ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ГЛОСАРИЙ 3
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие «физкультурно-спортивное воспитание» 8
1.2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» 13
1.3. Психофизиологические особенности старших дошкольников 17
1.4. Система физкультурно-спортивного воспитания в
дошкольном образовательном учреждении 23
1.5. Модель физкультурно-спортивного воспитания детей
старшего дошкольного возраста для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО в начальной школе 28
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО¬СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Программа физкультурно-спортивного воспитания детей
старшего дошкольного возраста для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО в начальной школе 35
2.2. Результаты сдачи нормативов ГТО старшими
дошкольниками на констатирующем этапе 47
2.3. Реализация программы физкультурно-спортивного
воспитания старших дошкольников 50
2.4. Результаты сдачи нормативов ГТО старшими
дошкольниками на контрольном этапе 57
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
В советские времена всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой государством системы программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности различных возрастных групп населения. Существовал с 1931 по 1991 год и охватывал население в возрасте от 10 до 60 лет. Являясь основой физического воспитания и программой физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях СССР, был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. В последствие все это стало не актуально.
В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». По словам министра образования Дмитрия Литвинова, начиная с 2015 года результаты сдачи комплекса ГТО, будут учитывать при поступлении в высшие учебные заведения.
Новая система предусматривает целых 11 возрастных групп. То есть принять участие в новом комплексе ГТО сможет практически любой желающий, начиная с 6 лет.
Физическое развитие ребенка - это, прежде всего двигательные навыки. Координацию движений определяют развитием мелкой и крупной моторики. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.
К сожалению, современные дети не отличаются отменным физическим и психическим здоровьем. У них недостаточно сформированы потребности в занятиях физической культурой, уже в дошкольном возрасте дети имеют зависимость от электронных игр, а родители зачастую не являются приверженцами ЗОЖ.
Несмотря на большую разработанность и развитие физического воспитания в дошкольных учреждениях, не существует единой модели физкультурно-спортивного воспитания, при которой у младших школьников появляется возможность успешной сдачи нормативов ГТО в начальной школе.
Объект исследования - процесс физкультурно-спортивного воспитания детей старшего дошкольного возраста для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО в начальной школе.
Предмет исследования - способы физкультурно-спортивного воспитания детей старшего дошкольного возраста для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО в начальной школе.
Цель исследования - выявить способы физкультурно-спортивного воспитания детей старшего дошкольного возраста для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО в начальной школе.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретические аспекты проблемы физкультурно-спортивного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
2. выявить способы физкультурно-спортивного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ;
3. эмпирически исследовать физкультурно-спортивное воспитание старших дошкольников.
Гипотеза исследования: если в физкультурно-спортивное воспитание старших дошкольников включить развитие интереса у детей к комплексу ГТО через знакомство с историей и современным положением комплекса ГТО, и вовлечь детей в тренировочный процесс по освоению видов испытаний, входящих в нормативы ГТО, то подготовка к сдаче тестов в начальной школе будет эффективнее.
Методы исследования:
- Теоретические - изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ, обобщение, теоретическое моделирование.
- Эмпирические - диагностические методики, педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическая база исследования:
- концепция физкультурного воспитания Л.И. Лубышевой;
- концепция спортивного воспитания В.И. Столярова.
Экспериментальная база исследования - МКДОУ детский сад «Северяночка» (в исследование приняли участие 24 дошкольника в возрасте 7 лет - 13 мальчиков и 11 девочек).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель физкультурно-спортивного воспитания детей старшего дошкольного возраста для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО в начальной школе может быть использована в ДОУ для осуществления образовательно-физкультурной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Исследование посвящено теме «Возможности физкультурно-спортивного воспитания для подготовки детей старшего дошкольного возраста к выполнению нормативов комплекса ГТО в начальной школе».
Целью работы являлось выявление способов физкультурно-спортивного воспитания для подготовки детей старшего дошкольного возраста к выполнению нормативов комплекса ГТО в начальной школе.
