Поддержка малого бизнеса г.Елабуги и Елабужского района
|
Введение 4
1. Теоретические аспекты поддержки малого бизнеса 7
1.1. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса 7
1.2. Государственная поддержка малого бизнеса: сущность, виды .. 13
1.3 Поддержка малого бизнеса в региональном аспекте 21
2. Анализ функционирования и инструментов поддержки малого
бизнеса в городе Елабуга и Елабужском районе 26
2.1. Социально-экономическая характеристика города Елабуга и
Елабужского района 26
2.2. Краткая характеристика малого бизнеса в Елабужском
муниципальном районе 32
2.3. Характеристика инструментов поддержки малого бизнеса в
городе Елабуга и Елабужском районе 41
3. Предложения по поддержке малого бизнеса в городе Елабуга и
Елабужском районе 52
3.1. Обоснование необходимости внедрения мероприятий по
вовлечению молодежи в малый бизнес 52
3.2. Мероприятия по поддержке развития малого бизнеса в
молодежной среде 56
3.3. Ожидаемая результативность предлагаемых мероприятий 85
Заключение 88
Список использованных источников и литературы 92
1. Теоретические аспекты поддержки малого бизнеса 7
1.1. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса 7
1.2. Государственная поддержка малого бизнеса: сущность, виды .. 13
1.3 Поддержка малого бизнеса в региональном аспекте 21
2. Анализ функционирования и инструментов поддержки малого
бизнеса в городе Елабуга и Елабужском районе 26
2.1. Социально-экономическая характеристика города Елабуга и
Елабужского района 26
2.2. Краткая характеристика малого бизнеса в Елабужском
муниципальном районе 32
2.3. Характеристика инструментов поддержки малого бизнеса в
городе Елабуга и Елабужском районе 41
3. Предложения по поддержке малого бизнеса в городе Елабуга и
Елабужском районе 52
3.1. Обоснование необходимости внедрения мероприятий по
вовлечению молодежи в малый бизнес 52
3.2. Мероприятия по поддержке развития малого бизнеса в
молодежной среде 56
3.3. Ожидаемая результативность предлагаемых мероприятий 85
Заключение 88
Список использованных источников и литературы 92
Малый бизнес является одним из важных элементов экономики любого государства. Особенностями функционирования субъектов малого бизнеса является их максимальное сближение с потребителем. Только небольшие предприятия могут быстро приспосабливаться изменяясь ради своего потребителя. Для крупных предприятий такой вариант реализуем, но лишь с отсрочкой во времени. Поскольку более сложные структуры (средний и крупный бизнес) не в состоянии мгновенно изменить свой стиль работы, технологии.
Общеизвестно, что зарубежные рынки потребительских товаров и услуг представлены в широком масштабе малым бизнесом, который в результате формирует не менее 30% доходов государственной казны. В нашей стране эта цифра составляет не более 10% [20].
Несмотря на кажущуюся привлекательность занятия малым бизнесом с точки зрения незначительных барьеров для входа, возможностью получения кредитных ресурсов, численность субъектов этого сегмента не становится больше. Существует статистика, согласно которой в первый год работы прекращают свою деятельность 90% предприятий малого бизнеса, во второй еще 7%, таким образом выживает не более 3%. Однако поток желающих стать владельцем собственного бизнеса не уменьшается.
Несмотря на такую привлекательность малого бизнеса, потенциальный доходный источник для формирования налоговой базы, не используется в полной мере. Система поддержки малого бизнеса несомненно существует, однако на уровне малых городов и районов она незначительна и не позволяет использовать возможный кумулятивный эффект. Речь идет о недостаточной степени поддержки малого бизнеса административными и финансовыми мерами, отсутствии целенаправленной и комплексной системы подготовки кадров и программ вовлечения молодежи в эту структуру общественного производства. Таким образом, актуальность темы данной выпускной 4
квалификационной работы обусловлена необходимостью усиления поддержки малого бизнеса в регионах, особенно малых городах.
Объектом исследования является малый бизнес в городе Елабуга и Елабужском районе. Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает поддержка малого бизнеса в городе Елабуга и Елабужском районе, как система и совокупность инструментов поддержки.
Методы исследования данной выпускной квалификационной работы включают наблюдение, статистический анализ данных, анализ литературы, метод аналогий, сравнение.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ инструментов поддержки малого бизнеса г.Елабуги и Елабужского района и разработка предложений по их совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить зарубежный опыт поддержки малого бизнеса;
- рассмотреть особенности государственной поддержки малого бизнеса: сущность, виды;
- проанализировать систему поддержки малого бизнеса в региональном аспекте;
- оценить функционирование малого бизнеса в городе Елабуга и Елабужском районе;
- изучить инструменты поддержки малого бизнеса в городе Елабуга и Елабужском районе;
- разработать предложения по поддержке малого бизнеса анализируемой территории.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и литературы.
