Введение 4
Глава I. Реклама. Определение, цели, функции, классификация.
Особенности рекламного текста 7
1.1. Определение рекламы 7
1.2. Из истории рекламы 10
1.3. Функции, цели, виды рекламы 15
1.3.1. Функции рекламы 16
1.3.2. Цели рекламы 17
1.3.3. Классификация рекламы 20
1.4. Печатная реклама 21
1.5. Особенности рекламного текста 25
1.5.1. Изучение рекламных тестов 26
1.5.2. Особенности рекламных текстов в газетах и журналах 27
Выводы 34
Глава II. Категория числа имен существительных и ее отражение в рекламных текстах 37
2.1. Общая характеристика имени существительного 37
2.2. Категория числа и ее обобщенный характер 41
2.3. Связь категории числа с лексико-грамматическими разрядами имен
существительных 47
2.4. Существительные, имеющие формы обоих чисел 55
2.5. Существительные, имеющие только формы единственного
числа 72
2.6. Существительные, имеющие формы только множественного
числа 75
Выводы 79
Глава III. Изучение числа имени существительного в школе 84
3.1. Учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой 84
3.2. Учебный комплекс под редакцией Т.А. Ладыженской 85
3.3. Учебный комплекс под редакцией М.М. Разумовской 86
3.4. Учебный комплекс под редакцией С.И. Львовой 86
Выводы 91
Заключение 94
Список использованной литературы 99
Жизнь в XXI веке невозможно вообразить без рекламы. Реклама представляет собой развивающуюся сферу деятельности, правила которой в России еще только устанавливаются. Как показало время и исследования, реклама не только двигатель торговли, но и стимул для развития речевой деятельности. Влияние рекламы сказывается не только на сфере потребительского рынка, но и на политической и культурной жизни общества, на функционировании русского языка и - опосредованно - на развитии его системы. Исходя из этого, реклама как неотъемлемая часть жизни общества привлекает внимание различных исследователей, в том числе и лингвистов. И, как правило, главным объектом исследования является рекламный текст. Рекламный текст - это текст, содержащий рекламную информацию. «Достоинства рекламного текста определяет множество составляющих: это и художественно-изобразительные изыски, и изящество словесной формы (творческое самовыражение), и точность, яркость и доступность рекламного образа, многообразие и направленность ассоциативных связей, то есть максимально работающая на коммуникацию композиция» [Назайкин 2003: 12].
Рекламу условно можно разделить на прямую (почта), рекламу в прессе (газеты, журналы), печатную рекламу (проспекты, каталоги), радио- и телерекламу, наружную рекламу, рекламу-сувениры и др. Газетно-журнальная реклама до сих пор остается одной из самых успешных [Кохтев 1997: 5]. Она привычна, ненавязчива. Отличает газетную рекламу, например, от радио и ТВ большая степень доверия аудитории. Связано это, видимо, с силой печатного слова: «Что написано пером, не вырубить и топором». В отличие от мимолетного слова радио или телеэфира, печатное слово сохраняется, и возможность апеллировать к нему в любое время укрепляет доверие читателей. Поэтому выбранный нами для исследования материал - примеры рекламных объявлений из газет и журналов - достаточно актуален и
интересен, эта сфера рекламы хорошо развита и отвечает всем требованиям современного мира.
В нашей работе мы уделяем внимание рекламному тексту с точки зрения морфологии. По результатам исследований, морфологические особенности языка рекламы также вполне определенны. Из всех частей речи в рекламных текстах чаще всего употребляется имя существительное, так как реклама требует наименования множества предметов и явлений, а существительные выполняют важнейшую информативную функцию. Нами и будет рассмотрено имя существительное и одна из важнейших его категорий - категория числа.
Для выполнения этой цели мы решаем следующие задачи:
1) изучение рекламы как таковой, функции и целей рекламных сообщений, структуры рекламного текста;
2) изучение грамматического материала о категории числа имени существительного;
3) сбор практического материала.
