Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ

Работа №59638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Общение как коммуникация, его виды, роль в развитии человека. . . 7
1.2 Психологическая характеристика юношеского возраста 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ
КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ полученных результатов и исследования 27
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Проблема коммуникации, общения
многогранна. В последние годы она стала актуальным предметом изучения
многих наук. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться, творить. Общение необходимо, как условие формирования каждой личности, представляет собой совокупность различных связей между людьми.
Важнейшая задача в достижении педагогического мастерства – взаимодействие преподавателя и учащегося, умение правильно построить общение с
учеником. Наличие у человека коммуникативных качеств означает пригодность к определенной деятельности. Профессиональная деятельность
будущего учителя требует от личности более или менее развитие коммуникативных свойств.
Коммуникативные качества личности формируются в результате
устанавливающейся в психической деятельности связи субъекта с объектами деятельности, жизненно важными для субъекта, являющимися условиями его жизни. Рассматривая педагогические способности, среди многих
компонентов выделяют такие компоненты, как, коммуникативные и организаторские способности. Организаторские способности сказываются в
умении включать учащихся в различные виды деятельности, и умело воздействовать на личность ребенка. Коммуникативные способности связаны
с умением устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение своего коллектива, понимать каждого ученика. Общение
включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная
сторона общения [14, с. 313-314].
Проблемой общения занимались такие авторы как Г.М. Андреева,
А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Е.П. Ильин, Е.И. Рогов и др.[2, 5, 14, 19].5
В педагогической деятельности человек раскрывает свои коммуникативные и организаторские способности. В процессе осуществления своей
профессиональной деятельности педагог использует разнообразные приемы, способы общения с воспитанниками. Для реализации педагогического
общения педагог должен обладать такими важными качествами, как: интерес к людям, к работе с ними, общительность, коммуникабельность; эмпатические способности и понимание; умение управлять собой, своим психическим состоянием, переживаниями (телом, голосом, мимикой, настроением,
мыслями, чувствами и др.); способность к спонтанной (неподготовленной)
коммуникации. Учитель должен обладать вербальными способностями:
культурой общения, развитостью речи, богатым лексическим запасом,
правильным выбором языковых средств; а также педагогической рефлексией – способностью понимать других.
Большое место в студенчестве занимает общение. Общение лежит в
основе учебной деятельности. Психологи определили, что взаимоотношения в юности связаны с будущим психологическим благополучием человека. Среди молодых людей, которые в юности были в разладе со своими
сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами и даже правонарушителей. Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к различным формам
эмоциональной и социальной изоляции [11, с. 167]. Общение в юности занимает много времени, популярностью пользуются те, кто проявляет отзывчивость, сдержанность, жизнерадостность, добродушие, уступчивость,
обладает хорошим чувством юмора. Коммуникативные молодые люди
держатся естественно, уверенно, они энергичны, активны, помогают своим
друзьям в разных делах и в разрешении личных проблем.6
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании выраженности коммуникативных качеств у студентов выпускников
гуманитарных направленностей ЕИ КФУ.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть понятия коммуникации, общения.
3. Рассмотреть психологические особенности юношеского возраста.
4. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования.
5. Провести тестирование и проанализировать полученные результатов эмпирического исследования.
Объект исследования: студенты V курса факультета филологии и истории.
Предмет исследования: коммуникативные качества студентов факультета филологии и истории ЕИ КФУ.
В исследовании сформулирована следующая гипотеза: коммуникативные качества имеют отличия у студентов разных профилей подготовки:
студенты профиля подготовки «Русский язык и литература» и профилей
подготовки «Родной язык и литература, иностранный язык», «Родной язык
и литература, история» имеют разную выраженность экстраверсииинтроверсии, эмпатии, коммуникативно-организаторских способностей.
Цель эмпирического исследования – выявление коммуникативных качеств, необходимых в работе будущего педагога – учителя, воспитателя и
вообще в профессии типа «человек-человек».
В качестве основных методов исследования были использованы: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; эмпирическое
методы (тестирование). Методики исследования: «Определение типа личности (по К.Юнгу)», «Опросник для диагностики способности к эмпатии»
А. Мехрабиена, Н. Эпштейна, «Диагностика коммуникативных и организа7
торских способностей», «Диагностика самоконтроля в общении М. Снайдера».
Результаты выпускной квалификационной работы дополняют научные представления современной психологии личности данными о выраженности коммуникативных качеств, о специфике их проявления у студентов). Исследование вносит вклад в дальнейшее развитие понятия коммуникативные способности юношеского возраста.
Практическая значимость: Результаты эмпирического исследования
можно использовать для повышения коммуникативных качеств, позволяющих оптимизировать профессиональные качества будущих специалистов. Полученные результаты о коммуникативных способностях могут
быть использованы для решения проблем, связанных с повышением эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы является исследование
выраженности коммуникативных качеств у студентов-выпускников гуманитарных направленностей. Предметом исследования были коммуникативные качества личности, объектом исследования стали студенты факультета филологии и истории ЕИ КФУ.
