Введение 3
ГЛАВА I. Предвыборные речи в политическом дискурсе США 6
1.1 Понятие «политический дискурс» 6
1.2. Политический дискурс США 11
1.3. Предвыборные речи и их особенности 16
Выводы к Главе 1 24
ГЛАВА II. Лингвистический особенности предвыборных речей
политиков США (на материале публичных выступлений
Х.Клинтон, Д.Трампа, Б.Обамы) 26
2.1 Морфологические особенности предвыборных речей 26
2.2 Лексические особенности предвыборных речей 34
2.3 Синтаксические особенности предвыборных речей 39
Выводы к Главе II 53
Заключение 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день исследования в области языка политики становятся наиболее распространенными. С лингвистической точки зрения политический и предвыборный дискурс является наиболее интересным аспектом, так как при создании текста предвыборной кампании используются различные языковые средства, целью которых является создание и формирование определенного общественного мнения, а так же побуждение к приятию выборного решения избирателей. Чтобы быть понятыми народом, политики должны говорить на общедоступном языке. В текстах политического дискурса чаще всего встречаются лексико-стилистические явления, а также единицы лексико¬фразеологического уровня.
Актуальность нашей работы обуславливается политическими событиями, происходящими в мире, которые предоставляют материал для исследования политического, а именно предвыборного дискурса США. По этой причине лингвистические особенности текстов предвыборных речей в политическом дискурсе США заслуживают особого изучения.
Целью данной работы является анализ лингвистических особенностей предвыборных текстов в политическом дискурсе США на материале предвыборных речей американский деятелей.
В связи с поставленной целью в работе был определен ряд задач:
- проанализировать определение политического и предвыборного дискурса,
- определить основные особенности текстов предвыборной кампании,
-провести анализ примеров, выбранных из речей американских политических деятелей и выявить основные морфологические, лексические и грамматические особенности текстов предвыборной кампании.
Объектом анализа в данной работе являются тексты речей предвыборной кампании таких известных американских политических деятелей, как Х.Клинтон, Д.Трамп, Б.Обама.
В качестве предмета исследования рассматриваются морфологические, лексические и грамматические особенности текстов предвыборной кампании.
Методы исследования включают в себя теоретический анализ научных источников по изучаемой проблематике; метод комплексного анализа для определения лексико-грамматических особенностей текста предвыборной кампании; метод дискурс-анализа; лингвистическую интерпретацию полученных результатов.
Материалом исследования являются тексты предвыборных речей американских политиков Х.Клинтон, Д.Трампа, Б.Обамы. Подбор материала осуществлялся методом сплошной выборки из англоязычных электронных источников (www.hillaryclinton.com, www.donaldjtrump.com,
www.americanrhetoric.com). Основным методом исследования является метод комплексного анализа для определения морфологических, лексических и грамматических особенностей текста предвыборной кампании и лингвистическая интерпретация полученных результатов.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, формулируются цели, задачи, определяются теоретическая и практическая значимость работы, описываются материалы и методы исследования, используемые в работе.
В первой главе приводятся данные по особенностям текстов политического и предвыборного дискурса. Во второй главе рассматриваются основные морфологические, лексические и грамматические особенности текстов предвыборной кампании, проводится анализ выбранных примеров. В заключении суммируются общие результаты проведенного исследования.
Научная новизна этого исследования состоит в том, что в нём проведен комплексный лингвистический анализ предвыборных речей американских политиков.
Теоретическая значимость работы заключается в определении и уточнении особенностей понятий «дискурс», «политический дискурс» и «предвыборный дискурс»; систематизации сведений о морфологической, лексико-грамматической специфике текстов предвыборных речей в политическом дискурсе США.
Практическая ценность работы заключается в том, что в ней делается попытка систематизировать полученные в результате анализа сведения и данные этого исследования в дальнейшем могут быть полезны переводчикам, работающим в данной сфере, а также могут применяться в качестве справочного материала для тематических занятий.
Данная квалификационная работа прошла апробацию на Ежегодной научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального университета (13 апреля 2017 года) в секции «Термин. Терминосистема. Терминоведение», по итогам которой материалы выступления были опубликованы в сборнике трудов научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального университета, 2017 г. Также была опубликована статья по теме «Языковые особенности политического предвыборного дискурса США» в сборнике научных трудов Terra Linguae-2017 «Высшей школы иностранных языков и перевода», ИМОИиВ, К(П)ФУ.
