Работа подойдет для любого вуза, нужно только во введении и п. 2.1. написать базу исследования - какая Вам нужна (школа, класс).
Есть приложение (Опросник для родителей "Как развита фантазия у вашего ребенка")
Работа была успешно защищена - претензии от заказчика не было.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Теоретические подходы к развитию творческих способностей 5
1.2 Методы и приемы развития творческих способностей в процессе изучения литературы в школе 9
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ 14
2.1. Эмпирическое исследование развития творческих способностей учащихся 14
2.2. Рекомендации по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
Креативная конкурентоспособная личность — часть конкурентоспособного общества. В связи с этим выпускник школы должен быть духовно развитой, творческой личностью, обладающей способностью к рефлексии, стремлением к новому.
Очевидно, что актуальным и необходимым является развитие творческих способностей учащихся, их творческого мышления и творческого подхода к практической деятельности через совершенствование образовательной среды. В этом аспекте образовательный процесс по дисциплинам гуманитарного цикла имеет значительные возможности для развития творческих способностей учащихся. Все вышеуказанное обусловливает актуальность темы исследования.
Изучением развития творческих способностей учащихся занимались многие отечественные педагоги и психологи В. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Богоявленская, Е. В. Коротаева, Г. Г. Воробьев и другие.
Цель исследования — определить методы и приемы развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические подходы к изучению развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.
2. Определить методы и приемы развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития творческих способностей учащихся.
Объектом исследования является образовательный процесс на уроках литературы в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования — развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Методы и методики исследования:
1. Библиографический (теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования).
2. Констатирующий эксперимент.
3. Математико-статистический (количественный и качественный анализ данных, полученных в результате работы).
3. Интерпретационный (качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов).
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения его результатов в процессе преподавания литературы в средней общеобразовательной школе.
Структура курсовой работы традиционна и состоит из введения, в котором определены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, двух глав (теоретической и практической соответственно), заключения и списка использованных источников.
Проведенное нами исследование позволило сделать ряд выводов.
Творчество затрагивает самые глубинные, самые сокровенные стороны человеческой личности. В каждом ребенке есть стремление проявить свое индивидуальное, творческое начало. Развитие творческих способностей — важная задача образовательного процесса в современной школе.
Творческие способности развиваются на основе задатков, для их развития необходима систематическая работа. Современная методика преподавания литературы располагает значительным набором средств для развития творческих способностей учащихся.
Творческие самостоятельные работы являются вершиной системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.
На уроках, применяя методы и приемы для развития творческих способностей учащихся, педагог должен стараться создавать максимально благоприятные условия. Под такими условиями понимают доброжелательное отношние ко всем без исключения детям, создание ситуаций успеха для каждого члена класса, особая педагогическая поддержка для более слабых учащихся и т. д. Важно ориентироваться на развитие личности учащихся, использовать элементы проблемного обучения, не давать знания в готовом виде.
Проведенное нами эмпирическое исследование выявило недостаточный уровень развития творческих способностей и фантазии у учащихся пятого класса. Большинство их них испытывали значительные затруднения при составлении собственной сказки, не знали, как закончить произведение, использовали шаблонное языковое оформление. Это доказывает необходимость систематической работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.
На уроках литературы для развития творческих способностей учащихся пятого класса могут быть использованы различные методы и приемы творческой работы:
1.Сочинение сказок, былин, песен, стихотворений (на заданные рифмы и на свободные темы, а также продолжение незавершенных произведений.
2. Сочинение рассказов и сценок.
3. Инсценирование текста.
4. Составление киносценария.
5. Устное словесное рисование.
6. Иллюстрирование произведения и работа с готовыми иллюстрациями.
7. Пересказы с творческими дополнениями:
- продолжить сюжет;
- рассказать, что случилось с героями дальше;
- пересказать произведение от лица одного из персонажей.
8. Игры и викторины.
9. Задания на основе работы с деформированным текстом.
10. Работа с произведениями живописи, музыки и т. д.
Исследование способов развития творческих способностей на уроках литературы в средней общеобразовательной школы представляет значительный научный интерес и практическую значимость поэтому в дальнейшем работа может быть продолжена, например, с проведением формирующего и контрольного экспериментов.
1. Апухтина Л.М. Роль уроков литературы в формировании ключевых компетенций учащихся//Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 6-8.
