Введение 3
Глава 1. Монголия в системе международных отношений 9
§1. Особенности положения Монголии в системе международных отношений до 1990-х гг 9
§2. Внешняя политика Монголии в контексте теорий международных отношений.
§3. Нормативно-правовая база, определяющая современное положение Монголии
в системе международных отношений 17
Глава 2. Отношения Монголии с соседними государствами 21
§1. Российско-монгольские отношения 21
§2. Китайско-монгольские отношения 37
Глава 3. Отношения Монголии с "третьим соседом" 43
§1. Концепция "третьего соседа" 43
§2. Американо-монгольские отношения 46
§3. Отношения Монголии с Европейским Союзом 53
§4. Монгольско-канадские отношения 57
§5. Монгольско-японские отношения 59
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 63
Источники: 63
Литература: 68
Актуальность исследования. Монголия имеет особое географическое положение, она расположена между Россией и Китаем и не имеет выхода к морю. Внешняя политика Монголии во многом определялась и определяется до сих пор ее географическим положением. Большую часть социалистического периода Монголия ориентировалась на своего северного соседа - Советский Союз. После распада социалистического блока Монголия пошла по пути демократических преобразований, которые стали определять новую по своему содержанию внешнюю политику. Россия, поглощенная своими внутренними проблемами, не препятствовала Монголии развивать внешнюю политику по своему усмотрению. Впервые за 70 лет у Монголии появилась возможность самостоятельно выбирать внешнеполитических партнеров и принципы, на которых строится внешняя политика. Постсоциалистическая трансформация Монголия привела к расширению внешнеполитических связей, отказу от односторонней ориентации на Советский Союз и на Россию, как его правопреемницу. Монголия в корне изменила подход к внешней политике, она стала развивать связи с Китайской Народной Республикой и другими государствами мира. Появилось понятие "третьего соседа", которое отражает принципиально новый подход во внешнеполитической доктрине Монголии, выраженный в стремлении развивать связи с государствами, не являющимися её географическими соседями с целью уменьшения влияния России и Китая. Таким образом, актуальность исследования объясняется полным обновлением внешнеполитической доктрины Монголии, с которой Россия имеет огромную по протяженности общую государственную границу (3485 км.), особым геополитическим расположением Монголии между Россией и Китаем, появлением новых акторов, действующих на данном направлении.
Объектом дипломной работы является Монголия в системе международных отношений.
Предметом дипломной работы является внешняя политика Монголии в период с 1991 года по 2014 год.
Цель дипломной работы - раскрыть генезис внешней политики Монголии в период с 1991 г. по 2014 г. Для достижения поставленной в дипломной работе цели должны быть решены следующие задачи: во-первых, проследить историческое развитие Монголии в системе международных отношений, во-вторых, обозначить методологические рамки исследования в контексте основных теорий международных отношений, в-третьих, . выявить принципы, на основе которых Монголия выстраивает свою внешнеполитическую стратегию, проанализировав внешнеполитические документы Монголии, в-четвертых, определить особенности и этапы формирования современных российско-монгольских отношений, в-пятых, определить особенности и этапы формирования китайско- монгольских отношений и, в-шестых, выявить основные черты концепции "третьего соседа" и особенности отношений Монголии с "третьим соседом".
Хронологические рамки дипломной работы затрагивают период с 1991 г. по 2014 г. Выбор хронологических рамок связан с крушением биполярной системы и отказом руководства Монголии от социалистического пути развития.
Методология исследования базируется на общенаучных методах исследования. В частно-научном плане исследование в основном опирается на методы исторической науки: историко-генетический и историко-сравнительный. Историко-генетический метод позволяет проследить этапы развития внешней политики Монголии и выявить причины её изменений. Историко-сравнительный метод позволяет выявить общее и отличное в отношениях Монголии с Россией, Китаем и государствами, относимыми к "третьему соседу".