В нашей работе был проведен анализ определений «дискурс», «политический дискурс», «предвыборный дискурс», определены основные особенности текстов предвыборной кампании и проанализированы лингвистические особенности предвыборных речей известных американский политиков, Х.Клинтон, Д.Трампа и Б. Обамы. Цели и задачи, которые были поставлены, достигнуты. Исходя из проделанной можно сделать следующие выводы:
1. Понятия «дискурс» и «политический дискурс» достаточно неоднозначные, существует множество мнений об их трактовках.
2. Предвыборный дискурс рассматривается в основном как жанр политического дискурса.
3. Основной особенностью предвыборного дискурса является ритуальность.
Из вышеперечисленных трактовок определения понятия «дискурс» можно сделать вывод, что дискурс означает, прежде всего, комплексную единицу, состоящую из последовательности предложений, объединенных логическим, смысловым типом связности.
Из многочисленных определений понятия «политический дискурс» наиболее подходящим по нашему мнению является определение Т.А. ван Дейка: «.. .политический дискурс - это класс жанров, ограниченный социальной сферой, а именно политикой. Правительственные обсуждения, парламентские дебаты, партийные программы, речи политиков - это те жанры, которые принадлежат сфере политики. Политический дискурс - это дискурс политиков» [13].
Исследуя «выборную» декламацию, которая присуща кандидатам выборов, нельзя не упомянуть о таком понятии как «предвыборный дискурс». К предвыборному дискурсу как можно отнести предвыборное выступление, которое является вербальным оформлением коммуникативных отношений института выборов. Из трактовки данного понятия следует, что предвыборный
дискурс - это речевой жанр, который является вербальным оформлением коммуникативной ситуации. Предвыборный дискурс характеризуется особой функциональной спецификой. Основные цели предвыборного дискурса это убеждение слушателей, воздействие на них.
По итогам поведенного нами лингвистического анализа речей предвыборной кампании таких политиков, как Х.Клинтон, Д.Трампа, Б.Обамы, был выделен ряд характерных особенностей.
Среди морфологических особенностей следует выделить частотность употребления разных частей речи для каждого из ораторов. Существенное превышение использования существительных и глаголов наблюдается в выступлениях Дональда Трампа. В выступлениях Хиллари Клинтон наблюдается высокий процент прилагательных, наречий и причастий. При этом ее выступления характеризуются построением на основе взвешенной аргументации. Выступления Барака Обамы строятся на преобладании числа существительных, местоимений и глаголов.
Также отличительной чертой является использование модальных глаголов в выступлениях данных политиков. В частности, в выступлениях Хиллари Клинтон наиболее часто встречается модальный глагол can, также встречаются модальные глаголы should и may. Это можно объяснить общей направленностью ее речи на аргументированное убеждение, но не категоричное. В выступлениях Барака Обамы в большей степени встречаются такие модальные глаголы, как can и must. В выступлениях Дональда Трампа наиболее часто используется глагол must, который получает довольно категоричную окраску.
Использование имен собственных, географических названий - топонимов, названий исторических событий, партий, а также использование числительных, что связано с датами, фактами, цифрами - все это свойственно текстам предвыборной кампании и служит более точной аргументации во время выступления.
Среди лексических особенностей данных выступлений также нужно отметить употребление антонимов и синонимов. Их функции в тексте достаточно разные. Необходимо также отметить, что для выступлений Хиллари Клинтон и Барака Обамы свойственно использование фразеологизмов.
На уровне синтаксиса можно отметить множество особенностей, которые характерны для речей политиков, чьи речи анализируются в данной работе.
В первую очередь, это применение в речи риторических вопросов и восклицаний, что способствует привлечению внимания аудитории к определенным проблемам. В выступлениях политиков также можно часто встретить прием повтора..
В выступлениях Хиллари Клинтон и Барака Обамы преимущественно используются сложные предложения. При этом наиболее сложные синтаксические конструкции используются в выступлениях Хиллари Клинтон. В речи Дональда Трампа встречается мало сложных синтаксических конструкций.
