ОСОБЕННОСТИ ЛОББИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ
|
Введение 3
Глава 1. Институт лоббирования в Европейском Союзе 7
1.1. Профессионализация института лоббирования
1.2. Развитие института лоббирования в Европейском Союзе 11
1.3. Правовое регулирование лоббирования в Европейском Союзе 15
Глава 2. Роль Европейской Комиссии в системе принятия решений и во взаимодействии с лоббистами
2.1. Принятие решений в ЕК 27
2.2. Открытые консультации 30
2.3. Экспертные группы 33
2.4. Европейский экономический и социальный комитет 34
2.5. Комитет регионов 36
2.6. Контроль над исполнением решений 37
Глава 3. Проблема организации эффективного лоббирования в Европейском Союзе
3.1. Подходы к оценке эффективности лоббирования 41
3.2. Тактики и стратегии лоббирования Европейской Комиссии 44
Заключение 51
Список используемых источников и литературы
Глава 1. Институт лоббирования в Европейском Союзе 7
1.1. Профессионализация института лоббирования
1.2. Развитие института лоббирования в Европейском Союзе 11
1.3. Правовое регулирование лоббирования в Европейском Союзе 15
Глава 2. Роль Европейской Комиссии в системе принятия решений и во взаимодействии с лоббистами
2.1. Принятие решений в ЕК 27
2.2. Открытые консультации 30
2.3. Экспертные группы 33
2.4. Европейский экономический и социальный комитет 34
2.5. Комитет регионов 36
2.6. Контроль над исполнением решений 37
Глава 3. Проблема организации эффективного лоббирования в Европейском Союзе
3.1. Подходы к оценке эффективности лоббирования 41
3.2. Тактики и стратегии лоббирования Европейской Комиссии 44
Заключение 51
Список используемых источников и литературы
21 век отличается усложненной структурой общества, так как в нем появляется множество частных интересов и в то же время усиливается вмешательство государства во все сферы жизни общества, что в свою очередь затрагивает интересы многих общественных групп, которые ищут подходы к урегулированию своих отношений с государством. Поэтому лоббизм как легитимное явление и важный фактор в процессе принятия решений становится неотъемлемой частью общего политического процесса. Кроме того в современных обществах все активнее развивается взаимодействие между государством и гражданским обществом, где лоббизм выступает инструментом данного взаимодействия, дающий возможность отражать общественные интересы в создаваемых законопроектах.
Европейский Союз - уникальная на сегодняшний день организация, так имеет развитый наднациональный уровень управления, соответственно появляется также и уникальный уровень лоббирования - наднациональный. С усилением влияния Европейских органов на общественную и экономическую сферу европейской политики активизируются соответствующие группы интересов, используя для осуществления своих целей инструмент лоббирования. Поэтому представляется интересным и актуальным рассмотреть процесс лоббирования в данном регионе.
Целью данной работы является построить типовой сценарий лоббирования, нацеленного на максимизацию результативности за счет подстройки под особенности работы Европейской Комиссии. Поставленная цель определила задачи:
1. Проследить профессионализацию института лоббирования и развитие данного института в Европейском Союзе.
2. Проанализировать основные принципы правового регулирования лоббирования в Европейском Союзе на примере Европейской Комиссии.
3. Проследить процесс принятия решений в Комиссии и, соответственно, точки соприкосновение лоббистов с Европейской Комиссией во время законодательного процесса.
4. Изучить вовлечение лоббистов в процесс контроля Европейской Комиссии над исполнением решений в ЕС.
5. Выделить подходы к оценке эффективности лоббирования в Европейском Союзе.
6. Проанализировать наиболее эффективные тактики и стратегии лоббирования в Европейской Комиссии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1950-х годов и до наших дней. Первая глава начинает повествование с середины 1950-х годов, когда началась реализация программы Общего Рынка, что стало переломным моментом в развитии евроинтеграции и, соответственно, толчком к развитию лоббизма на наднациональном уровне; и до наших дней, где можно отслеживать регистрацию лоббистов и появлением новых кампаний по повышению прозрачности лоббистской деятельности в Евросоюзе. Вторая глава полностью посвящена нашему времени, так как в ней описываются современные точки соприкосновения Европейской Комиссии и европейских лоббистов. В третьей главе содержится сравнительный анализ двух лоббистских организаций, где приводится информация последних лет, а так же современные тактики и стратегии лоббирования.
