ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫВ КЛУБОВ 6
1.1 История студенческого спорта и спортивных студенческих клубов в России
и мире 6
1.2 История становления и развития Ассоциации спортивных студенческих
клубов России (АССК) 9
1.3 История развития студенческого спортивного клуба
НИУ «БелГУ» 15
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1 Методы исследования 17
2.2. Организация исследования 21
Глава 3. СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА НИУ «БеЛГУ» 23
3.1. Современное состояние и проблемы деятельности спортивного клуба «БелГУ» 23
3.2 Реализация условий обеспечения эффективности деятельности
студенческого спортивного клуба НИУ «БелГУ» 24
3.3. Оценка результативности работы «Условия обеспечение эффективности
деятельности студенческого спортивного клуба НИУ «БелГУ» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ
В начале периода экономических и политических изменений в России, который относится к 90-м годам XX века, начались изменения в спортивной политике как общефедерального уровня, так и в студенческом спорте. Этот процесс затронул практически все составляющие спорта (спорт высших достижений и массовый спорт, спортивную науку, физическую культуру и здоровье подрастающих поколений). В связи с этим приобрела актуальность проблема развития массового спорта в современном российском обществе, кроме того среди важнейших направлений общенациональной политики было провозглашено решение проблемы повышения качества жизнедеятельности населения как условие для сохранения национальной безопасности и экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации. В этой связи популяризация здорового образа жизни и развитие массового спорта как одно из направлений государственной политики превращаются в одну из приоритетных задач, от решения которой во многом зависит достижение государственных стратегических целей. Проблема совершенствования организации и содержания массового и студенческого спорта рассматривалась отечественными учеными на протяжении всего периода развития высшего образования в стране.
Современная политика Российской Федерации ориентирована не только на улучшение качества жизни общества, но и на сохранение здоровья. Это подчеркивается в документах Правительства РФ. В частности, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации одними из основополагающих принципов являются следующие: сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни и т.д.
Из ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2012 года: «Считаю важным, чтобы эта организация была вообще вне всякой политики, объединяла молодежь с самыми разными политическими взглядами", - сказал Владимир Путин. Популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни должна войти в повседневные и неотложные направления работы студенческой активной молодежи.
Актуальность данной работы связана с необходимостью укрепления здоровья студентов, формирования здорового образа жизни и развития массового спорта в студенческой среде, а также развития студенческого самоуправления и создания альтернативы асоциальным видам досуга студентов. Инструментом решения данной проблемы может стать Спортивный студенческий клуб.
Проблема исследования состоит в недостаточной эффективности работы студенческого спортивного клуба НИУ «БелГУ».
Цель выявить и охарактеризовать условия Повышения эффективности работы студенческого спортивного клуба.
Задачи:
1. Анализ научно методической литературы.
2. Выявить условия эффективности деятельности студенческого
спортивного клуба НИУ «БелГУ».
3. Внедрить условия эффективности деятельности студенческого спортивного клуба НИУ «БелГУ».
Объект исследования - студенческий спортивный клуб.
Предмет исследования - организация деятельности студенческого спортивного клуба «Белгородского Государственного Национального Исследовательского Университета» (НИУ «БелГУ»)
Для достижения цели нами были использованы следующие методы исследования:
- анализ учебно-методической литературы
- анкетирование;
- беседа;
- наблюдение;
- педагогический эксперимент.
Гипотеза - предполагалось, что повышению эффективности работы спортивного студенческого клуба НИУ «БелГУ» будут способствовать следующие условия:
- создание и реализация проекта «Обеспечение эффективности работы
студенческого спортивного клуба НИУ «БелГУ»;
- вступление в АССК России;
- расширение актива спортивного клуба;
- проведение мероприятий, популярных в студенческой среде.
Новизна работы заключается в представлении опыта работы студенческого спортивного клуба НИУ «БелГУ» по организации управленческой работы студентов факультетов с целью формирования здорового образа жизни.
Практическая значимость - представленная организация и работа спортивного студенческого клуба НИУ «БелГУ»,который может быть использован другими университетами для увеличения количества занимающихся студентов физкультурой и спортом, повышения уровня спортивных мероприятий, воспитания активной жизненной позиции и организация здорового досуга студенческой молодежи.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список
Таким образом, в ходе исследования был решен ряд поставленных задач:
Изучение научно методическую литературу, позволило нам понять важность создания студенческого спортивного клуба. Показать его важность с студенческой среде. Увидеть, что бы заинтересовать студентов нужно дать студентам самим проводить мероприятия наиболее интересующих их.