Помимо исторических методов в исследовании используются методы из смежных областей знаний, в том числе метод анализа документов и статистический метод. Анализ документов используется для изучения внешнеполитических доктрин Монголии и других нормативно-правовых документов, в которых закрепляются принципы внешней политики. Статистический метод применяется для определения объемов торгово-экономического взаимодействия Монголии с другими государствами
Степень научной разработанности темы. Источники по теме дипломной работы можно условно сгруппировать. К первой группе относятся нормативно-правовые документы, закрепляющие принципы внешней политики Монголии, к ним относятся Конституция, Концепция внешней политики и Концепция национальной безопасности. Ко второй группе относятся межгосударственные, межправительственные, межведомственные договоры с участием Монголии0. К третьей группе относятся сведения о двусторонних отношениях, представленные на официальных сайтах министерств иностранных дел государств, с которыми Монголия поддерживает тесные отношения, а также на сайтах посольств этих государств в Монголии и сайтах посольств Монголии в этих государствах.0 К четвертой группе относятся источники, в которых содержится статистическая информация о внешней торговле Монголии и об объемах донорской помощи, получаемой Монголией.
Научная литература по теме разнообразна. При исследовании внешней политики Монголии был рассмотрен и использован целый ряд публикаций российских и зарубежных авторов. Их можно разделить на несколько групп. Первая группа - это монографии и статьи в периодических изданиях, в которых освещается внешняя политика Монголии в 20 веке, изменения положения Монголии в системе международных отношений0. Вторая группа включает в себя работы об отношениях Монголии с соседними государствами - Россией и Китаем.0К третьей группе относятся работы, посвященные отношениям Монголии с США, Канадой, Европейским Союзом и Японией.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования обзор источников и литературы. В первой главе рассматриваются эволюция Монголии в системе международных отношений, внешняя политика Монголии как объект изучения с точки зрения разных теорий и концепций международных отношений, и нормативно-правовая база, определяющая современное положение Монголии в системе международных отношений. Во второй главе рассматриваются отношения Монголии с её географическими соседями - Россией и Монголией, политические, экономические и гуманитарные аспекты этих отношений. Третья глава посвящена отношениям Монголии с "третьим соседом". В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Внешняя политика Монголии в период с 1991 года по 2014 год является прямым результатом монгольской истории 20 века. Изжившая себя социалистическая система и исчезновение внешней угрозы привели к тому, что Монголия стала осуществлять новую по своему содержанию внешнюю политику.
Положение Монголии в системе международных отношений за 20 век значительно изменилось. На начало 20 века Внешняя Монголия являлась частью Цинской империи, затем после революции 1911 года и заключения договоров между Россией, Китаем и Монголией была сформирована Кяхтинская система, подразумевавшая широкую автономию Внешней Монголии в составе Китая. Кяхтинская система просуществовала недолго, т.к. Китай, нарушив трехсторонние договоренности, ввел свои войска на территорию Монголии. В 1921 году в Монголии произошла национально-освободительная революция. С этого момента Монголия существовала отдельно от Китая, формально оставаясь его частью, а на самом деле развиваясь как независимое государство. В 1924 году в Монголии меняется форма государственного правления - вместо теократической монархии Монголия принимает республиканскую форму правления. С 1920-х гг. Монголия начинает перенимать советскую систему. Китай признал независимость Монголии только в 1949 году. Опасаясь китайской угрозы, Монголия пошла на сближение с Советским Союзом, и почти до начала 1990-х гг. оставалась верным союзником СССР, что соответствовало национальным интересам Монголии, т.к. помогло ей сохранить свою государственность и не быть поглощенной Китаем.