Объектом данного исследования являются отношения властных структур и гражданского общества, а предметом - лоббирование в Европейском Союзе.
Тема лоббирования в Европейском Союзе является популярной темой для исследований, однако научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автор, исследуя поставленные в работе задачи, сформулировал свой сценарий эффективного лоббирования Европейской Комиссии. А также, в работе была сделана попытка оценить эффективность лоббирования на примере сравнения двух организаций, выбранных автором.
Основной источниковой базой для проведения исследования отношений Европейской Комиссии и лоббистов стали официальные документы институтов Европейского Союза, например, такие так Кодекс правильного административного поведения1, правила процедуры в Европейском Парламенте; и основные договоры Европейского Союза, такие как Договор о Европейском Союзе3и Амстердамский договор4, и документ о рамках для функционирования экспертных групп в Европейской Комиссии5. А также другие официальные договоры и документы, как Лиссабонский договор, Ниццкий договор, Единый Европейский акт, Правила процедуры для Европейской Комиссии.
В ходе написания выпускной квалификационной работы использовались труды отечественных авторов: Павроза А.В., занимающегося исследованием лоббирования и его места в политическом процессе, работы Шохина А.Н., Руденковой Д.Э., Крюковой К.В., Борева А.В., Белоусова А.Б., Бусыгиной И.М., Леви Д.А., которые изучают лоббирование в Европейском Союзе.
Так же были задействованы монографии таких исследователей как Coen D., Heike C., Greenwood J. ,исследующих институт лоббирования в ЕС, а так же труды Caroline de C. и Rinus van S., которые занимаются изучением искусства лоббирования. Кроме того, была использована следующая литература: Bowen P., Cave T. и Rowell A., Patz R., Vass A.
Методология исследования включает в себя анализ института лоббирования, структурно-институциональный метод исследования Европейской Комиссии в плане точек соприкосновения с лоббистами, метод сравнения примененный к оценке эффективности взятых для анализа лоббистских организаций и метод моделирования, взятый за основу для достижения поставленной в работе цели.
Необходимо сделать несколько ограничений: во-первых, данной работе рассматривается лоббирование не только в качестве профессиональной деятельности отдельных лиц или организаций, но и в качестве вклада обычных граждан Европейского Союза, которые имеют возможность высказать свое мнение и повлиять на процесс принятия решений. Во- вторых, в работе рассматривается лоббирование только на наднациональном уровне.
Европейский Союз - уникальная на сегодняшний день организация, так имеет развитый наднациональный уровень управления, соответственно появляется также и уникальный уровень лоббирования - наднациональный. С усилением влияния Европейских органов на общественную и экономическую сферу европейской политики активизируются соответствующие группы интересов, используя для осуществления своих целей инструмент лоббирования. Поэтому представляется интересным и актуальным рассмотреть процесс лоббирования в данном регионе.
Целью данной работы является построить типовой сценарий лоббирования, нацеленного на максимизацию результативности за счет подстройки под особенности работы Европейской Комиссии. Поставленная цель определила задачи:
1. Проследить профессионализацию института лоббирования и развитие данного института в Европейском Союзе.
2. Проанализировать основные принципы правового регулирования лоббирования в Европейском Союзе на примере Европейской Комиссии.
3. Проследить процесс принятия решений в Комиссии и, соответственно, точки соприкосновение лоббистов с Европейской Комиссией во время законодательного процесса.
4. Изучить вовлечение лоббистов в процесс контроля Европейской Комиссии над исполнением решений в ЕС.
5. Выделить подходы к оценке эффективности лоббирования в Европейском Союзе.
6. Проанализировать наиболее эффективные тактики и стратегии лоббирования в Европейской Комиссии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1950-х годов и до наших дней. Первая глава начинает повествование с середины 1950-х годов, когда началась реализация программы Общего Рынка, что стало переломным моментом в развитии евроинтеграции и, соответственно, толчком к развитию лоббизма на наднациональном уровне; и до наших дней, где можно отслеживать регистрацию лоббистов и появлением новых кампаний по повышению прозрачности лоббистской деятельности в Евросоюзе. Вторая глава полностью посвящена нашему времени, так как в ней описываются современные точки соприкосновения Европейской Комиссии и европейских лоббистов. В третьей главе содержится сравнительный анализ двух лоббистских организаций, где приводится информация последних лет, а так же современные тактики и стратегии лоббирования.
