Развитие творческих способностей на уроках литературы (Шадринский государственный педагогический университет)
|
Работа подойдет для любого вуза, нужно только во введении и п. 2.1. написать базу исследования - какая Вам нужна (школа, класс).
Есть приложение (Опросник для родителей "Как развита фантазия у вашего ребенка")
Работа была успешно защищена - претензии от заказчика не было.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Теоретические подходы к развитию творческих способностей 5
1.2 Методы и приемы развития творческих способностей в процессе изучения литературы в школе 9
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ 14
2.1. Эмпирическое исследование развития творческих способностей учащихся 14
2.2. Рекомендации по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
Есть приложение (Опросник для родителей "Как развита фантазия у вашего ребенка")
Работа была успешно защищена - претензии от заказчика не было.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Теоретические подходы к развитию творческих способностей 5
1.2 Методы и приемы развития творческих способностей в процессе изучения литературы в школе 9
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ 14
2.1. Эмпирическое исследование развития творческих способностей учащихся 14
2.2. Рекомендации по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
Креативная конкурентоспособная личность — часть конкурентоспособного общества. В связи с этим выпускник школы должен быть духовно развитой, творческой личностью, обладающей способностью к рефлексии, стремлением к новому.
Очевидно, что актуальным и необходимым является развитие творческих способностей учащихся, их творческого мышления и творческого подхода к практической деятельности через совершенствование образовательной среды. В этом аспекте образовательный процесс по дисциплинам гуманитарного цикла имеет значительные возможности для развития творческих способностей учащихся. Все вышеуказанное обусловливает актуальность темы исследования.
Изучением развития творческих способностей учащихся занимались многие отечественные педагоги и психологи В. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Богоявленская, Е. В. Коротаева, Г. Г. Воробьев и другие.
Цель исследования — определить методы и приемы развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические подходы к изучению развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.
2. Определить методы и приемы развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития творческих способностей учащихся.
Объектом исследования является образовательный процесс на уроках литературы в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования — развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Методы и методики исследования:
1. Библиографический (теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования).
2. Констатирующий эксперимент.
3. Математико-статистический (количественный и качественный анализ данных, полученных в результате работы).
3. Интерпретационный (качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов).
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения его результатов в процессе преподавания литературы в средней общеобразовательной школе.
Структура курсовой работы традиционна и состоит из введения, в котором определены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, двух глав (теоретической и практической соответственно), заключения и списка использованных источников.
Очевидно, что актуальным и необходимым является развитие творческих способностей учащихся, их творческого мышления и творческого подхода к практической деятельности через совершенствование образовательной среды. В этом аспекте образовательный процесс по дисциплинам гуманитарного цикла имеет значительные возможности для развития творческих способностей учащихся. Все вышеуказанное обусловливает актуальность темы исследования.
Изучением развития творческих способностей учащихся занимались многие отечественные педагоги и психологи В. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Богоявленская, Е. В. Коротаева, Г. Г. Воробьев и другие.
Цель исследования — определить методы и приемы развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические подходы к изучению развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.
2. Определить методы и приемы развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития творческих способностей учащихся.
Объектом исследования является образовательный процесс на уроках литературы в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования — развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Методы и методики исследования:
1. Библиографический (теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования).
2. Констатирующий эксперимент.
3. Математико-статистический (количественный и качественный анализ данных, полученных в результате работы).
3. Интерпретационный (качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов).
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения его результатов в процессе преподавания литературы в средней общеобразовательной школе.
Структура курсовой работы традиционна и состоит из введения, в котором определены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, двух глав (теоретической и практической соответственно), заключения и списка использованных источников.
Проведенное нами исследование позволило сделать ряд выводов.
Творчество затрагивает самые глубинные, самые сокровенные стороны человеческой личности. В каждом ребенке есть стремление проявить свое индивидуальное, творческое начало. Развитие творческих способностей — важная задача образовательного процесса в современной школе.
Творческие способности развиваются на основе задатков, для их развития необходима систематическая работа. Современная методика преподавания литературы располагает значительным набором средств для развития творческих способностей учащихся.
Творческие самостоятельные работы являются вершиной системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.
