Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование позитивного отношения к семье у младших школьников (Педагогика и психология начального образования, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №59560

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2018
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
288
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Исследовательская работа проводилась на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52» г. Барнаула. В исследовании принимали участие 15 младших школьников (учащиеся 1 класса) и их матери.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования позитивного отношения к семье у младших школьников 5
1.1. Сущность понятий отношения, отношения в семье, позитивное отношение к семье 5
1.2. Особенности формирования позитивного отношения к семье у младших школьников 13
1.3. Формы, средства и методы формирования позитивного отношения к семье у младших школьников 21
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования позитивного отношения к семье у младших школьников 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Результаты исследования 32
Заключение 43
Список использованных источников 45


Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного формирования позитивного отношения к семье, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных отношений. Подготовка к жизни молодого поколения приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как формирование позитивных отношений и идеалов семьи, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания всех членов семьи.
Объект исследования: формирование позитивного отношения к семье у младших школьников.
Предмет исследования: особенности формирования позитивного отношения к семье у младших школьников.
Цель исследования: изучить формирование позитивного отношения к семье у младших школьников.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятий отношения, отношения в семье, позитивное отношение к семье;
- раскрыть особенности формирования позитивного отношения к семье у младших школьников;
- проанализировать методы формирования позитивного отношения к семье у младших школьников;
- провести экспериментальное исследования формирование позитивного отношения к семье у младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования. Значимость семьи в становлении личности ребенка (В.Н. Дружинин, A.C.Спиваковская, В.Я. Титаренко, К. Роджерс, и др.), научные представления о развитии личности (А.Г. Асмолов, М.С. Каган, В.Д. Шадриков, E.H. Шиянов) и механизмах изменения семейных отношений с возрастом (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Е.И. Исаев).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы)); методы количественной и качественной обработки данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить формирование позитивного отношения к семье у младших школьников, и выполнить ряд последовательных задач, на основании которых можно сделать следующие выводы.
Семья как социальный институт является объектом пристального внимания ученых гуманитарных наук, поскольку является той микрогруппой, которая обеспечивает социализацию личности. В каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.
Отношение к семье - это сложное в структурном отношения явление, включающее в себя не только актуальную, проявляющуюся в деятельности позицию личности к семье - личностные ценностные предпочтения к семье, которые задают направленность и мотивированность всей человеческой жизни, но и потенциальную (внутреннюю) - потребности, интересы, посредством которых и происходит оценивание, т.е. выявление значимости семьи для отдельной личности или общества в целом. Позитивное отношение к семье рассматривается также как интегративно-личностное и социально-психологическое образование, с развивающимися внешними и внутренними связями, определяющими подготовленность в данной области жизнедеятельности человека, представляющие психологическую готовность к семье и браку, а также определенных знаний и умений.
Стоит отметить, что процесс формирование позитивного отношения к семье у младших школьников реализовывается в разнообразных формах с помощью всевозможных приемов, методов и воспитательных средств. В педагогических источниках понятие форма воспитания имеет значение способа организации процесса воспитания. Формы воспитания демонстрируют взаимоотношения, складываемые между учителем и учениками. Классификация форм воспитания зависит от количества учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работы. Данная классификация является самой распространенной. Так же имеет место быть классификация, зависящая от методов воспитания: словесные, практические и наглядные формы. Так к словесным формам организации воспитательной деятельности относятся: собрания, лекции, диспуты, доклады, сборы, встречи и т.д. К практическим формам можно отнести: экскурсии, походы, спартакиады, конкурсы, олимпиады и.т.п. К наглядным формам воспитания относятся: выставки различных жанров, школьные музеи, тематические стенды и др.
Для исследования формирование позитивного отношения к семье у младших школьников. были использованы следующие методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин, тест-методика Рене Жиля и методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана. Исследование по методике «Тест родительского отношения» позволило выявить, что родители, принимавшие участие в экспериментальной работе по-разному относятся к своим детям: положительное отношение зафиксировано у 47% родителей, нейтральное отношение отмечено у 20% родителей и отрицательное отношение было зафиксировано у 33% родителей. Исследование по методике Рене Жиля показало, что преобладает положительное отношение к родителям. Отцы воспринимаются детьми по сравнению с матерями менее любящими и менее заботливыми. Общая атмосфера в семье в целом благоприятная. Результаты исследования школьников по тесту «Кинетический рисунок семьи»: благоприятная семейная обстановка присутствует в большинстве семей - 7. В 2 семьях у ребенка присутствует тревожность, и в 5 семьях конфликтность. Чувство неполноценности в своей семье также как и очевидная враждебность в семье, ярко выраженно не проявилось ни у одного ребенка. Обнаружена следующая особенность: симптомокомплексы «конфликтность» и «тревожность» выявлены у семей, у которых диагностировались признаки дисгармоничного воспитания.