Объектом данного исследования являются отношения властных структур и гражданского общества, а предметом - лоббирование в Европейском Союзе.
Тема лоббирования в Европейском Союзе является популярной темой для исследований, однако научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автор, исследуя поставленные в работе задачи, сформулировал свой сценарий эффективного лоббирования Европейской Комиссии. А также, в работе была сделана попытка оценить эффективность лоббирования на примере сравнения двух организаций, выбранных автором.
Основной источниковой базой для проведения исследования отношений Европейской Комиссии и лоббистов стали официальные документы институтов Европейского Союза, например, такие так Кодекс правильного административного поведения1, правила процедуры в Европейском Парламенте; и основные договоры Европейского Союза, такие как Договор о Европейском Союзе3и Амстердамский договор4, и документ о рамках для функционирования экспертных групп в Европейской Комиссии5. А также другие официальные договоры и документы, как Лиссабонский договор, Ниццкий договор, Единый Европейский акт, Правила процедуры для Европейской Комиссии.
В ходе написания выпускной квалификационной работы использовались труды отечественных авторов: Павроза А.В., занимающегося исследованием лоббирования и его места в политическом процессе, работы Шохина А.Н., Руденковой Д.Э., Крюковой К.В., Борева А.В., Белоусова А.Б., Бусыгиной И.М., Леви Д.А., которые изучают лоббирование в Европейском Союзе.
Так же были задействованы монографии таких исследователей как Coen D., Heike C., Greenwood J. ,исследующих институт лоббирования в ЕС, а так же труды Caroline de C. и Rinus van S., которые занимаются изучением искусства лоббирования. Кроме того, была использована следующая литература: Bowen P., Cave T. и Rowell A., Patz R., Vass A.
Методология исследования включает в себя анализ института лоббирования, структурно-институциональный метод исследования Европейской Комиссии в плане точек соприкосновения с лоббистами, метод сравнения примененный к оценке эффективности взятых для анализа лоббистских организаций и метод моделирования, взятый за основу для достижения поставленной в работе цели.
Необходимо сделать несколько ограничений: во-первых, данной работе рассматривается лоббирование не только в качестве профессиональной деятельности отдельных лиц или организаций, но и в качестве вклада обычных граждан Европейского Союза, которые имеют возможность высказать свое мнение и повлиять на процесс принятия решений. Во- вторых, в работе рассматривается лоббирование только на наднациональном уровне.
Лоббирование в Европейской Союзе является широко изученным явлением, так как на сегодняшний день государство оказывает всестороннее влияние на жизнь общества и изучение инструментов общения между органами государственной власти и обществом представляется актуальным. Поэтому данная работа была посвящена изучению института лоббирования в Европейском союзе с целью построения сценария эффективного лоббирования на примере Европейской Комиссии.
Первая задача заключалась в рассмотрении профессионализации института лоббирования и развития данного института в Европейском Союзе. Под профессионализацией лоббирования понимается расширение масштабов лоббирования и трансформация процесса оказания влияния на членов государственных органов в целую систему взаимодействия частных интересов и публичных органов власти. Профессионализация лоббирования зависит от нескольких факторов. Первый и самый важный - это усложнение внутренней структуры общества, связанной с появлением все большего количества новых частных интересов и усиление влияния государства на все сферы жизни общества, что активизирует общественные группы в стремлении повлиять на законодательный процесс. Далее следуют такие предпосылки, как усиление субъектов экономических отношений и, соответственно, их силы и влияния на государственную власть и открытость процесса принятия решений. Кроме того, на профессионализацию лоббирования влияют стоящие перед лоббистами задачи: наблюдение за работой правительственных органов, разъяснение сути деятельности представляемых групп, совершенствование отношений с сотрудниками правительственных органов, оказание влияния на разработку законодательства и другие. Активное развитие лоббирования в Европейском Союзе берет свое начало с момента построения общего рынка, когда некоторые полномочия стран- членов перешли в компетенцию наднациональных органов. Затем с заключением основных договоров в 1992, 1997 и 2001 появлялось все больше лоббистских организаций. Таким образом, именно процесс интеграции и передача функций государств-членов на наднациональный уровень определяло развитие лоббизма в количественном и качественном отношении.