Социальная активность членов ССК проявилась в установках на расширение социальных связей и сплоченность; эмоционально насыщенное участие в деятельности ССК, формируемое на основе межличностных отношений со значимыми людьми; динамичное участие в мероприятиях ССК и вуза.
Было выявлено, что основными компонентами заключительного этапа, определяющими уровень реализации программы ССК, являются повышение социальной активности членов ССК, координация и контроль работы, дальнейшее развитие студенческого массового спорта.
На промежуточных этапах выполнения плана работы ССК с помощью методики неоконченных предложений было выявлено отношение к организации мероприятий студентов, задействованных в работе ССК.
По результатам анкетирования была выявлена заинтересованность студентов в деятельности ССК, стремление к активному обсуждению актуальных проблем в организации мероприятий, желание посещать спортивные секции и готовность участвовать в соревнованиях.
По результатам анкетирования были сделаны выводы о том, что многие студенты имеют недостаточное представление о работе ССК и затрудняются ответить на вопрос об эффективности его работы. Вместе с тем, в ходе реализации плана работы узнаваемость ССК увеличилась. Студенты начали проявлять интерес к деятельности и желание как в участие так и в организации спортивных мероприятий. Проведенный анализ повторного анкетирования подтвердил готовность к участию в работе ССК и ее зависимости от социальной позиции и активности студентов, их ориентации на ЗОЖ и самореализацию. Кроме того, была выявлена закономерность возрастания социальной активности студентов, задействованных в подготовке и проведении вузовских и межвузовских спортивных мероприятий, по сравнению с болельщиками и участниками.
Анализ деятельности ССК позволил установить, что социальная активность и ответственность студентов возрастает по мере участия в спортивных мероприятиях, организованных ССК, кроме того растет дальнейшая заинтересованность студентов в проведении массовых спортивных мероприятий и участии в работе студенческого спортивного клуба. Было увеличено количество проводимых спортивных соревнований. Основным мероприятием было проведение финальной части клубного турнира АССК. Студенческий спортивный клуб с помощью преподавателей факультета физической культуры организовали турнир. В мероприятии приняло участие более 250 спортсменов. В рамках турнира на базе УСК Светланы Хоркиной и СК «Буревестник» прошли соревнования по мини-футболу, волейболу, настольному теннису и шахматам среди юношей и девушек. Спортсмены НИУ «БелГУ», завоевав первое место в неофициальном командном зачёте. Наши студенты выиграли 4 первых места, 3 вторых и одно третье.
1. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента / В. А. Б ароненко. - М.: Альфа-М, 2003. - 352 с.
2. Бауэр, В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В.Г. Бауэр // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1.
3. Букин, В.П., Егоров, А. Н. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки . 2011. №2.
4. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. - М.: Флинта: Наука,- С. 205-206Вишневский A.M. За массовый студенческий спорт. М.:Сов. Россия,1958. -32 с.
5. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования / Б.Н. Воронцов. - Воронеж: ВГУ, 1990. -180 с.
6. Доклад министра спорта О развитии массового спорта и физического воспитания населения -http://sportteacher.ru/acts/show/doklad/
7. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И.
В. Журавлева. - М. : Наука, 2006. 7. Падиарова, А. Б. Социальное
неравенство как фактор здоровья нового поколения россиян / А. Б. Падиарова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 1. 8. Лапин, Н. И. Динамика базовых ценностей и социальное самочувствие россиян / Н. И. Лапин // Доклады Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и современные изменения в современной России». - М. : Альфа-М., 2007.
8. Иванов, В. А. Оздоровительные функции студенческого спорта при подготовке к жизни и профессии учащейся молодежи/В.А. Иванов, Е.В. Тюненкова, В.И. Обуховская // Физическое воспитание и современные технологии формирования физической культуры личности студентов : сборник научных статей/Учреждение образования "Гродненский гос. ун -т им. Я.Купалы"; под науч. ред. В.А. Максимовича; редкол.: С.К. Городилин, А.И. Шпаков.- Гродно :ГрГУ, 2013 .- С.112-115
9. Журова, И.А. Российский студенческий спорт на современном этапе и его реформы/И.А.Журова// Сибирская государственная геодезическая академия/Международный научный конгресс Интерэкспо Гео-Сибирь - 2013, 15-26 апреля 2013, Новосибирск.
10. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов / В. Г. Шилько . Вестник Томского государственного университета. N 283 Томск, 2004 N 283 (сентябрь) : Серия "Юридические науки. Экономические науки". С. 205-210
11. Николаев, Ю. М. Физическая культура и основание сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 8.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
13. Организация физической культуры и спорта. Электронный ресурс : учеб.-метод. пособие для семинар. занятий для студентов спец. 032101.65 «Физическая культура и спорт», 032100.62 «Физическая культура» / Сиб. федерал. ун-т ; сост. А. И. Чикуров.
14. Перова, Е.И., Гаркавенко, В.А., Клендарь, В.А. Анализ динамики основных показателей развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации/ Е.И. Перова, В.А. Гаркавенко, В.А. Клендарь // Журнал Вестник спортивной науки. Выпуск № 5 / 2013
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва
16. Путин, В.В. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.12 декабря 2012 года -Москва, Кремль
17. Суник, А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX- XX веков / А.Б. Суник. - М., Советский спорт, 2004. - С. 264.
18. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск: СО РАМН, 2003. - 164 с
19. Указ Президента Российской Федерации об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
20. Спорт и здоровый образ жизни: Материалы областной
конференции учащейся молодежи / Под.ред. А.А. Сучилина, К.В. Гаврикова. Волгоград: ВГАФК, 2002.- 123 с.
21. 1.Агеевец В.У. Цели и задачи управления физической культурой и спортом // Научные основы управления физической культурой и спортом. — М., 1977.-С. 5-8.
22. Антонов Н.В. Государственное регулирование экономики: Учебник / Н.Б.Антонова. — Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2002. -С. 275.
23. Арвисто М.А., Труц Э.И., Виркус Р.П. Некоторые результаты
исследования социальных проблем повышения
массовой физкультурной активности // Физическая культура в социальном развитии города. Таллинн, 1978.-С. 90-95.
24. Аристова Л.В., Шпилько С.П. Физическая культура: отрасль в новых условиях хозяйствования. М.: Экономика, 1991.- С.144.
25. Артеменко В.В., Геллер М.Е., Кашин А.Д. ФОК новая форма физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства // Теория и практика физической культуры. — 2004. - №4. - С.36-37.
26. Астахов В.А. Социально-педагогические аспекты организации физкультурно-оздоровительной работы в городских зонах отдыха (на примере г. Днепропетровска): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Малаховка, 1993. - С.23.
27. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - С.275.
28. Безверхняя Г. Мотивация старшеклассников к занятиям физической культурой и спортом // Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез. V Междунар. науч. конф., Минск, 5-7 июня 2001 г. Мн., 2001. - С.64.
29. Бельский И.В., Кононов А.Н. Принцип
оздоровительной направленности физического воспитания студентов // Человек, здоровье, физическая культура на пороге XXI столетия: Матер. Междунар. науч.-метод. конф. -Брест, 1999. — С.23-24.
30. Володько В.Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Ф. Володько.-Минск: 2010.-С.203.
31. Воропаев, С.Н. Менеджмент: учебное пособие / С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин; Международная ассоциация "Агрообразование". - М.: Колос, 2007. - С. 206.
32. Всеобщая история менеджмента: учебное пособие / [И.И. Мазур и др.].- М.: Елима, 2007.-С.706.
33. Виноградов П.А., Трифонова A.A. Уровень информативности населения по вопросам физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 1984. - № 6. - С.31-33.
34. Галкин Ю.П. О методах организации занятий физическими упражнениями с трудящимися // Труды Смоленского государственного института физической культуры. Смоленск, 1995. - С.41-44.
35. Геллер М.Е. Формы организации и методы внедрения физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства: (по материалам БССР): Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Мн., 1983. — С.27.
36. Карплюков А.Н. Спортивные соревнования как фактор привлечения к занятиям спортом людей различного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Омск: СГУФКиС, 2004. - 24 с.
37. Костюков В.В. Теория и методика использования спортивных игр при организации физической активности людей разного возраста: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1993.-48 с.
38. Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 30 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
39. Государственная программа белгородской области "Развитие физической культуры и спорта в белгородской области на 2014 - 2020 годы";
40. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов Исполнительной власти".
41. Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".
42. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
43. Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
44. Филиппов H.H. Потребности студенческой молодежи к занятиям физической культурой по месту жительства в новых социально-экономических условиях // Ученые записки: Сб. науч. трудов. — Вып.4. — Мн.: 2000. С.278-284.
45. Филиппов H.H. Научно-педагогические основы физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства: Монография. — Мн.: РУП "Минсктиппроект", 2001. С.174.