Объектом нашего исследования является реклама в прессе, а именно реклама в газетах и журналах г. Казани: «РЯОгород», «Ва-банкъ», «Телесемь», «Регион16», «За рулем».
Новизну квалификационной работы обуславливает исследовательский материал - рекламные объявления из казанских газет и журналов.
Материалом исследования послужила картотека, составленная по результатам выборки из данных источников. Общее количество собранного и обработанного материала свыше 260 примеров.
В работе использованы методы: непосредственное лингвистическое наблюдение, описательный метод, метод обобщения и классификации.
Практическая значимость квалификационной работы заключается в возможности использования результатов проведенного исследования в практике копирайтера - изобретателя рекламного текста, при чтении спецкурса в вузе и проведении кружковой работы в школе, а также при изучении морфологии современного русского языка.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
По определению Маршала Маклюэна, известного канадского культуролога, «реклама - величайшее искусство XX века» [Большая книга афоризмов 2004: 696]. Действительно, реклама - не просто неотъемлемая часть нашей жизни, это какого-то рода даже искусство. В свое время многие известные российские художники (Нико Пиросманишвили, Л. Бакст), писатели, деятели культуры (В.В. Маяковский, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев) занимались рекламой, не говоря уже о зарубежном опыте в области рекламы, где она уже в начале XX века стала настоящим двигателем торговли, а значит, экономики в целом и требовала тщательных исследований.
Но только ли двигателем торговли является реклама? В наше время быстрого роста экономики и развития рынка конкуренции стало больше, а значит, и рекламы стало больше. Чтобы выделиться из миллиона себе подобных, авторы рекламы начали создавать поистине шедевры рекламного искусства. Каждый из нас сейчас помнит наизусть четверостишия из рекламного ролика или вспоминает яркий, запоминающийся слоган при виде определенного товара, а наши дети буквально говорят на языке рекламы, выражаясь фразами рекламных героев и напевая песни из роликов. Реклама с нами всюду: дома - телереклама, на работе - радиореклама, в транспорте и на улице - наружная реклама, на отдыхе - реклама в прессе т.д.
Следовательно, можно сказать, что реклама становится частью нашей культуры. Исследователями замечено, что реклама не только отражает малейшие изменения языка, но и способна вносить свои изменения. Поэтому очень важно, чтобы главный продукт рекламы - рекламный текст - был безупречно, профессионально составлен, учитывая все стороны языка. А иначе он теряет свою действующую силу и становится неконкурентоспособным. Приведем еще один афоризм, принадлежащий Олдосу Хаксли, известному английскому писателю: «Легче сочинить десять
правильных сонетов, чем хорошее рекламное объявление» [Большая книга афоризмов 2004: 696].
Исходя из всего вышесказанного, наша работа представляется нам немаловажной в области исследования рекламных текстов. А так как нами проведен анализ рекламных текстов с точки зрения морфологической и была проделана довольно обширная работа в исследовании категории числа имен существительных и выделении ее особенностей, наша работа представляет интерес и для морфологии современного русского языка, потому что, как уже было сказано, реклама моментально реагирует на все изменения в языке и ее материалы позволяют проследить происходящие в нем процессы.
Итак, проведенный нами анализ позволяет утверждать следующее:
1. Реклама - яркое явление современности: всепроникающее,
вездесущее, профессиональное. Ее исследованием занимались и занимаются представители различных наук: журналистики, социологии, психологии, экономики, истории, правоведения, лингвистики. Неудивительно, что существует множество определений рекламы. Наиболее удачным на наш взгляд является следующее: «Реклама - ответвление массовой
коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужному рекламодателю выбору и поступку». У рекламы множество целей и функций. Важнейшая цель рекламы - довести информацию до потребителей и добиться их расположения для расширения спроса на товар, а эта цель может быть достигнута только при условии грамотно составленного объявления с элементами чего-то нового, необычного, «креативного». Важнейшая функция рекламы для нас - эстетическая.
2. Из всего разнообразия видов рекламы печатная остается одной из первых даже после появления новейших технологий. Это объясняется своевременностью, широким охватом рынка, большой аудиторией, относительно недорогой стоимостью, как для рекламодателя, так и для потребителя, ненавязчивостью, высокой степенью доверия читателей.