Внешняя политика Монголии и ее место в системе международных отношений в социалистический период оценивались по разному. Советские и монгольские исследователи придерживались марксистских установок. У западные авторов было две точки зрения. Часть авторов, придерживаясь позиций реализма, рассматривали союз Монголии и Советского Союза, как способ сохранения государственности Монголии и отстаивания независимости от Китая, другая часть авторов, поддерживающая либеральный подход, придерживалась мнения, что Монголия была насильно включена в орбиту влияния СССР и самостоятельным актором не являлась, а являлась сателлитом Советского Союза. Авторская позиция близка к первой группе авторов. Многие исследования современной внешней политики Монголии не могут быть отнесены к конкретной парадигме международных отношений, т.к. соединяют в себе черты нескольких концепций, использующихся в зависимости от поставленных целей и задач.
Внешняя политика Монголии в постсоциалистический период опирается на несколько нормативно-правовых документов: Конституцию Монголии, Концепцию внешней политики Монголии и Концепцию национальной безопасности. Согласно этим документам Монголия должна проводить мирную внешнюю политику, не допускать размещения на своей территории войск иностранных государств, осуществлять внешнюю политику на основе международного права, не допускать политического, экономического и идеологического контроля над Монголией. Основные направления внешней политики Монголии - это отношения с соседними государствам, Россией и Китаем, отношения с этими государствами должны строиться на принципе сбалансированности. Вторым по значимости направлением являются отношения Монголии с развитыми государствами Запада и Востока, особенно с США и Японией. Торговый оборот должен быть сбалансирован, не должно отдаваться предпочтения ни одному государству, т.е. Монголия должна следовать принципу многовекторности для того, чтобы избежать попадания в зависимость от одного из своих соседей.
Современные российско-монгольские отношения прошли два этапа: 1990-е гг. характеризовались спадом экономического сотрудничества при одновременном сохранении политического диалога, и период с 2000-го года по настоящий момент, характеризующий восстановлением экономических связей и переводу к сотрудничеству в духе стратегического партнерства. При ослаблении сотрудничества России и Монголии, в монгольско-китайских отношениях происходил обратный процесс, за исследуемый период отношения КНР и Монголии достигли уровня стратегического партнерства, Китай стал основным торговым партнером Монголии. При этом структура монгольско-китайского товарооборота более диверсифицирована чем структура российско-монгольского товарооборота, а объем торговли Монголии с Китаем более чем в 4 раза превосходит объем торговли с Россией. Однако, в монгольско-китайских отношениях продолжают существовать проблемы, связанные с опасениями монгольской стороны о возобновлении "китайской угрозы".
Одновременно с усилением монгольско-китайского сотрудничества Монголия стала развивать отношения с развитыми странами. Для описания отношений Монголии с этими странами используется понятие "третьего соседа". Концепция "третьего соседа" - это монгольская внешнеполитическая доктрина, главной целью которой является осуществление независимой политики, основанной на сотрудничестве с развитыми государствами, которые могут уравновесить отношения Монголии с соседними государствами - Россией и Китаем. Концепция "третьего соседа" не подразумевает какого- либо конкретное государство, "третий сосед" - это комплексное понятие, включающее в себя Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, Японию, Канаду и некоторые другие страны.
Общим в отношениях между Монголией и этими государствами является то, что все они предоставляют Монголии донорскую помощь, а в товарообороте между ними и Монголией преобладают минеральные ресурсы. Однако, есть и особенности. Например, в монгольско-американских отношениях важную роль играет военное сотрудничество, участие Монголии в миротворческих операциях, монгольско-канадские отношения в основном сконцентрированы в области добычи и экспорта Монголии полезных ископаемых, Япония является крупнейшим донором по предоставлению гуманитарной помощи Монголии, а также активно сотрудничает с ней в энергетической сфере, Европейский Союз помогает Монголии преодолеть социальные последствия рыночных реформ.
Таким образом, Монголии в постсоциалистический период опирается на свои национальные интересы и проводит политику, основанную на маневрировании между Россией, Китаем и "третьей силой".