В первой главе изложены теоретические аспекты поддержки малого бизнеса в законодательном аспекте, зарубежная практика применения таких 5
инструментов поддержки и региональная практика реализации мер поддержки малого бизнеса.
Вторая глава содержит результаты изучения автором материалов по теме дипломного проекта, а именно характеристику малого бизнеса в городе Елабуга и Елабужском районе.
В третьей главе настоящей работы изложены предложения по поддержке малого бизнеса в анализируемом географическом регионе, содержащие мероприятия по установлению взаимосвязи с учебными заведениями города Елабуга, содержанию информационной кампании по вовлечению молодежи в предпринимательство, организации
консультационного центра для молодых предпринимателей и предложение по проведению конкурса для молодых предпринимателей.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения полученных результатов в работе по развитию инструментов и методов поддержки малого бизнеса в малых городах, в том числе в городе Елабуга и Елабужском районе.
При выполнении выпускной квалификационной работы автором были изучены многие источники информации по вопросам организации и развития малого бизнеса, инструментам поддержки в разных странах. В числе использованных источников литературы содержатся учебники таких авторов как Ю.Л.Фадеева, Н. Ю. Круглова, А.Ю. Чепуренко, В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара, а также информация с официального сайта города Елабуга о социально-экономическом развитии города и района, функционировании малого бизнеса и пр.
Общеизвестно, что зарубежные рынки потребительских товаров и услуг представлены в широком масштабе малым бизнесом, который в результате формирует не менее 30% доходов государственной казны. В нашей стране эта цифра составляет не более 10% [20].
Несмотря на кажущуюся привлекательность занятия малым бизнесом с точки зрения незначительных барьеров для входа, возможностью получения кредитных ресурсов, численность субъектов этого сегмента не становится больше. Существует статистика, согласно которой в первый год работы прекращают свою деятельность 90% предприятий малого бизнеса, во второй еще 7%, таким образом выживает не более 3%. Однако поток желающих стать владельцем собственного бизнеса не уменьшается.
Несмотря на такую привлекательность малого бизнеса, потенциальный доходный источник для формирования налоговой базы, не используется в полной мере. Система поддержки малого бизнеса несомненно существует, однако на уровне малых городов и районов она незначительна и не позволяет использовать возможный кумулятивный эффект. Речь идет о недостаточной степени поддержки малого бизнеса административными и финансовыми мерами, отсутствии целенаправленной и комплексной системы подготовки кадров и программ вовлечения молодежи в эту структуру общественного производства. Таким образом, актуальность темы данной выпускной 4
квалификационной работы обусловлена необходимостью усиления поддержки малого бизнеса в регионах, особенно малых городах.
Объектом исследования является малый бизнес в городе Елабуга и Елабужском районе. Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает поддержка малого бизнеса в городе Елабуга и Елабужском районе, как система и совокупность инструментов поддержки.
Методы исследования данной выпускной квалификационной работы включают наблюдение, статистический анализ данных, анализ литературы, метод аналогий, сравнение.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ инструментов поддержки малого бизнеса г.Елабуги и Елабужского района и разработка предложений по их совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить зарубежный опыт поддержки малого бизнеса;
- рассмотреть особенности государственной поддержки малого бизнеса: сущность, виды;
- проанализировать систему поддержки малого бизнеса в региональном аспекте;
- оценить функционирование малого бизнеса в городе Елабуга и Елабужском районе;
- изучить инструменты поддержки малого бизнеса в городе Елабуга и Елабужском районе;
- разработать предложения по поддержке малого бизнеса анализируемой территории.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и литературы.
В первой главе изложены теоретические аспекты поддержки малого бизнеса в законодательном аспекте, зарубежная практика применения таких 5
инструментов поддержки и региональная практика реализации мер поддержки малого бизнеса.
Вторая глава содержит результаты изучения автором материалов по теме дипломного проекта, а именно характеристику малого бизнеса в городе Елабуга и Елабужском районе.
В третьей главе настоящей работы изложены предложения по поддержке малого бизнеса в анализируемом географическом регионе, содержащие мероприятия по установлению взаимосвязи с учебными заведениями города Елабуга, содержанию информационной кампании по вовлечению молодежи в предпринимательство, организации
консультационного центра для молодых предпринимателей и предложение по проведению конкурса для молодых предпринимателей.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения полученных результатов в работе по развитию инструментов и методов поддержки малого бизнеса в малых городах, в том числе в городе Елабуга и Елабужском районе.
При выполнении выпускной квалификационной работы автором были изучены многие источники информации по вопросам организации и развития малого бизнеса, инструментам поддержки в разных странах. В числе использованных источников литературы содержатся учебники таких авторов как Ю.Л.Фадеева, Н. Ю. Круглова, А.Ю. Чепуренко, В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара, а также информация с официального сайта города Елабуга о социально-экономическом развитии города и района, функционировании малого бизнеса и пр.