3. С филологической точки зрения реклама представляет собой особую сферу практической деятельности, продуктом которой являются словесные произведения - рекламные тексты. Исследования рекламных текстов в настоящее время становятся все более актуальным. Особенностью рекламного текста в газетах и журналах является его относительно слабая защищенность иными выразительными средствами, помимо слова. Удельный вес слова непомерно высок именно в этом виде рекламного сообщения. Рекламный текст обладает несколькими отличительными свойствами: яркостью, эмоциональностью, краткостью, точностью и др. Но и он должен быть однозначен, а поэтому грамматически правильно построен. Создание рекламного текста - это творческий процесс, основанный на профессионализме и совокупности знаний, отсутствие которых у рекламистов, как правило, приводит к грубейшим ошибкам. Мы исследовали морфологическую сторону рекламных текстов, а именно употребление форм единственного и множественного числа имен существительных.
4. Имя существительное является грамматическим стержнем группы имен в русском языке. Оно обозначает предметность. Этот термин шире термина «предмет», используемого в школе, потому что имя существительное обозначает не только предмет в узком смысле этого слова, но и лицо, вещество, живое существо, явление природы, действия, состояния, отвлеченные признаки и качества, что и было нами показано на примерах. В рекламных текстах имя существительное занимает первое место из всех частей речи по частоте употребления.
5. Категория числа - одна из важнейших грамматических категория имени существительного. Она находит себе выражение в довольно четком противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа, которыми обладает большинство существительных. В современном языкознании существует две точки зрения на характер этой категории. Одни исследователи, как, например, В.А. Белошапкова, П.А. Лекант, интерпретируют ее, как словоизменительную, другие (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский) - как лексико-грамматическую. Мы разделяем вторую точку зрения и считаем (и доказали это на своих примерах), что не всегда соотносительные по форме пары единственного и множественного числа соотносительны и по своей семантике.
6. Категория числа тесно связана с делением имен существительных
на несколько лексико-грамматических разрядов. Одни разряды имеют формы и единственного, и множественного числа (конкретные), другие - или формы только единственного, или формы только множественного числа
(вещественные), третьи - только формы единственного числа
(собирательные, отвлеченные). В рекламных текстах наиболее частотными являются конкретные, вещественные (что определяется характером
рекламируемых товаров) и отвлеченные существительные, которые вносят в рекламный текст больше экспрессивности.
7. В отношении категории числа все имена существительные распадаются на три группы: 1) существительные, употребляемые и в единственном, и во множественном числе; 2) существительные, употребляемые только в единственном числе; 3) существительные, употребляемые только во множественном числе.
Существительные, имеющие формы единственного и множественного числа, называют конкретные предметы. Смысловых различий эти формы не имеют. Они доказывают традиционное мнение о том, что категория числа - это число грамматическая категория. Существительных, которые обладают формами обоих чисел, в наших материалах огромное количество.
Однако формы обоих чисел наблюдаются также и у отдельных отвлеченных, вещественных и собственных существительных, употребляемых не в прямых, а в переносных значениях. И именно в этих словах категория числа выступает как лексико-грамматическая.
Особую группу в языке составляют имена существительные, которые не называют конкретных единичных предметов и выражению количественных отношений в которых препятствуют их лексические значения. У этих существительных не выражена морфологически противопоставленность по числу. Одни из них имеют только формы единственного числа и называются singularia tantum, другие - только форму множественного числа - pluralia tantum. В рекламных текстах мы встречаем оба вида существительных, имеющих одну форму числа, однако singularia tantum встречается чаще, чем pluralia tantum.
Итак, общий вывод можно сделать такой: категория числа имен существительных не является однозначной, русские существительные постоянно меняются: одни теряют какую-то форму числа, другие - наоборот, получают ее. Реклама же яркое явление современности, отражает любые изменения, и на ее материалах можно проследить малейшие изменения в языке. На материале рекламных текстов мы попытались изучить все многообразие числовых значений имен существительных и их употребление в современном русском языке.