Второй задачей являлся анализ принципов правового регулирования в Европейском Союзе на примере Европейской Комиссии. Основой правового регулирования лоббирования в процессуальном плане в Европейском Союзе являются такие документы как Кодекс поведения (Code of conduct) или Коммюнике Комиссии об открытом и структурированном диалоге между Комиссией и специальными группами интересов, так как основного и единого документа регулирующего лоббистскую деятельность не существует. А в содержательном плане деятельность лоббистов регулирует Реестр Прозрачности, регистрация в котором не является обязательной. В целом, все попытки правового регулирования лоббирования нацелены на повышения прозрачности данного процесса.
Для понимания того, в какой форме проявляется доступ лоббистов к Европейской Комиссии была, поставлена третья задача: проследить процесс принятия решений в Европейской Комиссии и точки соприкосновения лоббистов с Комиссией во время законодательного процесса. Комиссия - это единственный орган в ЕС, обладающий правом законодательной инициативы и, соответственно, наиболее интересный для лоббистов орган. Кроме того, она представляет собой открытый для лоббистов орган, так как в процессе принятия решений нуждается в экспертных знаниях и информации, которую может получить только от заинтересованных сторон. Основным инструментом общения групп интересов и Комиссии являются консультации, не только открытые консультации, которые проводятся онлайн и доступные всем, но и консультации с экспертными группами, которые создаются Комиссией или же просто имеют административную и финансовую поддержку от нее. В их состав так же могут входить члены лоббистских организаций, но такая ситуация в основном допускается при условии регистрации лоббистской группы в Реестре Прозрачности. Кроме вышеперечисленных точек доступа существуют еще два консультативных комитета: Европейский экономический и социальный комитет и Комитет Регионов, которые являются связующим звеном между институтами Евросоюза и организованным гражданским обществом.
В соответствии с четвертой задачей, автор изучил вовлечение лоббистов в процесс контроля ЕК над исполнением решений в ЕС. Договором об учреждении Европейского Экономического Сообщества на Еврокомиссию была возложена обязанность осуществлять контроль над исполнением принятых решений, чем занимаются комитеты комитологии, которые выражают официальное мнение по отношению к мерам по внедрению законов в ЕС. Так как данные комитеты состоят из представителей стран-членов, лоббисты имеют возможность влиять на принимаемые ими решения, что можно назвать «вторичным лоббированием». Более того, ЕК имеет право обращаться в Суд ЕС с иском против страны, которая не выполняет свои обязательства по Договору, что влечет ущемление интересов некоторых корпораций ил гражданских организаций, которые оповещают об этом Комиссию. Таким образом, Европейская Комиссия является развитой площадкой для лоббирования групп интересов, которые могут оказывать влияние на процесс принятия решений с момента появления проекта в ЕК до момента первых стадий его обсуждения в Парламенте и Совете, через вышеперечисленные каналы.
Пятой задачей являлось выделение подходов к оценке эффективности лоббирования в Европейском Союзе, в ходе выполнения которой было выделено три подхода: количественный, качественный и смешанный, где смешанный был признан автором наиболее эффективным подходом, который показывает наиболее полную картину для объективного сравнения. В качестве примера были взяты две лоббистские организации: Юридическое общество Шотландии и Юридическое общество Северной Ирландии; и проведен анализ их деятельности с применением смешанного подхода, после которого лоббирование европейских органов данными организациями было признано эффективным.
Для достижения поставленной цели в исследовании была задана пятая задача, заключающаяся в анализе наиболее распространенных тактик и стратегий лоббирования Еврокомиссии. С учетом того факта, что Еврокомиссия обладает правом законодательной инициативы, лоббисты проявляют наиболее активный интерес к данному органу. Для достижения поставленной цели, а именно, для оказания влияния на принимаемые законы или на меры их имплементации через комитеты комитологии в ЕК, лоббисты включаются в работу на самых ранних стадиях, так как данные предоставленные на раннем сроке с наибольшей вероятностью будут учтены. Далее, лоббистские организации повышают уровень доверия к себе путем регистрации в Реестре Прозрачности, благодаря чему они могут входить в состав экспертных групп. Большую значимость имеет факт предоставления достоверной информации по требуемой теме, для чего лоббист должен быть погружен в тот вопрос, которым занимается. Касаемо стратегий лоббирования, лоббисты в Европейской Комиссии используют как активную, так и реактивную, где активная инициирует процесс принятия решения, а реактивная имеет место в случае существующего проекта, который противоречит интересам лоббистов и они вынуждены предоставлять экспертные заключения об их противоположном мнении.