1. В Монголии начались международные миротворческие учения "В поисках хана-
2014"// Сайт газеты Жэньминь Жибао. URL:
http://russian.people.com.Cn/n/2014/0621/c31520-8744548.html
2. Визиты на высоком уровне // Сайт Посольства Монголии в Пекине. URL: http://www.beijing.mfa.gov.mn/index.php?
option=com_content&view=category&layout=blog&id=10&Itemid=26&lang=mn
3. Выступление В.В. Путина в Великом Государственном Хурале Монголии 14 ноября 2000 г. // Дипломатический Вестник. 2000. №12. С 26
4. Декларация о развитии стратегического партнерства между Российской
Федерацией и Монголией (Улан-Батор, 25 августа 2009 г.) // Сайт посольства Российской Федерации в Монголии . URL:
http://www.mongolia.mid.ru/90years_4.html
5. Договор о дружбе и сотрудничестве между КНР и Монголией 1994 // Сайт министерства иностранных дел Китайской Народной Республики. URL: http://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/tytj_674911/tyfg_674913/t5725.shtml
6. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией от 20 января 1993 года // Сайт посольства Российской Федерации в Монголии. URL: http://www.mongolia.mid.ru/90years_1.html
7. Конституция Монголии 1992 года. // Сайт Великого Государственного Хурала. URL: http://www.parliament.mn/en/law/categories/2541/pages/4428
8. Концепция Внешней Политики Монголии 2010 года // Сайт посольства Монголии в Австрии. URL: http://www.embassymon.at/en/concept-foreign-policy
9. Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г.// Сайт министерства
иностранных дел РФ. URL:
http://archive.mid.ru//Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3
10. Концепция Национальной Безопасности Монголии 2010 года. // Сайт министерства иностранных дел Монгол ии . URL: http://www.mfa.gov.mn/index.php? option=com_content&view=category&id=35&Itemid=54&lang=en
11. Меморандум между Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством экономического развития Монголии о сотрудничестве в развитии российско-монгольских экономических связей от 3 сентября 2014 года // Сайт министерства иностранных дел РФ. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/graf_site.nsf/webrus/20140091//14_91.pdf
12. Монгол, Японы харилцаа // Монгол Улсаас Япон Улсад Суугааэлчин сайдын яам (Монгольско-японские отношения // Сайт посольства Монголии в Японии). URL: http://tokyo.embassy.mn/index.php?moduls=12
13. Московская декларация, 2006 год. // Сайт посольства Российской Федерации в Монголии. URL: http://www.mongolia.mid.ru/90years_3.html
14. Национальное управление статистики Монголии//
15. О послании Президента России В.В.Путина Президенту Монголии Н.Багабанди // Информационный бюллетень Департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации. 04.03.2004
16. Основные договорно-правовые акты подписанные между Россией и Монголией. // С а й т п о с о л ь с т в а Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и в М о н г о л и и . URL: http: //www.mongolia.mid.ru/relations. html
17. Переговоры Ху Цзиньтао с президентом Монголии Нацагийном Багабанди // Сайт китайского информационного Интернет-центра. URL: http://russian.china.org.cn/russian/73629.htm
18. Протокол о взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой, подписанный 12 марта 1936 г. // Системная история международных отношений под ред. Богатурова. Т2. С.150.
19. Российская Федерация в 1992 году. Статистический ежегодник. М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1993
20. Российский статистический ежегодник 1995. М.: Госкомстат России, 1995.
21. Российский статистический ежегодник 2000. М.: Госкомстат России, 2000.
22. Российский статистический ежегодник 2005. М.: Госкомстат России, 2005.
23. Российский статистический ежегодник 2010. М.: Госкомстат России, 2010.
24. Российский статистический ежегодник 2014. М.: Госкомстат России, 2014.
25. Российско-Монгольская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/ at_mpk/
26. Русский язык в Монголии // Международная Ассоциация преподавателей русского языка и литературы. URL: http://ru.mapryal.org/русский-язык-в-монголии/
27. Русско-китайская декларация 1913 г. о признании автономии Внешней Монголии. / Гримм Э.Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842-1925). М., 1927. С. 184.
