ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД С УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД С УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 6
1.1 Проблема феномена «взаимодействие» в отечественной и зарубежной
научной литературе, методических пособиях и нормативно-правовых документах 6
1. 2 Практические аспекты взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения 13
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД С УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 34
2.1 Особенности профессионально-психологической подготовленности
сотрудников ДПС ГИБДД 34
2.2 Формирование интерактивной подготовленности сотрудников ДПС ГИБДД
к взаимодействию с участниками дорожного движения в процессе обучения 36
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД С УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 6
1.1 Проблема феномена «взаимодействие» в отечественной и зарубежной
научной литературе, методических пособиях и нормативно-правовых документах 6
1. 2 Практические аспекты взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения 13
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД С УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 34
2.1 Особенности профессионально-психологической подготовленности
сотрудников ДПС ГИБДД 34
2.2 Формирование интерактивной подготовленности сотрудников ДПС ГИБДД
к взаимодействию с участниками дорожного движения в процессе обучения 36
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования определена тем, что в условиях дальнейшего роста автомобилизации, а также дорожно-транспортного травматизма, возведения проблем обеспечения безопасности дорожного движения в ранг проблем укрепления национальной безопасности России, игнорирование вопросов взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения как осознания крайней необходимости эффективной взаимопомощи в сложной дорожной обстановке недопустимо.
Вместе с тем деятельность сотрудников дорожно-патрульной службы вызывает наибольшее количество неудовлетворительных оценок граждан по сравнению с другими службами ОВД. На современном этапе сложившаяся практика взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения требует коренного переосмысления как со стороны сотрудников ДПС ГИБДД, так и со стороны самих водителей и пешеходов. Именно от умения сотрудников ДПС ГИБДД видеть в участниках дорожного движения своих союзников, устанавливать с ними психологический контакт, актуализировать положительные мотивы сопричастности к безопасности на дорогах, проявлять к ним внимание и заботу, то есть конструктивно взаимодействовать с водителями и пешеходами, зависит в конечном итоге не только уровень взаимодоверия сотрудников ДПС ГИБДД и граждан, эффективная профилактика дорожно¬транспортного травматизма, но и безопасность дорожного движения в целом.
Непосредственно вопросами профессионального общения сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения занимались психологи: Я.Я. Белик, Т.М. Дубровина, В.Ф. Ипатов, А.Ф. Калашников и др.; юристы: С.Н. Антонов, А.Н. Бадмаев, Х.Ш. Шафигуллин и др.
Однако вопросы конструктивного взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, связанного с достижением взаимопонимания в деле повышения безопасности дорожного движения, до сих пор специально не изучались. По этой причине исследование теоретических и практических аспектов
6
конструктивного взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с водителями и
пешеходами отвечает насущным потребностям сегодняшнего времени.
Цель исследования. Выявить условия, факторы, механизмы взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, а также разработать предложения по его совершенствованию.
Объект исследования — взаимоотношения сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения.
Предмет исследования — особенности взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, пути и средства его совершенствования.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему взаимодействия.
2. Проанализировать отражение вопросов профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД, а также их профессионально-психологической подготовленности к взаимодействию с участниками дорожного движения в отечественной литературе и нормативных правовых документах.
3. На основании проведенного дипломного исследования сформулировать предложения - рекомендации.
Гипотеза исследования: Предполагается, что общесоциальные цели, направленные на сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения, защиту их законных прав и интересов, будут эффективно реализованы сотрудниками ДПС ГИБДД только тогда, когда у них будет выработана потребность в укреплении доверия граждан, а также сформированы умения и навыки конструктивного взаимодействия с водителями и пешеходами.
Для решения поставленных в исследовании задач применялись следующие методы изучения особенностей взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения:
• анализ основных нормативных правовых актов в области дорожного движения, методических пособий, касающихся психологических аспектов деятельности сотрудников ДПС ГИБДД, а также программ профессионально - психологи-ческой подготовки;
• анализ жалоб и заявлений граждан на действия сотрудников ДПС ГИБДД;
• включенное стандартизированное наблюдение за действиями нарядов ДПС ГИБДД, осуществляющих контроль и надзор за передвижением участников дорожного движения.
Теоретическая значимость исследования заключается в реализации комплексного научного подхода к изучению особенностей взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций, которые органично могут быть включены в систему профессионального образования и в процесс служебной подготовки сотрудников ДПС ГИБДД.
