Введение 3
Глава 1: Особенности радиовещания для детей 7
1.1. Психологическая особенность развития личности в младшем школьном возрасте. Специфика восприятия детьми аудиальной информации 7
1.2. Речевое и неречевое поведение журналиста 16
1.2.1. Правильная речь 17
1.2.2. Речь, адаптированная для детской аудитории 19
1.2.3. Умеренная информативная речь 20
1.3. Игровая форма радийной речи 23
1.3.1. Вербальный компонент речи 24
1.3.2. Невербальный компонент речи 26
1.3.3. Традиционные выразительные средства радиожурналистики 28
1.4. Композиционное построение радиопрограммы 34
Глава 2: Познавательно-развлекательная радиопрограмма для детей
«Кругозоррро» 39
Заключение 44
Список литературы 48
Приложение 1 51
Приложение 2 54
Приложение 3 56
Приложение 4 59
Радиовещание для детей - это один из институтов социализации подрастающего поколения, которое формирует систему привычек, предпочтений, вкусов, взглядом, мнений. В качестве коммуникаторов на детском радио подбирают «особенных людей, наделенных особыми личностно-поведенческими характеристиками», что определяет организацию взаимоотношений ведущего и слушателя в детском радиоэфире.
Радиопередачи для детей активизируют детское восприятие, развивая положительные черты характера, помогают осваивать мир, пробуждать интерес к науке, искусству, спорту и т. д.
Чтобы создать качественную радиопередачу необходимо умение правильно применять выразительные средства, профессионально владеть вербальными и невербальными компонентами. Данное исследование посвящено выявлению принципов и приемов создания радиопередачи для детей и закономерности в работе журналиста при создании детской радиопрограммы.
Понимание детского радиовещания заключается в определенной модели перцепции передач:
1. «получение и усвоение вербального сигнала»: музыкальные заставки, голос ведущего
2. раскодирование «знака» и связывание его с идеалом восприятия
3. становление слухового образа (ведущего, события, главного героя и т. д.)
Актуальность исследования: определяется необходимостью сформировать комплексный взгляд на принципы построения радиосообщения для детей и применения художественно-выразительных средств, с целью повышения привлекательности радиопрограмм для детской аудитории.
Информационное содержание радиовещания определяется становлением личностных качеств юных слушателей, в зависимости от возможности формирования коммуникативной среды и восприятия познавательной информации аудиторией. В связи с этим обращение выпускной работы к аспекту детского радиовещания обусловлено потребностью привлекать детскую аудиторию не только развлекательной информацией, но и доступной, познавательной и просветительской. Ведь, несмотря на массив жанрово-тематического многообразия, радиоэфиру становится сложнее воплощать воспитательскую и просветительскую функции, каковы являются важными в становлении и развитии ребенка, а впоследствии взрослого.
Объект исследования - познавательно-развлекательные программы для детей на отечественном радио. На сегодняшний день отечественное радиовещание, чаще всего, рассматривается как коммерческий проект, однако, социальная значимость его крайне высока. Оно обладает собственными особыми характерными чертами, т. к. формируется в особенных условиях, трудных, непрогнозируемых и, в то же время, строго контролируемых.
Предмет исследования - принципы композиционного построения программы, коммуникативные качества речи журналиста и особенности использования выразительных средств радиожурналистики. Радиовещание - это своего рода отображение реальной действительности, глубокая общественная форма, исследовать которую в рамках одного исследования невозможно. Поэтому, данная работа рассматривает один раздел из этой системы - радиопередачи для детей, которые становятся, особенно важны, при формировании мировоззрения юного поколения.
Цель - определить характерные особенности построения радиопрограммы для детей; проанализировать собственный опыт создания познавательно-развлекательной радиопрограммы для детей «Кругозоррро».
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- дать характеристику психологических особенностей развития личности в детском возрасте и проанализировать специфику восприятия детьми аудиальной информации;
- рассмотреть речевое поведение журналиста в радиопередаче для детей;
- определить основные качества неречевого поведения журналиста в радиопрограмме для детей;
- проанализировать принципы композиционного построения радиопрограммы;
- охарактеризовать особенности использования выразительных средств;
- рассмотреть вопрос потребности детей в детских радиопрограммах;
- проанализировать собственный опыт создания познавательно-развлекательной программы для детей «Кругозоррро».
В работе использованы следующие методы: исторического анализа, метод социологического опроса, комплексный анализ, сравнительно-описательный анализ авторского проекта и передач на «Радио России», «Детском радио», «Эхе Москвы», интернет-радио «KIDS FM».