Общение является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни,
имеет огромное значение в формировании человеческой психики и становлении разумного, культурного поведения, становлении личности. В
общении формируются и развиваются коммуникативные способности,
включающие умение вступать в контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. От уровня
коммуникативных навыков и умений во многом зависит результат работы
учителя – гармоничная всесторонне развитая личность.
В процессе педагогической деятельности коммуникация становится
средством как обучения, так и воспитания. Общение является связующим
звеном между педагогом и учеником, студентом, поэтому работа, посвященная этой теме, имеет теоретическую и практическую значимость.
Важно рассматривать эту проблему именно на этапе освоения студентами выбранной профессии. Коммуникативная культура педагога – неотъемлемая часть будущей профессиональной деятельности. От умений и
навыков общения с людьми зависит успешность коммуникативных способностей. Люди разного возраста, образования, культуры отличаются
друг от друга коммуникативными способностями, и от того, насколько
они развиты, зависит очень многое в жизни человека.
Коммуникативные способности учителя связаны с умением устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение
своего коллектива, понимать каждого ученика. Они проявляются в умении47
включать учащихся в различные виды деятельности, умело воздействовать
на личность ребенка. Педагогу важно обладать коммуникативными и организаторскими способностями.
Коммуникативные качества человека формируются в процессе коммуникативной деятельности, и наоборот, коммуникативные способности
оказывают влияние на эффективность соответствующей деятельности.
В процессе выполнения ВКР мы выполнили поставленные задачи:
изучили психолого-педагогическую литературу по данной теме; рассмотрели понятие «общение», «коммуникация», рассмотрели психологические
особенности юношеского возраста; подобрали методики и провели эмпирическое исследование.
Для реализации эмпирического исследования мы выбрали четыре методики [14]. Респондентами были студенты пятого курса факультета филологии и истории, профилей подготовки «Родной язык и литература, иностранный язык», «Родной язык и литература, история», «Русский язык и
литература».
Первая диагностика показала, что большинство студентов имеют тип
личности амброверсии. Экстраверты и интроверты выявлены в двух группах испытуемых, но среди больше студентов профиля «Русский язык и литература», и интровертов также в процентном соотношении в этой группе
больше.
По второй методике мы выявили уровень эмпатии. Мы получили, что
преобладает и выражен одинаково средний уровень эмпатии, (по 73% у
студентов двух групп). Высокий уровень выявлен только у студентов профиля «Русский язык и литература» (1 студент). Низкий уровень представлен в двух группах, отличаются незначительно (на 5 %, т.е. 1 студент).
Следующий тест-опросник позволил выявить способности, нужные в
профессии типа «человек-человек». Тестирование выявило все уровни
коммуникативных и организаторских способностей. Наиболее выражен48
средний уровень коммуникативных и организаторских способностей в
двух группах. Низкий и ниже среднего уровни коммуникативных способностей выражены примерно больше в два раза в 241,243 гр. Высокий уровень и очень высокий уровень отличаются в двух группах незначительно.
Такие студенты быстро находят друзей, не теряются в новой обстановке,
ведут себя непринужденно в новом коллективе.
Организаторские способности также выражены на всех уровнях. Низкий и ниже среднего уровни организаторских способностей больше имеют
студенты также студенты 241,243гр. Данные студенты могут испытывать
трудности в выступлении перед аудиторией, мало проявляют инициативу в
общественной деятельности, избегают принятия самостоятельного решения. Высокий уровень имеют студенты больше в 211 группе. Эти студенты занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в
общении, принимают участие в организации общественных мероприятий,
способны принять самостоятельное решение, проявляют активность к организаторской деятельности.
Диагностика самоконтроля в общении показала, что наиболее представлен средний уровень самоконтроля в общении (56% и 50%),т.е. при
взаимодействии с окружающими проявляют некоторую сдержанность в
общении. Низкий уровень несколько больше представлен у студентов
211гр. (на 12%), что характеризует более раскованных в общении людей.
Высокий уровень самоконтроля больше у студентов 241, 243 гр. (на 6 %),
они испытывают трудности в самовыражении, эмоционально сдержанны и
контролируют свое поведение при взаимодействии с окружающими.
Эмпирическое исследование позволило выявить выраженность коммуникативных качеств, которые понадобятся в работе будущего педагогаучителя, воспитателя и в профессии типа «человек-человек». Тестирование
позволило выявить коммуникативные качества: стремятся ли студенты к
общению, позволило изучить склонности к организаторской деятельности.49
Мы исследователи такие коммуникативные качества, как экстраверсия,
эмпатия, организаторские, коммуникативные способности, самоконтроль в
общении, которые связаны с такими качествами, как инициативность, чуткость, требовательность, наблюдательность, умение и желание разбираться
в интересах детей, их возможностях.
Развитые коммуникативные качества помогут студенту преодолеть
трудности в общении. С первого курса необходимо студентов ориентировать на изучение своих личностных свойств, изменение личностных характеристик, заниматься самовоспитанием, активно принимать участие на семинарских занятиях, принимать участие в мероприятиях, проводимых со
студентами, по возможности проходить тренинги по общению.
