Формирование позитивного отношения к семье у младших школьников (Педагогика и психология начального образования, Алтайский государственный педагогический университет)
Исследовательская работа проводилась на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52» г. Барнаула. В исследовании принимали участие 15 младших школьников (учащиеся 1 класса) и их матери.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования позитивного отношения к семье у младших школьников 5
1.1. Сущность понятий отношения, отношения в семье, позитивное отношение к семье 5
1.2. Особенности формирования позитивного отношения к семье у младших школьников 13
1.3. Формы, средства и методы формирования позитивного отношения к семье у младших школьников 21
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования позитивного отношения к семье у младших школьников 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Результаты исследования 32
Заключение 43
Список использованных источников 45
Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного формирования позитивного отношения к семье, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных отношений. Подготовка к жизни молодого поколения приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как формирование позитивных отношений и идеалов семьи, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания всех членов семьи.
Объект исследования: формирование позитивного отношения к семье у младших школьников.
Предмет исследования: особенности формирования позитивного отношения к семье у младших школьников.
Цель исследования: изучить формирование позитивного отношения к семье у младших школьников.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятий отношения, отношения в семье, позитивное отношение к семье;
- раскрыть особенности формирования позитивного отношения к семье у младших школьников;
- проанализировать методы формирования позитивного отношения к семье у младших школьников;
- провести экспериментальное исследования формирование позитивного отношения к семье у младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования. Значимость семьи в становлении личности ребенка (В.Н. Дружинин, A.C.Спиваковская, В.Я. Титаренко, К. Роджерс, и др.), научные представления о развитии личности (А.Г. Асмолов, М.С. Каган, В.Д. Шадриков, E.H. Шиянов) и механизмах изменения семейных отношений с возрастом (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Е.И. Исаев).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы)); методы количественной и качественной обработки данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить формирование позитивного отношения к семье у младших школьников, и выполнить ряд последовательных задач, на основании которых можно сделать следующие выводы.
Семья как социальный институт является объектом пристального внимания ученых гуманитарных наук, поскольку является той микрогруппой, которая обеспечивает социализацию личности. В каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.
Отношение к семье - это сложное в структурном отношения явление, включающее в себя не только актуальную, проявляющуюся в деятельности позицию личности к семье - личностные ценностные предпочтения к семье, которые задают направленность и мотивированность всей человеческой жизни, но и потенциальную (внутреннюю) - потребности, интересы, посредством которых и происходит оценивание, т.е. выявление значимости семьи для отдельной личности или общества в целом. Позитивное отношение к семье рассматривается также как интегративно-личностное и социально-психологическое образование, с развивающимися внешними и внутренними связями, определяющими подготовленность в данной области жизнедеятельности человека, представляющие психологическую готовность к семье и браку, а также определенных знаний и умений.
Стоит отметить, что процесс формирование позитивного отношения к семье у младших школьников реализовывается в разнообразных формах с помощью всевозможных приемов, методов и воспитательных средств. В педагогических источниках понятие форма воспитания имеет значение способа организации процесса воспитания. Формы воспитания демонстрируют взаимоотношения, складываемые между учителем и учениками. Классификация форм воспитания зависит от количества учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работы. Данная классификация является самой распространенной. Так же имеет место быть классификация, зависящая от методов воспитания: словесные, практические и наглядные формы. Так к словесным формам организации воспитательной деятельности относятся: собрания, лекции, диспуты, доклады, сборы, встречи и т.д. К практическим формам можно отнести: экскурсии, походы, спартакиады, конкурсы, олимпиады и.т.п. К наглядным формам воспитания относятся: выставки различных жанров, школьные музеи, тематические стенды и др.
Для исследования формирование позитивного отношения к семье у младших школьников. были использованы следующие методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин, тест-методика Рене Жиля и методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана. Исследование по методике «Тест родительского отношения» позволило выявить, что родители, принимавшие участие в экспериментальной работе по-разному относятся к своим детям: положительное отношение зафиксировано у 47% родителей, нейтральное отношение отмечено у 20% родителей и отрицательное отношение было зафиксировано у 33% родителей. Исследование по методике Рене Жиля показало, что преобладает положительное отношение к родителям. Отцы воспринимаются детьми по сравнению с матерями менее любящими и менее заботливыми. Общая атмосфера в семье в целом благоприятная. Результаты исследования школьников по тесту «Кинетический рисунок семьи»: благоприятная семейная обстановка присутствует в большинстве семей - 7. В 2 семьях у ребенка присутствует тревожность, и в 5 семьях конфликтность. Чувство неполноценности в своей семье также как и очевидная враждебность в семье, ярко выраженно не проявилось ни у одного ребенка. Обнаружена следующая особенность: симптомокомплексы «конфликтность» и «тревожность» выявлены у семей, у которых диагностировались признаки дисгармоничного воспитания.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет / Б.Г. Ананьев. - М: Просвещение, 2014. - 230 с.
