, а также владение такими универсальными видами деятельности, как конструирование, моделирование, исследование и управление.
Под источниками содержания технологического образования понимаются факторы, влияющие на его формирование и в то же время являющиеся его источниками. К ним относятся современные технологии преобразования энергии, обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов и информатики, включая различные объекты и сооружения, примеры техники и технологии современного производства различного профиля. Несомненно, что интеграционные процессы в рамках данных факторов и источников не могут не оказать влияние на интеграционные процессы в самом содержании технологического образования.
Основным и глобальным источником формирования содержания технологического образования на уровне общего теоретического представления является обобщенный социально-нравственный опыт, в качестве наиболее существенных структурных элементов, которого выступают различные виды науки и деятельности. Для дифференциации их, в свою очередь, целесообразно рассматривать применительно к различным отраслям деятельности. К ним относятся различные отрасли науки и информатики, производства и экологии, экономики и предпринимательства, декоративно-прикладного творчества и проектной деятельности, сферы обслуживания, досуга и т. д. Источниками для обоснования и разработки перспективного содержания технологического образования являются также знания о закономерностях усвоения различных элементов содержания учебного материала, методы обучения, средства обучения, организационные формы обучения, учебно-методическая и материально-техническая база общеобразовательного учреждения.
Структурная интеграция технологического образования достигается синтезом знаний естественнонаучных и общественно-гуманитарных и других школьных дисциплин.
Функциональная интеграция технологического образования выражает и показывает способы практического применения научных знаний в процессе творческой преобразовательной деятельности человека.
Изучение технологии способствует формированию у учащихся таких интегральных качеств, как креативность, мобильность, предприимчивость, компетентность, и др. Эти качества позволяют личности осознанно осуществить выбор своей будущей профессии и успешно функционировать в изменяющихся условиях технологически насыщенного мира современной цивилизации.
Особенностью системы содержания технологического образования является то, что наряду с познавательными и доступными техническими знаниями она включает относительно самостоятельные, хотя и непосредственно связанные друг с другом естественнонаучные знания(математика, физика, химия, биология и др.) и знания о технологиях преобразования и применения материалов и энергии в интересах человека, общества с учётом экологии и охраны природы. Технологическое образование предусматривает изучение средств и методов этих преобразований на всех этапах непрерывного обучения учащихся основной школы и выпускников при изучении элективных курсов по выбору из трёх профилей технологической направленности. Технологическая подготовка является основой, на которой формируется база профессионального выбора учащихся.
Технологическое образование в соответствии с современными дидактическими воззрениями включает в себя изучение таких модулей и учебных тем, как технология обработки материалов; графика и черчение, включающая элементы материаловедение и деталей машин; основы электротехника организация и экономика производства и предпринимательства, включающая основы научной организации труда, методы освоения культуры труда, планирования и организации трудового процесса, грамотного оснащения документации и рабочего места, выполнения проектов, основ творческой деятельности.
В результате технологической подготовки учащиеся получают сведения об основах технологии обработки материалов и пищевых продуктов, преобразование энергии, электротехники, промышленной электроники, общих принципах технологических процессов, основах предпринимательства. Таким образом, технологическая подготовка, является связующим звеном между общеобразовательными предметами, выполняет важную роль в профессиональном самоопределении и выбором будущей профессии учащихся.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Анохина, П. К. Основы педагогических знаний / П. К. Анохина. – Москва : Эксмо. 2015. – 541 с.
2. Баткина, Н. М. Инновационный подход к организа- ции уроков технологии в общеобразовательных учреждениях (на примере предмета технологии) / Н. М. Баткина // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 195-200.
3. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса / Г. И. Батурина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
4. Болдырев, Н. И. Основы педагогики / Н. И. Болдырев. – Москва : Академия. 2015. – 485 с.
5. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 74-76.