Для реализации цели были решены следующие задачи:
1. проанализированы теоретические аспекты проблемы физкультурно-спортивного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
2. выявлены способы физкультурно-спортивного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ;
3. эмпирически исследовано физкультурно-спортивное воспитание старших дошкольников.
В теоретической части нашего исследования нами были рассмотрены следующие вопросы - понятие физкультурно-спортивного воспитания, всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», психофизиологические особенности старших дошкольников, система физкультурно-спортивного воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Анализ научной педагогической литературы позволил нам сформулировать определение понятия «физкультурно-спортивное воспитание», как целенаправленный, организованный процесс, направленный на формирование физической и общей спортивной культуры личности.
Для осуществления подготовительной работы с детьми к участию в движении ГТО, необходимо расширить воспитательную составляющую системы физкультурного воспитания в ДОУ. В представленной системе воспитательный компонент недостаточно отражает работу по формированию у детей стремления к здоровому образу жизни, ценности здоровья, труда и отдыха.
А также в рамках теоретической главы нашего исследования нами была разработана модель физкультурно-спортивного воспитания детей старшего дошкольного возраста для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО в начальной школе.
В практической части исследования на констатирующем и контрольном этапе было проведено диагностическое тестирование по сдаче нормативов ГТО в соответствии с возрастными нормами. На этапе эксперимента была реализована программа физкультурно-спортивного воспитания детей старшего дошкольного возраста для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО в начальной школе.
Результаты эксперимента показали наличие положительной динамики в освоении испытаний, входящих в нормативы ГТО.
Таким образом, нам удалось подтвердить гипотезу исследования, выдвинутую в его начале. Подготовка к сдаче тестов ГТО в начальной школе будет эффективнее, если в физкультурно-спортивное воспитание старших дошкольников включить развитие интереса у детей к комплексу ГТО через знакомство с историей и современным положением комплекса ГТО, и вовлечь детей в тренировочный процесс по освоению видов испытаний, входящих в нормативы ГТО.
В заключении необходимо отметить, что данная работа имеет практическую значимость. Практическая значимость заключается в том, что разработанная модель и программа физкультурно-спортивного воспитания детей старшего дошкольного возраста для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО в начальной школе могут использоваться в работе дошкольных образовательных учреждений.
1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие [Текст] / И.Е. Аверина. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс,2007.- 144 с.
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо,2015.- 496 с.
3. Акбашев, Т.Ф. Первые шаги в «Педагогику жизни» / Т.Ф. Акбашев. - Издательство ТОО «Вервия», г. Челябинск, 1995 г. - 89 с.
4. Антропова, М.В. Режим для младшего школьника [Текст] / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова. - М.: Вентана - Графф, 2003. - 24 с.
5. Бабенкова, Е.А. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет [Текст] / Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская. - М.: ТЦ Сфера,2009.- 64 с.
6. Борисова, М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. - метод. пособие [Текст] / М.М. Борисова. - Москва: Обруч, 2014. - 256 с.
7. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
8. Буданова, Е.А. Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста к выполнению нормативов ГТО [Текст] / Буданова Е.А., Седых Е.А. // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2016. - Т. 14, № 1. - С. 37-38
9. Вавилова, Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 160 с.
10. Вареник, Е.Н. Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет [Текст] / Е.Н. Вареник. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
11. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. - 510 с.
12. Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие массовой физической культуры в современной России: традиции и перспективы внедрения ВФСК (ГТО)» 6 нояб. 2015 г. [Текст] / отв. ред. В.В. Пономарев. - Красноярск : СибГТУ, 2015. - 177 с.
13. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт,
2016. - 284 с.
14. Гарафетдинова, Ю.А. Оценка физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста к сдаче норм ГТО [Текст] / Гарафетдинова Ю.А., Медведкова Н.И. // Современная наука : теорет. и практ. взгляд : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Тюмень, 15 апр. 2016 г.): в 4 ч. - Тюмень, 2016. - Ч. 2. - С. 147-149
15. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 Кн. для работников дошк. учреждений [Текст] / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленчи. Сост. В. И. Теленчи. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.
16. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. Учреждений
[Текст] / Л.д, Глазырина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.- 272 с.
17. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
18. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.И. Бабаева и др. Сост. и ред..: А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева,
З.А. Михайлова. - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс»,
2010. - 576 с.
19. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник [Текст] / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой . - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 192 с.
20. Карасев, Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры [Текст] / Д.Ю. Карасев // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2013. - №4 (15). - С. 88-91
21. Кипина, О.А. Учебно-воспитательная практика в
дошкольных образовательных учреждениях: учебно¬
методическое пособие [Текст] / О.А. Кипина. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2011. - 100 с.
22. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации: лекции по социологии физической культуры и спорта [Текст] / Л.И. Лубышева. - М., 1996. -Вып.2. - С. 5,10.
23. Лубышева, Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы [Текст] / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 2-7.
24. Мазаева, Л.Ю. Внедрение норм ГТО в ДОУ у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) [Текст] / Мазаева Л.Ю., Повитухина Л.Б. // Образование и наука в современных условиях : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары, 2016. - № 1. - С. 115-116
25. Матвеева, Н.Ю. Ценностный потенциал адаптивной физической культуры [Текст] / Н.Ю. Матвеева, О.В. Ненарокова // Вестн. КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социал. работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - №2. - С. 165-168.
26. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 с.
27. Микляева, Н.В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для вузов [Текст] / Н. В. Микляева ; Ю.В. Микляева. - М. : Академия, 2010. - 208 с.
28. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программае «Детство»: Учебно-методическое пособие [Текст] / науч. Ред.: А.Г. Гогоберидзе. - СПб.:Издательство «Детство-пресс», 2012. - 160 с.
29. Овчинникова, Е.И. Физическая и техническая подготовка дошкольников к выполнению нормативов ГТО [Текст] / Овчинникова Е.И., Малинина Е.О., Алейникова В.В. //Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 16-17 июня 2016 г.): в 2 т. - Иркутск, 2016. - Т. 2. - С. 342-346.
30. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 304 с.
31. Правдов, М.А. Преемственность системы физической подготовки детей в дошкольных организациях и начальной школе в условиях внедрения комплекса ГТО [Текст] / Правдов М.А., Нежкина Н.Н. //Школа XXI века: тенденции и перспективы: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2014 г.). - Чебоксары, 2014. - С. 195-198
32. Правдов, М.А. Физкультурно-образовательное пространство детского сада как условие подготовки детей к сдаче норм комплекса ГТО [Текст] / М.А. Правдов, Л.В. Правдова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары, 2015. - С. 306-308
33. Пушкарева, И.Н. Методика обучения плаванию детей младшего школьного возраста для сдачи норм комплекса ВФСК ГТО [Текст] / Н.И. Пушкарева, Л.Ф. Старцева, К.А. Тычкина // Пед. образование в России. - 2015. - № 12. - С. 271-275
34. Синявский, Н.И. Мониторинг физической подготовки детей дошкольного возраста к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО [Текст] / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, А.А. Камартдинова // Учен. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6. - С. 177-182
35. Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. - М., 2003-2017. - URL: http://festival.1september.ru/articles/576517/(дата обращения: 18.01.2018)
36. Степанов, В.С. Проблемы подготовки детей старшего дошкольного возраста к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО 1 ступени [Текст] / В.С. Степанов, О.В. Балберова, А.Р. Федосеева // Науч.-спортив. вестн. Урала и Сибири. - 2017. - Т. 14, № 2. - С. 56-65
37. Столяров, В.И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): монография [Текст] / В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов. - Саратов, 2012. - 269 с.
38. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст] / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 с.
39. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 7 изд., стер. - М.: Издательский центр «Академии», 2009. - 480 с.
40. Чегодаева, С.Ю. Подвижная игра как значимый компонент в процессе подготовки детей дошкольного возраста к сдаче норм ГТО [Текст] / С.Ю. Чегодаева // Дошк. и нач. шк. образование - развивающее и развивающееся. - 2015. - № 2. - С. 64-66.