В итоге проведенного исследования был смоделирован сценарий эффективного лоббирования в Европейском Союзе на примере Европейской Комиссии. Данный сценарий начинается с момента инициирования Комиссией законопроекта, за которым следует процесс обширного консультирования с заинтересованными сторонами через открытые консультации, экспертные группы, консультативные комитеты (Европейский экономический и социальный комитет и Комитет регионов) и комитеты комитологии в вопросе имплементирования принятых законов. Лоббисты оказывают активное влияния во время нахождения и обсуждения законопроекта в Еврокомиссии и во время первых стадий обсуждения его в Европарламенте и Европейском Совете. Данные действия подкрепляются повышением доверия к лоббистской организации путем регистрации в Реестре Прозрачности и путем предоставления достоверной и качественной информации по требуемому вопросу.
Первая задача заключалась в рассмотрении профессионализации института лоббирования и развития данного института в Европейском Союзе. Под профессионализацией лоббирования понимается расширение масштабов лоббирования и трансформация процесса оказания влияния на членов государственных органов в целую систему взаимодействия частных интересов и публичных органов власти. Профессионализация лоббирования зависит от нескольких факторов. Первый и самый важный - это усложнение внутренней структуры общества, связанной с появлением все большего количества новых частных интересов и усиление влияния государства на все сферы жизни общества, что активизирует общественные группы в стремлении повлиять на законодательный процесс. Далее следуют такие предпосылки, как усиление субъектов экономических отношений и, соответственно, их силы и влияния на государственную власть и открытость процесса принятия решений. Кроме того, на профессионализацию лоббирования влияют стоящие перед лоббистами задачи: наблюдение за работой правительственных органов, разъяснение сути деятельности представляемых групп, совершенствование отношений с сотрудниками правительственных органов, оказание влияния на разработку законодательства и другие. Активное развитие лоббирования в Европейском Союзе берет свое начало с момента построения общего рынка, когда некоторые полномочия стран- членов перешли в компетенцию наднациональных органов. Затем с заключением основных договоров в 1992, 1997 и 2001 появлялось все больше лоббистских организаций. Таким образом, именно процесс интеграции и передача функций государств-членов на наднациональный уровень определяло развитие лоббизма в количественном и качественном отношении.
Второй задачей являлся анализ принципов правового регулирования в Европейском Союзе на примере Европейской Комиссии. Основой правового регулирования лоббирования в процессуальном плане в Европейском Союзе являются такие документы как Кодекс поведения (Code of conduct) или Коммюнике Комиссии об открытом и структурированном диалоге между Комиссией и специальными группами интересов, так как основного и единого документа регулирующего лоббистскую деятельность не существует. А в содержательном плане деятельность лоббистов регулирует Реестр Прозрачности, регистрация в котором не является обязательной. В целом, все попытки правового регулирования лоббирования нацелены на повышения прозрачности данного процесса.
Для понимания того, в какой форме проявляется доступ лоббистов к Европейской Комиссии была, поставлена третья задача: проследить процесс принятия решений в Европейской Комиссии и точки соприкосновения лоббистов с Комиссией во время законодательного процесса. Комиссия - это единственный орган в ЕС, обладающий правом законодательной инициативы и, соответственно, наиболее интересный для лоббистов орган. Кроме того, она представляет собой открытый для лоббистов орган, так как в процессе принятия решений нуждается в экспертных знаниях и информации, которую может получить только от заинтересованных сторон. Основным инструментом общения групп интересов и Комиссии являются консультации, не только открытые консультации, которые проводятся онлайн и доступные всем, но и консультации с экспертными группами, которые создаются Комиссией или же просто имеют административную и финансовую поддержку от нее. В их состав так же могут входить члены лоббистских организаций, но такая ситуация в основном допускается при условии регистрации лоббистской группы в Реестре Прозрачности. Кроме вышеперечисленных точек доступа существуют еще два консультативных комитета: Европейский экономический и социальный комитет и Комитет Регионов, которые являются связующим звеном между институтами Евросоюза и организованным гражданским обществом.