28. Сайт Улан-Баторского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова. URL: http://rea.mn/
29. Совместное заявление о создании и развитии всестороннего стратегического
партнерства между КНР и Монголией // Сайт министерства иностранных дел Китайской Народной Республики. URL:
http://www.mfa.gov.cn/chn//gxh/zlb/smgg/t1184719.htm
30. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 5 апреля 1995 года // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13585/
31. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о сотрудничестве в области геологического изучения и освоения недр от 7 февраля 1996 года // Информационно-правовой портал BestPravo. URL: http://bestpravo.com/rossijskoje/er-pravila/n7n.htm
32. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью «Предприятие «Эрдэнэт»» от 1 июля 2003 года // Собрание законодательства Российской Федерации. URL: http://www.szrf.ru/doc.phtml? nb=edition02&issid=2009002000&docid=4
33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности российско-монгольской компании с ограниченной ответственностью «Монголросцветмет» от 25 апреля 2007 года // Справочно-правовая система Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/2564373/paragraph/1
34. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о создании совместной компании с ограниченной ответственностью «Дорнод Уран» от 25 августа 2009 года. // Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации Техэкспрт. URL: http://docs.cntd.ru/document/902254031
35. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительство
Монголии о культурном и научном сотрудничестве.// Сайт министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/64199DCA7BD783AE44257CA80043618F
36. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях // Сайт министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/A095061A5CADE28744257CA800433C29
37. Соглашение между РСФСР и Монголией об установлении дружественных отношений./ Гримм Э.Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842-1925). М., 1927. С. 204.
38. Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между СССР и Кит. Респ., заключенное в Пекине 31 мая 1924 г. / Гримм Э.Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842-1925). М., 1927. С. 210.
39. Соглашение России с Монголией 3 ноября/21 окт. 1912 г. / Гримм Э.Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842-1925). М., 1927. С. 181.
40. Структура торговли. Россия - Монголия // Центр международной торговли Москвы.
URL: http://tradestat.wtcmoscow.ru/structure//
41. Трехстороннее соглашение России, Китая, Монголии об автономии Внешней Монголии 1915 г. // Русско-китайские отношения 1689-1916. Официальные документы. М.,1958. С. 103
42. Улан-Баторская Декларация // Сайт посольства Российской Федерации в Монголии.
URL: http://www.mongolia.mid.ru/90years_2.html
43. Улан-Баторская декларация. URL: http://www.mongolia.mid.ru/90years_2.html
44. Ялтинское (Крымское) соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока 11 февраля 1945 г. // Системная история международных отношений под ред. Богатурова. Т2. С. 225.
45. Agreement on Military Exchanges and Visits between the Government of the United States and the Government of Mongolia // U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/documents/organization/ 105696.pdf
46. Agreement on trade and economic cooperation between the European Economic Community and Mongolia // European External Action Service. URL: http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/treatiesGeneralDa ta.do? step=0&redirect=true&treatyId=365