Теоретическую базу составили труды по детской психологии (Л. И. Божович, Е. Л. Солдатова, Д. Б. Эльконин, Р. А. Абдурахманов), лингвистике (М. Т. Баронов, Л. В. Щерба), психолингвистике (Г. Е. Крейдлин, Л. С. Выготский), радиожурналистике (А. А. Шерель, Ю. В. Клюев, В. В. Смирнов).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений (экспертного интервью и трех сценариев). В первой главе произведен общий анализ функциональных особенностей детских радиопрограмм, проанализированы психологические аспекты восприятия детьми аудиальной информации, рассмотрены коммуникативные качества речи журналиста. Вторая глава исследования представляет характеристику собственного цикла радиопередач.
Радиопередачи для детей играют большую роль в детском развитии и имеют большое влияние на подрастающее поколение. Радио в отличие от телевидения способно формировать у ребенка образное мышление, творческое воображение и креативную активность. Оно «развивает определенные черты характера, фантазию, эмоциональную сферу, творчество, эстетику, речевую культуру».
В советский период детские радиопрограммы были ориентированы на реализацию социальной и образовательной функций, и несли лишь небольшой компонент развлекательности. Передачи для детей отличались высоким качеством речи ведущего. В постсоветском пространстве детское радиовещание отошло на второй план.
Сегодня наиболее популярными являются юмористические, развлекательные и новостные передачи. Такие программы привлекают внимание детей своей легкостью и ненавязчивостью.
Педагоги и психологи говорят о том, что СМИ должны прививать нравственные ценности, быть поучительными и сообщать важную информацию.
Рассмотренной в работе возрастной категории, детям младшего школьного возраста, присущи такие особенности, как: быстрая утрата интереса к монотонному происходящему; непонимание сложных слов; неспособность мыслить образами; потребность в конкретных примерах; общение с помощью «языка игр».
Детские радиопередачи нацелены, прежде всего, на звучащее слово, поэтому значительно расширяют лексические возможности ребенка: за счет непроизвольного подражания речи взрослого, речь детей обогащается новыми терминами и новыми грамматическими конструкциями.
Детское радиовещание представляет собой уникальный лингвистический аспект, который создается интенсивностью психологического контекста. В современных радиоэфирах ведущие стараются работать по принципу «диалогизации»: то есть создавать «обратную связь» с аудиторией в виде звонков в студию, писем по электронной почте, либо с помощью общения в социальных сетях. Это развивает у детей способностью публично излагать свои мысли и не бояться звонить в прямой эфир. Вербальный компонент радио совершенствует речевую и мыслительную деятельность, активизирует работу памяти.
Радиопередача для детей требует безукоризненного речевого оформления, так как речь ведущего воспринимается как пример для подражания. Дети в младших классах уже способны определять устнолитературную норму, и, услышав какое-либо ее отклонение, ранее им не встречавшееся вследствие своего небольшого речевого опыта, воспримут данное отклонение за правильное.
Музыка в радиоэфире воспитывает эстетику вкуса и развивает музыкальный слух, а также прививает любовь к этому искусству. Она добавляет выразительности радиопередаче и формирует яркие образы в воображении ребенка.
Важное место в детской передачи отводится игре. Дети лучше всего воспринимают и запоминают речь через игру. В игровой форме ребенок способен усвоить даже самое сложное информационное сообщение. С ее помощью автор передает юным слушателям новую и полезную информацию. В журналистике игровая форма является своеобразным «оружием» фатической коммуникации. Фатическая коммуникация в средствах массовой информации отображает значение выразительных средств радиожурналистики. Фатическая речь осуществляет множество целей и установок, для их реализации могут быть использованы одни и те же языковые средства выразительности. Одной из основных целей фактической коммуникации - является развлечение.
Детское радиовещание с каждым днем становится менее популярным. Это в первую очередь связано с тем, что современным детям намного проще зайти в поисковую интернет-систему или социальные сети и там узнать нужную информацию. Немногие знают о том, что познавательную информацию можно получать из радиопрограмм, ориентированных на их сверстников.
От коммуникативного поведения ведущего зависит эффективность восприятия информации юными слушателями, поэтому говорящий должен обладать приятным тембром и грамотной речью. Современный ведущий детских радиопрограмм должен быть наделен определенными личностными качествами и проходить жесткий отбор для допуска к детской аудитории. Новиков К. Ю. выделяет такие качества радиоведущего: артистизм, умеренная эмоциональность, высокий уровень речевой культуры, любовь к детям, способность вести разговор без назидательности, учитывая высокую акселерацию современной детско-юношеской аудитории.