На уроках, применяя методы и приемы для развития творческих способностей учащихся, педагог должен стараться создавать максимально благоприятные условия. Под такими условиями понимают доброжелательное отношние ко всем без исключения детям, создание ситуаций успеха для каждого члена класса, особая педагогическая поддержка для более слабых учащихся и т. д. Важно ориентироваться на развитие личности учащихся, использовать элементы проблемного обучения, не давать знания в готовом виде.
Проведенное нами эмпирическое исследование выявило недостаточный уровень развития творческих способностей и фантазии у учащихся пятого класса. Большинство их них испытывали значительные затруднения при составлении собственной сказки, не знали, как закончить произведение, использовали шаблонное языковое оформление. Это доказывает необходимость систематической работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.
На уроках литературы для развития творческих способностей учащихся пятого класса могут быть использованы различные методы и приемы творческой работы:
1.Сочинение сказок, былин, песен, стихотворений (на заданные рифмы и на свободные темы, а также продолжение незавершенных произведений.
2. Сочинение рассказов и сценок.
3. Инсценирование текста.
4. Составление киносценария.
5. Устное словесное рисование.
6. Иллюстрирование произведения и работа с готовыми иллюстрациями.
7. Пересказы с творческими дополнениями:
- продолжить сюжет;
- рассказать, что случилось с героями дальше;
- пересказать произведение от лица одного из персонажей.
8. Игры и викторины.
9. Задания на основе работы с деформированным текстом.
10. Работа с произведениями живописи, музыки и т. д.
Исследование способов развития творческих способностей на уроках литературы в средней общеобразовательной школы представляет значительный научный интерес и практическую значимость поэтому в дальнейшем работа может быть продолжена, например, с проведением формирующего и контрольного экспериментов.
Творчество затрагивает самые глубинные, самые сокровенные стороны человеческой личности. В каждом ребенке есть стремление проявить свое индивидуальное, творческое начало. Развитие творческих способностей — важная задача образовательного процесса в современной школе.
Творческие способности развиваются на основе задатков, для их развития необходима систематическая работа. Современная методика преподавания литературы располагает значительным набором средств для развития творческих способностей учащихся.
Творческие самостоятельные работы являются вершиной системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.
На уроках, применяя методы и приемы для развития творческих способностей учащихся, педагог должен стараться создавать максимально благоприятные условия. Под такими условиями понимают доброжелательное отношние ко всем без исключения детям, создание ситуаций успеха для каждого члена класса, особая педагогическая поддержка для более слабых учащихся и т. д. Важно ориентироваться на развитие личности учащихся, использовать элементы проблемного обучения, не давать знания в готовом виде.
Проведенное нами эмпирическое исследование выявило недостаточный уровень развития творческих способностей и фантазии у учащихся пятого класса. Большинство их них испытывали значительные затруднения при составлении собственной сказки, не знали, как закончить произведение, использовали шаблонное языковое оформление. Это доказывает необходимость систематической работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.
На уроках литературы для развития творческих способностей учащихся пятого класса могут быть использованы различные методы и приемы творческой работы:
1.Сочинение сказок, былин, песен, стихотворений (на заданные рифмы и на свободные темы, а также продолжение незавершенных произведений.
2. Сочинение рассказов и сценок.
3. Инсценирование текста.
4. Составление киносценария.
5. Устное словесное рисование.
6. Иллюстрирование произведения и работа с готовыми иллюстрациями.
7. Пересказы с творческими дополнениями:
- продолжить сюжет;
- рассказать, что случилось с героями дальше;
- пересказать произведение от лица одного из персонажей.
8. Игры и викторины.
9. Задания на основе работы с деформированным текстом.
10. Работа с произведениями живописи, музыки и т. д.
Исследование способов развития творческих способностей на уроках литературы в средней общеобразовательной школы представляет значительный научный интерес и практическую значимость поэтому в дальнейшем работа может быть продолжена, например, с проведением формирующего и контрольного экспериментов.
Подобные работы
- Обучение технике скрапбукинга как средство развития творческих способностей в дополнительном образовании
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование умений и навыков креативной письменной речи на уроках русского языка в 8-9 классах (Шадринский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Организация педагогической поддержки при обучении английскому языку в условиях реализации ФГОС
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эстетической культуры учащихся среднего школьного возраста средствами живописи на примере выполнения декоративного натюрморта
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ В ШКОЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Возможности использования современных методов обучения на уроках
права
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческой активности учащихся среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Разработка учебно-методического обеспечения курса «Художественная
вышивка крестом по народным мотивам» для арт-студии «ART Shock»
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