В соответствии с четвертой задачей, автор изучил вовлечение лоббистов в процесс контроля ЕК над исполнением решений в ЕС. Договором об учреждении Европейского Экономического Сообщества на Еврокомиссию была возложена обязанность осуществлять контроль над исполнением принятых решений, чем занимаются комитеты комитологии, которые выражают официальное мнение по отношению к мерам по внедрению законов в ЕС. Так как данные комитеты состоят из представителей стран-членов, лоббисты имеют возможность влиять на принимаемые ими решения, что можно назвать «вторичным лоббированием». Более того, ЕК имеет право обращаться в Суд ЕС с иском против страны, которая не выполняет свои обязательства по Договору, что влечет ущемление интересов некоторых корпораций ил гражданских организаций, которые оповещают об этом Комиссию. Таким образом, Европейская Комиссия является развитой площадкой для лоббирования групп интересов, которые могут оказывать влияние на процесс принятия решений с момента появления проекта в ЕК до момента первых стадий его обсуждения в Парламенте и Совете, через вышеперечисленные каналы.
Пятой задачей являлось выделение подходов к оценке эффективности лоббирования в Европейском Союзе, в ходе выполнения которой было выделено три подхода: количественный, качественный и смешанный, где смешанный был признан автором наиболее эффективным подходом, который показывает наиболее полную картину для объективного сравнения. В качестве примера были взяты две лоббистские организации: Юридическое общество Шотландии и Юридическое общество Северной Ирландии; и проведен анализ их деятельности с применением смешанного подхода, после которого лоббирование европейских органов данными организациями было признано эффективным.
Для достижения поставленной цели в исследовании была задана пятая задача, заключающаяся в анализе наиболее распространенных тактик и стратегий лоббирования Еврокомиссии. С учетом того факта, что Еврокомиссия обладает правом законодательной инициативы, лоббисты проявляют наиболее активный интерес к данному органу. Для достижения поставленной цели, а именно, для оказания влияния на принимаемые законы или на меры их имплементации через комитеты комитологии в ЕК, лоббисты включаются в работу на самых ранних стадиях, так как данные предоставленные на раннем сроке с наибольшей вероятностью будут учтены. Далее, лоббистские организации повышают уровень доверия к себе путем регистрации в Реестре Прозрачности, благодаря чему они могут входить в состав экспертных групп. Большую значимость имеет факт предоставления достоверной информации по требуемой теме, для чего лоббист должен быть погружен в тот вопрос, которым занимается. Касаемо стратегий лоббирования, лоббисты в Европейской Комиссии используют как активную, так и реактивную, где активная инициирует процесс принятия решения, а реактивная имеет место в случае существующего проекта, который противоречит интересам лоббистов и они вынуждены предоставлять экспертные заключения об их противоположном мнении.
В итоге проведенного исследования был смоделирован сценарий эффективного лоббирования в Европейском Союзе на примере Европейской Комиссии. Данный сценарий начинается с момента инициирования Комиссией законопроекта, за которым следует процесс обширного консультирования с заинтересованными сторонами через открытые консультации, экспертные группы, консультативные комитеты (Европейский экономический и социальный комитет и Комитет регионов) и комитеты комитологии в вопросе имплементирования принятых законов. Лоббисты оказывают активное влияния во время нахождения и обсуждения законопроекта в Еврокомиссии и во время первых стадий обсуждения его в Европарламенте и Европейском Совете. Данные действия подкрепляются повышением доверия к лоббистской организации путем регистрации в Реестре Прозрачности и путем предоставления достоверной и качественной информации по требуемому вопросу.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЛОББИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Транснациональные корпорации в Латинской Америке: роль и влияние на примере германских корпораций
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2016 - ГЕНЕЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Позиции Федеративной Республики Германии и Республики Франции в рамках формирования Европейской миграционной политики в 2014–2022 годах
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - ПОЛИТИКА ГРУПП ИНТЕРЕСОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ В СФЕРЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Состояние и перспективы энергетического сотрудничества РФ, ФРГ и Европейского союза в контексте реализации проекта «Северный поток – 2»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ И ЕЁ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