Детская аудитория очень восприимчива к особенностям поведения коммуникатора, что объясняется желанием подражать голосу и поведению героя, следовать его манере говорить и вести себя в эфире.
Идеальная детская радиопрограмма характеризуется:
- яркостью и красочностью образа;
- объем 10-15 минут;
- девиз: «Одна программа - одна истина»;
- короткие предложения, объяснения сложных слов.
В заключение, хочется напомнить, что одно из главных качеств, присущих детской аудитории - это доверчивость. И хотя современное детское вещание все больше наполняется развлекательной информацией, нужно находить средства для реализации культурно-просветительской функции. Чтобы восприятие аудиальной информации детьми было эффективным, необходимо сочетать игровые формы, познавательные элементы и выразительные возможности радиожурналистики.
1. Абдурахманов Р. А. Возрастная психология. - М., 1999.
2. Барабаш Н. С. Болотова Л. Д. Гаспарян В. В. Радиожурналистика: Учебник для вузов. Под ред. Шереля А. А. М., 2000.
3. Бородина Т. Медиапотребление в России выросло до 8,5 часа в сутки. / Т. Бородина. // Известия. - 2015.— 16 июня.
4. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учеб. Пособие. - СПб, 2004.
5. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. - М.: Наука, 1993.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб, 1999.
7. Выготский Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте: Предыстория письменной речи // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 2008.
9. Гридина Т. А. Языковая игра в художественном тексте: Монография // Урал. гос. пед.ун-т. - Екатеринбург, 2008.
10. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000.
11. Иванова Е. А. Психология развития и возрастная психология: Методические материалы для студентов. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.
12. Ильченко С. Н. Окнер О. А. Телевидение в эпоху Интернета: Учеб. пособие. - Спб., 2005.
13. Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии: Учеб.
Пособие // Ю. В. Клюев. СПб. : Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций» СПбГУ, 2015.
14. Кони А. Ф. Собр. соч. Т. 4. - 1967.
15. Коньков В. И. Стилистические явления в речевой практике СМИ // Вестник Пермского университета. Зарубежная и российская филология. Вып. 6. - 2009.
16. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. — М.: Новое литературное обозрение, 2002.
17. Лазутина Г. В. ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА. Учебник для вузов - М.: «Аспект Пресс», 2001.
18. Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана: Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. - М., 2015.
19. Маклаков А. Г. Общая психология. - М., 2001.
20. Новиков К. Ю. Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе. - М, 2006 г.
21. Норман Б. Ю. Игра на грани языка. - М., 2006.
22. Норман Б. Ю. Язык. Знакомый незнакомец. - М., 1987.
23. Пинчук О. В. Специфика детского интернет-радио как СМИ с точки зрения его аудитории, структурно-содержательных компонентов, типологических характеристик. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Воронеж, 2015.
24. Почкай Е. П. Технология СМИ: выразительные средства телевидения и радио: учеб. пособие для студентов ф-та журн. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ф-т журн., 2000.
25. Сахновский В. Г. Режиссура и методика её преподавания, М.—Л., 1939.
26. Седова Л. И.Основы композиционного моделирования в архитектурном проектировании: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд- воУралГАХА, 2012.
27. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. Учеб. Пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.
28. Смирнов В. В. Радиожурналистика в современном эфире: учеб. пособие. Таганрог: Центр развития личности, 2007.
29. Солдатова Е. Л. Возрастно-психологические особенности восприятия как критерий эффективности массовой коммуникации // Вестник ЮУрГУ Серия: Лингвистика. - 2013. - №1.
30. Соловьева Н. Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского языка. - М.: Оникс. 2008.
31. Стилистический энциклопедический словарь русского языка под ред. Кожиной М. Н.- М., 2003.
32. Трофимова Г. Н. Журналист, пиар-специалист и массовые информационные процессы. Учеб. пос. - Москва: РУДН, 2006.
33. Хюллен Петер, Карг Торстэн. Пособие для радиожурналистов. Deutschland, Bonn. Deutsche Welle DW-AKADEMIE, 2010. (На русском языке).
34.Чуковский К.И. Собр. соч. Т. 3. - М., 1966.
35. Шерель А. А. Радиожурналистика. - М., 2000.
36. Щерба Л. В. Литературный язык и пути его развития // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957
37. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., Педагогика, 1989.
Электронные ресурсы
Сайт Радио России. http://www.radiorus.ru/
Сайт Детского радио. http://www.deti.fm/
Сайт Эха Москвы. http://www.echo.msk.ru/