6. Вербицкий А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании / А. А. Вербицкий // Образование и наука. Известия УральскогоРАО. – 2012. – №6. – С. 5-19.
7. Вилданова, А. Р. Метод проектов в технологическом образовании школьников в условиях перехода на ФГОС общего образования / А. Р. Вилданова, Л. Н. Латипова // Успехи современного естествознания, 2013. – № 10. – С. 22-23.
8. Загвязинский, В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации / В. И. Загвязинский // Образование и наука. Известия Уральского РАО. – 2015. – № 4. – С. 3-16.
9. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета «Технология» / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
10. Игошев, Б. М. Современное образование: проблемы и решения / Б.М. Игошев // Альма Матер. – 2016. – № 10. – С. 6-11.
11. Лившиц, В. Две концепции современного образования: анализ в свете компетентностного подхода / В. Левшиц // Образование и наука. Известия Уральского РАО. – 2016. – №9. – С. 30-42.
12. Методика преподавания технологии: курс лекций: курс лекций / сост. Т.Н. Зотова; Алтайская гос. акад. образования. – Бийск: Алтайская гос. акад. образования, 2013. – 130 с.
13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. Режим дсотупа: минобрнауки.рф документы/1450 (дата обращения 27.04. 2018 г.).
14. Некоторые особенности уроков технологии (трудового обучения) в свете новых требований развивающего образования / Е. А. Лутцева. – Москва : Просвещение, 2013. – 225 с.
15. Николаев, В. В. Проектирование урока технологии на основе ФГОС / В. В. Николаев // Обучение и воспитание: методика и практика, 2013. –№7 – С. 132-137.
16. Огородников, И. Т. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов / И. Т. Огородников. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 374 с.
17. Разумовский, В. Г. Деятельность моделирования как фундаментальная учебная деятельность / В. Г. Разумовский, Ю. А. Сауров, В. Я. Синенко // Сибирский учитель. – 2013. – № 3. – С. 5–16.
18. Седов, С.А. Использование таксономии педагогических целей в организации проектной деятельности школьников / С.А. Седов // Школа и производство. – 2017. – № 1. – С. 18–23.
19. Седов, С.А. Организация урока технологии в современных условиях / С.А. Седов // Школа и производство. – 2017. – № 4. – С. 3−9.
20. Серебренников, Л. Н. Особенности технологической подготовки на современном этапе развития школы / Л. Н. Серебренников // Сборник трудов международной конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. – С. 201–206.
21. Серебренников, Л. Н. Проблемы технологического образования на современном этапе развития общества / Л. Н. Серебренников // Сборник трудов международной конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. – С. 189–193.
22. Скаткин, М. Н. Развивающая педагогика / М. Н. Скаткин. – Москва : АСТ, 2012. – 248 с.
23. Темняткина, О. В. Разработка конструкта урока по технологии в соответствии с компонентами деятельности / О. В. Темняткина // Школа и производство. – 2016. – №4. – С. 76-83.
24. Тенищева, В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: Дис. … д-ра пед. наук / В. Ф. Тенищева. – Москва : МГУ, 2014. – 399 с.
25. Тхоржевский, Д. А. Методика трудового обучении : учебное пособие / Д. А. Тхоржевский. – Москва : Просвещение, 2016. – 271 с.
26. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). – Москва : Просвещение, 2016. – 48 с.
27. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
28. Шкарапута, А. П. Повышение эффективности изучения предмета в школе / А. П. Шкарапута // Актуальная педагогика: теоретические и прикладные аспекты: материалы Междун. науч.-практ. конференции, 20 ноября 2014 г., г.Пермь / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2014 – С. 112-117.
29. Штерингарц, Е. М. Детский научный клуб. Организация развивающего обучения школьников в дополнительном образовании / Е. М. Штерингарц. – Москва : Авторский Клуб, 2015. – 495 c.
30. Хотунцев, Ю. Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся / Ю. Л. Хотунцев // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 10-15.