Стоить отметить употребление метафор в речах политиков. Метафоры служат для более образного обозначения явлений действительности, для лаконичности текста с повышением его образности. В частности, достаточно часто метафоры используются в выступлениях Дональда Трампа. Хиллари Клинтон также использует метафоры в своих выступлениях. При этом в ее речи метафоры служат для повышения образности. Несколько в меньшем количестве метафоры встречаются в выступлениях Барака Обамы, служа повышению экспрессивности и образности речи.
Таким образом, с целью повышения экспрессивности и эмоциональности своей речи политики использовали имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени, экспрессивно-оценочную лексику, риторические вопросительные предложения, сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью.
1. Анисимова, Т.В. Современная деловая риторика: Учебное пособие: В 2 ч. Часть 1. / Т. В Анисимова, Е.Г. Гимпельсон. - Волгоград: Волгогр. юрид. ин. т МВД России, 2001. - 256 с.
2. Аристотель, Этика. Политика. Риторика . Поэтика. Категории / Аристотель - Минск : Литература, 1998. - 1392 с.
3. Арутюнова Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева - М.:Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
4. Бочарова Э.А. Предвыборный политический дискурс как особая сфера
коммуникации // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2012. №1.
[Электронный ресурс] //
Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/article/n/predvybornyy- politicheskiy-diskurs-kak-osobaya-sfera-kommunikatsii, дата обращения: 11.06.2017.
5. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. / Баранов А.Н. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 360 с.
6. Баталов, Э.Я. Политическая культура современного американского общества / Э.Я. Баталов - М.: Наука, 1991. - 256 с.
7. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. - 3-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2009. - 448 с.
8. Бережная, Т.М. Современная американская риторика как теория и практика манипулирования общественным сознанием - Дисс. ... канд. филол. наук. - М., 1996. - 211 с.
9. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика / Р. Водак. - Волгоград, 1997. - 137с.
10. Гаврилова, М.В. Критический дискурс-анализ в современной зарубежной лингвистике / М.В. Гаврилова. - СПб., 2003. - 265 с.
11. Гайкова, О.В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: (На материале англ. яз.). Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2003. - 19 с.
12. Гимпельсон, Е.Г. Методика подготовки кандидата к выступлениям перед аудиторией в период предвыборной кампании / Е.Г. Гимпельсон // Муниципальные выборы во Франции и России: Сборник научных статей ВАГС. - Волгоград, 1999. - С.177-185.
13. Дейк, ван Т.А. Стратегии понимания связного текста / Т.А. ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. - М. : Прогресс, 1988. - Вып. 23. - С. 153-212.
14. Дейк, ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация : пер. с англ. / Т.А. ван Дейк. - М. : Прогресс, 1989. - 312 с.
15. Демьянков, В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка / В.З. Демьянков // Язык. Личность. Текст : сб. ст. к 70-летию Т. М. Николаевой / Ин-т славяноведения РАН; отв. ред. В.Н. Топоров. - М. : Языки славянских культур, 2005. - С. 34-55.
16.Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. - М.: Дело, 2001. - 480 с.
17.Звегинцев, В. А. О цельнооформленности единиц текста / В.А. Звегинцев // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. - 1980. - Т. 39. - № 1. - С. 13-21.
18. Карасик, В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000 (а). - С. 5-20.
19. Киров, Е.Ф. Цепь событий - дискурс/текст - концепт // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации. Лингводидактические аспекты МК: материалы науч. сессии фак-та ЛиМК ВолГУ. - Волгоград, апрель 2003 : сб. науч. ст. - Волгоград : Изд-во «Волгоград», 2004. - Вып. 2.- С. 29-41.
20. Киуру К.В. Публичная коммуникация: дискурсивные практики и коды /
К.В. Киуру. - СПб. : Роза Мира, 2005. - 146 с.
21. Ковалева, Е.И. Преемственность традиций классической риторики в американском публичном выступлении (на материале выступлений общественно-политических деятелей США). - Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Москва, 2000. - 16 с.
22. Кохтев Н.Н. Риторика: Учеб. пособ./ Н.Н Кохтев М.: Просвещение,
1994. -207c
23. Кубрякова, Е.С. О контурах новой парадигмы знания в лингвистике / Е.С. Кубрякова, О.В. Александрова // Структура и семантика художественного текста: доклады VII междунар. конф. - М., 1999. - С. 186-197.