47. Bilateral Relations // Embassy of Mongolia to Canada. URL:
http://ottawa.embassy.mn/index.php?moduls=12
48. Canada-Mongolia Relations // Embassy of Mongolia to Canada. URL:
http://www.canadainternational.gc.ca/mongolia-
mongolie/bilateral_relations_bilaterales/index.aspx?lang=eng
49. China Statistical Yearbook 1996 // National Bureau of Statistics of China. Beijing. 1997
50. China Statistical Yearbook 1998 // National Bureau of Statistics of China. Beijing. 1999
51. China Statistical Yearbook 2000 // National Bureau of Statistics of China. Beijing. 2001
52. China Statistical Yearbook 2002 // National Bureau of Statistics of China. Beijing. 2003
53. China Statistical Yearbook 2004 // National Bureau of Statistics of China. Beijing. 2005
54. China Statistical Yearbook 2006 // National Bureau of Statistics of China. Beijing. 2007
55. China Statistical Yearbook 2008 // National Bureau of Statistics of China. Beijing. 2009
56. China Statistical Yearbook 2010 // National Bureau of Statistics of China. Beijing. 2011
57. China Statistical Yearbook 2012 // National Bureau of Statistics of China. Beijing. 2013
58. China Statistical Yearbook 2014 // National Bureau of Statistics of China. Beijing. 2015
59. China Statistical Yearbook 2015 // National Bureau of Statistics of China. Beijing. 2016
60. Corruption perception index // Transparency international. URL:
http://www.transparency.org/cpi2014/results
61. Country Strategy Paper 2002-2006 & Tacis National Indicative Programme 2002-2003.
Mongolia // European External Action Service. URL:
http://www.eeas.europa.eu/mongolia/csp/02_06_en.pdf
62. Department of State: 2014 Investment Climate Statement - Mongolia // U.S. Department of State. P 41. URL: http://www.state.gov/documents/organization/231251.pdf
63. European Union, Trade in goods with Mongolia. European Commission Directorate-General for Trade // European External Action Service. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113420.pdf
64. External Trade Turnover, Exports and Imports, by years // Mongolian statistical information service. URL: http://www.1212.mn/statHtml/statHtml.do#
65. Important Dates for EU and Mongolia Relations // European External Action Service. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/mongolia/eu_mongolia/political_relations/important_da tes/index_en.htm
66. List Of Bilateral Agreements Between Mongolia And Canada // Embassy of Mongolia to Canada. URL: http://ottawa.embassy.mn/index.php?moduls=13
67. List of bilateral documents signed between Mongolia and the United States of America // Embassy of Mongolia to the United States of America. URL: http://mongolianembassy.us/bilateral-documents/#.VPss3vmsXfL
68. Mongolia - European Community Strategy Paper 2007-2013 // European External Action Service. P 5. URL: http://eeas.europa.eu/mongolia/csp/07_13_en.pdf
69. Mongolia Business Law Handbook // International Business Publications, Washington DC. USA. Vol 1. P 31.
70. Resolution of US Congress. 21 (102nd): A concurrent resolution commending the people of Mongolia on their first multi-party elections. // URL: https://www.govtrack.us/congress/bills/102/sconres21
71. Statement by President on the Presidential Election in Mongolia. 27.06.13. // IIP Digital.
US Department of State. URL:
http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/texttrans/2013/06/20130628277812.html#axzz3 VJsA1ddd
72. U.S. Overseas Loans and Grants to Mongolia // URL: http://us-foreign- aid.insidegov.com/l/116/Mongolia
73. USAID in Mongolia // US Embassy in Ulaanbaatar. URL: http://mongolia.usembassy.gov/usaid.html
Литература:
74. Авирмед Б. Монголия в поисках новой стратегии безопасности // Обозреватель. 2007. № 12.
75. Атанов Н.И, Намжилова Б.Э. Российско-монгольское сотрудничество в спектре приграничных взаимодействий // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2011. № 1. С. 27-40.
76. Базарваань Г. Концепция "третьего соседа" Монголии // Актуальные вопросы современных российско-монгольских отношений: сборник научных статей / отв. ред. В. А. Родионов. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2014. С. 18-29.
77. Базаров В.Б. Современные монголо-американские отношения // В сборнике: Иркутский историко-экономический ежегодник Иркутск, 2009. С. 244-248.
78. Базаров В.Б. Современные монголо-китайские отношения. // Власть. 2009. № 11. С. 79-82.
79. Бойкова Е.В.,. Воронцов А.В, Грайворонский В.В. Россия, Китай, Монголия - вместе навстречу вызовам современности. // Восток, афро-азиатские общества: история и современность.2012. №3. С. 144-152.
80. Гольман М.И. Монголоведение на Западе: центры, кадры, общества. 50-е - середина 90-х годов 20-го века. // М.: Институт Востоковедения РАН. 2004. 334 с.
