Введение 3
1. Причины дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, его
регулирование и источники финансирования 6
1.1. Причины возникновения и виды дефицита бюджета субъекта российской
Федерации, его институциональные ограничения 6
1.2. Состав источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской
Федерации, их характеристика 12
2. Анализ практики финансирования дефицита бюджета субъекта Российской
Федерации 20
2.1. Социально-экономическая характеристика и бюджетные показатели субъекта
Российской Федерации 20
2.2. Анализ динамики дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и
источников его финансирования 26
2.3. Государственный долг субъекта Российской Федерации как результат
долгового финансирования регионального бюджета, его динамика 36
3. Управление дефицитом бюджета субъекта Российской Федерации 43
3.1. Пути минимизации дефицита бюджета субъекта Российской Федерации 43
3.2. Выбор источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской
Федерации 51
Заключение 59
Список использованных источников 65
Приложения
Проведение экономических реформ изменило основы функционирования бюджетной системы страны. Изменились и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма. Бюджетная система любого федеративного государства в определенные периоды времени существует в условиях несбалансированности бюджетов. Нормальное функционирование такой системы связано с необходимостью рационального перераспределения бюджетных ресурсов с использованием чёткого механизма её реализации.
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Причиной несбалансированности является и государственный долг. Обслуживание государственного долга (оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.
Целью бакалаварской работы является анализ бюджетного дефицита субъекта РФ, источников его финансирования и государственного долга как важнейших элементов финансовой системы государства, основных их характеристик.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- определить причины возникновения и виды дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, его институциональные ограничения;
- определить состав источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, их характеристика;
- анализировать социально-экономические характеристики и бюджетных показателей субъекта Российской Федерации;
- анализировать динамику дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и источников его финансирования;
- анализировать государственный долг субъекта Российской Федерации как результат долгового финансирования регионального бюджета, и его динамику;
- изучить возможности управления дефицитом бюджета субъекта Российской Федерации.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых экономистов в области бюджета и бюджетного дефицита. Современные зарубежные исследования дефицита/профицита и их влияния на экономическое развитие нашли отражение в работах С.Л. Брю, Р. Дорнбуш, Я. Корнай, K.P. Макконнелла, П. Самуэльсона, Фишера, Р. Шмалензи и др. Российская школа, изучавшая влияние дефицита/профицита на экономическое развитие в дорыночный период, представлена работами М.И. Боголепова, Г.И. Болдырева, С.Ю. Витте, Г.Я. Сокольникова, М.М. Сперанского, М.И. Фридмана и др.
Информационную базу исследования составили Бюджетный кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты, официальные данные Министерства финансов РФ и РТ, Министерства экономики РТ, Счетной палаты РТ, учебники и учебные пособия отечественных и зарубежных ученых по бюджетной системе Российской Федерации и организации исполнения программного бюджета, статьи периодических изданий, справочные материалы, а также ресурсы Интернета.
Структура и объем бакалаврской работы обусловлены поставленными целью и основными задачами выбранного исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы дефицита бюджета. Приведены основные причины, регулирование и источники финансирования.
Во второй главе работы проанализирована практика финансирования дефицита бюджета на региональном уровне. Проанализирована динамика дефицита бюджета, источников финансирования дефицита бюджета. Также проведен анализ государственного долга субъекта РФ.
В третьей главе предложены методы управления дефицита бюджета субъекта РФ, пути его минимизации и оптимальный выбор источников финансирования.
В заключении подведены итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В Российской Федерации принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе РФ в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом распределении бюджетных доходов и расходов. Однако на практике не всегда удается сохранить равновесие, тогда появляется такое явление как дефицит бюджета - превышение расходов над общим объемом доходов.
Чаще всего дефицит вызван негативными последствиями, такими как: возникновение чрезвычайных обстоятельств, неэффективная налоговая политика, кризисное состояние экономики. Вследствие этого дефицит бюджета негативно влияет на экономику, что сказывается на росте инфляции и государственного долга. Однако дефицит бюджета не всегда является строго негативным состоянием экономики. Многие экономисты считают, что при условии развитии экономики достаточно быстрыми темпами, государство может себе позволить достаточно большой дефицит бюджета.
В настоящее время небольшой дефицит представлен почти в каждой стране, поэтому на мировом уровне были созданы ограничения в целях предотвращения экономического кризиса. Так, согласно изменениям Маастрихского договора в 2011 году бюджет должен быть сбалансированным, этот принцип считается соблюденным, если годовой структурный дефицит не превышает 3% от номинального ВВП страны. Так, в Российской Федерации федеральный бюджет не должен превышать 1% объема ВВП, для субъектов РФ установлены ограничения в 15% от общего числа доходов за исключением безвозмездных поступлений, а для местных бюджетов - 10% от общего числа доходов за исключением безвозмездных поступлений.
