Работа носит чисто теоретический характер - хорошо подойдет в качестве первой главы диплома.
Есть приложение (Подходы к трактовке понятия «конфликт»).
Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты управления конфликтными ситуациями и развитие организации 6
1.1. Содержание понятия управление конфликтными ситуациями и развитие организации 6
1.2. Современные подходы и методы управления конфликтными ситуациями и развитие организации 10
1.3. Отечественный и зарубежный опыт по управлению конфликтными ситуациями и развитием организации 14
2. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления конфликтными ситуациями и развития организации 18
2.1. Концептуальные основы совершенствования системы управления конфликтными ситуациями и развития организации 18
2.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления конфликтными ситуациями и развитием организации 23
Заключение 28
Список использованных источников 31
Приложение 33
Чтобы руководить без конфликтов, нужно научиться управлять так, чтобы при сотрудничестве не наблюдалось никакой деструктивной деятельности. Сейчас этого нам достичь гораздо проще, чем предыдущим поколениям, ведь сейчас мы обладаем большим опытом и знаниями. Если не использовать эти доступные сейчас ресурсы, то навык руководителя и его квалификация могут считаться не действительными.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе управления конфликтами в организации.
Предмет исследования – процесс управления конфликтными ситуациями в организации.
Целью данной работы является исследования процесса управления конфликтными ситуациями и развития организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть содержание понятия управление конфликтными ситуациями и развитие орган ;
- определить современные подходы и методы управления конфликтными ситуациями и развитие организации;
- исследовать отечественный и зарубежный опыт по управлению конфликтными ситуациями и развитием организации;
- определить концептуальные основы совершенствования системы управления конфликтными ситуациями и развития организации .
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления конфликтными ситуациями и развитием организации.
Методологическая основа исследования. Для реализации указанных выше задач исследования были применены следующие методы: а) обзорно-аналитическое исследование литературы; б) общенаучные методы, такие как: анкетирование, сравнительный и структурный анализ, экономико-статистические методы сбора и обработки информации, экономико-математические методы анализа, а также экспертные оценки.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять пунктов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Исследование показало, что под конфликтом понимают столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия.
Конфликт выполняет сразу две функции: конструктивную, если вследствие инцидента увеличивается результативность работы организации, и деструктивную, если он приводит к противоположному результату. Задача руководителя сводится не к тому, чтобы ликвидировать, либо избежать конфликт, а к тому, чтобы контролировать процесс его протекания и отыскать способ управления им с пользой для ситуации.
Изучение конфликтных ситуаций, встречающихся в трудовых коллективах, показывает, что главным условием их возникновения является нарушение нравственных норм взаимоотношений между членами трудовых коллективов разных категорий и организации самого процесса производства. Результаты проводимых психологами и социологами исследований свидетельствуют о том, что чем больше в коллективе людей, удовлетворенных трудом, тем благоприятнее нравственно-психологический климат в нем, тем более развиты товарищество и взаимопомощь, и наоборот, чем больше неудовлетворенных трудом, тем хуже атмосфера в коллективе, тем чаще вспыхивают различные конфликты.
Установлено, что конфликтные ситуации в трудовых коллективах управляемы. Значительная роль в их преодолении принадлежит руководителям, менеджерам. Предупреждение, а также своевременное реагирование на конфликтные ситуации, разрешение их, в а иногда и поощрение возникновения таких ситуаций и управление ими для разрешения проблем - важная задача менеджеров.
Управление конфликтами и конфликтными ситуациями является важной составной частью системы управления трудовыми коллективами. Изначально нужно проанализировать источник возникновения конфликтной ситуации определить причины конфликта, далее нужно сократить до минимума участников конфликта. Основными способами разрешения конфликтов являются:
а) избегание, уклонение;
б) принуждение (противоборство);
в) приспособление (уступчивость);
г) компромисс;
д) сотрудничество.
Управление конфликтами – это процесс четко направленного воздействия на персонал предприятия с целью ликвидации причин, которые послужили катализатором конфликта и спровоцировали его, и приведения поведения и настроя участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.
