Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моральные проблемы прав ребенка

Работа №59834

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этика и эстетика

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Социология детства 8
§1.1 Антропологические исследования Маргарет Мид 8
§1.2 Детство в западноевропейской культуре 14
Глава 2. Ребенок и современная правовая система 22
§2.1 Права ребенка. Обзор и анализ источников 22
§2.2 Основное содержание ювенального права 28
Глава 3. Моральные проблемы прав ребенка 32
§3.1 Этическая идея прав ребенка 33
§3.2 Признание прав ребенка 38
§3.3 Насилие и жестокость 39
§3.4 Сиротство 45
§3.5 Конфиденциальность 46
§3.6 Наркотики 48
§3.7 Ребенок вне брака 50
§3.8 Развод и его последствия для ребенка 52
§3.9 Трудовые права 53
§3.10 Противоречие права и традиции 54
§3.11 Пример №1 58
§3.12 Пример №2 61
§3.13 Теория морального и когнитивного развития 63
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложение №1 72
Приложение №2


Множество работ посвящено теме прав человека, основе всех демократических европейских ценностей. Считается, что соблюдение прав человека - фундамент любого правового государства.
Тема моей выпускной квалификационной работы - «Моральные проблемы прав ребенка». Я хочу обратить внимание на реализацию этих прав. Для того чтобы понять, что в дискурсе прав человека права ребенка, как особая категория, не рассматриваются, нужно проанализировать природу возникновения этих прав.
Сегодня в России идет процесс образования института ювенальной юстиции. В становлении этого института, как и любого другого, на первых этапах не исключены ошибки, трудности. Я анализирую принятые законы, возможности и механизмы реализации прав несовершеннолетних.
Обычно материал о правах ребенка используется в контексте юридической специализации. Условием моей работы было комплексное рассмотрение феномена возникновения прав детей и сопутствующих сложностей в реализации, принятии обществом этих прав и культурных аспектах, которые меняют отношение к ребенку.
Актуальность исследования заключается в том, что его тема является остросоциальной. Права ребенка широко обсуждаются в юридических кругах. Для различных правовых процедур принимаются новые законы. Но в этическом контексте развития этой темы не наблюдается, права ребенка рассматриваются в основном в традиционалистском ключе, в том числе теми институтами, которые эти права призваны соблюдать и защищать. Общество должно обратить внимание на ход исполнения правовых норм, на их обоснованность и необходимость, на надежность санкций, на моральные дилеммы, порождаемые данной проблемой.
Необходимо сказать, что выступает объектом и предметом исследования. Объект - права ребенка, предмет - этические проблемы этих прав.
Проблематика работы обусловлена высокой степенью отстраненности ребенка от социума. В основном родители или опекуны действуют от его лица на протяжении всего периода детства, до совершеннолетия. Нельзя сказать, что тема прав ребенка табуирована, скорее сам ребенок исключен из общественного диалога о его правах. Чтобы показать степень вовлеченности ребенка, необходимо было провести данное исследование.
Дополнительной проблемой является непонимание необходимости существования прав детей, прав, имеющих особый статус, со стороны общества.
Цель исследования - изучить права ребенка, их происхождение, структуру, и провести этический анализ этих прав, фокусируя исследование на наиболее сложных для решения проблемах, а затем, сформулировать идею, лежащую в основании стремления современного общества выделить ребенка в качестве отдельной социальной группы, имеющей свою собственную правовую систему. Эта идея носит этический характер. Люди часто ссылаются на моральные ценности, не сильно вникая в их содержание. Дело в том, что моральные системы могут покоиться на разных основаниях, например, на эгоизме, рессентименте, личном совершенстве, а не исключительно лишь на социальных добродетелях или на общественном благе. Поэтому, нужно узнать, какая на самом деле заложена цель и идея в появлении отдельной системы права, выделяющей группу детей из человеческой общности.
Задачи исследования:
1. Описать трансформацию прав ребенка.
2. Сравнить содержание правовых источников общемирового и российского значения.
3. Выделить проблемные статьи.
4. Проанализировать моральные проблемы прав ребенка.
5. Рассмотреть реальные ситуации, в которых были нарушены права ребенка.
6. Понять важность этической составляющей в формировании прав ребенка.
Методы исследования - анализ специальной научной литературы, сравнительно-исторический и кросс-культурный анализ детства как социального феномена, анализ нормативно-правовой документации, сравнение, метод кейс стади - ситуационный анализ.
В исследовании была использована юридическая литература, тексты законов, другая специальная научная литература, характеризующая этическую составляющую вопроса. Большое внимание уделено корпусу антропологических текстов, которые проясняют появление прав ребенка, и показывают отношение к ребенку в различных обществах и культурах.
На мой взгляд, новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе, привлечении литературы разного круга. Важнейшей частью для нас является этическая составляющая, поэтому значительное место в работе отведено поиску моральных мотивов, заложенных в различных явлениях.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что её результаты помогут любому индивиду составить мнение по данному вопросу. Скрупулезное изучение нестабильных правовых рычагов влияния, двойственных моментов, так называемых «лазеек» в законе, представленное в этой работе, позволит оценить масштаб проблем, и предпринять действия для искоренения многих проблем в сфере прав ребенка.
Моральные проблемы прав ребенка - область социальной этики. Общество несет ответственность за состояние права по данному вопросу. Общество также контролирует исполнение правовых норм. Причем, выражаться это будет как в наложении санкций, прописанных в законе, так и в общественном неодобрении и порицании неправомерного поведения.
Защита прав ребенка это значимая социальная проблема. Основные социальные институты, осуществляющие реализацию прав - это школа и семья. Так же контролем занимаются другие государственные службы - органы опеки и попечительства. Задача государства - обеспечить поддержку населения, помочь родителям в реализации прав ребенка.