2. Васильев В.К. Развитие творческих способностей подростков на уроках литературы/ В. К. Васильев// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. - № 8. - С. 109-116.
3. Васина Д. М. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 5-6.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991. - 480 с.
5. Гальчук О.В. Содержательные и технологические условия личностного развития учащихся старших классов в поликультурном пространстве литературного образования//Литературное обозрение: история и современность. 2015. № 5 (5). С. 177-181.
6. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.
7. Зибарова А.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий// Педагогические науки. 2013. № 1. С. 49.
8. Исмагулова Б.А., Москвина А.В., Лабзина П.Г. Духовно-нравственные ситуации на уроках литературы как средство творческого развития подростков//Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 88-99.
9. Калинина-Ржавская И.Э., Потапова Н.Н. Организация уроков литературы на основе системно-деятельностного подхода// Региональное образование: современные тенденции. 2016. № 3 (30). С. 116-121.
10. Карпенко Н.Г. Воспитание навыков творческого мышления на уроках литературы//Нижегородское образование. 2009. № 4. С. 146-149.
11. Карпова Л. Г. Проблема творческих способностей личности в психологии // ОНВ. 2008. №3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tvorcheskih-sposobnostey-lichnosti-v-psihologii (дата обращения: 22.03.2018).
12. Кольчикова Н.Л. Использование интернет-ресурсов на уроках литературы в средней школе//Открытое и дистанционное образование. 2010. № 3. С. 80-85.
13. Косова Е.Ф. Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации и развития творческих способностей учащихся//В сборнике: Информатика: проблемы, методология, технологии Материалы XVI Международной научно-методической конференции. Под редакцией Крыловецкого А.А.. 2016. С. 351-355.
14. Крюк В. Г., Казаков И. С. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 15-16.
15. Кузнецова Е.В., Михайличенко Е.Н. Педагогические технологии как фактор развития креативного мышления у детей среднего школьного возраста на уроках русского языка и литературы//НаукаПарк. 2014. № 2-1 (21). С. 45-50.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев - М.: Смысл, 2005. - 352 с.
17. Малхасян М. В. Теоретические проблемы исследования творческих способностей [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/teoreticheskie-problemy-issledovaniya-tvorcheskih-sposobnostey (дата обращения: 22.03.2018).
18. Махнева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования опорных конспектов и эйдос-конспектов//В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Междунар. научно-практической конференции: в 12 частях. 2012. С. 73-74.
19. Необутова Н.Л. Интеграция видов искусства как фактор формирования культуры личности//Аналитика культурологии. 2007. № 9. С. 66-71.
20. Подрезова Е.В. Развитие творческих способностей личности учащихся на уроках русского языка и литературы // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/11/1900 (дата обращения: 22.03.2018).
21. Программа курса. Литература. 5—9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. — 88 с.
22. Рожкова О.В. Творческие задания на уроках литературы как средство повышения творческих способностей обучающихся//Вестник научных конференций. 2015. № 4-5 (4). С. 64-66.
23. Садриева Э.Ф., Бурганова Ф.Ф. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время//В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы VIII Международной научной конференции. 2016. С. 12-14.
24. Тарасова Н.И. Формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях Федерального государственного образовательного стандарта// Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 98-101.
25. Тиникова Р.Н. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. Т. 2. С. 59-65.
26. Трушина Л. В. Развитие творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы//Социосфера. 2013. № 2. С. 84-86.
27. ФГОС ООО. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: fgos-kurgan.narod.ru. (Дата обращения: 22.03.2018 г.).
28. Федьков Г.С. Эстетическое освоение природы в художественно-творческой деятельности школьников//Искусство и культура. 2016. № 2 (22). С. 109-115.
29. Фомина Ж. В. Кулакова А. Б. Развитие творческих способностей обучающихся // Вопросы территориального развития. 2014. №1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-obuchayuschihsya-1 (дата обращения: 22.03.2018).
30. Хубиева Ф.М. Совершенствование индивидуализации обучения старшеклассников в средней общеобразовательной школе//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14. № 4. С. 76-79.
31. Чолак В.В. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7-2. С. 129-132.
32. Яцкова О. Ю. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 73-76.
33. Яцышена И. М. Практические работы на уроках литературы как инструмент развития творческих способностей учащихся//Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2015. № 1 (4). С. 93-95.