Вместе с тем деятельность сотрудников дорожно-патрульной службы вызывает наибольшее количество неудовлетворительных оценок граждан по сравнению с другими службами ОВД. На современном этапе сложившаяся практика взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения требует коренного переосмысления как со стороны сотрудников ДПС ГИБДД, так и со стороны самих водителей и пешеходов. Именно от умения сотрудников ДПС ГИБДД видеть в участниках дорожного движения своих союзников, устанавливать с ними психологический контакт, актуализировать положительные мотивы сопричастности к безопасности на дорогах, проявлять к ним внимание и заботу, то есть конструктивно взаимодействовать с водителями и пешеходами, зависит в конечном итоге не только уровень взаимодоверия сотрудников ДПС ГИБДД и граждан, эффективная профилактика дорожно¬транспортного травматизма, но и безопасность дорожного движения в целом.
Непосредственно вопросами профессионального общения сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения занимались психологи: Я.Я. Белик, Т.М. Дубровина, В.Ф. Ипатов, А.Ф. Калашников и др.; юристы: С.Н. Антонов, А.Н. Бадмаев, Х.Ш. Шафигуллин и др.
Однако вопросы конструктивного взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, связанного с достижением взаимопонимания в деле повышения безопасности дорожного движения, до сих пор специально не изучались. По этой причине исследование теоретических и практических аспектов
6
конструктивного взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с водителями и
пешеходами отвечает насущным потребностям сегодняшнего времени.
Цель исследования. Выявить условия, факторы, механизмы взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, а также разработать предложения по его совершенствованию.
Объект исследования — взаимоотношения сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения.
Предмет исследования — особенности взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, пути и средства его совершенствования.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему взаимодействия.
2. Проанализировать отражение вопросов профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД, а также их профессионально-психологической подготовленности к взаимодействию с участниками дорожного движения в отечественной литературе и нормативных правовых документах.
3. На основании проведенного дипломного исследования сформулировать предложения - рекомендации.
Гипотеза исследования: Предполагается, что общесоциальные цели, направленные на сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения, защиту их законных прав и интересов, будут эффективно реализованы сотрудниками ДПС ГИБДД только тогда, когда у них будет выработана потребность в укреплении доверия граждан, а также сформированы умения и навыки конструктивного взаимодействия с водителями и пешеходами.
Для решения поставленных в исследовании задач применялись следующие методы изучения особенностей взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения:
• анализ основных нормативных правовых актов в области дорожного движения, методических пособий, касающихся психологических аспектов деятельности сотрудников ДПС ГИБДД, а также программ профессионально - психологи-ческой подготовки;
• анализ жалоб и заявлений граждан на действия сотрудников ДПС ГИБДД;
• включенное стандартизированное наблюдение за действиями нарядов ДПС ГИБДД, осуществляющих контроль и надзор за передвижением участников дорожного движения.
Теоретическая значимость исследования заключается в реализации комплексного научного подхода к изучению особенностей взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций, которые органично могут быть включены в систему профессионального образования и в процесс служебной подготовки сотрудников ДПС ГИБДД.
На основании исследования теоретических аспектов взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения определены: его сущность, динамика, виды, специфика; напряженный характер, вследствие ориентирования сотрудников преимущественно на реализацию контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной функций; разработана теоретическая модель конструктивного взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с водителями и пешеходами.
На основании проведенного дипломного исследования были сформулированы предложения - рекомендации (Приложение Ж).
Исходя из анализа психологии взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения выделяются три его вида: конструктивное взаимодействие, односторонне-результативное взаимодействие и деструктивное
47 взаимодействие. Только конструктивное взаимодействие сотрудников ДПС ГИБДД с водителями и пешеходами, имеющее субъект-субъектную обусловленность, характеризуется взаимодоверием, взаимопониманием, а также достижением общесоциальных целей, связанных с безопасностью на дорогах, путем активного содействия друг другу.