Также в контексте прав ребенка нужно оценить его роль в принятии решений, его способность действовать по собственному усмотрению. Работа покажет, какие варианты действий по защите своих прав предлагает ювенальная юстиция. А анализ кейсов, содержащих реальные проблемы, с которыми столкнулись несовершеннолетние, продемонстрирует, какое воплощение права ребенка имеют на практике.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, двух приложений. Глава 1 «Социология детства» посвящена теме появления мира детства, и состоит из двух параграфов: «1.1 Антропологические исследования Маргарет Мид» и «1.2 Детство в Западноевропейской культуре» в которых рассматриваются вопросы отношения к ребенку в различных культурах, появление детства, как социального института. В первом подпункте используется работа М. Мид. Во втором рассматриваются антропологические труды Ф. Арьеса, А.К. Байбурина, социологические исследования И.С. Кона
С.Н. Щегловой.
Глава 2 называется «Ребенок и современная правовая система». Параграф «2.1 Права ребенка. Обзор и анализ источников» посвящен анализу основных правовых документов, образующих систему прав ребенка, таких как «Конвенция по правам ребенка», «Декларация прав ребенка», «Семейный кодекс РФ». В этой главе сравниваются правовые нормы, закрепленные в данных документах, с целью определения сфер правоотношений, понимания приоритетность тех или иных норм, сопоставления международных и локальных правовых актов. В параграфе «2.2 Ювенальное право» речь идет о становлении ювенального права в России и проблемах, связанных с этим процессом. В нем рассматриваются вопросы специализации судей, адвокатов.
Выделяется необходимость психологической, педагогической и этической подготовки работников, задействованных в сфере ювенальной юстиции. Используется работа «Ювенальное право» правоведа А.А Пронина, комментарии Черчага С.В.
Глава 3 посвящена «Моральным проблемам прав ребенка» и состоит из 13 параграфов. Рассматриваются проблемы, связанные с насилием, наркозависимостью, соблюдением конфиденциальности, сиротством, разводами и положением ребенка вне брака. Очень важны для понимания этической составляющей параграфы «3.1 Этическая идея прав ребенка», «3.2 Признание прав ребенка», «3.10 Противоречие права и традиции», «3. Теория морального и когнитивного развития». На основе анализа правовых документов, антропологической и социологической литературы в данном параграфе скрупулезно исследуются многие проблемы, связанные с наличием и реализацией прав у детей. Рассматриваются моральные основания для наделения ребенка правами. Комментарии к правовым вопросам дают Тарасенкова А.Н., Пронин А.А., Нечаева А.М. Социологические исследования Щегловой С.Н. позволяют понять механизм участия детей в правоотношениях. Дж. Рош и Д.Т. Диксон рассматривают соотношение правовых и этических аспектов. Красникова Е.А. дает основание для понимания степени использования морали в судебных решениях. Соловьев В.С. предоставляет возможность взглянуть на проблемы с точки зрения морально-правовой философии. Рассматривается теория когнитивного развития Ж.Пиаже и теория морального развития Л.Кольберга, которые проясняют некоторые предположения, сделанные в работе. Также использованы труды Назарова В.Н., Кони А.Ф., Тирских М.Г.
Параграфы 3.11, 3.12 содержатся две реальных ситуации нарушения прав несовершеннолетних, взятые с электронного ресурса уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. В параграфах дается краткое содержание ситуации (с полным можно ознакомится в приложении) и этический анализ проблем и способов их решения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Оценив результаты исследовательской работы, можно сделать следующие выводы. Исторический ход событий сильно изменил отношение общества к ребенку. Но многие нормы, ставшие впоследствии законами, находили воплощение в традициях, ритуалах архаических обществ. Семья трансформировалась, превратилась в нуклеарную. Воспитание занимает важную нишу в её существовании. Ребенок - главная ценность общества, все силы направлены на его защиту и опеку.
Моральные проблемы могут использоваться как позитивное намерение для развития общества, потому что они как лакмусовая бумажка сигнализируют о том, что социум должен обратить внимание на какую-либо сферу деятельности.
Детей наделили огромным количеством прав и свобод. Все эти права находятся под защитой государства и общества. Но фактически, многие семьи не признают этих прав. Они воспитывают ребенка в любви и заботе, но не идентифицируют его как самостоятельного социального субъекта.
Существует множество еще не решенных проблем с правом. Сюда входит нарушение прав, проблемы с реализацией прав и отсутствие прав, отсутствие моральной нормы о недопустимости насилия, отсутствие конкретизации понятия насилия, отсутствие алгоритма для судьи, проблема объективности органов надзора, проблема доказания нарушения своих прав для ребенка, проблема зависимости детей от родителей. Мы пришли к выводу, что необходимо систематически изучать детские группы, с целью узнать, в каких правах они нуждаются, и какие стороны их жизни находятся под угрозой. Также теория когнитивного развития Ж. Пиаже и теория морального развития Л. Кольберга показывают, что ребенок в подростковом возрасте способен сам понимать нормы права и принимать участие в правотворчестве.
Социальная безответственность может рассматриваться как фактор проблемы реализации прав ребенка. Бездействие общества, окружения ведет к тому, что проблемы ребенка, нарушения его прав остаются неизвестными для компетентных органов, уполномоченных заниматься защитой этих прав.
Анализ реальных ситуаций нарушения прав ребенка показал, что государство пока не готово учитывать мнение детей. Решения суда принимаются на основе показаний взрослых. Также недостаточно методов досудебной помощи семьям и урегулирования конфликтов без судебного вмешательства.
Дети всё также остаются самой незащищенной социальной категорией, они больше других нуждаются в защите. Нарушить права ребенка для взрослого не составит труда и скорее всего не обернется никакими последствиями, а ребенку доказать свое нарушение очень тяжело. Нужно стремиться искоренить это неравенство.
Проблемы прав ребенка не могут быть решены техническим путем. Для этого недостаточно просто реформировать законодательную базу.
Необходимо изменение морального сознания и ценностей современного общества.
Мы видим в ребенке лишь «зародыш» человека, не воспринимаем его как личность. Это серьезная нравственная проблема. Отсюда и берет начало жестокое обращение, стремление авторитарно навязать свою точку зрения, воспитать по шаблону, считая, что у ребенка одна обязанность - слушаться родителей.