Теоретическое изучение проблемы по вопросу поддержки малого бизнеса осуществлялось в законодательном аспекте, зарубежная практика применения таких инструментов поддержки и региональная практика реализации мер поддержки малого бизнеса.
Согласно действующей программе поддержки малого бизнеса в РФ, любой желающий заняться предпринимательской деятельностью вправе рассчитывать на помощь со стороны государства, в том числе и в виде безвозмездного субсидирования. Такая финансовая поддержка осуществляется в строго фиксированных денежных суммах, действующих в каждом отдельном регионе.
Изучение зарубежного опыта показывает, что практика государственной поддержки разнообразна. Так, например, во Франции государственная стратегия развития малого бизнеса включает систему обучения и переподготовки специалистов для малого бизнеса, а также массу мероприятий по улучшению взаимодействия государственных учреждений и общественных организаций в целях эффективной реализации программ поддержки и развития малого бизнеса.
В Италии малый бизнес развивается при финансовой поддержке в модернизации и приобретении нового оборудования, аналогично Франции реализуется совершенствование и развитие профессионального обучения.
В Великобритании государственная поддержка малого реализуется при помощи программ, ориентированных на понижение темпов инфляции и на повышение устойчивости национальной валюты.
В Германии Государственная стратегия развития малого бизнеса направлена на обеспечение условий для развития и роста численности «среднего класса» и повышение заинтересованности молодежи в предпринимательской деятельности.
В Республике Татарстан функционирует подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014¬88
2016 годы», целью которой является создание условий для эффективного функционирования и развития малого бизнеса как важнейшего компонента формирования инновационной экономики, а также увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития республики.
Практическая часть исследования осуществлялась на материалах функционирования малого бизнеса в городе Елабуга и Елабужского района.
Наибольший удельный вес имеют предприятия малого бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли, а также ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. За рассматриваемый период количество субъектов малого бизнеса в этой сфере деятельности возрастает.
На втором месте количество субъектов осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, их число незначительно колеблется, но в целом держится на одном уровне за три анализируемых года.
В тройку наиболее многочисленных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого бизнеса, входят «обрабатывающие производства».
Наибольшее количество занятых, согласно данным официальной статистики отмечается в обрабатывающих производствах, на втором месте по удельному весу занятых отрасль строительства.
Анализ деятельности органов местного самоуправления показал, что в Елабужском районе существует система поддержки малого бизнеса, в которую входят Государственное бюджетное учреждение «Бизнес-инкубатор города Елабуга», Совет предпринимателей, Клуб молодых предпринимателей, Программы поддержки малого и среднего бизнеса.
Проведенный анализ поддержки малого бизнеса позволил выявить некоторые проблемы, на устранение которых направлены предлагаемые мероприятия.
Так например, выявлено, что низка доля молодежи в малом бизнесе в роли владельцев бизнеса как такового. Поэтому предлагаемая программа привлечения молодежи к предпринимательской деятельности, основана на опыте регионов нашей страны, что позволяет ожидать социально-экономический эффект от её реализации в городе Елабуга и Елабужском районе.
Первым и ключевым этапом предлагаемой программы является установление взаимосвязи с учебными заведениями.
Вторым этапом реализации программы предполагается проведение информационной кампании, направленной на формирование положительного образа предпринимателя в молодежной среде, является важнейшим элементом при реализации программ и проектов, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
В настоящее время на территории субъектов Российской Федерации практически отсутствуют структуры, в обязанности которых входит оказание консультационной, образовательной помощи именно молодым предпринимателям. Поэтому предложено организовать консультационный центр для участников программы вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность является важным элементом.
Создание специальных консультационных центров для участников программы, основными задачами которых станут проведение конкурса бизнес-проектов, оказание консультационных услуг, проведение тренингов, семинаров, проведение экспертизы предпринимательских проектов участников, повлечет за собой рост информированности молодых людей о программах и проектах, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, повышение качества консультационных услуг для молодых людей, желающих открыть собственное дело.
Основываясь на изученной литературе и материалах анализа малого бизнеса в городе Елабуга и Елабужском районе, а также проведения конкурсов поддержки предпринимательства в различных регионах 90
Российской Федерации, была сформирована программа проведения конкурса «Молодой предприниматель города Елабуга и Елабужского района».
Предлагаемые мероприятия ориентированы на достижение социально¬экономического эффекта анализируемой территории. Привлечение молодежи в малый бизнес позволит решить не только проблемы с занятостью населения, но повысить качество жизни. Мероприятия по установлению взаимосвязи с учебными заведениями города Елабуга позволят выявить перспективных представителей молодежи, способной развить не только город, но и близлежащие районы, регион.