Практика взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения в значительной степени определена организационными факторами (законодательством в области дорожного движения, существующей системой оценки деятельности сотрудников, неэффективным психологическим обеспечением), психологическими факторами (излишним акцентированием внимания сотрудников на властных полномочиях, недостаточной развитостью у них соответствующих профессионально важных умений и навыков, низким уровнем правосознания, равнодушием к безопасному передвижению граждан), а также условиями профессиональной деятельности (дефицитом времени и информации, возможностью возникновения конфликтных, экстремальных и нестандартных ситуаций, высокой интенсивностью контактов с участниками дорожного движения, постоянным переключением внимания с одних объектов на другие, дорожно-транс-портной обстановкой, условиями дорожного движения).
Необходимым условием улучшения взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, а также актуализации у граждан правовых установок сознательного соблюдения правил дорожного движения, является умение сотрудников учитывать психологические механизмы мотивационно-целевого, коммуникативного, перцептивного, поведенческого, а также эмоционально-волевого процессов конструктивного взаимодействия с водителями и пешеходами.
Сотрудники ДПС ГИБДД и участники дорожного движения обращаются за содействием друг к другу при профессиональных и индивидуально-личностных затруднениях. Оптимизация взаимопомощи возможна только при смене негативных стереотипов восприятия друг друга на позитивные, обусловленные осознанием гражданско-правовой значимости эффективного взаимодействия в 48 сложных дорожных условиях, что требует от сотрудников высокого уровня интерактивной подготовленности.
Высокий уровень интерактивной подготовленности сотрудников ДПС ГИБДД к взаимодействию с участниками дорожного движения достигается путем обучения сотрудников по программе, нацеленной на развитие морально-ориентированной составляющей, приобретение знаний, формирование умений и навыков конструктивного взаимодействия с гражданами, повышение психологической устойчивости, развитие профессиональных психологических качеств и специальных способностей.
На основании проведенного дипломного исследования были сформулированы предложения - рекомендации (Приложение Ж).
Исходя из анализа психологии взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения выделяются три его вида: конструктивное взаимодействие, односторонне-результативное взаимодействие и деструктивное
47 взаимодействие. Только конструктивное взаимодействие сотрудников ДПС ГИБДД с водителями и пешеходами, имеющее субъект-субъектную обусловленность, характеризуется взаимодоверием, взаимопониманием, а также достижением общесоциальных целей, связанных с безопасностью на дорогах, путем активного содействия друг другу.
Практика взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения в значительной степени определена организационными факторами (законодательством в области дорожного движения, существующей системой оценки деятельности сотрудников, неэффективным психологическим обеспечением), психологическими факторами (излишним акцентированием внимания сотрудников на властных полномочиях, недостаточной развитостью у них соответствующих профессионально важных умений и навыков, низким уровнем правосознания, равнодушием к безопасному передвижению граждан), а также условиями профессиональной деятельности (дефицитом времени и информации, возможностью возникновения конфликтных, экстремальных и нестандартных ситуаций, высокой интенсивностью контактов с участниками дорожного движения, постоянным переключением внимания с одних объектов на другие, дорожно-транс-портной обстановкой, условиями дорожного движения).
Необходимым условием улучшения взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, а также актуализации у граждан правовых установок сознательного соблюдения правил дорожного движения, является умение сотрудников учитывать психологические механизмы мотивационно-целевого, коммуникативного, перцептивного, поведенческого, а также эмоционально-волевого процессов конструктивного взаимодействия с водителями и пешеходами.
Сотрудники ДПС ГИБДД и участники дорожного движения обращаются за содействием друг к другу при профессиональных и индивидуально-личностных затруднениях. Оптимизация взаимопомощи возможна только при смене негативных стереотипов восприятия друг друга на позитивные, обусловленные осознанием гражданско-правовой значимости эффективного взаимодействия в 48 сложных дорожных условиях, что требует от сотрудников высокого уровня интерактивной подготовленности.
Высокий уровень интерактивной подготовленности сотрудников ДПС ГИБДД к взаимодействию с участниками дорожного движения достигается путем обучения сотрудников по программе, нацеленной на развитие морально-ориентированной составляющей, приобретение знаний, формирование умений и навыков конструктивного взаимодействия с гражданами, повышение психологической устойчивости, развитие профессиональных психологических качеств и специальных способностей.
Подобные работы
- Обеспечение безопасности дорожного движения как формы социального контроля
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ - ЖЕНЩИН В АВТОШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Карельский филиал))
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Административно-правовой статус Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Правовое положение и организация деятельности ДПС ГИБДД МВД России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Тактика осмотра места происшествия по делам о дорожно-транспортных происшествиях
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