1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет / Б.Г. Ананьев. - М: Просвещение, 2014. - 230 с.
2. Бернс, Р.С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Р.С. Бернс, С.Х. Кауфман. - М.: Смысл, 2012. - С. 20-21.
3. Бодалев, А.А. Общение и формирование личности школьника / А.А. Бодалев. - М.: Книга, 2015. - 364 с.
4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2015. - 464 с.
5. Бачева, Е.В. Уроки Семейной любви / Е.В.Бачева // Семейное чтение.- 2014. - №3. - С. 2-39.
6. Безрукова, О.Н. Трансформация семейных ценностей и репродуктивных установок поколения родителей и детей. Проблемы народонаселения в зеркале истории. Шестые Валентеевские чтения. Сборник докладов /О.Н. Безрукова // Под редакцией В.В. Елизарова, И.А. Троицкой. М., МАКС Пресс, 2015. - 167 с.
7. Волжина, О. И. Семья как социокультурная ценность / О.И. Волжина. М.: Наука, 2015. - 45 с.
8. Деркач, А. А. Акмеологический словарь / А. А. Деркач М.: Изд-во РАГС, 2004. -490 с.
9. Волжина, О. И. Семья как социокультурная ценность.../О.И. Волжина// М.,2001.С. 29- 45
10. Зритнева, Е. В. Воспитание будущего семьянина в современной России: дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Е.И. Зритнева - Ставрополь, 2016 - 465 с.
11. Колмогорова, Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся / Л.С. Колмогорова: дис. ... д-ра психол. наук. - М.: Просвещение, 2011. - 471 c.
12. Карцева, Я В. Российская семья на рубеже двух веков / Я В. Карцева, Казань 2014. - 220 с.
13. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д.Бокум. М: Просвещение, 2014. -100 с.
14. Лубовский, Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика / Д.В. Лубовский. - М.: Наука, 2012. -154 с.
15. Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического исследования / В.С. Мерлин. - Пермь, 2010. - С. 5-19.
16. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. - 151 с.
17. Матвеева М.А. Проблема детско-родительских отношений в современной психолого-педагогической литературе / М.А. Матвеева // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 10-2. - С. 141-144.
18. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высшей педагогических учебных заведений: ВЗКН: Кн.3; Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. - М: Просвещение: ВЛАДОС,2015. - 512с.
19. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: МГППУ, 2016. - 460 с.
20. Осницкий, А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «фильмтеста» Рене Жиля / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 55-62.
21. Панферов, В.Н. Психология человека / В.Н. Панферов, - СПб: Издательство В. А. Михайлова, 2016. - 159с.
22. Пархоменко, Н.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: / Н.А. Пархоменко //дис. … канд. пед.наук. 13.00.01 - Курск: 2012. -140 с.
23. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Рена, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер Ком, 2015. - 416 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Сознание человека // С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии: в 3 т. Т. 2. Гл. 6. - М.: Педагогика, 2014. - С. 156-192.
25. Рогова, А.М. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодежи / А.М. Рогова // Современные проблемы образования и науки. -2017. - № 1. - С. 66-69.
26. Смирнова, Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 5-13.
27. Торохтий, В.С. Психологическое здоровье семьи / В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова. - М.:КАРО, 2013. - 160 с.
28. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко- М.: Мысль, 2017. - 351 с.
29. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2014. - № 1(26). - С. 45.
30. Холодкова, О.Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников / О.Г. Холодкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9. - С. 76-78.
31. Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография / О.Г. Холодкова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 167 с
32. Щуркова, Н.Е. Как воспитать жизнеспособность школьника / Н.Е. Щуркова // Социальная педагогика.- 2013. - №5. - С. 27-37.
33. Эйдемиллер, Э.Г. Детско-родительские отношения в подростковом возрасте / Э.Г. Эйдемиллер // Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М.: Когито-Центр, 2013. - С. 126-136.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