1. Айзенштейн К.А. Как рекламировать с успехом. - СПб.: Фортуна для всех, 1912. - 112 с.
2. Арбатский Д.И. Значения числа отвлеченных существительных// Русский язык в школе. - 1998.- №6. - 96 с.
3. Арбатский Д.И. Об изменении существительных в числе// Русский язык в школе. - 1962.-№1. - 83 с.
4. Арбатский Д.И. Формы множественного числа со значением длительности, протяженности// Русский язык в школе. - 1970.- №6. - 96 с.
5. Арутюнова Н.Д. Русская грамматика. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Академия Наук СССР, 1981. - 341 с.
6. Бабайцева В.В. Современный русский язык: теория. Морфология. Синтаксис. / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Академия, 2001. - 624 с.
7. Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 6 классе: методические указания. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
8. Бархударов С.Г., Крючкова С.Е. Учебник русского языка. Ч.1: Фонетика и морфология: Для 5-6 классов. - Изд. 8-е, перераб. - М.: Учпедгиз,1961. - 511 с.
9. Беклешов Д.В., Воронов К.Г. Реклама в торговле. - М.: Международные отношения, 1968. - 164 с.
10. Бове К. и Аренс У. Современная реклама/ Пер. с англ. - Тольятти: Довгань, 1995. - 704 с.
11. Большая книга афоризмов/ Сост. К. Душенко. - М.: Эксмо,2004. - 1056 с.
12. Большой энциклопедический словарь. - М.: Рос. энциклопедия,
2001. - 912 с.
13. Брусенская Л.А. Множественное число отвлеченных существительных и норма// Русский язык в школе. - 1987.- №6. - С. 67-70.
14. Брусенская Л.А. О распределительном значении форм единственного числа существительных// Русский язык в школе. - 1988. -№6. - С. 66-69.
15. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. - М.:Просвещение, 1976. - 166 с.
16. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. - М.: Учпедгиз,1959. - 623с.
17. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой В.В. Львова «Русский язык. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2008. - 343 с.
18. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 6 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой В.В. Львова «Русский язык. 6 класс. - М.: Мнемозина, 2009. - 310 с.
19. Варнаева А.Е. Категория числа существительных.//Русский язык в школе. - 2007.- №1. - С. 68-73.
20. Ведомости времени Петра Великого. - М., 1906. - Вып.2. - 98 с.
21. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. - М.; Л.: Учпедгиз, 1947. - 614 с.
22. Востоков А.Х. Русская грамматика. - Изд. 2-е. - СПб., 1859. - 432 с.
23. Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М.
Современный русский язык. - М.: Учпедгиз, 1958. - 200 с.
24. Гермогенова Л.Ю. Реклама: Учебник для вузов. - М.: Дрофа,
2002. - 252 с.
25. Грамматика современного русского литературного языка. - М.: Наука, 1970. - 767 с.
26. Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты. - М.: Наука, 1980. - 288 с.
27. Джугенхаймер Д.У., Гордон И.У. Основы рекламного дела/ Пер. с англ. Б. Косенкова. - Самара: Федоров,2000. - 479 с.
28. Дудников А.В. Методика обучения грамматики в школе. Пособие для учителей. _ М.: Просвещение, 1977. - 304 с.
29. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1977. - 880 с.
30. Захарова Е.П. Вариантное употребление форм числа существительных// Вопросы стилистики. - Саратов, 1986. -Вып. 21. - С. 156¬168.
31. Иорданский А.М. существительные pluralia tantum в русском
языке// Ученые зап. Владимирского пед. ин-та, 1956. Историко¬
филологическая серия.- Вып.2. - С. 91- 147.
32. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000. - 528 с.
33. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1993. - 464 с.
34. Комарова Н.Ю. Стилистически направленное изучение категории числа существительного в курсе современного русского языка// Русский язык в школе.- 1988.- №6. - С. 69-72.
35. Коновалова Л., Ибрагимова Г. Изучение отвлеченных существительных// Магариф.- 2000.- №3. - С. 69-72.