24. Михалева О.Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2000.— 265 с.
25. Михалева О. Л Политический дискурс как сфера реализации
манипулятивного воздействия / Михалева О. Л. — Иркутск, 2005. — 320 с
26. Паршин П.Б. Речевое воздействие. / Паршин П. Б. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ lingvistika/RECHEVOE_VOZDESTVIE.html?page=0,7, дата обращения 25.02.17.
27. Пищулин, Н.П. Политическое лидерство и электоральный процесс / Н.П. Пищулин // Полис (Политические исследования). - 1998. №5. - С.145-152.
28.Чудинов А.П. Политическая лингвистика: Учеб. пособие / Москва. Изд- ва «Флинта», «Наука».2006. - 254 с.
29. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. — Волгоград, 2000. — 431 с.
30. Шейгал Е.И . Функциональная структура политического дискурса / Е.И. Шейгал // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. научн. тр. - Волгоград: Перемена, 2000. - С.45-57.
31. Яскевич, Я.С. Коммуникативная парадигма субъекта власти: специфика аргументации / Я.С. Яскевич // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке: Материалы VII Общероссийской научной конференции. - СПб.: СПбГУ, 2002. - С. 202-205.
32. Barak Obama. A More Perfect Union [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.americanrhetoric.com/speeches/barackobamaperf ectunion.htm ,дата обращения 17.03.2017
33. Barak Obama. Address to the People of Berlin [Электронный
ресурс] // Режим доступа:http://www.americanrhetoric.com/speeches/baracko bamaberlinspeech.htm , дата обращения 17.03.2017
34. Barak Obama. Campaign Policy Speech on Iraq at the Wilson Center [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://www.americanrhetoric.com/speeches/barackobama/barackoba mairaqwarreaganbuilding.htm, дата обращения 17.03.2017
35. Barak Obama. Senate Floor Speech in Support of the Wall Street Bailout Bill [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: // www.americanrhetoric. com/speeches/barackobama/barackobamasenatespeechonbailoutbill .htm, дата обращения 17.03.2017
36. Donald Trump. Donald Trump Speech To Michigan: “Your Moment is
Now”.... [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://
theconservativetreehouse.com/2016/10/31/transcript-donald-trump-speech- to-michigan-your-moment-is-now/, дата обращения 9.03.2017
37. Donald Trump. Hillary’s Tpp would be Deathknell for American
Manufacturing [Электронный ресурс] // Режим
доступа: https://www.donaldjtrump.com/press-releases/donald-j.-trump- remarks-in-novimichigan, дата обращения 21.02.2017
38. Donald Trump. Party of Lincoln Promises Hope to Every Forgotten Stretch of America [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.donaldjtrump.com/press-releases/trump-party - of - lincol - pro mises-hope-to-every-forgotten-stretch-of-america, дата обращения 21.02.2017
39. Donald Trump. Transcript of Donald Trump’s speech on national security in Philadelphia [Электронный ресурс] // Режим доступа:: http://thehill.com/ blogs/pundits-blog/campaign/294817-transcript-of-donald-trumps-speech- on-national-security-in , дата обращения 9.03.2017
40. Harris Zellig S. Discourse Analysis [Электронный ресурс] //
Режим доступа:https://www.jstor.org/stable/409987?
seq=1#page_scan_tab_contents,дата обращения 15.05.2017
41. Hillary Clinton. Remarks on American Values [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.hillaryclinton.com/post/remarks-american- values/, дата обращения 15.02.2017
42. Hillary Clinton. Remarks on building an economy that works for everyone [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: // www.hillaryclinton.com/p ost/remarks-building-economy-works-everyone/, дата обращения 15.02.2017
43. Hillary Clinton.Hillary Clinton Rejects Trump’s Vision for America and Vows to Fight for All Hardworking Families [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.hillaryclinton.com/briefing/updates/2016/05/25/ hillary-clinton-rejects-trumps-vision-for-america-and-vows-to-fight-for- all-hardworking-families/ , дата обращения 17.02.2017
44. Hillary Clinton. Remarks at a community meeting in Flint, Michigan [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://www.hillaryclinton.com/spe eches/remarks-community-meeting-flint-michigan/, дата обращения 17.02.2017