В Российской Федерации на каждом уровне Бюджетным кодексом РФ обозначены свои источники финансирования дефицита бюджетов. Так, дефицит бюджетов субъектов РФ может финансироваться за счет кредитов от кредитных организаций, от других бюджетов бюджетной системы РФ, от международных финансовых организаций, а так же от размещения государственных ценных бумаг и продажи акций, находящихся в государственной собственности.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что последнее десятилетие бюджет Республики Татарстан исполняется с дефицитом, что, несомненно, связано с увеличением расходов на социальный сектор экономики. Следует отметить, что за все это время дефицит бюджета ни разу не выходил за рамки, установленные Бюджетным кодексом РФ. Дефицит бюджета рассматриваемого региона в среднем увеличивается на 6%. Наиболее сложным годом был 2014, на данный этап пришелся наибольший дефицит как по отношению к доходам без учета межбюджетных трансфертов - 11,16%, так и по отношению к ВРП - 1,01%. Данный фактор обусловлен снижением индекса промышленного производства, а так же изменением политической ситуации в стране. Наиболее благоприятным годом в экономике республики является 2006 год. В данном периоде бюджет был исполнен с профицитом в 2 миллиарда рублей или около 4,5%, прежде всего это связано с повышением доходной части бюджета. Поступление дополнительных доходов обусловлено перевыполнением утвержденных показателей по ряду налоговых поступлений, а так же с положительной динамикой такого показателя, как размещение временно свободных средств РТ.
Дефицит бюджета Республики Татарстан за последний отчетный период сократился по сравнению с 2014 годом, несмотря на усиление геополитической напряженности, дестабилизации на фондовых рынках, волатильности на рынках нефти и валюты. Во многом данный фактор определяет то, что в республике активно развиваются инструменты поддержки инновационного развития, происходит реализация инвестиционных проектов, а так же антикризисных мероприятий. Также стоит отметить, что со стороны федерального уровня власти сократились доли софинансирования федеральных целевых программ и мероприятий.
Основными источниками финансирования дефицита бюджета из года в год являются бюджетные кредиты. Данный факт объясняется тем, что это наиболее экономичный и эффективный способ, так как бюджетные кредиты предоставляются либо под минимальный процент, либо по договору беспроцентного займа. Наиболее высокий показатель данного значения наблюдался в 2011 году и составил около 21 миллиарда рублей. Данный фактор был обусловлен тем, что в этом году не было возврат предоставленных другим бюджетам бюджетной системы РФ кредитов, а так же основная сумма долга была предназначена для покрытия уже сформировавшегося дефицита бюджета, а так же на целевую программу по капитальному ремонту автомобильных дорог. Наименьшее значение данного показателя пришлось на 2005-2006 годы, когда и вовсе отсутствовали бюджетные кредиты, однако в этих годах преобладали погашения раннее полученных займов. Стоит отметить, что одним из существенных показателей из года в год являются средства за счет продажи акций и иных форм участия в капитале. Данный способ пока еще не преобладает в источниках финансирования дефицита бюджетов, однако, это наиболее развивающийся способ в этой сфере. Стоит отметить, что прогнозирование источников дефицита бюджета субъекта РФ не всегда оправдывает себя по истечению отчетного года. Решением этой проблемы является системный подход к исследованию бюджетного дефицита.
Финансирование дефицита бюджета за счет использования займов приводит к росту государственного долга, который представляет собой все долговые обязательства субъекта РФ.
Стоит отметить, что государственный долг Республики Татарстан растет непрерывными темпами, так с 2009 года объем государственного долга возрос почти в 3 раза. В настоящее время республика входит в пятерку крупнейших должников среди субъектов РФ. Основной причиной ежегодного увеличения регионального государственного долга является высокий уровень привязанности бюджета от платежеспособности основных региональных налогоплательщиков, поскольку именно от налоговых отчислений данных экономических субъектов РФ формируется высокий удельный вес в структуре бюджетной системы.
За последние пять лет основной первопричиной возрастающего государственного долга является подготовка к крупномасштабным мировым спортивным мероприятиям, таким как Универсиада 2013 года, Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года, а так же Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Так же наращивание государственного долга напрямую связано с увеличением социальных обязательств, которые возложил на субъекты Президент РФ.
Так же как и в источниках финансирования дефицита бюджета, основной удельный вес в структуре государственного долга Республики Татарстан с 2010 года составляют бюджетные кредиты. Стоит отметить, что размер бюджетных кредитов из года в год увеличивается быстрыми темпами. Показателем с наименьшим удельным весом являются кредиты привлеченные от имени Республики Татарстан от кредитных организаций. Данный показатель преобладал лишь два года в 2005 и 2008 годах.
