Актуальность темы исследования. Функционирование экономической системы товарного хозяйства требует адекватной формы организации. Такой формой является рынок. Это означает, что товарная экономика и рынок органически взаимосвязаны, но не выступают идентичными социально-экономическими явлениями. В современных условиях субъективная структура рыночной экономической системы становится все более сложной, поскольку она превращается из саморегулируемой в регулируемую. Существование экономики, в том числе рыночной, невозможно без присутствия субъектов рынка, таких как домашние хозяйства, фирмы, государство и его органы, которые играют роль звеньев в цепи перехода экономических и общественных выгод от производителей к собственности конечных потребителей. Средствами коммуникации между субъектами рынка являются экономические товары, перемещающиеся не сами по себе, а путем передачи прав собственности от одного субъекта к другому.
Целью исследования является рассмотрение субъектов рынка.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
– осветить понятие рынка;
– выявить субъекты рыночных отношений.
Объектом данного исследования выступает рынок, предметом – особенности его субъектов.
При написании данной работы была использована учебная и научная литература российских и зарубежных авторов.
Методом исследования выступил системный подход к анализу экономических феноменов. Также в работе были применены общелогические методы: анализа, синтеза и обобщения.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
В ходе написания данной работы были рассмотрены субъекты рынка, была предложена их характеристика.
Подводя итог данному исследованию, можно сделать ряд заключений.
1. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок, который представляет собой особую форму организации хозяйственной жизни общества, предполагающую взаимодействие экономических субъектов – хозяйственных единиц (производителей и потребителей). Рынок характеризуется совокупностью всех взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг в сфере обмена и реализации товаров. Посредством товарного и денежного обращения рынок оказывает непосредственное влияние на общественное производство и экономику в целом;
2. К субъектам рынка относят всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической деятельности практические мероприятия. В соответствии с той ролью, которую играют субъекты принято различать: домашние хозяйства, предприятия или фирмы, банки и государство. В последние десятилетия существенно изменилась роль определенных субъектов хозяйственной жизни. Технологические сдвиги в производстве значительно уменьшили возможности и преимущества крупносерийного производства, гигантских предприятий и объединений. В то же время рентабельность и жизнеспособность малых форм хозяйствования, так называемых малых предприятий, существенно возросла. В результате в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес субъектов малого бизнеса и предпринимательской деятельности стремительно растет.
Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи выполнены.
1. Амбарцумов, А.А. 1000 терминов рыночной экономики / А.А. Амбарцумов. – М.: Крон-Пресс, 2015. – 304 c.
2. Дайан, А. Академия рынка / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. – М.: Экономика, 2017. – 572 c.
3. Ефременкова, М.В. Рыночная экономика: за и против / М.В. Ефременкова // Вестник ОрелГИЭТ, 2017. – №1. – С. 21-26.
4. Какушкина, М.А. Российский рынок: реалии современности / М.А. Какушкина, Н.В. Бочарова // Вопросы экономики, 2015. – № 4. – С. 62-67.
5. Лескина, О.Н. Проблемные аспекты региональных рынков / О.Н. Лескина, И.В. Новикова // В мире научных открытий, 2016. – №8. – С. 44-49.
6. Свечкин, О.Н. О моделировании потребительского рынка. Три кита и стихийная память рынка / О.Н. Свечкин. – М.: Ленанд, 2017. – 192 c.
7. Сирис, А.З. Теория и практика регулирования экономики страны в условиях государственного капитализма и капитализма рыночного / А.З. Сирис. – М.: Огни, 2015. – 911 c.
8. Холодков, В.Г. В мире рыночной экономики / В.Г. Холодков. – М.: Информполиграф, 2017. – 140 c.