ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
|
Введение
Глава 1: Теоретические основы исследования социальных медиа
1.1 История изучения и развития массовой коммуникации
1.2 Средства массовой коммуникации и средства массовой информации
1.3 Особенности медиа текста
1.4 Противостояние социальных медиа традиционным газетам
1.5 Теория речевых актов
1.6 Директивы. Классификация побудительных речевых актов.
1.7 Способы выражения категории побудительности
Выводы по Главе 1
Глава 2: Особенности директивных высказываний в английских социальных медиа
2.1 Прямые директивы
2.2 Косвенные директивы
2.3 Семантико-синтаксические средства выражения побуждения
Выводы по Главе 2
Заключение
Библиография
Глава 1: Теоретические основы исследования социальных медиа
1.1 История изучения и развития массовой коммуникации
1.2 Средства массовой коммуникации и средства массовой информации
1.3 Особенности медиа текста
1.4 Противостояние социальных медиа традиционным газетам
1.5 Теория речевых актов
1.6 Директивы. Классификация побудительных речевых актов.
1.7 Способы выражения категории побудительности
Выводы по Главе 1
Глава 2: Особенности директивных высказываний в английских социальных медиа
2.1 Прямые директивы
2.2 Косвенные директивы
2.3 Семантико-синтаксические средства выражения побуждения
Выводы по Главе 2
Заключение
Библиография
Настоящая дипломная работа посвящена изучению способов выражения побуждения в англоязычных социальных медиа на примере публикаций в социальной сети Facebook.
Воздействие на общественное сознание средств массовой коммуникации, прагматическое использование языка как инструмента социального влияния является сегодня одной из самых актуальных научных проблем. В 21 веке радикально, по сравнению с прошлыми веками, изменилось информационное пространство, окружающее человека, в частности, внедрение Интернета открывает новую эру в развитии коммуникации. Всемирная «информационная паутина» сегодня не имеет ни физических, ни географических, ни цензурных границ. Теперь социальные медиа и социальные сети образуют еще одно направление. Современные СМК, изначально задумывавшиеся как средства информирования, просвещения и развлечения, постепенно берут на себя манипулятивно- управленческую функцию, влияя на культурные и социально - психологические ценности аудитории, изменяя их модели поведения и восприятия действительности.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена возрастающей ролью побуждения в современном обществе и недостаточной лингвистической изученностью воздействующего, манипулятивного аспекта языка СМК.
Гипотеза исследования - любой медиа текст призван воздействовать на аудиторию, все его языковые средства оценочны и призваны убедить реципиента, повлиять на его позицию и побудить к действиям.
Объектом исследования являются побудительные предложения в современном английском языке, а предметом - языковые средства выражения побудительности в социальных медиа.
Цель исследования заключается в изучении и описании побудительных предложений и косвенных директивов с точки зрения использованных в них языковых средств.
Цель определила конкретные задачи исследования:
1) Рассмотреть и проанализировать содержание ключевых понятий, таких как: массовая коммуникация, средства массовой коммуникации и средства массовой информации, речевой акт, директивное высказывание, побудительность.
2) Произвести поиск и подобрать практический материал на основе публикаций в социальной сети Facebook для выявления особенностей директивных высказываний в англоязычных социальных медиа.
3) Изучить классификацию директивных речевых актов.
4) Рассмотреть языковые средства выражения побудительных речевых актов.
5) Проанализировать их на семантико-синтаксическом уровне и дать описание.
Методика исследования носит комплексный анализ. В работе используется описательный метод для характеристики и оценки языковых фактов, методика лингвистического анализа текста для раскрытия функции побудительного речевого акта, а также метод семантико-прагматического анализа при описании собственно побудительных речевых актов и косвенных директивов.
Теоретико-методологической базой для исследования послужили труды отечественных и зарубежных лингвистов в области теории речевых актов и прагмалингвистики, когнитивной лингвистики, синтаксиса. Рассматриваемая тема уже давно является объектом пристального внимания специалистов в области массово-коммуникативной деятельности, поэтому специфика представленного исследования была во многом предопределена широким диапазоном научной литературы. Основополагающими для исследования являются достижения в области теории речевых актов, получивших свое отражение в работах Дж.Р.Серля, Дж.Остина, Е.Ю.Протасовой, Г.П.Бакулева, а также труды Г.Г.Почепцова, А.Вежбицкой, посвященные когнитивному и прагмалингвистическому аспектам категории императивности, работы Е.И Беляевой, рассматривающие способы выражения директивов и их использование в различных коммуникативных ситуациях, исследования В. Б. Кашкина и А.Г.Поспеловой, посвященные изучению речевого акта.