В целях совершенствования системы управления конфликтными ситуациями и развитием организации необходимо:
1. Завоевать авторитет у сторон;
2. Определить взаимоотношения сторон;
3. Поддерживать равновесие сторон;
4. Поддерживать «оптимальный» уровень интенсивного конфликта;
5. Дифференцировать вмешательство по четырем видам конфликтов;
6. Детализировать конфликт, провести конфронтацию, синтез.
Можно внедрить:
‒ курсы по деловой этике, организацию тренинга по групповой сплоченности и формировании трудового коллектива;
‒ создание или обновление существующего сайта организации в разделе «для сотрудников»;
‒ традиции, ритуалы, мероприятия (проведение спортивных первенств (для молодых сотрудников организации);
‒ введение в штат HR-специалиста – Менеджера по обучению и развитию / training & development (T&D).
В результате реализации указанных выше мероприятий будет сформирована качественная организационная культура, которая тесно связана с системой управления на предприятии и является серьезным управленческим инструментом. Такая организационная культура позволит откорректировать неровности между личными целями сотрудников и целями компании, объединить их, создать сильные конкурентные преимущества, сократить текучесть кадров, обеспечить четкость принятия решений, поскольку становится меньше разногласий, вследствие чего, устанавливается взаимопонимание в коллективе и повышается эффективность работы.
1. Анцупов А.Я. Конфликтология. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 591 с.
2. Борзых А.А. Конфликты, их виды и способы разрешения // Научные исследования и разработки студентов. – 2016. – №1. – С. 145-147.
3. Валуев С.А. Организационный менеджмент. - М.: Омега-Л, 2014. - 308 с.
4. Вершинин М.С. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2013. - 164 с.
5. Гнеднева М.В. Трудовые конфликты на предприятиях: структура и причины возникновения // Материалы ивановских чтений. - 2016. - №3(7). - С. 103-108.
6. Гнеднева М.В. Трудовые конфликты на предприятиях: структура и причины возникновения // Материалы ивановских чтений. – 2016. – №3(7). – С. 103-108.
7. Гришина Н.В. Психология конфликта. – Спб.: Питер, 2014. – 322 с.
8. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2014. - 320 с.
9. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. - М.: Азбука, 2012. - 391 с.
10. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект-Пресс, 2015. - 317 с.
11. Зобова А.Г. О современных тенденциях и методах управления конфликтами на предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 4. – С. 46-49
12. Корецкий А. Как измерить климат в распределенной команде // Управление персоналом. – 2014. – № 7. – С. 30-33.
13. Леонов Н.И. Конфликтология. - Воронеж: Модек, 2015. - 304 с.
14. Магомедов Г.М. Конфликты в организации: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. – 2014. – №8-1. – С. 233 -239.
15. Масликов В.А. Классификационные признаки и факторы современных трудовых спорах // Материалы ивановских чтений. – 2017. – №1-2(11). – С. 267-278.
16. Машков В.Н. Психология управления. - СПб.: Питер, 2015. - 403 с.
17. Мельников В.И. Механизмы социальной регуляции в технологии управления конфликтом // Менеджмент. - 2016. - № 3. - С. 12-17.
18. Милгром П. Экономика, организация и менеджмент. - СПб.: Экономическая школа, 2013. - 517 с.
19. Намдан С.С. К вопросу о понятии корпоративного конфликта // Вестник Тувинского государственного университета. – 2016. – №1(28). – С. 109-113.
20. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика. – М.: Юрайт, 2016. – 520 с.
21. Савушкина В.С. Методы разрешения трудовых конфликтов // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. – 2016. – Том 2. – №1. – С. 236-241.
22. Сафоненко В.В. Управление конфликтами на предприятии // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2016. – №3. – С. 88-92.
23. Сулимова Т. Технологии урегулирования конфликтов // Социальная политика и социальное партнерство. - 2013. - № 9. - С. 24-32.
24. Сулягина Ю.О. Конфликты в сфере трудовой миграции: взаимодействие объективных и субъективных факторов // Конфликтология. – 2013. – №. 2. – С. 118-131.
25. Чернова Г.Р. Конфликтология. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 203 с.