Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования педагогической деятельности концертмейстера в ДМШ................................................................7
1.1. Роль концертмейстера в музыкально-педагогическом процессе.................7
1.2. Деятельность концертмейстера в условиях обновления содержания образовательного процесса...................................................................................16
1.3. Место межличностного взаимодействия в педагогической деятельности концертмейстера....................................................................................................24
1.4. Особенности работы концертмейстера в ДМШ..........................................34
Выводы по первой главе.......................................................................................39
Глава 2. Диагностика уровня сформированности способностей, умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности концертмейстера.....41
2.1. Констатирующий эксперимент.....................................................................41
2.2. Обучающий эксперимент..............................................................................44
2.3. Контрольный эксперимент............................................................................56
Выводы по второй главе.......................................................................................57
Заключение.............................................................................................................59
Список используемой литературы.......................................................................61
...
Объект исследования – концертмейстерская деятельность в системе музыкально-педагогического образования.
Предмет исследования – процесс овладения концертмейстерским искусством в профессиональной подготовке педагога-музыканта.
Цель исследования – рассмотреть педагогические аспекты деятельности концертмейстера в ДМШ.
Объект, предмет и цель исследования определили его задачи:
1. Провести анализ философской, научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Проанализировать современное состояние овладения концертмейстерским искусством в музыкально-педагогическом образовании.
3. Провести диагностику уровня сформированности способностей, умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности концертмейстера.
...
Концертмейстер – самая распространенная профессия среди пианистов. Большинство инструменталистов, вокалистов и хормейстеров не могут без него обойтись.
Концертмейстер помогает солистам разучивать партии, контролирует качество их исполнения, при необходимости подсказывает и исправляет недостатки, должен уметь вести солиста и одновременно сопровождать его, то есть быть незаметным, иметь молниеносную реакцию и сильную волю, так как солисты часто бывают непредсказуемы. Особенно это относится к юным музыкантам, обучающимся в музыкальных школах.
Следовательно, в работе концертмейстера переплетаются творческие, педагогические, исполнительские и психологические функции.
Мастерство концертмейстера требует от пианиста разнообразных музыкально-исполнительских навыков и умений, знаний по музыкальным предметам, предполагает наличие таких качеств, как внимание и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, чуткость и педагогический такт.
Специфика работы концертмейстера в ДМШ – это универсализм, умение переключиться на работу с учащимися различных специальностей.
...
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
2. Абдуллин Э., Николаева Е. Теория музыкального образования / Э.Абдуллин, Е.Николаева. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2004. — 336 с.
3. Аккомпанемент вокальных и инструментальных произведений в классе фортепиано. Примерная программа для ДШИ / сост.Е.Пономарева. —М.: Музыка, 2006.
4. Апраксина О. Из истории музыкального воспитания / О.Апраксина. — М.: Просвещение, 1990. — 207 с.
5. Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопроссы вокальной педагогики: сб.статей. Вып. 6 / ред. Л.Б. Дмитриева. Л.:. Музыка. 1982. - С. 6-23.
6. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб: Питер, 2007. - 432 с.
7. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л.Бочкарев. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.
...