Материалом для исследования послужили англоязычные публикации в социальной сети Facebook. В качестве источников использовались аккаунты групп, посвященные актуальным современным проблемам - проблеме беженцев, военным конфликтам, защите окружающей среды, здоровья. Всего нами проанализировано около 200 отдельных записей из шести аккаунтов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что мы проанализировали и обобщили результаты многих теоретических исследований касаемо категории побудительности в английском языке и рассмотрели языковые средства для выражения директивных высказываний на уровне предложения.
Результаты ВКР имеют практическую ценность для разработки учебно-методических пособий, комплекса упражнений для устной и письменной практики, результаты исследования также могут быть использованы в учебных курсах по теоретической и практической грамматике современного английского языка, теории коммуникации, в спецкурсах и семинарах по проблемам коммуникативного синтаксиса.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и библиографии.
Воздействие на общественное сознание средств массовой коммуникации, прагматическое использование языка как инструмента социального влияния является сегодня одной из самых актуальных научных проблем. В 21 веке радикально, по сравнению с прошлыми веками, изменилось информационное пространство, окружающее человека, в частности, внедрение Интернета открывает новую эру в развитии коммуникации. Всемирная «информационная паутина» сегодня не имеет ни физических, ни географических, ни цензурных границ. Теперь социальные медиа и социальные сети образуют еще одно направление. Современные СМК, изначально задумывавшиеся как средства информирования, просвещения и развлечения, постепенно берут на себя манипулятивно- управленческую функцию, влияя на культурные и социально - психологические ценности аудитории, изменяя их модели поведения и восприятия действительности.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена возрастающей ролью побуждения в современном обществе и недостаточной лингвистической изученностью воздействующего, манипулятивного аспекта языка СМК.
Гипотеза исследования - любой медиа текст призван воздействовать на аудиторию, все его языковые средства оценочны и призваны убедить реципиента, повлиять на его позицию и побудить к действиям.
Объектом исследования являются побудительные предложения в современном английском языке, а предметом - языковые средства выражения побудительности в социальных медиа.
Цель исследования заключается в изучении и описании побудительных предложений и косвенных директивов с точки зрения использованных в них языковых средств.
Цель определила конкретные задачи исследования:
1) Рассмотреть и проанализировать содержание ключевых понятий, таких как: массовая коммуникация, средства массовой коммуникации и средства массовой информации, речевой акт, директивное высказывание, побудительность.
2) Произвести поиск и подобрать практический материал на основе публикаций в социальной сети Facebook для выявления особенностей директивных высказываний в англоязычных социальных медиа.
3) Изучить классификацию директивных речевых актов.
4) Рассмотреть языковые средства выражения побудительных речевых актов.
5) Проанализировать их на семантико-синтаксическом уровне и дать описание.
Методика исследования носит комплексный анализ. В работе используется описательный метод для характеристики и оценки языковых фактов, методика лингвистического анализа текста для раскрытия функции побудительного речевого акта, а также метод семантико-прагматического анализа при описании собственно побудительных речевых актов и косвенных директивов.
Теоретико-методологической базой для исследования послужили труды отечественных и зарубежных лингвистов в области теории речевых актов и прагмалингвистики, когнитивной лингвистики, синтаксиса. Рассматриваемая тема уже давно является объектом пристального внимания специалистов в области массово-коммуникативной деятельности, поэтому специфика представленного исследования была во многом предопределена широким диапазоном научной литературы. Основополагающими для исследования являются достижения в области теории речевых актов, получивших свое отражение в работах Дж.Р.Серля, Дж.Остина, Е.Ю.Протасовой, Г.П.Бакулева, а также труды Г.Г.Почепцова, А.Вежбицкой, посвященные когнитивному и прагмалингвистическому аспектам категории императивности, работы Е.И Беляевой, рассматривающие способы выражения директивов и их использование в различных коммуникативных ситуациях, исследования В. Б. Кашкина и А.Г.Поспеловой, посвященные изучению речевого акта.
Материалом для исследования послужили англоязычные публикации в социальной сети Facebook. В качестве источников использовались аккаунты групп, посвященные актуальным современным проблемам - проблеме беженцев, военным конфликтам, защите окружающей среды, здоровья. Всего нами проанализировано около 200 отдельных записей из шести аккаунтов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что мы проанализировали и обобщили результаты многих теоретических исследований касаемо категории побудительности в английском языке и рассмотрели языковые средства для выражения директивных высказываний на уровне предложения.
Результаты ВКР имеют практическую ценность для разработки учебно-методических пособий, комплекса упражнений для устной и письменной практики, результаты исследования также могут быть использованы в учебных курсах по теоретической и практической грамматике современного английского языка, теории коммуникации, в спецкурсах и семинарах по проблемам коммуникативного синтаксиса.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и библиографии.