36. Костина А.В. Эстетика рекламы: Учебное пособие. - М.:
Вершина,2003. - 304 с.
37. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990. - 656 с.
38. Кохтев Н.Н. Реклама: Искусство слова: Рекомендации для составителей рекламных текстов. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 96 с.
39. Кромптон А. Мастерская рекламного текста. - Тольятти: Довгань, 1995. - 243 с.
40. Ломовцева А.А. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1976. - 207 с.
41. Львова С.И. «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2008. - 131 с.
42. Львова С.И. «Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2008. - 133 с.
43. Люблинский В.С. Книга в истории человеческого общества. - М.: Просвещение, 1972. - 99 с.
44. Маяковский В.В. Полн.собр.соч. - М.: Гослитиздат, 1959. Т.12. - 716 с.
45. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М.: Просвещение, 1981. - 254 с.
46. Музыкант В.Л. Реклама: Международный опыт и российские традиции. - М.: Право и закон, 1996. - 222 с.
47. Назайкин А.Н. Практика рекламного текста. - М.: Бератор-Пресс,
2003. - 320с.
48. Никитевич В.М. Лексико-грамматические особенности категории числа имен существительных в русском языке// Русский язык в национальной школе.- 1961. - №3. - С. 9-17.
49. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1996. - 944 с.
50. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Основы рекламы: Учебник .- 8-е изд., перераб. и доп. -М.: Дашков и Ко, 2005. - 524 с.
51. Поливанов Л. Краткий учебник русской грамматики. Синтаксис и этимология.- Изд. 5-е. - М., 1876. - С.130-145.
52. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. - М.: Учпедгиз, 1958.- Т.1. - 76 с.
53. Регистры ремесел и торговли г. Парижа//Средние века. - М., Гос. изд-во политической литературы, 1957. - 349 с.
54. Реклама: теория и практика 1935 года/ Пер. с англ. - Саратов: ООО «Приволжское книжное издательство», 1990. - 236 с.
55. Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности. - М.: РДЛ, 2004. - 224 с.
56. Русская грамматика. - М.: Наука, 1980.-Ч.1. - 789 с.
57. Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис. - М.: Просвещение, 1968. - 368 с.
58. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцеллию. - М.:
Гослитиздат, 1977. - 94 с.
59. Смирновский П. Учебник русской грамматики. Этимология. Изд. 7-е. - СПб., 1889. - Ч.1. - 102 с.
60. Современный русский язык. Морфология./ Под ред. В.В. Виноградова.- М.: Изд-во МГУ, 1952. - С. 362- 431.
61. Современный русский язык./ Под ред. В.А. Белошапковой. - М.: Высшая школа, 1981. - 880 с.
62. Современный русский литературный язык./ Под ред. Н.М. Шанского. - Л.: Просвещение, 1981. - С. 533- 535.
63. Современный русский язык./ Под ред. Р.Н. Попова, - М.:
Просвещение, 1986. - 464 с.
64. Современный русский язык: Пособие для студентов вузов
пед.профиля./ Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2001. - 304 с.
65. Современный русский язык. Словообразование. Морфонология. Морфология./ Под ред. П.П. Шубы. - Минск: Издательство БГУ им. Ленина, 1981.-Ч.2. - 339 с.
66. Тихонов А.Н. Современный русский язык: Морфемика.
Словообразование. Морфология. - М.: Цитадель-трейд, 2002. - 464 с.
67. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: детство и отрочество. - М.: Смысл, 1994. - 304 с.
68. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа: Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 336 с.
69. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика./ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. - 738 с.
70. Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» (в ред. 02.11.2004 № 127-ФЗ).
71. Франасек И. Современные средства рекламы: реклама по радио,
телевидению, световая и звуковая реклама. - М.: Международные
отношения, 1964.
72. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л.6 Учпедгиз, 1941. - 620 с.
73. Школьник Л.С., Тарасова Е.Ф. Язык улицы. - М.: 1997. - 253 с.
74. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Центр, 1997. - 478 с.