2. Бернс, Р.С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Р.С. Бернс, С.Х. Кауфман. - М.: Смысл, 2012. - С. 20-21.
3. Бодалев, А.А. Общение и формирование личности школьника / А.А. Бодалев. - М.: Книга, 2015. - 364 с.
4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2015. - 464 с.
5. Бачева, Е.В. Уроки Семейной любви / Е.В.Бачева // Семейное чтение.- 2014. - №3. - С. 2-39.
6. Безрукова, О.Н. Трансформация семейных ценностей и репродуктивных установок поколения родителей и детей. Проблемы народонаселения в зеркале истории. Шестые Валентеевские чтения. Сборник докладов /О.Н. Безрукова // Под редакцией В.В. Елизарова, И.А. Троицкой. М., МАКС Пресс, 2015. - 167 с.
7. Волжина, О. И. Семья как социокультурная ценность / О.И. Волжина. М.: Наука, 2015. - 45 с.
8. Деркач, А. А. Акмеологический словарь / А. А. Деркач М.: Изд-во РАГС, 2004. -490 с.
9. Волжина, О. И. Семья как социокультурная ценность.../О.И. Волжина// М.,2001.С. 29- 45
10. Зритнева, Е. В. Воспитание будущего семьянина в современной России: дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Е.И. Зритнева - Ставрополь, 2016 - 465 с.
11. Колмогорова, Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся / Л.С. Колмогорова: дис. ... д-ра психол. наук. - М.: Просвещение, 2011. - 471 c.
12. Карцева, Я В. Российская семья на рубеже двух веков / Я В. Карцева, Казань 2014. - 220 с.
13. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д.Бокум. М: Просвещение, 2014. -100 с.
14. Лубовский, Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика / Д.В. Лубовский. - М.: Наука, 2012. -154 с.
15. Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического исследования / В.С. Мерлин. - Пермь, 2010. - С. 5-19.
16. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. - 151 с.
17. Матвеева М.А. Проблема детско-родительских отношений в современной психолого-педагогической литературе / М.А. Матвеева // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 10-2. - С. 141-144.
18. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высшей педагогических учебных заведений: ВЗКН: Кн.3; Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. - М: Просвещение: ВЛАДОС,2015. - 512с.
19. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: МГППУ, 2016. - 460 с.
20. Осницкий, А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «фильмтеста» Рене Жиля / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 55-62.
21. Панферов, В.Н. Психология человека / В.Н. Панферов, - СПб: Издательство В. А. Михайлова, 2016. - 159с.
22. Пархоменко, Н.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: / Н.А. Пархоменко //дис. … канд. пед.наук. 13.00.01 - Курск: 2012. -140 с.
23. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Рена, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер Ком, 2015. - 416 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Сознание человека // С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии: в 3 т. Т. 2. Гл. 6. - М.: Педагогика, 2014. - С. 156-192.
25. Рогова, А.М. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодежи / А.М. Рогова // Современные проблемы образования и науки. -2017. - № 1. - С. 66-69.
26. Смирнова, Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 5-13.
27. Торохтий, В.С. Психологическое здоровье семьи / В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова. - М.:КАРО, 2013. - 160 с.
28. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко- М.: Мысль, 2017. - 351 с.
29. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2014. - № 1(26). - С. 45.
30. Холодкова, О.Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников / О.Г. Холодкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9. - С. 76-78.
31. Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография / О.Г. Холодкова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 167 с
32. Щуркова, Н.Е. Как воспитать жизнеспособность школьника / Н.Е. Щуркова // Социальная педагогика.- 2013. - №5. - С. 27-37.
33. Эйдемиллер, Э.Г. Детско-родительские отношения в подростковом возрасте / Э.Г. Эйдемиллер // Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М.: Когито-Центр, 2013. - С. 126-136.