1. Dickson D.T. When Law and Ethics Collide: Social Control in Child Protective Services. Ethics and Social Welfare, 2009, №3:3, 264-283.
2. Roche J. Children's rights: In the name of the child. Journal of Social Welfare and Family Law, 1995, №17:3, 281-299
3. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та,1999.
4. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
5. Берестовская О.И. Я.Корчак о семейном воспитании // Светские и религиозные аспекты нравственности в России: история и современность. (Тезисы конференции по русской философии). Пятигорск, 1995.
6. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских, А.Я. Сухаревой. М.: Инфра-М.. 2003.
7. Васильева Н.В., Щеглова С. Н. Подросток и работа: как уберечь себя от эксплуатации. М.: Социум, 2001.
8. Гегель Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992.
9. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочная правовая система <Консультант плюс>. URL : http://base . consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc ; base=INT ;n=15160
10. Дубровская И.А. Права ребенка: пособие. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ,2008.
11. Кольберг. Л. Стадия и последовательность: Когнитивный подход к социализации развития // Справочник по теории социализации и научным исследованиям. Чикаго, 1969. С. 347-480.
12. Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004 Т.2. №2. С. 151-174.
13. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), (вступила в силу для СССР 15.09.1990), Справочная правовая система <Консультант плюс>. URL:http://base . consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc ;base=LAW; n=9959
14. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики) // Право и образование. 2000. № 5.
15. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). URL:http://base . consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc ; base=LAW ; n=2875
16. Красникова Е. А. «Этика и психология профессиональной деятельности» М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.
17. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
18. Назаров В.Н. Прикладная этика Учебник. М.: Гардарики, 2005.
19. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М., 1991.
20. Пиаже Ж. Теория Пиаже. Разд. III: Теория стадий // История зарубежной психологии. 30-е — 60-е годы XX века. Тексты под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 232—292.
21. Пронин А.А. Ювенальное право: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс,
2011.
22. Реабилитационное пространство Справочная правовая система
< К о н с у л ь т а н т п л ю с > .
URL:https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/reabilitacionnoe_prostr anstvo_dlya_podrostkov/
23. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред.
от 30.12.2015) // Справочная правовая система <Консультант плюс>.
URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc;base=LAW;n=191684
24. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 47-580.
25. Социальная политика и мир детства в современной России // Коллективная монография под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и Е.П. Антоновой. М.: ООО «Вариант», 2009.
26. С т а т и с т и к а браков и разводов в России URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/ demography
27. Тарасенкова А.Н. Ваш ребенок и его права: закон и мораль. М.: Библиотечка "Российской газеты". 2012.
28. Тирских М.Г., Черняк Л.Ю. Соотношение традиции с обычаем и правом: компаративистские аспекты // Сибирский юридический вестник. 2013. № 2. С. 100-107.
29.Черчага С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданско-процессуального законодательства РФ (опыт Ростовской области) URL:http://www.rostoblsud.ru/juvenile/8773.html
30. Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: ЮНПРЕСС, 2000.
31. Щеглова С.Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. М.: Социум, 2001.
Приложение №1
Материалы представлены на сайте Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге.
URL: http: //www.spbdeti .org/id5253


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