Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

Работа №59827

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 6
1.1. Понятие межличностного конфликта 6
1.2. Подходы к изучению межличностных конфликтов 15
1.3. Причины межличностных конфликтов 18
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ 21
2.1. Определение понятия психологический аспект. 21
2.2. Проявления психологических аспектов в межличностных конфликтах 31
2.3 Анализ возможностей медиатора при работе с психологическими аспектами межличностного конфликта 37
Заключение 46
Список литературы 49

В современном мире конфликты имеют огромное значение. До недавнего времени считалось, что конфликты приносят в нашу жизнь только негативные эмоции и опыт. Однако, не существует никакого способа полноценного избегания такого взаимодействия. Конфликты - это постоянное явление, которое является одной из основ общества, в связи с этим их невозможно искоренить, а возможно лишь изучить и направить в конструктивное русло.
Для среднестатистического человека наиболее встречаемым является межличностный конфликт. Этот тип противоборства затрагивает все сферы жизнедеятельности человека: семью, друзей, коллег по работе и даже с людьми, с которыми у человека может не быть абсолютно никаких связей.
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что межличностные конфликты являются одними из самых распространенных видов конфликтов и для того, чтобы грамотно приходить к консенсусу, необходимо изучить одну из главных составляющих межличностных конфликтов, которой являются психологические аспекты.
Следует отметить, что степень разработанности данной темы в отечественной и зарубежной литературе представлена достаточно широко, так как психологическими аспектами конфликтов занимаются многие психологи и социологи. Непосредственное влияние на данную работу оказали в основном отечественные авторы, такие как Гришина Н.В., Иванова Е.Н., Андреева Г.М., Кармин А.С..
Объектом данной работы являются межличностные конфликты, а предметом психологические аспекты данных конфликтов. Целью работы является изучение психологических аспектов межличностных конфликтов.
На пути к достижению цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие «межличностный конфликт», дать его характеристики и выявить особенности.
2. Рассмотреть причины возникновения и развития межличностных конфликтов.
3. Раскрыть понятие «психологический аспект».
4. Изучить проявления психологических аспектов в межличностных конфликтах.
5. Провести анализ возможностей медиатора при работе с психологическими аспектами межличностных конфликтов.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, теоретический анализ.
Общие положения, вынесенные на защиту:
1. Психологические аспекты оказывают значительное влияние на возникновения и развития межличностных конфликтов.
2. Медиаторы обладают определенным набором инструментария, который позволяет эффективно работать с психологическими аспектами межличностных конфликтов.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект и предмет дипломной работы, цель исследования, а также его задачи. В первой главе даются определение, характеристика и функции межличностных конфликтов. Далее рассматриваются подходы к изучению данного вида противоречий. Завершается глава анализом причин межличностных конфликтов в целом. Во второй главе рассматриваются непосредственно психологические аспекты, их определение, перечисление, описание их влияния на межличностные конфликты. Завершает работу анализ роли психологических аспектов в медиации. В заключении подводятся итоги проведенной работы, определяются выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной выпускной квалификационной работы являлся анализ проблем психологических аспектов межличностных конфликтов, а также изучение влияния данных аспектов. На пути к достижению цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие «межличностный конфликт», дать его характеристики и выявить особенности.
2. Рассмотреть причины возникновения и развития межличностных конфликтов.
3. Раскрыть понятие «психологический аспект».
4. Выявить влияние психологических аспектов на возникновение и развитие межличностных конфликтов.
5. Определить, с какими психологическими аспектами в своей работе сталкиваются медиаторы.
На основании изученных источников, можно сделать выводы о том, что не существует единого определения понятию «межличностный конфликт», так как разные авторы трактуют его по - разному. Однако, несмотря на различие в формулировках, можно вывести единое определение этому понятию.
Межличностный конфликт - это осознанное противоречие между двумя и более субъектами отношений по поводу благ, ресурсов или интересов.
Исходя из четырех основных подходов к изучению межличностных конфликтов, а именно мотивационного, организационного, деятельностного и психоаналитического, можно сделать вывод о том, что авторы определяют конфликт как конструктивное явление, которое способствует разрешению накопившихся проблем и помогает предотвратить стагнацию общества.
Проанализировав причины межличностных конфликтов, выделенные такими психологами как Н. В. Гришина, В. Линкольн и А. С. Кармин, можно сделать вывод о том, что противоречия появляются по двум основаниям: объективным и субъективным. К первым относятся объективно существующие предпосылки для возникновения конфликта. Ко вторым относятся психологические аспекты сторон. К ним относятся личные установки, ценности, стереотипы, предрассудки, поведение, характер человека, его темперамент и психологическая ориентация. Именно она влияет на выбор стратегии поведения стороны в конфликте.
Восприятие является одним из наиболее значимых психологических аспектов. Существует три основных субъекта восприятия: восприятие себя, конфликта и противоположной стороны. Конфликт начинается тогда, когда обе стороны признают, что находятся в противоборстве. Противоположная сторона зачастую воспринимается как агрессор, нежелающий идти на компромисс. Сам человек воспринимает себя как человека, готового идти на уступки, если бы не противник. Информация также является важным субъективным аспектом конфликта. Существует несколько видов искажения информации, которые в негативном ключе влияют на возникшее противоречие.
На примере медиации были рассмотрены психологические аспекты, с которыми может сталкиваться медиатор в своей работе. Наиболее часто встречающимися были выделены информационные и эмоциональные аспекты, а также проблема восприятия сторонами как своих сил, так и ситуации в целом.
Наиболее распространенными инструментами медиатора, которые позволяют работать с психологическими аспектами межличностных конфликтов были выявлены несколько техник:
1. Техники активного слушания помогают медиатору получать и структурировать информацию. Они помогают также уточнить сказанное сторонами и дать им понять, что то, что они хотели сказать верно понято медиатором.
2. Техника вентиляции эмоций и безобвинительного поведения позволяет сторонам снять эмоциональное напряжение, что в конечном итоге приводит к переходу от эмоционального, бессмысленного диалога к рациональному и конструктивному, помогающему прийти к компромиссу.
3. Техника развития идеи при застое позволяет диалогу конструктивно продвинуться, а также произвести проверку на реалистичность.
4. Техника «адвокат дьявола», которая применяется при общении со стороной наедине (в кокусе). Тактика является действенной в том случае, если стороны начинают уходить в другую сторону от принятия решения. Также используется в случае, если стороны не достаточно реалистично оценивают ситуацию и ее последствия.
5. Техника резюме используется после каждого этапа медиации. Ее сущность состоит в том, чтобы уточнить информацию, полученную сторонами, а также помочь услышать себя со стороны.
Используя указанные техники становится легче снижать негативное влияние психологических аспектов на возникновение и развитие межличностных конфликтов, таких как поведение, эмоции, восприятие, стереотипы, предрассудки и т.д..
Таким образом, положения, выносимые на защиту получили свое подтверждение.