81. Гольман. М.И. Монголия и Япония: переход к экономическому партнерству. // Новое Восточное обозрение. 08.09.2014. URL: http://ru.journal- neo.org/2014/09/08/rus-mongoliya-i-yaponiya-perehod-k-e-konomicheskomu- partnerstvu/
82. Грайворонский В.В. Концепция внешней политики Монголии // Проблемы Дальнего Востока. 2012. №2. С. 56-69.
83. Громова А.В. Сферы интересов США и Канады в экономике Монголии. // Институт США и Канады РАН. США - Канада. Экономика, политика, культура, № 11. Ноябрь 2013. С. 55-66.
84. Дашков А. Некоторые аспекты национальной безопасности Монголии. // Зарубежное военное обозрение. 2001. №8. С. 6-10.
85. Джагаева О. А. Развитие российско-монгольских отношений: основные направления, проблемы и перспективы (1921- 2005 гг.): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. // Волгоград. 2006.
86. Джагаева О. А. Россия и Монголия: новый этап культурного сотрудничества. // Азия и Африка сегодня. 2005. №5. С. 56-59.
87. Железняков А.С. Социально-историческая детерминация политических процессов в монгольском обществе: автореферат диссертации на соискание степени доктора политических наук // Официальный сайт ИС РАН. 2009. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=1518
88. История Монголии. 20 век. М.: Институт востоковедения РАН. 448 с.
89. Кузьмин Ю.В. Поиск Монголией нового места в мире: к проблеме "третьего соседа" // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2008. № 1. С. 114-117.
90. Лузянин С.Г Россия - Монголия - Китай в первой половине 20 века. Политические взаимоотношения в 1911-1946 гг. М.: Издательство "ОГНИ", 2003. 320 с.
91. Мещанинов М. Политика. Проблемы приграничного сотрудничества между Россией и Монголией // Азия и Африка сегодня. 2002. №6.
92. Михалев А.В. "Новая большая игра" в Центральной Азии: фактор Монголии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 2. С. 93-101.
93. Михалев А.В. "Мягкая сила" современной Монголии и приграничные регионы России // Россия и современный мир. 2014. № 1 (82). С. 93-101.
94. Параскева С.Б. Интеграционное взаимодействие России и Монголии: многостороннее сотрудничество и расцвет культур. // Национальные приоритеты и безопасность. 2011. №4. С. 56-67.
95. Парканский А.Б. Американо-монгольские экономические отношения. // США - Канада. Экономика, политика, культура. 2010. №1. С. 61-69.
96. Родионов В.А. Демократия как внешнеполитический ресурс: случай Монголии. // Вестник Бурятского Государственного Университета. 2013. №8. С. 96-100.
97. Родионов В.А. Россия и Монголия: новая модель отношений в начале 21 века. Улан- Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. 228 с.
98. Сабиров Р.Т. Россия и Монголия на пути стратегического партнерства. Рецензия. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2012. № 6. С. 171-174.
99. Томских А.А. Высшее профессиональное образование в Монголии в мировых стратегиях развития. // Перспективы науки. 2011. №24. С. 7-13.
100. Фалилеева Н.В, Филин С.А., Дугаржав Л.,. Еврофеева И.А. Проблемы взаимодействия России и Монголии в сфере образования. // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. 2013. № 12. С. 10-22.
101. Юсупова Т.И. Российско-монгольское научное сотрудничество: особенности становления и развития. // Вопросы истории естествознания и техники. 2010. №1.С. 63-74.
102. Якушев С. Д. Монголия в современной системе международных отношений. // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 8. С. 109¬115.
103. Яскина Г. С. Россия - Монголия - Китай: проблемы сотрудничества и преодоление противоречий. М.: Институт экономики РАН, 2009. 52 с.
104. Яскина Г.С. Монголия на рубеже веков // Проблемы дальнего востока. 2002. №3. С. 59-75.
105. Яскина Г.С. Монголия и Соединенные Штаты на пути к сближению. // Проблемы Дальнего Востока. 2008. №3. С. 26-34.