Согласно действующей программе поддержки малого бизнеса в РФ, любой желающий заняться предпринимательской деятельностью вправе рассчитывать на помощь со стороны государства, в том числе и в виде безвозмездного субсидирования. Такая финансовая поддержка осуществляется в строго фиксированных денежных суммах, действующих в каждом отдельном регионе.
Изучение зарубежного опыта показывает, что практика государственной поддержки разнообразна. Так, например, во Франции государственная стратегия развития малого бизнеса включает систему обучения и переподготовки специалистов для малого бизнеса, а также массу мероприятий по улучшению взаимодействия государственных учреждений и общественных организаций в целях эффективной реализации программ поддержки и развития малого бизнеса.
В Италии малый бизнес развивается при финансовой поддержке в модернизации и приобретении нового оборудования, аналогично Франции реализуется совершенствование и развитие профессионального обучения.
В Великобритании государственная поддержка малого реализуется при помощи программ, ориентированных на понижение темпов инфляции и на повышение устойчивости национальной валюты.
В Германии Государственная стратегия развития малого бизнеса направлена на обеспечение условий для развития и роста численности «среднего класса» и повышение заинтересованности молодежи в предпринимательской деятельности.
В Республике Татарстан функционирует подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014¬88
2016 годы», целью которой является создание условий для эффективного функционирования и развития малого бизнеса как важнейшего компонента формирования инновационной экономики, а также увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития республики.
Практическая часть исследования осуществлялась на материалах функционирования малого бизнеса в городе Елабуга и Елабужского района.
Наибольший удельный вес имеют предприятия малого бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли, а также ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. За рассматриваемый период количество субъектов малого бизнеса в этой сфере деятельности возрастает.
На втором месте количество субъектов осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, их число незначительно колеблется, но в целом держится на одном уровне за три анализируемых года.
В тройку наиболее многочисленных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого бизнеса, входят «обрабатывающие производства».
Наибольшее количество занятых, согласно данным официальной статистики отмечается в обрабатывающих производствах, на втором месте по удельному весу занятых отрасль строительства.
Анализ деятельности органов местного самоуправления показал, что в Елабужском районе существует система поддержки малого бизнеса, в которую входят Государственное бюджетное учреждение «Бизнес-инкубатор города Елабуга», Совет предпринимателей, Клуб молодых предпринимателей, Программы поддержки малого и среднего бизнеса.
Проведенный анализ поддержки малого бизнеса позволил выявить некоторые проблемы, на устранение которых направлены предлагаемые мероприятия.
Так например, выявлено, что низка доля молодежи в малом бизнесе в роли владельцев бизнеса как такового. Поэтому предлагаемая программа привлечения молодежи к предпринимательской деятельности, основана на опыте регионов нашей страны, что позволяет ожидать социально-экономический эффект от её реализации в городе Елабуга и Елабужском районе.
Первым и ключевым этапом предлагаемой программы является установление взаимосвязи с учебными заведениями.
Вторым этапом реализации программы предполагается проведение информационной кампании, направленной на формирование положительного образа предпринимателя в молодежной среде, является важнейшим элементом при реализации программ и проектов, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
В настоящее время на территории субъектов Российской Федерации практически отсутствуют структуры, в обязанности которых входит оказание консультационной, образовательной помощи именно молодым предпринимателям. Поэтому предложено организовать консультационный центр для участников программы вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность является важным элементом.
Создание специальных консультационных центров для участников программы, основными задачами которых станут проведение конкурса бизнес-проектов, оказание консультационных услуг, проведение тренингов, семинаров, проведение экспертизы предпринимательских проектов участников, повлечет за собой рост информированности молодых людей о программах и проектах, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, повышение качества консультационных услуг для молодых людей, желающих открыть собственное дело.
Основываясь на изученной литературе и материалах анализа малого бизнеса в городе Елабуга и Елабужском районе, а также проведения конкурсов поддержки предпринимательства в различных регионах 90
Российской Федерации, была сформирована программа проведения конкурса «Молодой предприниматель города Елабуга и Елабужского района».
Предлагаемые мероприятия ориентированы на достижение социально¬экономического эффекта анализируемой территории. Привлечение молодежи в малый бизнес позволит решить не только проблемы с занятостью населения, но повысить качество жизни. Мероприятия по установлению взаимосвязи с учебными заведениями города Елабуга позволят выявить перспективных представителей молодежи, способной развить не только город, но и близлежащие районы, регион.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОРГОВОГО КЛАСТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ
ЕЛАБУЖСКОГО РАЙОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВТИЯ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «АЛАБУГА»
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Повышение эффективности управления отраслью торговли города Елабуга
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Моногорода Республики Татарстан: инструменты оценки устойчивости социально-экономического развития
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017