Сложно сказать, является ли рост государственного долга строго негативным явлением, ведь если привлекать заемные средства в целях финансирования инвестиционных программ, можно не только улучшить экономическую ситуацию в стране, но и решить ряд социальных проблем.
Существенной проблемой в настоящее время является - нахождение оптимального способа покрытия дефицита бюджета. Ликвидировать дефицит бюджета можно двумя способами - уменьшением расходов, а так же увеличением доходов.
Уменьшение расходов в качестве минимизации дефицита бюджета субъекта РФ заключается в снижении темпов роста бюджетных расходов, в состав которых входят как заработная плата, так и социальные выплаты. В этих целях необходимо обеспечение:
а) сбалансированного распределения имеющихся бюджетных ресурсов между текущими расходами и расходами на развитие;
б) эффективного распределения бюджетных расходов субъектов РФ.
Увеличение доходов бюджетов субъектов РФ можно достичь, используя следующие мероприятия:
а) изменение механизма зачисления в бюджет некоторых налогов и сборов, в частности следует изменить структуру распределения налога на имущество организаций в пользу субъектов РФ, а также следует ввести дифференцированную ставку транспортного налога с введением дополнительных показателей, таких как масса автомобиля, а так же его стоимость;
б) наделение дополнительными полномочиями региональных властей с целью получения необходимой информации для взыскания накопившейся задолженности по налогам и сборам, то есть крайне необходимо получить доступ к информации по неплательщикам налогов;
в) обеспечение максимальной эффективностью управлением государственным имуществом субъектов РФ с помощью оценки и установления целесообразности использования региональной собственности.
Стоит отметить, что выбор источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также остро стоит, как и способы его минимизации. От способов финансирования дефицита бюджета в существенной мере зависит не только политика субъекта, но и политика корпораций, которые решают, куда выгоднее инвестировать - в государственные ценные бумаги или в производство. Также благодаря рациональному выбору источников финансирования с помощью маневрирования условиями выпуска государственных ценных бумаг, соотношения внутренних и внешних займов, можно управлять процессом финансирования дефицита бюджета.
Наиболее объективно необходимым способом финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ являются облигационные займы. Актуальность использования облигаций для финансирования дефицита государственного бюджета субъектов Российской Федерации заключается в том, что в условиях современной экономики в виду расширения расходных обязательств регионов, возрастает необходимость использования новых инструментов привлечения средств в бюджет. Собственность субъектов РФ не уменьшатся при размещении облигаций. Однако в данном случае возникает государственный долг, который необходимо обслуживать и в последствие выплачивать. Поэтому необходимо учитывать уровень долговой нагрузки субъектов РФ.
В качестве предложений по изменению структуры дефицитов бюджетов субъектов РФ выступили такие как:
а) реструктуризация задолженности субъектов РФ по бюджетным кредитам на период достаточный для их погашения;
б) внедрение наименее популярного способа - выпуск облигационных займов, с помощью которого можно привлечь недорогие ресурсы.
Выбор источников финансирования дефицитов бюджетов субъектов - это неотъемлемая часть бюджетной политики субъекта РФ. Данный выбор влияет как на финансовое и экономическое положение региона, так и в целом на его политику.
Таким образом, преодоление тяжелой существующей ситуации требует понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого труда.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц.текст - М.:
Проспект-Издат, 2015. -320с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц.текст - М.: Проспект, 2015. -1040с.
3. Бюджетный кодекс Республики Татарстан [Электронный ресурс] : Закон РТ от 6 августа 2008 г. N 72-ЗРТ ( ред. от 23.08.08) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
4. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2005 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 05.07.2006 г., № 61-3РТ (ред. от 24.07.2006г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
5. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2006 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 20.07.2007 г., № 36-3РТ (ред. от 26.09.2007г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
6. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2007 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 06.08.2008 г., № 70-3РТ// Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
7. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2008 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 30.07.2009 г., № 40-3РТ (ред. от 15.08.2009г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
8. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2009 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 28.06.2010 г., № 36-3РТ (ред. от 28.06.2010г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
9. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2010 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 21.06.2011 г., № 32-3РТ (ред. от 29.06.2011г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
10. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2011 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 11.06.2012 г., № 29-3РТ (ред. от 13.06.2012г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
11. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2012 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 03.06.2013 г., № 42-3РТ (ред. от 10.06.2012г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
12. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2013 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 10.06.2014 г., № 52-3РТ// Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
13. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 12.06.2015 г., № 36-3РТ // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
14. О бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годах [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 24.12.2015 г., № 103-3РТ (ред. от 21.12.2015г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
15. О бюджете Республики Татарстан на 2016 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 20.11.2015 г., № 97-3РТ (ред. от 21.12.2015г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
16. Заключение на отчет об исполнении бюджета [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 20.11.2015 г., № 97-3РТ (ред. от 21.12.2015г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
17. Об отчете о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2011 год бюджета [Электронный ресурс]: Постановление Государственного совета РТ от 26.04.2012 №2094 - IV ГС// Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
18. Об отчете о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2013 год бюджета [Электронный ресурс]: Постановление Государственного совета РТ от21.04.2014 №3480 - IV ГС// Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
19. Об отчете о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2014 год бюджета [Электронный ресурс]: Постановление Государственного совета РТ от20.03.2015 №466 - V ГС// Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
20. Об отчете о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2015 год бюджета [Электронный ресурс]: Постановление Государственного совета РТ от21.04.2016 №1171 - V ГС// Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
21. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития
Республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс]: закон РТ от 17.06.2015 г., № 40-ЗРТ (ред. от 27.06.2015г.). // Справочно-правовая система «Гарант». -
Последнее обновление 02.06.2016.
22. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 22.05.2004 №249 (ред. от 03.04.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
23. Об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]: доклад Министерства финансов РФ (ред. от 20.04.2016 г.).
24. Об утверждении государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2010 годы» [Электронный ресурс]: постановление Кабинета министров РТ от 31.12.2013 №1140// Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
25. Афанасьев М. П., Беленчук А. А., Кривогов И. В. Бюджет и бюджетная система. Учебник— Москва, Юрайт, 2014 г.- 782 с.
26. Афанасьев В.С, Худокормов А.Г. Что такое классика в экономическом понимании // Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Т. 1. Разд. V. М. : Мысль, 2004.
27. Бабич А.М., Павлова Л.Н. . Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 703 с.
28. Грязнова А. Г., Думная А.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник - Москва, Кнорус,2014 г. - 608с.
29. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. /Пер. с англ.; М., 1978.
30. Кудрин А. Л. Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы №1, 2012.
31. Лайкам К. Оптимизация распределения налогов между федеральными и региональными уровнями бюджетной системы// Вопросы экономики/ Институт экономики РАН. -2013. -№10
32. Лях О. А. Эффективность влияния региональной
налоговой политики на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №307.
33. Максимова Н. С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы № 6, 2012
34. Международный центр научно-исследовательских проектов, Развитие экономики страны как системы взаимодействующих регионов: закономерности и особенности функционирования, региональная экономическая политика и методы ее реализации. Сборник материалов международной научной конференции. Россия, Москва, 2013г. // под ред. П.Д. Косинского
35. Моисеев С. Р. Взлет и падение монетаризма (рус.) // Вопросы экономики. — 2002. — № 9. — С. 92-104.
36. Омирбаев С.М. Государственный бюджет - Учебник. 2011. - 632 с.
37. Рассел Дж. Бюджетный дефицит— Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 76 с.
38. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962. С. 33.
39. HR-бюджет. Пошаговое руководство к действию. Учебное пособие: А. В. Денисова — Москва, Проспект, 2015 г.- 206 с.
40. Динамика бюджетного дефицита субъектов РФ в 2014-2016 годах в контексте «майских указов» Президента [Электронный ресурс]: Экспертно аналитический доклад от 30.03.2014. // http: //polit-info .ru/
41. Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» [Электронный ресурс]: Официальный сайт бюджетной системы РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.budget.gov.ru
42. Заключение на проект закона Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2005 - 2014 годы» [Электронный ресурс]: Информационный бюллетень Счетной палаты Республики Татарстан № 3(7) 2006, 3(11) 2007,3 (15) 2008, 3(20) 2009, 3 (23) 2010, 3(27) 2011, 3 (31) 2012, 3 (35) 2013, 3(39) 2014, 3 (43) 2015 // http://www.sprt/tatar
43. Заключение на проект закона Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за I полугодие 2015 года» [Электронный ресурс]: Информационный бюллетень Счетной палаты Республики Татарстан № 3(43) 2015, // http://www.sprt.tatar
44. Заключение на проект бюджета Республики Татарстан на 2016 год [Электронный ресурс]: Информационный бюллетень Счетной палаты Республики Татарстан № 3(45) 2016, // http: //www.sprt.tatar
45. Информационно-аналитический раздел Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2016. - Режим доступа: http: //info. minfin. ru
46. Министерство экономики РТ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства экономики РТ, 2016. - Режим доступа: http:// mert.tatarstan.ru
47. Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ за
2015 г. - Официальный сайт Президента России, 2016. - Режим доступа:
http://kremlin.ru
48. Об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]: Доклад министра финансов Российской Федерации от 20.04.2016. // http://minfin.ru/ru/
49. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе [Электронный ресурс]: Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов - Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, 2016 г. - Режим доступа: http://pfo.gov.ru/
50. Федеральная налоговая служба Налоговая аналитика [Электронный ресурс] - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2016 - режим доступа: https://www.nalog.ru/rn16/