106. Яскина Г.С. Политика, экономика. Россия - Монголия. Прагматизм - основа обновления отношений. // Азия и Африка сегодня. 2002. №6. С. 16-21.
107. Batbayar T. The Third Neighbour Policy and Australia Mongolian relations // Journal of International Affairs. Vol 19. 2014. P 3-12.
108. Biden J. R. Capturing Imagination. // The Report: Mongolia 2012. URL: http://www.oxfordbusinessgroup.com/mongolia-2012
109. Dovchinsuren, G. Mongolia's Third Neighbor Policy: Impact on the Mongolian Armed Forces / Pennsylvania: US Army War College. 2012. 40 p.
110. Dumbaugh K. Morrison W. M. Mongolia and U.S. Policy: Political and Economic Relations. // Congressional Research Service. June 18, 2009. URL: http://fas.org/sgp/crs/row/RL34056.pdf
111. Fish M.S. The Inner Asian Anomaly: Mongolia's Democratization in Comperative Perspective // Communist and "Post-Cmmunist Studies. 2001. № 34. P 323-338.
112. Iwata N., Sutton M. Mongolia’s ‘third neighbor’ // The Japan Times. Mar. 15. 2015. URL: http://www.japantimes.co.jp/opinion/2015/03/15/commentary/world- commentary/mongolias-third-neighbor/#.VQa5L_msXfI
113. Lattimore O. Historical Setting of Inner Mongolian Nationalism // Pacific Affairs. 1936. Vol. №3. P 388-405.
114. Lawrence S. V. Mongolia: Issues for Congress. 03.09. 2014. // Congressional Research Service. P 12. URL: http://fas.org/sgp/crs/row/R41867.pdf
115. Mendee J. Mongolia’s Quest for Third Neighbours: Why the European Union? //
e u c e n t r a l a s i a . e u Policy brief № 25 - July 2012,
http://www.eucentralasia.eu/fileadmin/PDF/PolicyBriefs/MONGOLIA_QUEST_FOR_T HIRD_NEIGHBOURS_WHY_THE_EU.pdf
116. Mendee J. The Military Training Assistance Program (MTAP): Merging Interests of Mongolia and Canada // Canadian Military Journal. Vol. 10. No. 1. 2009. P. 30-38.
117. Nye J. S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. NewYork, 2004.
118. Porter E. A. Mongolia, Northeast Asia and the United States: Seeking the Right Balance // Ritsumeikan Journal of Asia Pacific Studies. Vol. 26. 2009. P 3-17.
119. Porter. R. Realpolitik in Mongolia-US Relations. // Ritsumeikan Journal of Asia Pacific Studies. Vol. 26. 2009. P. 49-63.
120. Rahul R. Mongolia between Russia and China // Asian Survey. 1978. Vol. 18. №7. P. 659-665.
121. Rolle K. The Past, Present and Future of EU-Mongolia Development Cooperation. EIAS Briefing Paper // European Institute For Asian Studies. December 2013. URL: http://www.eias.org/ sites/default/files/EIAS_Briefing_Paper_2013-7_Kateryna_Rolle.pdf
122. Rossabi. M. Modern Mongolia: From Khans to Commissars to Capitalist. // University of California Press. 2005. 397 p.
123. Rupen R. The Fiftieth Anniversary of the Mongolian People's Republic: 1921-1971// Asian Survey, Vol. 13, No. 5 (May, 1973). P 458-469.
124. Sanders A. J.K. Historical Dictionary of Mongolia. Scarecrow Press. 2010. 968 p.
125. Smith R. A. Mongolia: In the Soviet Camp // Asian Survey, Vol. 10, No. 1, A Survey of Asia in 1969: Part I (Jan., 1970). P 25-29.
126. Vaishali Krishna. Mongolian Foreign Policy Implications for Russia and China // Mongolian Journal of International Affairs . Vol 19 . 2014. P. 67-81.