Целью выпускной квалификационной работы было изучение собственно побудительных и косвенных речевых актов с точки зрения использованных в них языковых средств. Цель и задачи, поставленные в данной работе, были решены.
Из проведенного в Главе 1 анализа следует, что массовая коммуникация вошла в новый этап и приняла новые формы. Важнейшими чертами массовой коммуникации являются - установка на новизну, связанная с ориентацией на немедленное восприятие передаваемой информации, и функция воздействия - убеждение адресата, влияние на его позицию, побуждение его к действиям.
Как было определено в Главе 1 нашей работы, общим коммуникативным назначением директивного речевого акта является стремление говорящего побудить адресата совершить действие. Многообразие языковых средств выражения побудительных высказываний обуславливает широкий спектр форм их репрезентации в речи.
В практической части нами было проанализировано 75 директивных высказываний на материале публикаций в социальной сети Facebook. Из общего числа проанализированных побудительных высказываний прямые директивы составили 46%, а косвенные - 51%. На основании этого анализа следует, что побуждение в английском языке выражается чаще всего в косвенной форме. Косвенные способы выражения побуждения отличаются многообразием форм и способны удовлетворить прагматические запросы коммуникантов. Собственно повелительные речевые акты, представляющие собой в основном призыв связаться с кем-то, распространить какую-то информацию или обратить на что-то внимание, способны варьировать степень категоричности в зависимости от темы высказывания.
Для успешного осуществления своего намерения автор употребляет в своем высказывании ряд лексических средств (эмоционально-оценочные высказывания, формулы вежливости, обращения); грамматических средств (императив, императив с отрицанием, условное наклонение, модальные глаголы), а также синтаксические и графические средства.
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что изучение особенностей реализации побудительных речевых актов в английском языке является перспективным направлением для изучения, благодаря которому в дальнейшем станет возможным организовывать коммуникацию с большей эффективностью и продуктивностью. Полученные результаты открывают перспективы для дальнейших исследований особенностей влияния СМК на восприятие окружающей действительности и формирование языковой картины мира.
Из проведенного в Главе 1 анализа следует, что массовая коммуникация вошла в новый этап и приняла новые формы. Важнейшими чертами массовой коммуникации являются - установка на новизну, связанная с ориентацией на немедленное восприятие передаваемой информации, и функция воздействия - убеждение адресата, влияние на его позицию, побуждение его к действиям.
Как было определено в Главе 1 нашей работы, общим коммуникативным назначением директивного речевого акта является стремление говорящего побудить адресата совершить действие. Многообразие языковых средств выражения побудительных высказываний обуславливает широкий спектр форм их репрезентации в речи.
В практической части нами было проанализировано 75 директивных высказываний на материале публикаций в социальной сети Facebook. Из общего числа проанализированных побудительных высказываний прямые директивы составили 46%, а косвенные - 51%. На основании этого анализа следует, что побуждение в английском языке выражается чаще всего в косвенной форме. Косвенные способы выражения побуждения отличаются многообразием форм и способны удовлетворить прагматические запросы коммуникантов. Собственно повелительные речевые акты, представляющие собой в основном призыв связаться с кем-то, распространить какую-то информацию или обратить на что-то внимание, способны варьировать степень категоричности в зависимости от темы высказывания.
Для успешного осуществления своего намерения автор употребляет в своем высказывании ряд лексических средств (эмоционально-оценочные высказывания, формулы вежливости, обращения); грамматических средств (императив, императив с отрицанием, условное наклонение, модальные глаголы), а также синтаксические и графические средства.
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что изучение особенностей реализации побудительных речевых актов в английском языке является перспективным направлением для изучения, благодаря которому в дальнейшем станет возможным организовывать коммуникацию с большей эффективностью и продуктивностью. Полученные результаты открывают перспективы для дальнейших исследований особенностей влияния СМК на восприятие окружающей действительности и формирование языковой картины мира.
Подобные работы
- САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ АНГЛО- И НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ
В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ГАЗЕТАХ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
АНГЛОЯЗЫЧНОГО РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Языковые стратегии продвижения достопримечательностей Санкт-Петербурга и пригородов, относящихся к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО, в англоязычных СМИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2022 - РЕЧЕВЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ: ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА РУССКО- И АНГЛОЯЗЫЧНЫХ САЙТАХ ДЛЯ
АБИТУРИЕНТОВ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2024 - СПЕЦИФИКА ТЕКСТА НОВЫХ МЕДИА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
(НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2020 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ НЕЙМДРОППИНГА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ КИТАЙСКОЙ ПРОЗЫ)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ТЕКСТОВ РЕКЛАМЫ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - МИТИГАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ
В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ
(НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2017