1. Андреева Г.М. Социальная психология. 5-ое издание.- М.: Аспект Пресс, 2007.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2000.
3. Бабосов Е.М. Конфликтология.- Минск, 2000.
4. Глазл Ф.Конфликтменеджмент. - Калуга, Изд - во«Духовное познание», 2002.
5. Гласс Л. Вербальная самозащита. - М., 2004.
6. Гозман Л. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.
7. Грановская Р.М.Врожденные истоки конфликтов. - СПб., Речь, 2014.
8. ГришинаН.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2003.
9. ДикУ. Эффективная коммуникация. - Харьков: Изд - во «Гуманитарный центр», 2007.
10. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. -М.: Гардарики, 2000.
11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е издание. - М., СПб,2009.
12. Занковский А.Н. Психология деловых отношений.- М.: Изд. центр ЕОАИ, 2008.
13. Иванова Е.Н. Иду на конфликт. - СПб: Изд. ДНК, 2003.
14. Иванова Е.Н. Когнитивные аспекты работы с конфликтом. - СПб: Изд. Дом Санкт-Петербургского ун-та, 2012.
15. Иванова Е.Н.Фасилитация. -СПб.: СПБГУ, 2010.
16. Ильин Е.П. Психология общения и межличностного взаимодействия. - СПб,: Питер, 2009.
17. Кармин А.С. Конфликтология.- СПб., 2000.
18. Карпенко А.Д. Медиация. - СПб: СПбГУ, 2006.
19. Карпенко А.Д. Медиация. - М. : Статут, 2016.
20. Келлет П. Конфликтный диалог : работа с пластами значений для продуктивных взаимоотношений. - Харьков; Изд - во Гуманитарный центр, 2010
21. Ковров А.В. Психологические аспекты ведения переговоров. -М., 2003
22. Козер Л. Функции социального конфликта. Перевод с англ. О.А.Назаровой. - М., Идея-Пресс, 2000.
23. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. Учебное пособие для вузов. -М.: Владос. 1999.
24. Козырев Г.И. Основы конфликтологии. 2-ое издание. - М., Инфра - М,2010.
25. Левин К.Гештальт - психология и социально - когнитивная теория личности .-СПб.: Прайм - Еврознак, 2007.
26. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1974.
27. Майерс Д. Социальная психология.- СПб, 1997.
28. Менделевич В.Д.Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 2001.
29. Морозов М. Социальная конфликтология. - М., 2002.
30. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. - М., Олма - Пресс, 2003.
31. Рубин Ф. Социальный конфликт. -СПб.: Прайм - Еврознак, 2003.
32. Салливан Г. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2007.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