Цель нашей выпускной квалификационной работы достигнута, задачи
решены, гипотеза подтвердилась частично, коммуникативные качества
студентов имеют отличия: экстравертов больше в 211 группе, но и интровертов также больше в 211 группе; эмпатия выше в 211 группе; коммуникативные и организаторские способности проявились больше в 211 группе; самоконтроль в общении ниже в 211 группе.
Студенты с развитыми коммуникативными качествами менее замкнуты, менее тревожены, у них более адекватная самооценка. Такие студенты
более уверенные в себе, отстаивают свое мнение, лучше адаптируются в
любой среде образовательного пространства, будь то педагоги, родителя
или учащиеся.
Установлению оптимального педагогического общения со студентами
помогает использование на занятиях определенных коммуникативных
приемов: создание на занятиях атмосферы защищенности при общении
студентов с преподавателями; одобрение поддержка при ответе студентов;
поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов; поощрение творческой инициативы студентов на занятиях; оказание коммуникативной поддержки в процессе общения; инициирование учебно-познавательной активности студентов [42, с. 496-497].
Полученные результаты могут быть полезными для кураторов, педагогов-психологов при организации учебно-воспитательной работы со студентами. Владеть психологией общения – значит достигать оптимальных
резервов в сотрудничестве и управлении людьми.
Задача вузовского педагога глубже и всесторонне изучать, знать, учитывать возрастные, индивидуальные особенности студентов. «Это неисчерпаемая возможность для повышения качества и эффективности любой
педагогической деятельности»[2, с. 89].


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Проспект, 2002. - 624 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого самораз¬вития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учеб¬ных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 376 с.
4. Барташев А.В. Психология личности в общении. - М.: Центр ВЛА- ДОС, 2003. - 248 с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Наука, 2005. - 271 с.
6. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 2008. - 216 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. по-собие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
8. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов /Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 624 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов//Гамезо М.В., Орлова Л.М.
М.,изд-во МГОПУ, АНОО НОУ, 1999. - 234 с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогиче¬ская психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педа¬гогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.
12. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ.высш. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009, - 394 с.
13. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 560 с.
14. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
15. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций: учебное пособие. - Изд.4-е. Ростов н/ Дону: Феникс, 2008. - 186 с.
16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 464 с.
17. Леонтьев А.А. Психология общения. 4-е изд. - М.: Смысл, 2009. - 365 с.
18. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического обще-ния: Учеб. пособие для студ. высших пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия»,2003. - 192 с.
19. Ломов Б.Ф. Психологическое исследование общение. - М.: Наука,
2005. - 344 с.
20. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. - В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Просвещение, 1995. - 135 с.
21. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, от-рочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 624 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2009. - 632 с.
23. Немов Р.С. Психология Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. - кн 1: Психология - 3 -е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002. - 400 с.
24. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. - кн 2: Психология -3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002. - 632 с.
25. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. - кн 3: Психодиагностика - 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.
26. Немов Р.С. Общая психология. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 396 с.
27. Педагогическая психология: учебное пособие/ Под ред. Л.А. Ре- гуш, А.В. Орловой: - СПб.: Питер, 2010. - 416 с.
28. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений.- 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 2007. - 512 с.
29. Практическая психология для преподавателей - М.: Информаци-онно-издательский дом «Филинъ», 2007. - 328 с.
30. Психологические тесты /Под ред. А.А. Карелина: В 2т. - М.: Гу-манитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - т.2. - 248с.
31. Психология личности / Под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007. - 328 с.
32. Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов //И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. - М., МГОПУ. АНОО НОУ, 1999. - 272 с.
33. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2006. - 668 с.
34. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория и ме¬тоды исследования, практикум. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 255 с.
35. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
36. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. - М.: МГО- ПУ, 1999. - 272 с.
37. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2007. - 335 с.
38. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. по¬собие: В 2 кн. - 2-е изд. - М.: Гуманит. Центр Владос, 2001. - 480 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2002. - 678 с.
40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. - М., 2005. - 460 с.
41. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер,
2006. - 592 с.
42. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология, Изд. 5-е., испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 541 с.
43. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, ста-рость. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Изд. Центр Академия, 2002. - 208 с.
44. Хусаинова Ф.Б. Роль эмпатии в профессионально-педагогическом общении // Вестник Казанского технологического университета. - 2006. - №6. - С. 271-274.
45. Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Психология управленческой деятель¬ности в ССУЗ. - Казань: ИССО РАО,1997. - 124 с.
46. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 688 с.
47. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гарданики, 2004. - 349 с.
48. http: //znanium.com/bookread2 .php?book=217160
Социальная психология: Учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. - 3-e изд. - М.: Форум, 2010. - 336 с.
49. http: //znanium.com/catalog.php?bookinfo=220529
Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. - 64049.http:
50. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=313109
Крысько В. Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИН- ФРА-М, 2011. - 256 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0204-6
51. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=468148 Князева Т. Н.
Батюта М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учеб. пос. / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2014. - 306 с.
52. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=262730
Мандель Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Вузов¬ский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